Атмосфера мест
Сегодня 14.07.20 в Москве 16°, восход солнца в 04:03, закат в 21:07

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Усадьба Любимовка с 1869 г. была во владении потомственного почётного гражданина, коммерции советника, директора правления Товарищества «Владимир Алексеев» Сергея Владимировича Алексеева (1836-1893) и его сестры Веры Владимировны Сапожниковой. Во второй половине XIX в. Алексеевы и Сапожниковы построили деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Алексеевы - один из самых известных московских купеческих родов, состоявший в родстве с Мамонтовыми, Третьяковыми, Сапожниковыми, Якунчиковыми. Он дал Москве двух городских голов. Родоначальником был Алексей Петров, переписавшийся в 1746 г., 22-х лет, из ярославских крестьян в московские купцы.

Описание


Сын его Семён Алексеев (прадед К.С. Алексеева, более известного по сценическому псевдониму - Станиславский) основал в 1785 г. фабрику волочёного и лощёного золота (действует и сейчас - завод «Электрокабель»). Сергей Владимирович Алексеев «мальчиком начинал свою службу у отца в конторе: подметал полы, ходил по разным поручениям, а потом постепенно перешел на конторскую должность». Впоследствии он стал владельцем золото-канительной фабрики, одним из самых богатых людей в Москве.

Сергей Владимирович влюбился в приехавшую из Петербурга Елизавету Васильевну Яковлеву (ум. 1904) и они поженились. Её отец брал подряд на установку Александровской колонны, а мать, француженка Мари Варлей, была актрисой.

В 1873 г. Алексеевы и Сапожниковы разделили усадьбу на два владения. Их наследникам она принадлежала до 1917 г. Дом Сапожниковой «Белая дача», располагавшийся по кромке берега, и дом Алексеевых с мезонином, стоявший рядом, ближе к церкви, построенный в 1860-1870-х гг. в стиле русских усадеб начала XIX в., возводились по проектам архитектора Александра Алексеевича Никифорова (1834-1915).

Во дворе в 1877 г. построили небольшой флигель, в котором 5 сентября, в честь именин Елизаветы Васильевны, открылся театр. В этот день к платформе Ярославского вокзала (тогда Северного) был подан специальный поезд для приглашённых на обед в Любимовку. Здесь Костя, будущий Станиславский, в первый раз играл на сцене, изображал Зиму. В хорошую погоду зрители в антрактах сидели на террасе. В музыкальном павильоне выступали Шаляпин, Собинов и другие (это павильон «канительного дела» - с промышленной выставки в Москве на Ходынском поле).

После смерти С.В. Алексеева усадьба принадлежала его сыну, выдающемуся мастеру русской сцены, артисту и режиссёру, основателю Художественного театра Константину Сергеевичу Алексееву (1863-1938). Он родился слабым ребёнком, страдал рахитом, говорить начал поздно и лишь в девять лет стал быстро развиваться. Мальчик выжил благодаря материнской любви.

В семье было 9 детей, их воспитывали в комфорте, захваливали, «всё было для детей, все служили им, мы же никому» - вспоминала сестра Константина Сергеевича. Детской душе давали возможность развиться, помогали ей самоопределиться, сформироваться в личность. Сергей Владимирович, видя в детях стремление к театру, выстроил в Любимовке и в московском доме домашние театры. Сложился театральный кружок, на постановки которого стремились попасть все имевшие доступ в дом Алексеевых.

Главные роли часто играли сестры Константина Сергеевича Зинаида (в замужестве Соколова) и Анна (1866-1936, в замужестве Штекер), брат Борис играл в Обществе искусства и литературы. Певицей стала сестра Мария (Оленина-Лонг). Долгие часы занимался Константин с младшим братом Георгием, которому доставались, как правило, роли пожилых людей, в результате юный исполнитель настолько преображался, что нельзя было поверить, что перед глазами зрителей 17-летний мальчик.

Сергей Владимирович для своих детей устроил дома настоящую гимназию, но когда Косте исполнилось 12 лет, пришла пора подумать о получении свидетельства об образовании, дававшем льготы в отношении воинской повинности. Старших сыновей, Владимира и Константина, отдали в 4-ю московскую мужскую гимназию. Константин Сергеевич всего три года обучался в классической гимназии и два, в Лазаревском институте восточных языков, куда братья умолили перевести их учиться, но был европейски образованным человеком, прекрасно знал историю литературы и искусства, свободно говорил на двух языках.

Окончание учения и поступление на фабрику он воспринял как освобождение. Константин изучал семейное дело, от отца он научился серьезному отношению к фабрике (он начинал в конторе на ответственной работе - правой рукой на очень чувствительных весах взвешивал крупинки золота, левой считал на счётах). Инженеров на фабрике не было, и, став директором, Константин Сергеевич решил провести техническое перевооружение. В 1892 г. он ездил в Англию заказывать волочильное оборудование, создал первый в России цех алмазного инструмента и отделение гальванического золочения.

С основанием в 1898 г. Художественного театра Константин Сергеевич сложил с себя большую часть обязанностей по управлению фабрикой, однако в принятии важных решений по производственным вопросам продолжал участвовать.

В 1905 г. на заседании правления под его председательством было принято решение о переводе фабрики на выпуск электрических проводов и кабелей. При фабрике он организовал театр, для которого в 1904 г. построили специальное здание. Актёрами и зрителями были рабочие (такой театр он видел в юности на фабрике своих родственников Сапожниковых в Куракине).

Братья Алексеевы на лошадях часто ездили по окрестностям, познакомились с пушкинскими и Жуковскими барышнями. Владимир Сергеевич венчался в церкви с. Болшева с Прасковьей Алексеевной Захаровой, которую встретил в Пушкино. Женой Константина Сергеевича стала актриса-любительница Мария Петровна Перевощикова (1866-1943), внучка профессора, создавшего в Москве астрономический пункт, и классная дама в институте Святой Екатерины (в любительских спектаклях выступала под псевдонимом Лилина).

Пригласительный билет на их свадьбу: «1889 г. 5 июля - Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы покорнейше просят Вас прибыть на бракосочетание сына их Константина Сергеевича с Марией Петровной Перевощиковой 5 июля в 4 часа в церкви Покрова Пресвятые Богородицы в сельце Любимовке по Ярославской железной дороге. Экстренный поезд будет отправляться из Москвы до Тарасовской платформы в 2 часа 45 минут и возвратится в Москву в 12 часов ночи».

На свадьбе был Савва Иванович Мамонтов, гремел хор лучших московских певчих, на свадебном столе бил фонтан из духов.

В «товарищество на вере» - акционерное общество финансирования Московского Художественного театра - вошли Станиславский, К. Ушаков, Савва Тимофеевич Морозов, Н.А. Лукутин (хозяин Федоскинской фабрики).

Пока в окрестностях Пушкино шли горячие репетиции будущего Художественного театра, Немирович-Данченко жил в Любимовке. Первый спектакль, «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе А.К. Толстого, был дан 14 октября 1898 г. в театре Эрмитаж.

В 1902 г. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868-1959), актриса МХАТа (тогда МХТ) болела, и Константин Сергеевич предложил ей и А.П. Чехову провести лето в его усадьбе. Чехов, любитель рыбной ловли, часто проводил время на берегу Клязьмы «с удочкой в 10-20 шагах от дома», как он писал сестре Марии.

Неоднократно бывал в Любимовке Л.В. Собинов.

Владимир Сергеевич после Константина Сергеевича руководил промышленными делами семейной фирмы. Он играл в Алексеевском кружке, ставил оперы в театре Зимина, в советское время заслуженный артист, один из создателей музыкального театра им. К.С. Станиславского и Немировича-Данченко.

К 1917 г. предприятие Алексеевых процветало - это был первоклассный кабельный завод, главный инженер Тихон Шамшин планировал открытие нового комбината в Подольске, но в декабре 1917 г. фабрику национализировали, он уехал за границу.

После Октября Константину Сергеевичу уже стало не до Любимовки. В 1919 г. он был арестован ЧК по подозрению в принадлежности к кадетской организации, выпущен в тот же день.

В 1920 г. его выселили из квартиры в Каретном ряду в связи с расширением автобазы МЧК. Константин Сергеевич обратился к Ленину, это не помогло. Усадьба была загажена, потом дома Алексеевых и Сапожниковых совсем забросили и они сгорели в 1990-х гг.

После революции милые сердцу места не смог оставить Владимир Сергеевич, он питался одним пшеном, вечно ходил с мешком за плечами - с вещами для оперной студии, в которой он, прекрасный музыкант, помогал Станиславскому.

У Сапожниковых рядом, в Куракино, была фабрика. Основателем торгового, а позднее фабричного шёлкового и парчового дела был Григорий Григорьевич Сапожников.

С 1852 г. фирма неизменно выполняла заказы придворного ведомства на облачения для духовенства ко дням священных коронований императоров и на ткани для отделки дворцов. После смерти Григория Григорьевича ведение промышленных дел перешло к его жене Вере Владимировне, урождённой Алексеевой, которая в 1870 г. передала его сыновьям Александру и Владимиру. Братья в том же году основали Торговый дом «А. и В. Сапожниковы».

Работая ещё при матери, они неустанно развивали и совершенствовали унаследованное предприятие.

Фабрику при сельце Куракине (Московского уезда) они основали в 1875 г. Она всегда использовала чисто русский рисунок, для разработки русско-славянского стиля ежегодно отпускались особые суммы на премии, установленные для выставок при Строгановском училище, и великолепные произведения были образцами для других фабрикантов, в особенности парчовые: оригинальность и художественность рисунка вместе с богатством и тщательностью исполнения самой ткани.

На выставках эти работы выдвигались на первый план, даже сравнительно с изделиями из Лиона и Италии. Фирма зорко следила за всеми новостями, какие появлялись на Западе. На фабрике вводились все усовершенствования текстильного производства, вплоть до применения механических ткацких станков к выработке многоцветных тканей. Значительную часть Куракинской фабрики составляли приготовительные отделения - шелкокрутильное, шелкомотальное и красильное с аппретурным.

Возникновение шелкомотального отделения относится к 1888 г., когда Владимир Григорьевич (Александр Григорьевич в 1877 г. умер) первым из русских фабрикантов вместе с земствами и Московским комитетом шелководства пришёл на помощь южнорусским шелководам в организации сбыта. В начале XX в. это отделение было оснащено 44 размоточными машинами новой итальянской системы.

Продукция фирмы Сапожниковых получила большие золотые медали на Всероссийских выставках 1870 и 1896 гг., право изображения на своих изделиях Государственного герба, а участвуя в 11 международных выставках, 6 раз удостоилась Гран-при и 5 раз - золотых медалей. За труды по совершенствованию шелкопрядильного и ткацкого дела В.Г Сапожникову (гласному Московской городской думы, члену Купеческого и Биржевого обществ, Совета торговли и мануфактур, члену попечительских советов Практической академии, Строгановского училища, Александровского коммерческого и прядильно-ткацкого училищ) в 1909 г. были пожалованы потомственное дворянство и чин действительного статского советника.

В советское время в церкви, где венчался Константин Сергеевич, был магазин, в музыкальном павильоне-склад. Дом, где жил Чехов, - коммуналка.

Рядом с Любимовкой, на берегу р. Клязьма, на территории санатория «Сосновый бор» до 1997 г. стоял деревянный особняк, построенный в 1893-1894 гг. Иваном Карловичем Прове (ум. 1901) к бракосочетанию дочери Адели Ивановны, вышедшей замуж за Георгия Германовича Калиша. И.К. Прове был совладельцем торгового дома «Л. Кноп», директором правления Товариществ Екатерингофской мануфактуры, Измайловской, Кренгольмской, Вознесенской ситценабивной мануфактуры «Э. Циндель», директором правления Общества каменноугольных копей и химических заводов R Гилля, членом совета Московского купеческого банка и Русско-Китайского банка, членом правления Московского страхового от огня общества.

В 1920-х гг. в доме Калиш был устроен санаторий.

В 1997 г. доме Калиш сгорел.

Гостиница Аструс Москва

Московская обл., с. Любимовка

Отзывы

Прокомментируйте первым...

Я не робот

Отслеживать комментарии в этой статье