Большой мост через овраг в Царицыно
Большой мост через овраг в Царицыно
Большой мост через овраг в Царицыно
Большой мост через овраг в Царицыно
Большой мост через овраг в Царицыно
Большой мост через овраг в Царицыно
Большой мост через овраг в Царицыно
Большой мост через овраг в Царицыно
Большой мост через овраг в Царицыно

Перетащите человечка в правом нижнем углу карты на нужный участок, чтобы перейти в режим просмотра улиц.

Большой мост через овраг в Царицыно

Большой мост через овраг (1778, 1784-1785) должен был стать парадным въездом в резиденцию Екатерины II со стороны Большой Каширской дороги. С него начиналась «Березовая перспектива», ведущая к дворцам императрицы; на подходе к мосту открывался один из лучших видов на архитектурный ансамбль. И сегодня можно полюбоваться панорамой, включающей главный фасад Большого дворца, Хлебный дом, церковь и стоящие по краю оврага три павильона.

Из построенных и дошедших до нас сооружений Баженова в Царицыне Мост через овраг - одно из наиболее грандиозных и репрезентативных. Устройство для него фундамента потребовало больших усилий. Архитектор сообщал, что, когда в 1778 году начали «рыть ров сырой» под мост, «... то и открылось множество ключей, которыя принудили меня вынуть землю... а потом бить сваи, коих уже и набито более двух тысяч». «Мост через ров», спрямляющий путь над глубоким широким оврагом, был сооружен «из хорошевского крепкого камня» и кирпича в 1784 году, за исключением парапета, который Баженов не успел построить. (Парапет был сделан в 1808 году.) Таким образом, была архитектурно закреплена граница ансамбля, и нарядный многоарочный фасад Большого моста завершил береговую панораму. Московский главнокомандующий Я.А. Брюс, посетивший Царицыно в ноябре 1784года, в письме Екатерине II выразил свое восхищение строящейся резиденцией, а о мосте упомянул, что «акедюк имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего Величества и напоминает век Древнего Рима».

Монументальные акведуки и виадуки, античные сооружения, которые Баженов видел в Италии, бесспорно, вдохновляли архитектора. Вместе с тем в царицынской постройке в равной степени отразились впечатления от готических древностей. Три центральные арки имеют стрельчатую форму, подобно порталу готического собора. Высокие пучки колонок между ними, увенчанные короной из кронштейнов, и массивный карниз передают элементы архитектурного декора интерьеров романских и готических храмов. По краям моста группируются сквозные круглые отверстия. Они облегчают конструкцию, позволяя дополнительно украсить фасад ажурными розеттами с крестообразным и лучистым белокаменным рисунком, отчасти напоминающими круглые романские и готические окна-«розы». Рядом по склонам оврага толщу моста прорезают полукруглые арки, окаймленные прямыми и волнистыми лучами, отчего обращенные на восток и на запад арочные проемы рождают поэтические ассоциации с восходящим или заходящим солнцем.

В фасадной композиции эффектно соединены крупные и мелкие, прорезные и накладные, округлые и плоскостные элементы, часто неожиданные по своим сочетаниям. Все конструктивные части постройки словно затканы декоративным узором: стрельчатые арки выделены валиками, полукруглые - лучами, круглые отверстия закрыты ажурными лепестковыми крестами или лучистыми розеттами, под карнизом идет зигзаг-бегунок. Свободная поверхность заполнена крупными перекрещенными квадратами и усыпана мелкими ромбами и дисками, представляющими собой солярные знаки и другие древние земледельческие символы. Большой мост через овраг отреставрирован в 1987-1992 годах.

Москва, ул. Дольская, 1
Пожалуйста, сообщите нам, если место уже не актуально или имеет неточное описание!