Атмосфера мест
Сегодня 22.10.21 в Москве 12°, восход солнца в 07:13, закат в 17:14
Получай уведомления о новых публикациях на канале PlacesMoscow
Храмы Москвы и Московской области

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в селе Кривцы

В документах с. Кривцы, что на речке Свинке (тогда оно называлось Кривцево), впервые упоминается в духовной грамоте великой княгини Софьи Витовтовны. Она завещала его внуку, князю Дмитровскому Юрию Васильевичу.

Описание


Он завещал своему брату Борису. В XVI в. селом владели Бакшей Болдачеев, после него Василий Белаго. Уже тогда упоминается деревянная церковь Великомученика Феодора Стратилата. В первой половине XVII в. село принадлежало князю Фёдору Ивановичу Морткину (1627-1690). Потомки князей Ярославских - князья Морткины в XVII в. не имели большого значения в русской истории, не поднимаясь выше стольников и дворян московских.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери была построена в 1708 г. воеводой, князем Михаилом Андреевичем Волконским (ум. 1709). Большую часть своей жизни князь провел воеводой в пограничных городах, в 1669 г. -воевода в Путивле, стольник с 1678 г., окольничий в 1693 г., в 1697 г. - воевода на Тереке, в 1708 г. - в Ряжске. Князю Михаилу Андреевичу наследовал сын, князь Михаил Михайлович Волконский (ум. 1758). В 1760-х гг. селом владел внук Михаила Андреевича, действительный статский советник, князь Петр Михайлович Волконский. В это время в Кривцах были два деревянных помещичьих дома, два сада с «плодовитыми деревьями».

У князя Петра Михайловича был сын, князь Михаил Петрович Волконский (ум. 1845), не оставивший потомства.

В 1852 г. село принадлежало тайной советнице Ольге Николаевне Талызиной (1803-1882), младшая дочь графа Николая Александровича Зубова и знаменитой «Суворочки», была внучка самого Суворова. Ольга Николаевна росла в Москве тихо и уединенно, её мать Наталья Александровна, уклонялась от светской жизни, и воспитывала сыновей и дочерей своих в духе простоты и благочестия. Зимой москвичи ежедневно могли видеть, как дочери «Суворочки», три графини Зубовы, отгребали лопатами у себя на дворе снег. Но пришла пора вывозить в свет дочерей.

Талызина «взялись сватать» графиня Бобринская и А. М. Гедеонов с женой. Затем, 9 Января 1824 г. было уже обручение, а 11 апреля (по старому стилю) того же года, на Красную Горку - свадьба. Посажёным отцом был Московский вельможа С. С. Апраксин, присутствовал сам князь Д. В. Голицын, венчались в домовой церкви князя С.М. Голицына, на Пречистенке. Молодые поселились сначала на Кисловке, в доме Колокольцова, а потом - в своем доме, против Александровского сада. Семья вышла благословенная: жили душа в душу. Все дети выросли людьми редкого сердца и высокой честности и прямоты. Ольга Николаевна не только была истинная мать и воспитательница своих детей, но и энергическая деятельница в деле общественной благотворительности. Она 14 лет состояла председательницей Дамского попечительства о бедных в Москве (Общество 1857 г.).

После открытия Московского Мариинского института, она всю жизнь была его попечительницей. И то и другое потом О.Н. Талызина передала своей достойной дочери, Марии Александровне Нейдгардт (1831-1904, с 1865 г. попечительница Мариинского училища, Александровской школы Благотворительного Общества (с 1875), с 1876 г. председательница Дамского попечительства о бедных в Москве, почетная попечительница Елизаветинского им. Б.А. Нейдгарт приюта, её муж, Борис Александрович Нейдгардт (1819-1900) -управляющий московским Воспитательным домом, председатель Мариинского благотворительного общества, почетный опекун Московского присутствия), светлая личность которой так долго была памятна в Москве. Принимать у себя и утешать бедных, оказывать им существенную помощь было потребностью высокой души О. Н. Талызиной.

В 1890 г. в Кривцах была усадьба дочерей тайного советника Александра Талызина Любови и Веры.

Деревянная церковь Феодора Стратилата стояла в селе и при советской власти, когда и была разрушена. Уже в советское время в коломенском с. Гоголобово была разрушена деревянная церковь.

В 1880-х гг. гололобовские старики говорили, что в начале XIX в. их деревянная церковь была куплена в с. Кривцы Бронницкого уезда, разобрана, перевезена, и собрана вновь в с. Гоголобово. Таким образом, получается, что гололобовская деревянная церковь была предшественницей теплой деревянной церкви Св. великомученика Феодора Стратилата, которая была разрушена уже в советское время в Кривцах.

С 1855 г. в церкви с. Кривцы служил о. Иоанн Петрович Орлов.

Он был сыном дьячка Троицкой церкви с. Заворово Бронницкого уезда. Окончил Московскую Духовную семинарию. Рукоположен во иерея и направлен в церковь с. Кривцы, с 1865 г. переведён в с. Любучаны. В 1887 г. назначен к н Воскресенской кладбищенской церкви г. Подольска.

В 1901 г. вышел за штат по болезни. Отец Иоанн трижды получал благодарность Святейшего Синода: за украшение храма в Любучанах, за ревностное исполнение пастырских обязанностей во время холерной эпидемии, за ревностное служение. Воскресенский храм до прихода в него о. Иоанна был мрачен и угрюм. Отец Иоанн устроил отопление, поставил новые иконостасы в приделах, переустроил придел Святой Троицы.

В 1910-1911 гг. в храме были поновлены росписи.

В 1906 г. о. Иоанн, настоятель Воскресенской церкви г. Подольска, скончался. Его сын Иван Иванович Орлов (р. 1881) в 1903 г. окончил Московскую Духовную семинарию.

В 1883 г., в семье священника церкви с. Кривцы (Кривцово) Ксенофонта Евграфовича Сироткина, родился сын Павел, получивший образование в Перервинском Духовном училище (1897) и Московской семинарии (1903).

В с. Кривцах церковно-приходская школа открыта в 1895 г. по просьбе прихожан, желавших, чтобы их дети получали образование в духе Православной Церкви. Школа помещалась в собственном малоприспособленном и неудобном здании, выстроенном ко дню её открытия. В школе к 1 января 1909 г. состояло 47 человек. Заведующим школой с 1908 г. состоял священник Г. И. Родионов

В советское время церковь не закрывалась и сохранила внутреннее убранство.

В 1944-1951 гг. в Смоленском храме с. Кривцы служил иеромонах Донат, в будущем - архиепископ (Дмитрий Федорович Щеголев, 1899-1979). Он родился 15 июня 1899 г. в Риге в семье рабочего. Окончил Рижскую гимназию, работал счетным работником в Москве, затем в Красной Армии на административно-хозяйственных работах.

В 1922 г. поступил в Новоспасский монастырь в Москве. 28 марта 1926 г. (ст. ст.) был пострижен в монашество с именем Донат, а 5 апреля того же года епископом Муромским Евгением рукоположен во иеродиакона. 23 апреля (ст. ст.) 1928 г. тем же преосвященным рукоположен во иеромонаха.

В 1928-1930 гг. пастырское служение проходил в храме с. Троица Константиновского района Московской области.

22 октября 1930 г. арестован. 13 января 1931 г. постановлением Особого совещания ОГПУ приговорен к трем годам концлагеря. Приговор отбывал в мордовских лагерях. И период Великой Отечественной войны состоял в народном ополчении, был ранен, имел инвалидность, до 1951 гг. служил в Смоленском храме с. Кривцы.

С 1951 по 1956 г. был ключарем Богоявленского патриаршего собора сначала в сане игумена, затем архимандрита.

14 июня 1956 г. в Троице-Сергиевой лавре возведен во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии.

14 марта 1957 г. назначен епископом Свердловским. С 8 августа 1957 г. - епископ Великолукский и Торопецкий.

26 декабря того же года назначен епископом Балтским, викарием Одесской епархии, с 8 сентября 1958 г. - епископом Новосибирским и Барнаульским, 5 мая 1961 г. - епископом Костромским и Галичским, но пробыл на этой кафедре еще меньше, чем владыка Арсений (Крылов), всего два месяца. Видимо, тоже «не пришелся ко двору» уполномоченного. 5 июля 1961 г. уволен на покой.

С 25 ноября 1965 г. - епископ Калужский и Боровский. 9 сентября 1971г. возведен в сан архиепископа. 17 апреля 1975 г. уволен на покой, согласно прошению. Проживал в Москве. По отзывам людей, трудившихся вместе с архиепископом Донатом, владыка твердо хранил православную отеческую веру и непоколебимую верность Церкви на всем своем жизненном пути. И эта вера помогла ему преодолевать все труды и скорби, начиная с юношеского возраста. В обыденной жизни архиепископ отличался доступностью и простотой. Вопрошавшим его о жизни говорил: «Живи просто».

Служил владыка часто. Богослужения его отличались молитвенностью и спокойствием. Часто говорил проповеди, которые также отличались простотой, краткостью и доступностью. Он неизменно призывал людей любить друг друга и «радоваться о Господе». Он часто повторял тем, кто разделял с ним его труды: «У меня нет работников, а есть дети и собратия». КГБ относил архиепископа Доната к группе епископов политически неблагонадежных и «слишком усердно» занимающихся церковными делами. Владыка Донат незыблемо и ревностно хранил святую православную веру.

27 октября 1979 г. архиепископ Донат скончался.

Московская обл., с. Кривцы
Гостиница Аструс Москва

Отзывы

Прокомментируйте первым...

Вы можете прикрепить к сообщению не более 5 файлов
Я не робот *

Отслеживать комментарии в этой статье