Атмосфера мест
Сегодня 04.07.20 в Москве 21°, восход солнца в 03:50, закат в 21:17

Церковь Введения во храм Божией Матери

Село Чанки (или, как его называли в старину, Чаянка) получило название, вероятно, от р. Чаянки. В писцовых книгах XVI в. записано: «В Большом же стану вотчина владыки коломенского... за Москвою рекою село Чаянка, а в нём церковь Введение Пречистые Богородицы, древяна, клецки» Во владении коломенских епископов село оставалось до 1764 г., до секуляризации монастырских и архиерейских населённых вотчин. Село стало казённым. Издавна стоявшая здесь деревянная церковь сгорела весною 1817 г.

Описание


В с. Чанках пожар уничтожил деревянную церковь Введения Пресвятой Богородицы вместе со всей церковной утварью и документами, хранившимися в ризнице. Осталась только каменная колокольня, стоявшая отдельно от деревянной церкви.

Крестьяне решили строить новый каменный храм. 2 апреля 1817 г. они написали прошение управляющему Московской митрополией высокопреосвященнейшему Августину, архиепископу Дмитровскому, предоставив план новой церкви: «Просим вновь нам каменную церковь в селе Чанках на месте сгоревшей, по означенному плану построить дозволить, а при том приказать дать нам книгу для сбору на построение новой церкви, потому как все церковные суммы сгорели вместе с церковью».

Прошение от имени всего прихода было подано церковным старостой Василием Тимофеевым, крестьянином с. Чанок, мирским старостой Василием Артемьевым и представителями крепостных помещика Левашова, бурмистром Миняем Ивановым и старостами сельца Хорошова и д. Амеревой Денисом Перфильевым и Миняем Лукьяновым. Практически все руководители крестьянской общины, как помещичьи, так и казённые, были неграмотны. Во всех документах, требовавших подписи, указывалось, что за них кто-либо из грамотных односельчан «руку приложил».

В архивном деле сохранилось описание прихода церкви с. Чанок того времени, в справке из Московской Духовной консистории перед этим в последний раз сведения подавались в 1813 г. В нём было указано: «Приходских дворов 230, в том числе и священноцерковнослужительских 4 двора, в тех дворах мужеска пола 356, женска пола 337. Оный приход генерала Павла Артемьевича Левашова и экономического ведомства».

Прошение было рассмотрено и 30 апреля от архиепископа Дмитровского Августина дана была им храмоздательная грамота: «Божией Милостию! Просили нас, Коломенской округи Парфеньевской волости, села Чанок, церкви Введения Пресвятой Богородицы прихожане, о дозволении им, вместо сгоревшей, минувшего марта 1-го числа, в показанном селе Чанках, деревянной церкви, построить вновь каменную, в том наименовании, на предназначенном месте, своим коштом. Как по учиненой в Московской Духовной Консистории справке препятствия тому не оказалось, то сего ради и благословили мы приходским людям построить в означенном селе Чанках, вместо сгоревшей, новую церковь Введения Пресвятой Богородицы, каменным зданием, алтарём на восток, по подобию прочих святых церквей, доброй и благопристойной архитектурою, по апробированному нами плану. Престол поставить в указанную меру: в вышину аршина и шести вершков и со доскою, также и жертвенника, а шириною и длинною, по мере алтаря. И по построении убрать церковь святыми иконами и прочим церковным благолепием. А когда построена и всем приличествующим удовольствована будет, тогда просить нас и о освящении оной. С приобщением именного реестра церковной утвари, яко то: ризнице; сосудам и прочему к отправлению священнослужения принадлежащим вещам, о чем им, приходским людям сия наша архиерейская грамота храмоздательная в царствующем граде Москве дана апреля 30 дня 1817 года».

К осени 1820 г. была построена каменная церковь. Она была снабжена всем необходимым для богослужения: священные сосуды серебряные с позолотой внутри, водосвятная чаша - медная лужёная, купель-деревянная. В приходе насчитывалось до 1300 душ мужского пола, но богатых не было. Церковь долго не ремонтировалась.

Наконец в 1883 г., 20 февраля, открылось приходское попечительство для исправления храма. За 10 лет собрали 4500 рублей.

Причт церковный издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря, в конце XIX в. - из священника, диакона и псаломщика.

В 1882 г. к церкви с. Чанки переведён священник Василий Петрович Зернов (род. 1839 г.). Он родился в Москве, был сыном служащего в ведомстве Московской Синодальной типографии, в 1862 г. окончил Вифанскую семинарию по 2-му разряду.

В 1864 г. произведён во диакона к Ильинской церкви с. Васильевское-Скурыгино Подольского уезда (ныне в Чеховском районе).

В 1870 г. рукоположен во священника к Благовещенской церкви с. Бибирево Московского уезда (ныне в границах Москвы).

В 1882 г. переведён в с. Чанки.

В 1884 г. утверждён законоучителем в Хорошевском земском училище, в 1887 г. - в Чанском земском училище.

С 1888 г. вёл воскресные и праздничные собеседования в своём приходе. У о. Василия и его жены Марии Степановны было пятеро детей: Сергей (учитель в Старо-Голутвинской монастырской церковно-приходской школе), Дмитрий, Елизавета, Степан, Любовь.

В 1897 г. диаконом в храме с. Чанок был Евгений Васильевич Орлов, псаломщиком - Николай Иванович Алексинский.

Церкви принадлежали деревянная сторожка и сарай.

В 1915 г. был построен дом для священника, в 1903 г. для диакона, в 1912 г. для псаломщика. В церковной библиотеке находилось 80 книг. К церкви были приписаны две часовни: каменная, построенная в 1864 г. в д. Хорошово, и деревянная - в д. Амерево. Церковная школа помещалась в доме Бобренёва монастыря. В приходе церкви были три земские школы: в с. Чанках (с 1887), д. Хорошово (с 1884), и д. Амерево (с 1898).

С 1914 г. церковным старостой был избран крестьянин Фёдор Андреевич Самойлин (в 1916 г. ему был 61 год).

В 1913 г. к Введенской церкви с. Чанок был рукоположен во священника Пётр Степанович Третьяков (в 1916 г. ему было 35 лет), сын священника. Он окончил Дровнинскую Духовно-учительскую семинарию в Гжатском уезде Смоленской губернии (ныне в Можайском районе Московской области).

В 1900 г. назначен учителем церковноприходской школы с. Иславского Звенигородского уезда.

В 1902 г. переведён в Аббакумовскую второклассную школу Верейского уезда. Прослушал курсы для учителей второклассных школ при Харьковской семинарии (в 1902 г.).

В 1902 г. переведён в Чашниковскую образцовую школу Московского уезда, с того же времени состоял учителем пения и регентом в Чашниковской второклассной школе, в которой в 1904 г. назначен учителем, а в 1906 г., временно, исполняющим обязанности заведующего, в 1907 г. старшим учителем.

В 1911 г. награждён серебряной медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие» по народному образованию.

В 1913 г. рукоположен во священника к храму с. Чанок, в том же году назначен законоучителем в Бобренёвской церковноприходской школе и Чанском земском училище, с 1914 г. о. Пётр -законоучитель в Хорошёвском земском училище.

В 1915 г. в праздник Воздвижения Честного Креста Господня был освящён обновлённый Введенский храм с. Чанки. Литургию в этот день совершал настоятель Бобренёвского монастыря игумен Филарет, в сослужении благочинного 6-го округа о. Н.С. Платонова, настоятеля храма с. Чанок о. Петра Третьякова, местного диакона Е. Друганова и иеродиакона Бобренёвского монастыря Игнатия. В доме о. Петра церковному старосте чанковского храма Ф.А. Самойлину прихожане в знак расположения и признательности поднесли образ Спасителя.

В 1916 г. о. Пётр Третьяков награждён благословением Святейшего Синода с грамотой. У о. Петра и его жены Александры Павловны было трое детей: Константин, Галина и Евгений. Отцу Петру сослужили диакон Евгений Алексеевич Друганов (28 лет), псаломщик Владимир Васильевич Рождественский (25 лет).

С 1933 по 1935 г. в Введенском храме с. Чанки служил священник Андрей Владимирович Шершнев (1869-1937).

Он родился в с. Нижнее Маслово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. В 1882 г. уехал в Петербург, где работал половым в трактире, заочно обучался в учительской семинарии и занимался самообразованием.

В 1890 г. уехал в Киевскую губернию, и был принят на работу учителем в школу грамотности.

В 1898 г. вернулся на родину и до 1921 г. преподавал в школах.

В 1920 г. он заболел, жил на иждивении сына в с. Пронюхлово (Зарайский район). В храме села он одно время, как любитель пения, исполнял обязанности псаломщика.

В 1931 г. Андрей Владимирович Шершнев был рукоположен во священника к Благовещенскому храму с. Степановское Бронницкого района Московской области.

В 1932 г. переведён в Троицкую церковь с. Озерок Коломенского района, в 1933 г. в храм с. Чанки, в 1935 г. снова в с. Озерки. 27 ноября 1937 г. о. Андрей был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, которую якобы проводил в домах верующих, где совершал молебны. 8 декабря того же года о. Андрей расстрелян.

Здание церкви с. Чанки и колокольня взорваны в 1960-х гг., осталось только помещение трапезной. Но и уцелевшей части храма грозило уничтожение. 2 декабря 1969 г. исполкомом Мособлсовета было принято решение: «Обязать исполкомы райгорсоветов не позднее 1 июля 1970 г. снести указанные сооружения с последующим благоустройством их территорий».

Далее в списке из 15 церковных зданий под № 3 стояла «церковь в с. Чанки Коломенского района. Но Божья воля была сохранить храм, и решение исполкома не выполнили.

Храм был возвращён верующим, сохранившаяся его часть была приспособлена для совершения богослужений.

На половине пути из Чанок в Парфентьево стоит д. Амерево. В д. Амерево Парфентьевской волости, в 1916 г. была построена большая каменная часовня, разрушенная в советское время.

Гостиница Аструс Москва

Московская обл., с. Чанки

Отзывы

Прокомментируйте первым...

Я не робот

Отслеживать комментарии в этой статье