Атмосфера мест
Сегодня 14.07.20 в Москве 16°, восход солнца в 04:03, закат в 21:07

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Село Казанское расположено на берегу р. Вохны и вдоль старой Носовихинской дороги. В конце XIX -начале XX в. село было застроено добротными каменными и деревянными домами местных фабрикантов и богатых крестьян.

Описание


Церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1863 г. по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина (1824-?). Церковь дала название селу, которое до той поры именовалось Меря. Основание храма положено в 1859 г. святителем Филаретом Московским на обратном пути его в Москву после открытия Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря.

Церковь освящена во имя празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь явленной Казанской иконы - главной святыни этого храма. По преданию, икона явилась в 1812 г. местным ополченцам. Ее держали два ангела, что и изображено на Казанской иконе Пресвятой Богородицы, находящейся в местном ряду иконостаса Казанской церкви. Вокруг церкви была устроена каменная ограда со святыми воротами.

Колокольня сначала была деревянной и в 1882 г. сооружена ныне существующая колокольня по старому проекту.

Первым священником новой церкви был Евгений Матфиевич Орлинков. В 1860 г. он окончил Московскую духовную семинарию со степенью студента 1 разряда.

В 1863 г. Евгений Орлинков был произведен во священника к Казанской церкви в с. Казанском.

В 1865 г. был переведен к Никольской церкви с. Загарье.

С 1868 по 1879 г. в церкви с. Казанского служил священник Михаил Васильев Воскресенский. Он обучался в Московской духовной семинарии. По окончании курса в 1860 г. с аттестатом 2 разряда произведен во священника к Димитриесолунской, на речке Истре, церкви Звенигородского уезда, в 1867 г. переведен к Николаевской церкви в Загарье, в 1868 г. переведен к Казанской церкви с. Казанского, в 1879 г. определен к церкви Рождества Христова в с. Заозерье.

В Казанское был назначен священник Павел Смирнов. 29 марта 1870 г. в с. Казанском у о. Павла родился сын Василий, будущий священномученик. Василий Павлович был учителем, членом Общества педагогов средних учебных заведений г. Москвы. С 1892 г. служил псаломщиком в Московском храме Святителя Николая в Заяицком. В 1910-х гг. рукоположен во иерея. Служил во многих московских храмах, был возведен в сан протоиерея, удостоен права ношения митры. 22 марта 1938 г. о. Василий был арестован и 1 июля расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

Церковь в с. Казанском не была закрыта официально, богослужения не проводились из-за отсутствия священника, и только в течение нескольких лет во время Великой Отечественной войны, поив этому ее внутреннее убранство сохранилось (трехъярусные иконостасы 1890-х гг., роспись 2-й половины XX в.).

В селе много каменных и добротных деревянных домов, одни из них принадлежали самому богатому семейству села, купцам Салтыковым, и в каждом втором из них стояли ткацкие станки. За одним домом сохранилось каменное здание фабрики. На парчовой фабрике Филиппа Егоровича Рудакова (существовала уже в 1869 г.) работало 25 человек, парчу вырабатывали также на фабриках Салтыковых, Антона Ивановича Горшкова и Василия Бокова. Получали призы на выставках, даже в Париже.

В 1881 г. Филипп Егорович Рудаков, которому в то время было 59 лет, числился по списку купцов. Его жене, Пелагее Сидоровне - 47 лет. Они вырастили четверых сыновей: Алексея (род. 1858), Сергея (род. 1860), Николая (род. 1862) и Василия.

В 1886 г. Ф.Е. Рудаков, вместе с семейством, числился среди крестьян с. Казанского. Сыновья Филиппа Рудакова для развития производства на фабрике и увеличения сбыта продукции в 1893 г. открыли Торговый дом.

В 1905 г. парчовой фабрикой в с. Казанском заведовал Алексей Филиппович Рудаков. В Казанском в 1869-1870 гг. уже работали фабрики Филиппа Егоровича и Семена Салтыковых.

В 1905 г. в Казанском имели парчовые фабрики: Яков Дмитриевич Салтыков, Иван Филиппович Салтыков (в 1899 г попечитель земского училища в с. Казанском) и Григорий Дмитриевич Салтыков, имевший дома в с. Казанском и в Павловском Посаде. Общественной жизнью в селе руководил сельский староста. Он был председателем сельского схода, ответственным перед начальством за порядок в селе и исполнение повинностей. Должность сельского старосты была выборной.

В с. Казанском в 1911 г. сельским старостой был крестьянин Афанасий Семенович Разумовский. На восточном конце деревни стоят каменный дом кузнеца и каменный пожарный сарай. В с. Казанском образовалась добровольная пожарная дружина. Ею руководил Арсений Макарович Вшивкин. В построенном каменном пожарном сарае помещались две повозки с бочками и лошадь.

В 1887 г. в селе открыта церковно-приходская школа, для которой фабрикант Вшивкин выделил нижний этаж принадлежавшего ему здания.

В 1870 г. в с. Казанском парчовой фабрикой владел Марк Вшивкин. Братья Вшивкины: Макар, Василий, Кондратий и Давид, основали в 1893 г. торговый дом с целью производства парчи и торговли ею. Они владели в Казанском парчовой фабрикой. Крестьянин Кондратий Алексеевич Вшивкин в 1895 г. был гласным уездного земского собрания. Гласный - выборный член всесословного представительного, распорядительного органа местного самоуправления - земского собрания.

Казанское было богатым торговым и промышленным селом, и в наше время еще сохранились остатки старой дореволюционной застройки села - добротные, крепкие каменные, полукаменные и деревянные дома.

Означенная Казанская церковь построена в 1863 г. старанием проживающих в с. Казанском купцов Павловского Посада Филиппа Егорова Рудакова и Семена Салтыкова. У алтарей церкви сохранились искореженные безбожниками надмогильные памятники строителей храма.

Церковь зданием каменная, с таковою же колокольней, построенной в 1882 г. Престолов в ней три, в одну линию: средний в честь Казанской иконы Божией Матери, боковые - справа во имя Святителя и Чудотворца Николая, слева во имя Преподобного Сергия. Церковь вся теплая. «Причт состоит из священника, диакона на псаломщицкой вакансии и псаломщика.

Дома у священника и диакона церковные, у псаломщика собственный. Дом причта стоит в северо-западном углу церковного двора. Содержание священноцерковнослужителей довольно посредственное. Земли при церкви усадебной и сенокосной удобной 33 десятины, а неудобной 1 десятина 2123 кв. сажен. Пользуются ею сами священноцерковнослужители, кроме 5 десятин, отданных в аренду. Здания, принадлежащие церкви -дом для просвирни, сторожка и сарай -деревянные». В начале XX в. в с. Казанском раскольников было 169 мужчин, 156 женщин.

Священник Василий Егорович Виноградов родился в Московской губернии в 1855 г., из духовного звания, сын диакона. Обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским, историческим, словесным, физико-математическим и педагогике, языкам латинскому и греческому. По окончании семинарского курса с аттестатом 2 разряда, по определению Богородского училищного совета, состоял учителем в Карповском народном училище с 1874 по 1878 г. За успешное и усердное прохождение должности получал от Министерства народного просвещения денежные награды.

С 1878 по 1880 г. состоял надзирателем за учениками в Московском Заиконоспасском Духовном училище.

В 1880 г., вследствие его прошения, произведен во священника, на настоящее место. На 1887 г. состоял законоучителем в Народном при с. Казанском училище.

В 1888 г. ему объявлена благодарность Богородского училищного совета за усердие и отличные успехи в оном училище.

В 1889 г. он был награжден набедренником. Состоял наблюдателем за церковно-приходскими школами.

В семействе у него жена Мария Андреева, дети - Антонина, Зинаида, Василий, обучался в 1 классе Московской духовной семинарии, Антоний, обучался в народном при с. Казанском училище, Александра, Евгения. У его родителя имелся деревянный одноэтажный дом с надворными пристройками.

Диакон на причетной вакансии Иоанн Васильевич Воскресенский, 43 лет, сын диакона, обучался в Спасо-Вифанской семинарии. Псаломщик Михаил Иванович Ильинский, 45 лет. Просвирня Вера Александровна Лебедева, 45 лет. «Заштатные и сиротствующие. Вдова Варвара Антоновна Лебедева, 73 лет, жена умершего диакона села Спасского, Михнево тож, Бронницкого уезда Александра Лебедева. Живет в квартире дочери просвирни Веры Лебедевой, получая пенсию за службу сына, умершего капитана Сергия Лебедева в размере 108 руб. в год; вдова Ксения Иванова Лебедева, 75 лет, жена умершего заштатного дьячка Бронницкого уезда Ильинской, села Бураши, церкви Никиты Стефановича Лебедева. Живет у зятя своего диакона Иоанна Воскресенского, пользуясь пособием Попечительства о бедных духовного звания в размере 15 руб. в год. Дети ее - Александр Никитич Лебедев, 52 лет, Петр Никитич Лебедев, 38 лет, состоят в заштате».

В 1888 г. на сходе было решено построить новую школу рядом с храмом. Его настоятель, священник Василий Виноградов вел в школе Закон Божий. Его сын Василий Васильевич Виноградов (род. 12 декабря 1887 г., в 1901 г. окончил Заиконоспасское духовное училище и в 1907 г. - Московскую духовную семинарию) также стал священником. Во время гонений работал счетоводом. В 1937 г. арестован и 21 октября расстрелян.

С 1931 по 1935 г. в храме с. Казанское служил священномученик Александр (Воздвиженский, 1876-1937). Юлия Михайловна Савельева (1864-1943) преподавала в земской школе с. Казанского церковно-славянский и русский язык, арифметику, церковное пение. Ее отец был генерал, все четыре его дочери окончили учительские курсы при Московском университете, а Юлия Михайловна затем еще и медицинские, поскольку в селе не было врача. Она много ездила по России и за границу, ее семья была знакома с Л.Н. Толстым.

В 1899 г. она организовала в с. Казанском первую на павловопосадской земле библиотеку.

В 1909 г. к школе пристроили два класса и квартиру для учителей. 56 лет проработала Юлия Михайловна в селе, умерла во время Великой Отечественной войны и похоронена в церковной ограде, вместе с сестрой Маргаритой Михайловной Савельевой, учительницей той же школы.

В советское время церковь лишилась церковной ограды, которую заменил низенький заборчик из штакетника. В период богоборчества часть надмогильных памятников была уничтожена (памятники на могилах духовенства), часть повреждена. Памятники на могилах духовенства советского периода сохранились. У алтаря южного придела похоронен настоятель храма в с. Казанском протоиерей Петр Сергеевич Патокин. Он скончался 30 апреля 1958 г. в возрасте 68 лет.

Поблизости стоит памятник над могилой настоятеля Казанской церкви протоиерея Николая Степановича Соломевича (1939-1987). После кончины протоиерея Николая Соломевича настоятелем Казанского храма был назначен протоиерей Михаил Сергеевич Пуц (1926-1993). Он родился на Украине в Хмельницкой области в с. Варваровка. Сын крестьянина, к 1941 г. он окончил 7 классов школы. В 1942 г. был вывезен на работу в Германию.

В 1945 г. был возвращен и СССР и отправлен на лесоповал до 1947 г. Михаил Пуц окончил курс Волынской духовной семинари в г. Луцке. Поступил в Московскую духовную академию и после 2 лет обучения, в 1954 г., был рукоположен во священника (до этого уже 3 года служил диаконом). И первым местом его служения (временное исполнение пастырских обязанностей с 6 апреля по 26 мая 1955 г.) была Алексеевская церковь Егорьевска. Позднее Михаил Пуц поступил на заочное отделение Московской духовной академии и окончил курс в 1968 г.

В 1964 г. Н.С. Хрущев, хотевший показать народу последнего попа, был сам снят с должности, и в конце 1960-х гг. гонения на Церковь принимали уже более мягкие формы. Священник, лишенный, по мнению священноначалия, без достаточных оснований, регистрации, назначался в какой-нибудь другой храм и снова регистрировался государственными органами, что не означало, что на новом месте он долго задержится, если чиновники им были недовольны.

В конце 1968 г. протоиерей Михаил Пуц был переведен в Никольскую церковь г. Лосино-Петровска. Но уже 10 мая 1969 г. исполнительный орган храма расторг с протоиереем Михаилом Пуцем договор.

Михаилом Пуц был переведен митрополитом Пименом в церковь с. Нестерово, Орехово-Зуевского р-на.

В Нестерово протоиерей Михаил Пуц служил довольно долго и в ограде нестеровского храма был похоронен, несмотря на то, что последние годы своей жизни служил в храме с. Казанского.

Новые условия жизни призывали к деятельности. В 1990 г. открывается после долгих лет запустения храм в с. Рахманово, и уже пожилому настоятелю храма с. Казанского протоиерею Михаилу Пуцу «поручаются реставрационные работы и пастырское попечение о храме св. вмч. Екатерины с. Рахманово».

В наше время храм отремонтирован, строится церковная ограда (кирпичные столбы с металлическими решетками).

Поблизости от Казанского (Меря), на старой Носовихинской дороге находится д. Грибаново. По словам местных жителей, деревня в старину называлась Старая Меря.

В 2002 г. в Грибаново по проекту архитекторов Андрея Анисимова и Татьяны Ефимовой построена очень красивая часовня Казанской иконы Божией Матери.

От Казанского по дороге, ведущей в глубь леса, можно попасть во Власово, где до сих пор стоит часовня, построенная в 1909 г., верхняя ее часть восстановлена в 1990-х гг.

В 2004 г. в Криулино построена новая часовня по проекту архитекторов А.А. Королёва и Г.Е. Лапенкова.

В 2003 г. в д. Игнатово была построена каменная часовня Илии Пророка.

В д. Сонино в 2000-х гг. построена каменная часовня.

Гостиница Аструс Москва

Московская обл., с. Казанское

Отзывы

Прокомментируйте первым...

Я не робот

Отслеживать комментарии в этой статье