Атмосфера мест

Гидроузел Куйбышева

Поселок за годы своего существования носил названия – Истрастрой, плотина им. Куйбышева, теперь посёлок Гидроузла им. Куйбышева.

  • Гидроузел Куйбышева
  • Гидроузел Куйбышева
  • Гидроузел Куйбышева
  • Гидроузел Куйбышева
  • Гидроузел Куйбышева

История посёлка начинается со строительства канала от Волги к р.Москве. В сер.1932г. сообщалось, что канал Москва-Волга должен быть построен к ноябрю 1934г. Плотину на Истре около Бужарова предполагалось закончить к осени 1933г. С тем, чтобы весенние воды использовать для заполнения водохранилища. Но, после канал стали строить в другом месте и Истринскому водохранилищу была отведена роль водного резервуара. А Истринское водохранилище стало одной из составляющих частей канала им. Москвы со всеми вытекающими отсюда особенностями - строили каналоармейцы Дмитлага. Тяжело, страшно, бесчеловечно. Многое, да, наверное, почти всё, делалось вручную. Погибло огромное количество людей. Да и в Великую Отечественную история обошлась с поселком и её обитателями неласково.

Истринское водохранилище весной поднимается до 170 м над уровнем моря. Канал, соединяющий Волгу с Москвой-рекой задумывался давно, еще Петром 1. Начали строить с 1825 г. Предполагалось построить 36 шлюзов размером длиной 85, шириной 15, глубиной 5,5 фунта. Длина каналов - 57 верст. 13 шлюзов были построены. Во многих местах река Истра и река Сестра были спрямлены. Работы шли до начала строительства Николаевской дороги. А потом остановились. В советское время был составлен подобный проект.

Совнарком СССР принял постановление о прокладке канала (Волга-Москва) 1 июня 1932 года. Еще раньше, в 1929 году, начались работы на Истринском гидроузле. Вел их трест Москвострой – по немецкому проекту и при консультационной поддержке фирмы Сименс-Бау-Унион. К концу 1932 года темпы москвостроевцев признали недостаточными, от немецкого проекта отказались, а все дела передали от Наркомвода ОГПУ (с 1934 года – НКВД), где к тому времени уже имелись квалифицированные инженерно-технические и административные кадры с богатым гидротехническим опытом, приобретенным на Беломорско-Балтийском канале. Оттуда и прибыли на новую стройку ее руководители, часть специалистов и рабочих-заключенных. Строительство Истринской плотины продолжалось 18 месяцев и закончено 05.11.34, однако отдельный Истринский участок МВС ликвидирован 20.01.36. В 1936 г. на Истринской плотине была пущена ГЭС на двух турбинах. Она стала второй в СССР ГЭС, основанной на советском автоматическом оборудовании. Успешно работают турбины и сейчас - одна советская, другая шведская.

Строительство было тяжелым. Сохранились такие воспоминания старожила Истры Людмилы Ивановны Каралюнец. В начале 30-х г.г. выше города начали строить Истринскую плотину, была создана для этого организация Истрастрой, а местная газета была переименована из Воскресенских известий в Истринскую стройку. При строительстве стали сносить деревни, которым грозило затопление (Пятница-Берендеево, Лопотово, Васильки и другие), их жители стали переселяться в город. Истра стала расти, в ней появились новые улицы - Рябкина, Шнырева, 25-летия Октября. Возводили плотину заключенные, много было среди них украинцев. Украинцы были неважные работники, продразверстку не выполняли. Лагерь с деревянными бараками, в котором находились тысячи зэков, был в Бужарово (я в это время работала там в сберкассе и выдавала рабочим деньги). Часто заключенные убегали, тогда охрана НКВД начинала прочесывать окрестные леса (один раз я сама нарвалась в лесу на военных с оружием). От станции Ново-Иерусалимская к Бужарово была проложена узкоколейка, по ней ходил рабочий поезд с паровозом. Вначале плотину стали строить возле дер. Бабкино (усадьба, в которой жил Чехов, к этому времени уже сгорела). Стали выбирать грунт, но место здесь оказалось неудачное, и плотину решили строить выше, по течению реки, возле дер. Раково, где она и стоит сейчас.

Бараки и стали местом современного поселка. После завершения строительства плотины (ноябрь 1934), началось возведение настоящих домов, но делалось это спешно, строительным материалом явились те же бараки с балками, зараженными грибком. Первое время работники плотины не имели водопровода и вынуждены были пить неочищенную воду. В то же время руководство треста «Мосводопровод» превратило плотину в подобие своего дома отдыха, поблизости отремонтировали отдельный дом под дачу директора треста Штейнберга.

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1932 год. А пока не было узкоколейки, ставили каналоармейцев в цепь от кирпичного завода в Новоиерусалиме до плотины и передавали по кирпичу. Скорее всего, узкоколейная железная дорога предназначалась для подвоза строительных материалов и техники к месту строительства Истринского гидроузла. Узкоколейная железная дорога после строительства была полностью разобрана. Сейчас по этим местам идёт автомобильная дорога.

Между рекой и водоотводом имеется насыпанный вручную каналоармейцами треугольный остров, который местные жители называют «садик Хрущева». Говорят, он сюда приезжал в 1962г. Местные жители утверждают, что существуют много захоронений репрессированных от Ново-Иерусалима до д. Ламишино. На месте спортивного поля бывшего детского лагеря отдыха Восход и сейчас просматриваются неровности на месте могил умерших каналоармейцев. На одном из форумов есть воспоминания строителей труб через реку - много костей пришлось разгребать. Холм, на котором стоит сам посёлок, также насыпной. Об этом говорит его конфигурация – от бывшего лагеря Восхода до Лесной школы. Можно только предположить сколько человек здесь работало и сколько погибло во время работ. А еще рассказывают, как перемещали от Новоиерусалима 2000 каналоармейцев. В районе д. Никулино оставили их на ночь. Поднялись наутро только 3 человека. Это было на ноябрьские праздники.

Сергей Удалов

Артур
30.08.2019 12:55
там даже на фотках виден забор вокруг гидроузла) такие объекты всегда охраняемые, и просто так не пройдешь погулятиь

Все поля обязательны для заполнения




  

Гидроузел Куйбышева, плотина, поселок гидроузла имени Куйбышева адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда