Атмосфера мест
Сегодня 24.11.20 в Москве 2°, восход солнца в 08:21, закат в 16:11
Храмы Москвы и Московской области

Храм Воскресения Христова в Павловском Посаде

В центре Павловского Посада, на берегу р. Вохны, одиноко стоит высокая колокольня. На ее верхнем, четвертом, ярусе установлены часы с боем. Это все, что осталось от трехпрестольного Воскресенского собора, с приделами Святого великомученика Димитрия Солунского и Преподобного Сергия Радонежского (в трапезной).

Описание


Он был построен в 1703 г., и в продолжение всего XIX в. достраивался и перестраивался, колокольня возведена в 1839 г. Рядом с колокольней - каменный столб-часовенка, обозначающий место, где находился алтарь первой деревянной церкви, возведенной еще святым благоверным князем Димитрием Донским. Деревянные храмы, сменяя друг друга, стояли здесь почти шесть веков.

По писцовым книгам Московского уезда в Вохонской волости в 1577-1578 гг. находилась «вотчина Троице-Сергиева монастыря погост Дмитровский на р. Вохне, а на погосте церковь Дмитрия Солунского».

1623-1624 гг.: «На погосте церковь Дмитрия Солунского, да теплая церковь, а в ней два престола святого великомученика Георгия Победоносца и преподобного Сергия, а в них образы и книги, и свечи, и колокола тож Вохонские волости все мирское строение; да на церковной земле во дворе поп Иван, во дворе поп Антон, да во дворе дьячек Федка Карпов, пономарь Герасимко Ерофеев, во дворе просвирница Ирина, да на церковной земле 5 келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией… да при том же погосте сельцо Павлово на р. Вохоне, а в нем крестьян и бобылей 26 дворов, да в селе торжок, торгуют по воскресеньям, а на том же Торжку 30 лавок рубленных… а в тех лавках торгуют Вохонской волости крестьяне, а оброк с тех лавок платят в монастырскую казну на год по 2 руб. 5 алтын с деньгою. А из монастыря платят на Москве в государеву казну, в Большом Приходе на год по 30 руб.». 1646 г.: «В Павлове церковь великомученика Дмитрия, да Великомученика Георгия, да Парасковеи нарицаемой Пятницы, у церквей во дворе поп Иван, во дворе другом поп Иван же, во дворе дьячек Федка Остафьев, во дворе пономарь Данил ка Тиханов, во дворе просвирница Ирина, на церковной земле 3 двора бобыльских, да крестьянских и бобыльских 44 двора».

По дозорной книге Патриаршего приказа, в 1680 г. в с. Павлове «на погосте церковь Святого Дмитрия Солунского деревянная, а у церкви во дворе поп Патрикей Шитов, во дворе поп Яков Иванов, во дворе дьячек Алешка Ильин, во дворе пономарь Илюшка Иванов, во дворе просвирница…». 1686 г. в с. Павлове «церковь Воскресения да в приделе св. Дмитрий Солунский».

1703 г. июня в 12 день, выдан антиминс в новопостроенную в с. Павлове «церковь Воскресения да в приделе св. Дмитрия Солунского, тояж церкви попу Игнатию Патрикееву».

В 1704 г. (переписная книга) - в с. Павлове церковь Воскресения Христова каменная. 1710 г., 9 августа, отпущен антиминс для освящения церкви во имя Воскресения Христова. В Воскресенской церкви с. Павлово служили священники: Игнатий Патрикеев, с 1704 по 1710 г., Семен Игнатьев, с 1704 по 1722 г., Алексей (1704), Петр Яковлев, с 1700 по 1715 г.; диакон Григорий Игнатьев, с 1704 по 1722 г., дьячки: Семен Ильин, с 1704 по 1709 г., Иван Степанов, с 1715 по 1722 г.; пономарь Нестор Андреев, с 1715 по 1722 г.

В 1768 г. в Воскресенском храме служили четыре священника: Петр Нестеров, Петр Иванов, Егор Иванов и Никита Васильев.

В 1796 г. было уже 3 священника: Димитрий Иванович (в 1824 г. - протоиерей), Петр Иванович и Петр Нестерович.

Ныне существующий в Павловском Посаде храм был каменным с 1703 г. Вначале он был очень небольшой и невысокий; вот его описание в сравнении с расширенным в XIX в.: «…там, где в настоящее время находится купол с 5-ю главами, была острая четырехскатная крыша с одною малою главкою и одноярусная невысокая колокольня. С западной стороны трапеза храма оканчивалась у того столба, где после расширения храма находился свечной ящик церковного старосты; придельные алтари были на том месте, где в настоящее время начинаются боковые своды трапезы, в первом окне к востоку. Наружный вид этого храма в первый раз изменился в 1838-1839 гг., когда при церковных старостах Аниките Петровиче Нырнове и Андрее Семеновиче Лабзине (был церковным старостой Воскресенского храма с 1832 по 1845 г.) трапеза храма была удлинена пристройкою к западу и вновь построена стоящая и ныне колокольня. Кирпич для этой постройки доставлялся с двух церковных заводов, нарочито для того устроенных, и частию приобретался покупкою. Кроме кирпича на постройку употреблено большое количество белого мячковского камня.

В Павловском Посаде легковерные люди рассказывали, что для бута под колокольню был привезен народом из Ямского леса громадный камень «с хорошую избу» и что при перевозке его был насмерть раздавлен один из участвующих. Подрядчиком каменной кладки был крестьянин Владимир Ромзанов, который взял за прикладку трапезы и постройку колокольни 16,400 руб. ассигнациями. За устройство и постановку главы и креста на колокольню и за 12 пудов листовой меди, за золочение червонным, через огонь, золотом павловопосадский купец Давыд Широков (1790-1849) уплатил 1285 руб. 71 коп. на серебро.

В 1-й половине XIX в. Д.И. Широков был крупнейшим в Богородском уезде текстильным фабрикантом. За благотворительную деятельность Д.И. Широков был награжден двумя золотыми медалями «За усердие» на Аннинской ленте. Давыд Широков имел склонность к староверию.

В 1825 г. он ходатайствовал, в числе прочих прихожан Воскресенского собора, перед церковными и гражданскими властями о переводе служб в Павловопосадском храме на старый обряд, по образцу единоверческих церквей.

В 1850 г., при церковном старосте Аниките Петровиче Нырнове, Воскресенский собор был возвышен накладкою стен и перекладкой свода, на котором устроено 5 глав.

Большая перемена в наружном и внутреннем виде храма произошла в 1860 г., когда при церковном старосте Василие Ивановиче Грязнове на месте малого прежнего Воскресенского алтаря построен более обширный, а придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим и расширен храм в южную и северную стороны по , 15 аршин.

В 1875 г. при церковном старосте Якове Ивановиче Лабзине был устроен второй купол на трапезе с изменением типа ее крыши. Внутреннее благоустройство и украшение храма шло также последовательно, как и внешнее. Воскресенский храм по своему благоустройству и благолепию мог считаться одним из лучших храмов в Московской губернии, за пределами г. Москвы.

При церковном старосте Василие Никитиче Грязнове церковный капитал значительно увеличился и благодаря этому храм продолжал еще более украшаться. С 1899 г. начались работы по реставрации стенной живописи. Живопись вновь заменяется дорогою художественною и исполняется известным художником Я.Е. Епанешниковым. В храме находятся следующие древнейшие иконы: Сошествия во ад Воскресшего Спасителя, в серебряной ризе, на которой вычеканена надпись, что образ сей поставил Василий Елизаров, сын Дмитриев, из д. Игнатьева, в 1552 г.; Живоначальная Троицы; Казанской Божией Матери; Тихвинской Божией Матери; Святителя Николая Чудотворца; святого Пророка Ильи; Покрова Пресвятой Богородицы; Всех скорбящих радосте; Великомученика Димитрия; Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Последние девять икон, по преданию, были принесены из Сергиево-Троицкой Лавры в то время, когда с. Павлово принадлежало монастырю. На вышеупомянутую икону Покрова Пресвятой Богородицы в 1813 г. прихожане соорудили серебряную ризу в память избавления Российского Государства от нашествия 1812 г. полчищ Наполеона, на которой сделаны две дощицы с надписью, которая между прочим гласит «за. отражение кары Божией должны мы праздновать во все века, служить молебны со акафисты ежегодно в сей день Покрова Пресвятой Богородицы». Завещание это еще исполняется, но едва ли все прихожане j знают о нем. Павловцы исстари отличались своею набожностью, любили церковное благолепие и на это не жалели своих собственных средств. Эта характерная черта прежних Павловцев по наследию переходила ко всем прихожанам храма, которые еще с большим усердием продолжали дело их предков».

Клировая ведомость Воскресенской церкви сообщает, что церковь построена тщанием прихожан. «Зданием каменна, с таковою же колокольнею, крепка.

В 1860 г. придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим алтарем и распространена средняя часть храма тщанием доброхотных прихожан. Престолов в церкви три: в настоящей во имя Воскресения Христова, в приделах справа - во имя Великомученика Димитрия Селунского, на левой - во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Церковь вся теплая. Церковной утварью достаточна. Причта издавна положено - три священника, два диакона и шесть псаломщиков, один из них в 1873 г. произведен во диакона. Земли при сей церкви 104 десятины 2011 кв. саж.: под постройкой церкви, погостом, домами священноцерковнослужителей, их усадьбами, под рекой Вохонкой, пашней и сенокосом 44 десят. 615 кв. саж. Дома у священноцерковнослужителей на церковной земле собственные, деревянные, а у диакона Иоанна Смирнова каменный. Содержание трехкомплектного причта достаточное. Здания, принадлежащие сей церкви: каменная, сторожка, деревянные, построенные на обывательской земле Павловского Посада, церковные лавки - 21, с означенных лавок получается каждогодно в пользу церкви 1675 руб., 2 деревянных сарая для поклажи разных церковных материалов. У храма имеется приписная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище Павловского Посада, построенная в 1874 г. Потомственным почетным гражданином Павловского Посада гильдии купцом Яковом Ивановым Лабзи-ным и Павловского Посада купцами Никифором и Иваном Ивановыми Грязновыми».

В 1803 г. в Воскресенском соборе служили священники: Димитрий Иоаннов (Куняев, умерший протоиереем в 1835 г., 11 февраля, в 66 лет), Иаков Петров, Петр Гаврилов. Диаконы: Антип Гаврилов, Павел Яковлев. Дьячки: Антон Алексеев, Петр Павлов, Матвей Логинов. Пономари: Дмитрий Егоров, Козьма Абрамов и Парфен Петров. Такой состав причта: настоятель, протоиерей и два священника, два диакона, три дьячка и три пономаря, существовал без изменения до 1888 г.

В клировой ведомости за 1887 год сообщается: «Благочинный священник Павел Петрович Доброклонский, 59 лет, родился в Москве в 1828 г., из духовного звания, сын диакона. Обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским, физико-математическим, сельскому хозяйству, медицине и словесным языкам -латинскому и греческому. По окончании курса наук в 1850 г. с аттестатом 2 разряда уволен в Епархиальное ведомство и определен во священника в 1853 г. на настоящее место в Воскресенский храм Павловского Посада. Епархиальным начальством поручено исправлять должность благочинного в Павловском благочинии на 1879 г.

В 1879 г. утвержден в должности благочинного. Исполнял должность благочинного до 14 апреля 1895 г. Имеет бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память Севастопольской войны 1853-1856 гг. В 1868 г. награжден набедренником, с 1871 по 1880 г. определен духовником в Павловском благочинии, преподавал Закон Божий нижним чинам 1 артиллерийской бригады 3 батареи с 1869 по 1873 г., в 1871 г. определен законоучителем в Павловской женской прогимназии, в 1884 г. определен законоучителем в народном начальном училище, устроенном в Павловском Посаде Потомственным почетным гражданином Яковом Ивановичем Лабзиным. За приращение церковной прибыльной суммы в 1861-1863 гг. объявлена признательность Епархиального начальства.

В 1872 г. награжден бархатной фиолетовой скуфьею. За усердное прохождение должности законоучителя в Павловской прогимназии награжден бархатной фиолетовой камилавкой в 1876 г.

В 1878 г. назначен для исполнения обязанности привода к присяге при судебных заседаниях съезда Мировых судей Богородского судебного мирового округа в Павловском Посаде. За честное служение в священстве в 1882 г. награжден наперсным крестом. Утвержден быть наблюдателем за церковноприходскими школами в Павловском благочинии.

В 1888 г. посвящен в сан протоиерея. По случаю 35-летней службы в священстве по прошению прихожан Павловского посада о. Павлу Доброклонскому разрешено носить поднесенный ему в дар прихожанами наперсный крест с украшениями в 1888 г.

В 1880, 1881, 1882, 1890 гг. удостоен Благословения Епархиального начальства за труды и пожертвования в пользу Братства Св. равноапостольной Марии. Утвержден наблюдателем за церковно-приходскими школами в Павловском благочинии. Назначен увещателем для привода к присяге свидетелей в Богородском уездном съезде.

Дочь Вера, 32 лет, читать, писать и Закон Божий знает, осталась при родителях; сыновья: Александр, 31 года, преподаватель в Рязанской духовной семинарии, Василий, 30 лет, закончил образование в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге с званием врача и получил звание доктора медицины, Виктор, 29 лет, состоит врачом при Московской духовной семинарии, Николай, 24 лет, окончил курс наук в Московской духовной семинарии с званием студента, определен законоучителем в начальном народном училище, устроенном в Павловском Посаде Я. Лабзиным, Сергий, 22 лет, окончил курс наук в Московской духовной семинарии со званием студента, определен законоучителем в двухклассном образцовом мужском училище в Павловском Посаде.

В 1850 г. в Воскресенском храме Павловского Посада служили священники: Матвей Александров, Никанор Соколов, Антоний Лебеданцев (ум. 1871); диаконы Михаил Розанов, Иоанн Алексеевич Смирнов; дьячки Михаил Петров Батурлинский (умер в заштате в 1872 г., 98 лет), Иаков Кедров (ум. 1852), Александр Иванович Смирнов (ум. 1866); пономари Иван Никитич Дмитриевский, Иоанн Козмич Воскресенский (ум. 1867), Димитрий Егорович Отрадинский (определен в 1848 г., ум. 1898).

С 1853 г. служил в соборе протоиерей и кавалер ордена Св. Владимира 4-й ст. Павел Петрович Доброклонский; с 1861 г. - диакон Михаил Иванович Беляев, определен во священника в 1871 г. (ум. 1887), диакон Николай Леонтиевич Цветков - с 1853 г. (ум. 1897). С1852 г. в Воскресенском соборе служил дьячок Иоанн Иаковлевич Кедров (ум. 1899). В семье Иоанна Кедрова 7 сентября 1870 г. родился сын Иван. Иван Иванович Кедров окончил в 1891 г. Московскую духовную семинарию, с 1891 по 1894 г. преподавал в церковно-приходской школе при Воскресенском соборе Павловского Посада! Иван Иванович женился на Анастасии Ключа! ревой. В их семействе родилось 12 детей.

В 1894 г. Иван Иванович Кедров был рукоположен во диакона и служил в церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Бахрушинской больнице в Москве.

В 1900 г. диакон Иоанн Кедров рукоположен во иерея.

В 1905-1906 гг. о. Иоанн - активный деятель Предсоборной комиссии от общества любителей духовного просвещения.

До 1907 г. о. Иоанн продолжал служение в церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Бахрушинской больнице. Он вскоре стал одним из почитаемых священников Москвы, был инициатором сбора средств на сооружение в Сокольниках храма Воскресения Христова.

С 1907 по 1910 г. о. Иоанн служил в храме Николы на Студенце, но продолжал в то же время строить храм в Сокольниках.

В 1909 г. в Сокольниках был окончен строительством временный храм, и о. Иоанн служил и там. С 1913 г. он - настоятель Воскресенского храма в Сокольниках. Храм был освящен 22 декабря 1913 г.

В 1918 г. о. Иоанн выпустил листовку против празднования 1-го мая (в 1918 г. 1-е мая пришлось на Великую субботу). Отца Иоанна арестовали, но поднятая этим арестом среди москвичей и особенно среди жителей Сокольников буря возмущения заставила власти отпустить священника на поруки, 26 октября того же года его дело признано «не имеющим состава преступления». В Воскресенский храм в Сокольниках в это время приезжал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России.

В 1920 г. о. Иоанн был снова арестован, у него в доме был произведен тщательный, продолжительный обыск, и без предъявления обвинения его увезли в Бутырскую тюрьму. Из Бутырской тюрьмы он был переведен в Таганскую, из Таганской - в Сокольническую. В тюрьме о. Иоанн заболел туберкулезом, и в 1921 г. освобожден.

В 1922 г. Иоанн Кедров был арестован по обучению в сопротивлении изъятию Церковных ценностей, в 1923 г. освобожден в болезненном состоянии, служил уже не настоятелем, а требным священником.

В 1930 г. о. Иоанн был выселен из квартиры. Сначала он переехал к сыну, здесь же в Сокольниках, потом в с. Алабино, где и умер 29 ноября 1932 г. Отец Иоанн Кедров был похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Протоиерей Сергий Стефанович Цветков (благочинный и кавалер) служил в Воскресенском соборе с 1858 г. (ум. 1878). Диакон Иоанн Петрович Смирнов служил в соборе с 1871 г. (ум. 1898). 16 сентября 1888 г. в семье диакона Иоанна Смирнова родился сын Петр, окончивший в 1905 г. Перервинское духовное училище и в 1912 г. Московскую духовную семинарию. Псаломщик-диакон Георгий Иоаннович Воскресенский служил в Воскресенском соборе с 1867 г.

В 1890-х гг. он был помощником законоучителя в Евсеевской школе грамоты. Скончался в 1898 г. Дьячок Михаил Михайлович Троицкий - с 1855 г. (ум. 1871). Псаломщик Василий Федорович Любимов - с 1861 г., псаломщик Алексей Иванович Щеглов служил в павловопосадском соборе с 1865 г.

Священник Петр Петрович Соколов - с 1878 г. 1 января 1891 г. в семье о. Петра Соколова родился сын Евгений, в 1905 г. окончивший Заиконоспасское духовное училище в Москве и в 191* г. - Московскую духовную семинарию. Священник Николай Михайлович Ансеров в Воскресенском соборе служил с 1886 г.

В 1888 г. открыта 4-я штатная священническая вакансия, на каковую переведен из с. Трахонеева Московского уезда священник, бывший благочинный, Иоанн Иоаннович Кроткое.

Псаломщик Тихон Михайлович Троицкий служил в Воскресенском соборе с 1871 г. Псаломщик Василий Васильевич Смирнов служил в Воскресенском соборе с 1897 г. (ум. 1898). В его семье были сыновья Александр (род. 1889, в 1904 г. окончил Перервинское духовное училище и в 1910 г. - Московскую духовную семинарию) и Петр (род. 22 августа 1895 г., в 1909 г. окончил Заиконоспасское духовное училище и в 1916 г. - Московскую духовную семинарию). Содержание даже одного сына во время обучения в Московской семинарии было не под силу многим священникам сельских и городских храмов Московской губернии, не говоря уж о псаломщиках. Они отдавали своих детей в Вифанскую семинарию, где средств на обучение требовалось гораздо меньше.

Диакон Николай Иоаннович Русинов в Воскресенском соборе служил с 1893 г., диакон Николай Димитриевич Сокольский - с 1898г.

Псаломщик Василий Стефанович Холин служил в Воскресенском храме с 1898 г. Псаломщик Василий Егорович Воскресенский - с 1898 г.

В 1905 г. Василий Егорович был учителем мужского церковно-приходского училища при фабрике Товарищества Я. Лабзина и В. Грязнова.

Церковные старосты: Андрей Семенович Лабзин - 1832-1845 гг., Аникита Петрович Нырнов – по 1851 г.; Корнилий Иванович Быковский - 1851-1860 гг.

Еремей Семенович Лабзин был церковным старостой Воскресенского собора с 1845 по 1847 г.; Василий Иоаннович Грязное с 1860-1869 г.; Иаков Иванович Лабзин с 1869-1892 г. и Василий Никифорович Грязнов с декабря 1891 г.

В 1842 г. на средства павловопосадского купца 2-й гильдии, почетного гражданина Давыда Ивановича Широкова (1790-1849) отлит большой колокол, весу в котором 973 пуда 20 фунтов.

В 1936 г. этот колокол был сброшен с колокольни и его обломки увезены на переплавку.

В 1848-1849 гг. построены ограда и святые ворота храма. Ограда была устроена на высоком каменном фундаменте. Между кирпичными столбами были укреплены ажурные железные решетки. Углы ограды были отмечены башенками. В советское время врата и ограда разрушены.

В течение XIX в. Воскресенский храм неоднократно перестраивался и украшался. Церковными старостами были самые уважаемые в городе люди, творцы знаменитых павловских платков Василий Иванович Грязное и Яков Иванович Лабзин.

С 1860 по 1864 г. старостой Воскресенского собора в Павловском Посаде был святой праведный Василий Грязнов (у коренных павловопосадцев сохранялись литографии с изображением Василия Грязнова: «Видение Василию Грязнову преп. Сергия», «Видение Василию Грязнову св. мучч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии» и т.п.). Его попечением Воскресенский храм был расширен и украшен. На месте малого Воскресенского алтаря был построен новый, обширный алтарь, придельные алтари были перенесены в одну линию с главным, и весь храм был расширен в южную и северную стороны. Труды Василия Ивановича были отмечены епархиальным начальством. В 1862 г. он был награжден золотой медалью.

В 1860 г. устроены в первый раз духовые печи в подвалах Воскресенского храма. В 1887 г. в главном храме появился новый иконостас, в 1891 г. заработали башенные часы на колокольне. 10 апреля 1892 г. Устроены новые киоты для двух местных икон: Великомученика Димитрия и Преподобного Сергия. В этом же году сооружены иконы с иконостасом, в память чудесного спасения Царской семьи 17 октября 1888 г.

В 1896 г. выписана со Святой Горы Афон икона Великомученика Пантелеймона.

В 1898 г. к празднику Пасхи устроена дорогая, из кованого серебра, одежда на главный престол, весом 5 пудов. В этом же году вызолочены 2 главы на куполах храма. Все это устроено на доброхотные пожертвования от прихожан, как отдельных лиц, так и по подписке.

С 1873 г. ежегодно из г. Бронниц в Павловский Посад приносили чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери.

Часы на колокольне Воскресенского собора напоминают о протоиерее Павле Петровиче Доброкпонском (1828-1909), который в течение 56 лет служил в Воскресенском храме Павловского Посада. Эти часы установлены его усердием.

В 1927 г. в Павловский Посад приезжал епископ Серафим (Силичев Леонид Кузьмич, 1892-1937). Он родился 16 мая 1892 г. в Воронежской губернии в г. Бирюч. Он происходил из купеческой семьи, в раннем детстве уехал с родителями в Донбасс, где его отец служил конторщиком, а позднее бухгалтером.

12 марта 1922 г. рукоположен во епископа Павлоградского, викария Екатеринославской епархии, временно управлял Ростовской (на Дону) епархией. В том же году уклонился в обновленчество и был епископом Павлоградской обновленческой епархии.

2 июня 1924 г., после покаяния, принят в лоно Русской Православной Церкви, арестован в Екатеринославе, в 1924-1925 гг. - епископ Сызранский, управлявший Симбирской епархией.

В 1925-1926 гг. Серафим - епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии.

С 15 июня 1926 г. по 5 июля 1927 г. - епископ Подольский, викарий Московской епархии. Определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) епископу Подольскому Серафиму поручена управление Богородским, Бронницким, Звенигородским и Орехово-Зуевским викариатствами.

В 1927 г. епископ Серафим жил в Богородске, по другим источникам - находился там в ссылке.

В июле 1927 г. епископ Серафим отбыл из Богородска.

С 5 июля 1927 г. он исполнял должность епископа Азовского, викария Ростовской (на Дону) епархии, с 1927 по 1929 г. - епископ Ростовский и Таганрогский.

С 24 апреля 1929 г. - архиепископ.

5 января 1932 г. осужден на 3 года исправительных или, как говорили в народе, - «истребительно»-трудовых лагерей с конфискацией имущества по обвинению в «участии в церковно-монашеской нелегальной группе, распускавшей провокационные слухи».

С 1934 по 1935 г. - архиепископ Свердловский, с 1935 по 1936 г. - архиепископ Саратовский.

28 марта 1936 г. арестован, приговорен к 7 годам заключения в лагере, 15 сентября 1937 г. расстрелян в Саратове.

С епископом Серафимом в Павловский Посад приезжал известный всей Москве протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870-1951). Его запечатлел художник Павел Дмитриевич Корин в картине «Русь уходящая». Михаил Кузьмич родился в с. Гребнево в семье священника. Окончил семинарию в 1891 г., а также вокальные курсы при филармонии.

С 1910 по 1929 г. служил диаконом в Никитской церкви на Басманной в Москве.

С 1934 г. до своего ареста в 1938 г. (с 1939 г. в ссылке) он служил в храме Св. Духа в с. Пушкино.

С 1943 г. по 1951 г. служил в церкви апостола Филиппа на Арбате в Москве.

В ноябре 1930 г. настоятелем Воскресенского собора был назначен будущий священномученик Алексей Воробьев. Он родился в 1888 г. в Вятской губернии, был послушником в Иоанно-Предтеченском монастыре в Казани, был под духовным попечением великого подвижника и молитвенника схиархимандрита Гавриила (Зырянова).

В 1911 г. Алексея призвали на военную службу. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии.

В 1920 г. Алексей приехал в Москву, где служил кладовщиком. Живя в Москве, он окончил пастырские богословские курсы и 26 июня 1921 г. был рукоположен во священника в Московский Александро-Невский храм, через год назначен в с. Селинское Клинского уезда.

В 1922 г. епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления, о. Алексию предлагали присоединиться к обновленцам, но он оставался верен законному главе Русской Православной Церкви - Святейшему Патриарху Тихону.

13 марта 1923 г. обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении и запрещении в служении о. Алексия. В с. Селинское был назначен Другой священник.

В 1924 г. о. Алексий был арестован по обвинению в том, что без разрешения власти устроил в церкви г. Клина собрание верующих, на котором произносились агитационные речи о гонении советской властью православия. После пребывания под следствием в Бутырской тюрьме в Москве о. Алексий был приговорен к заключению на два года в концлагерь. После освобождения служил некоторое время в села под Уфой, а в 1930 г. был назначен в Воскресенский собор Павловского Посада.

В 1931 г. возведен в сан протоиерея, в 1935 г. назначен благочинным Павловопосадского округа. В том же году Воскресенский собор был передан обновленцам, о. Алексий переведен в Троицкий храм с. Хотеичи (Орехово-Зуевского района) и в августе 1936 г. - в Вознесенскую церковь с. Городок. Его духовными чадами стали монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. На новом месте служения он организовал церковный хор из молодежи.

8 августа 1937 г. о. Алексий Воробьев был арестован и 20 августа того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

19 февраля 1938 г. в церковной сторожке, где жил, при Воскресенском соборе Павловского Посада, был арестован обновленческий священник павловопосадского собора протоиерей Владимир Андреевич Горский (1875-1938). В то время улица, протянувшаяся от моста и мимо собора, называлась улицей Сталина. Владимир Горский родился в с. Митино Муромского района, в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию в 1896 г. В том же году был назначен псаломщиком в храм Рождества Богородицы в с. Орехово Покровского уезда) (ныне г. Орехово-Зуево). Обновленческий епископ Орехово-Зуевский, потом митрополит Тихон (Попов Тихон Дмитриевич) писал: «Протоиерей Горский в Павлово-Посаде боролся своим красноречием с местным Горсоветом в деле отстаивания существования собора в Павлово-Посаде.

22 марта 1938 г. протоиерей Владимир Горский расстрелян на Бутовском полигоне.

По ходатайству Павлово-Посадского РИКа, постановлением Президиума Мособлисполкома от 17 сентября 1935 г. № 2140 собор был закрыт.

У стен собора были похоронены многие именитые павловопосадцы, некоторые из них были церковными старостами собора. В советское время все надгробные памятники вокруг стен собора были уничтожены.

В 1944 г. верующие Павловского Посада подавали прошение о возвращении им собора и разрешении восстановить в нем богослужений, но власти им отказали. Здание храма использовалось как склад зерна, позднее как склад завода Экситон. После взрыва баллонов с кислородом, своды храма обвалились, в трапезной своды остались неповрежденными. В конце 1950-х гг. были разобраны и стены собора.

До нашего времени дошла только соборная колокольня. В ней в советское время размещался краеведческий музей. В 1998 г. усилиями настоятеля и насельников Покровско-Васильевского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви, в колокольне причт монастырских храмов стал совершать богослужения.

В 2002 г. оборудованная в колокольне церковь стала отдельным приходом.

Один из домов священнослужителей Воскресенского собора сохранился на улице 1 мая (бывшая Купеческая). Возможно, это дом протоиерея Илии Попова (священника Воскресенского собора, в 1913 г. - законоучителя в женской гимназии), купленный им в 1908 г. На Купеческой улице стоял также дом протоиерея Иоанна Кроткова.

Сын протоиерея Иоанна Кроткова, Михаил Иванович Кроткое получил образование в Московской духовной семинарии, почетный гражданин, имел чин губернского секретаря.

В 1899 г. он был учителем при школе Товарищества мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова.

В 1905 г. преподавал в школе грамоты при Павловском детском приюте Ведомства учреждений императрицы Марии.

В 1907 г., 15 июня, Михаил Иванович Кроткое венчался с Екатериной Петровной Лебеданцевой, в 1905 г. начальница павловской женской прогимназии, позднее преобразованной в гимназию.

В 1908 г. рукоположен во священника, законоучитель в Павловской одноклассной мужской школе.

В 1913 г. - учитель в школе грамоты.

В 1927 г. о. Михаил Кротков участвовал в богослужении, совершенном епископом Серафимом в Павловском Посаде.

Купеческая улица соединяет Павловский Посад с д. Филимоново. Купеческая улица почти вся состоит из особняков, в основном здесь жили павловские купцы. Дом № 7 по улице 1 мая был построен в 1861 г., принадлежал купеческой семье Щепетильниковых. Неподалеку стоит дом купца Ширина.

С восточной стороны собора сохранилась улочка, на которой стоят лицом к собору деревянные дома причта, в которых жили многолюдные семьи павловопосадских священников, диаконов и причетников. С Соборной горы улочка красиво спускается к р. Вохне. На противоположной стороне Вохны прямо в створе улицы стоит Казанская церковь на Павловской улице.

Московская обл., Павловский Посад
Гостиница Аструс Москва

Отзывы

Прокомментируйте первым...

Я не робот

Отслеживать комментарии в этой статье
Интересные места и достопримечательности
Интересные статьи и обзоры