История Арбата

Арбат (или «рабад») на арабском языке означало предместье, пригород. Раньше так называлась не отдельная улица, а целый район. По Арбату пятьсот лет назад шла дорога на Смоленск. Но окружающая местность была застроена еще раньше. Название пошло, вероятно, от купцов, ведших торговлю с Востоком или же от самих восточных гостей. Так, крымские татары со своими торговыми караванами переправлялись через Москву-реку обычно у Крымского брода, выходили на нынешнее Садовое кольцо и двигались по линии Зубовского и Смоленского бульваров. Там, где сейчас высотное здание МИДа, они сворачивали на Смоленскую дорогу, часть которой занимает сегодняшний Арбат, и направлялись к Кремлю. А на Смоленской дороге, у городской стены, было главное становище, где путешественники отдыхали, приводили в порядок себя и товары перед тем, как войти в город. Возможно, купцы и нарекли эту местность «рабадом» (поселение с внешней стороны стены, выселки).

История Арбата

Во второй половине XVIII в. дворяне вытеснили с Арбата купцов и ремесленников, тогда район и улица получили аристократический лоск и барскую сонливость. В 1812 г. Арбат, как и многие другие улицы Москвы, выгорел. Однако быстро восстановился, сохранив прежний контингент жителей.

В 1860-х годах, после отмены крепостного права, на дворянский Арбат начала посягать московская буржуазия: улица стала связующим звеном с Дорогомиловым, откуда начиналась дорога на Смоленск. Сонный Арбат превращается в бойкую, деловитую улицу, усыпанную магазинами. В 1900 г. построили Киево-Воронежский железнодорожный вокзал, от которого еще более потянулось торгового люда. Несколько слов об Арбатской площади. Она образовалась там, где дороги в Смоленск и Новгород пересекались со стеной Белого города.

В 1439 г. здесь были разгромлены и обращены в бегство войска казанского хана Улу Мухаммеда, а в 1611 г. - отряд польско-литовских интервентов под командованием Новодворского. В августе 1612 г. у Арбатских ворот на защиту Москвы стал с войском князь Д.М. Пожарский. В XIX в. Арбатская площадь представляла собой «небольшой пятачок, по которому изредка проедет водовоз на бочке, пройдет пирожник, калашная…» (Л.Н. Толстой «Отрочество»). Еще в 1840-х годах площадь утопала в грязи. Нередко можно было видеть, как бились лошади, вывозя из непролазной каши тяжелую карету или колымагу. Тогда еще через площадь протекал бурный ручей Черторый. Позже, конечно, площадь выровняли и вымостили, ручей убрали в трубу.

23 ноября 1909 г. на площади А.А. Ханжонковым был открыт кинотеатр «Художественный». В 1912-1913 гг. здание радикально перестроил арх. Ф.О. Шехтель. В октябрьские дни 1917 г. кинотеатр оказался занят юнкерами. Здесь проводилась запись в белую гвардию и содержались пленные красногвардейцы. Затем большевики выбили юнкеров из кинотеатра, освободив своих товарищей. Рядом справа стоял крытый Арбатский рынок, построенный в 1932 г. А рядом в 1935 г. вырос вестибюль станции метро «Арбатская» (арх. Л.С. Теплицкий). Арбатский рынок в 1941 г. разрушила фашистская бомба.

История Арбата, История улицы Арбат, интересная москва, интересные места в москве, история москвы, сайт москвы, адреса москвы