Атмосфера мест
Сегодня 28.09.20 в Москве 12°, восход солнца в 06:25, закат в 18:14
Храмы Москвы и Московской области

Православная церковноприходская школа в деревне Понарино

В 1895 г. в д. Понарино, на своей родине, крестьянином, присоединившимся к православию из раскола, Петром Леонтьевичем Воробьёвым была открыта церковно-приходская школа. П.Л. Воробьёв был её попечителем и для её размещения отдал свой дом. В 1909 г. обучалось 25 человек. Заведовал школой священник Воскресенской церкви с. Ильинский Погост М.П. Преображенский.

Описание


П.Л. Воробьёв был заведующим ткацкой фабрикой в товариществе мануфактур А.В. Смирнова. Жена А.В. Смирнова Татьяна Яковлевна и Пётр Леонтьевич, ещё будучи в старообрядчестве, молились о одной моленной, потом неокружнические попы запретили молиться вместе с окружниками. Такой запрет от своего попа Петра из д. Титово получил и Пётр Леонтьевич. Татьяна Яковлевна за разрешением своих недоумений, вызванных «Окружным посланием» обратилась к о. Павлу Прусскому (Пётр Иванович Леднев, 1821-1895, архимандрит, религиозный публицист и один из самых известных миссионеров православной церкви, около 20 лет был настоятелем Никольского единоверческого монастыря, основанного в 1866 г. по настоянию московского митрополита Филарета в центре старообрядцев беспоповского федосеевского согласия - на московском Преображенском кладбище).

На её вопрос, в чём между окружниками и неокружниками различие, да такое, что и молиться вместе нельзя.

Отец Павел ответил: «Между тобою и Петром Леонтьевичем различие большое, более чем между тобою и татарином». Татьяна Яковлевна выразила изумление.

Отец Павел продолжал: «Ты признаешь, что Грекороссийская Церковь верует во Единого Бога, в Которого и ты веруешь?». Татьяна Яковлевна ответила: признаю. И татары, продолжал о. Павел, как ты, признают, что наша

Церковь верует во единого Бога, в которого и они веруют; а неокружники учат, что Грекороссийская Церковь верует в иного Бога…».

Пётр Леонтьевич Воробьёв присоединился к православию и стал великим ревнителем православной веры, был попечителем церковноприходской школы, почётным членом Гуслицкого отделения Епархиального Училищного Совета. За своё обращение в православие он претерпел гонения от фанатиков-раскольников, был даже избит родственниками-старообрядцами.

Когда распространилось австрийское священство, то со стороны беспоповцев стали выдвигаться возражения против нового священства, появился ряд сочинений, в которых проводилась мысль о наступившем уже царствовании антихриста и о прекращении благодати священства, из чего следовало, что если антихрист уже царствует и истинное священство вконец истреблено им, то и у старообрядцев его быть не может, следовательно, и белокриницкая (австрийская) иерархия ложная.

Защитником австрийского священства явился мирянин Иларион Егоров Ксенос, составивший по поручению духовного совета «Окружное послание истинныя, святыя, соборныя, апостольския, древле-православныя кафолическия церкве, в назидание и предостережение возлюбленных чад от некоторых вредных и нелепых сочинений». Послание было издано 24 февраля 1862 г. за подписями председателя совета Онуфрия, архиепископа Владимирского Антония, епископов Казанского Пафнутия и Балтского Варлаама, Посланию было присвоено значение обязательного исповедания веры для старообрядцев австрийского толка.

Автор говорит, что истинное священство Христово и приношение бескровной жертвы пребудет до дня судного, что это священство находится в церкви великороссийской и греческой, и у старообрядцев, так как источник священства заимствован ими у греков (Амвросий Белокриницкий). Беспоповцы, проповедуя о воцарении антихриста в церкви православной, знамение антихриста видят в имени Иисус, под которым разумеют другое лицо в сравнении с именем Исус, беспоповцы - против почитания четвероконечного креста, который считают крестом латинским - крыжом. Автор «Послания» высказывает иной взгляд на Церковь православную: «Она верует не во иного Бога, но во Единого с нами Творца небу и земли. Единого и того же исповедует с нами Христа…

Посему хотя мы произносим и пишем имя Спасителя Исус, но и пишемое и произносимое Иисус хулити не дерзаем, и не нарицаем его именем иного Иисуса, противника Христова, якоже неции беспопорвцы мудрствуют. Подобие и четвероконечный крест Христов образ есть креста Христова от дней апостольских и доныне приемлемый православно-кафолическою церковью… Поэтому мы не бесчестим и не хулим этого креста и всякое крестохуление и кресторугательство отметаем…», причины же «непоследования пастырям русской церкви… заключаются в клятвах собора 1667 г.», то есть в порицаниях, которые были сделаны на старые обряды. Таким образом, общий смысл «Послания» - неосновательность существующего раздора и необходимость примирения.

В д. Понарино Московской губернии Богородского уезда Дороховской волости на земле Михаила Селивертовича Воробьёва в начале XX в. был построен новый деревянный старообрядческий молитвенный дом.

В Понарине 9 марта 1938 г. арестован, 11 марта приговорён к расстрелу по обвинению «в повстанческих настроениях и призыве к населению организовать террор в отношении коммунистов» и 20 марта расстрелян уроженец д. Понарино, неграмотный сторож сельсовета, староста старообрядческой молельни, 62-летний Степан Петрович Пуков (1876-1938).

В тот же день и по тому же обвинению в Понарине был арестован верующий-старообрядец Григорий Захарович Урываев (1867-1938), родившийся и проживший здесь 71 год, как сказано в деле «малограмотный крестьянин без определённых занятий». Судим и расстрелян он был в один день со Степаном Луковым.

Рядом располагаются деревни Новое и Старое Титово, Селиваниха, Дорохово. Места были промышленные, и почти в каждом селении была фабрика. В Титове сохранилась фабрика.

В Селиванихе в начале XX в. Елисеевыми была выстроена старообрядческая церковь (разрушенная в советское время). В советское время в ней устроили колхозный склад, потом растащили на дачные домики. По словам местных жителей, церковь стояла в поле за каменным двухэтажным домом, напротив которого сохранились развалины фабрики, а к востоку от него - два каменных дома.

Фамилия Елисеевых идет от Елисея Мокеева, крестьянина. Под старость он постригся в монахи и принял схиму под именем Евфимия. Его сын Никита Елисеевич выкупился у помещика Зотова, открыл в деревне красильню и стал богородским купцом. Когда записывался в купечество, принял фамилию Елисеев.

В 1823 г. местный земле- и душевладелец граф Зотов отпустил на волю своих крепостных крестьян, сыновей Никиты Елисеевича Елисеева - Симона и Алексея. При этом он дал письменное обязательство, что после освобождения от крепостной зависимости самого Никиты Елисеева даст ему и его сыновьям землю, числящуюся за ними по наделу, Зотов получил от Н. Елисеева выкупную сумму - 23 000 рублей, в которую входила и стоимость земли. Передачу земли Зотов и Елисеев должны были оформить как куплю-продажу. Но Зотов медлил с совершением сделки, и тогда Никита Елисеев, обретя волю и записавшись в купечество, подал на своего бывшего помещика в суд, требуя землю (по обязательству) или возвращения денег.

Судебные инстанции установили, что на имение графа Зотова наложен запрет, так как оно находится в залоге: Московский Опекунский совет выдал графу Зотову 339 100 рублей под залог имения, и теперь без ведома Совета никто не может распоряжаться землёй, формально принадлежащей Зотову. Увязнувшему в долгах графу суд предложил вернуть Елисееву часть суммы, полученной как выкуп из крепостного состояния, и Зотов согласился вернуть 10 000. Никита Елисеевич был этим настолько удовлетворён, что подарил бедному графу полторы тысячи, и дело завершилось.

При д. Селиванихе были усадьбы купца Фёдора Алексеевича Елисеева и мещанина Ивана Алексеевича Елисеева, которого потом убили в Мисцеве возле питейного дома. То ли драка была, то ли просто ударил его кто-то, неизвестно; когда сообщили, родственники сразу туда побежали (Мисцево в пяти километрах от Селиванихи), а там уже толпа, урядник и становой пристав. Голова у Ивана Алексеевича была в крови, урядник опрашивал людей, но никто ничего толком не мог рассказать. Разрешили взять тело домой, и кто-то из знакомых Ивана Алексеевича дал лошадь. На следующий день пришёл урядник и сказал, что поскольку Иван Алексеевич умер от пьянства (а это приравнивалось к самоубийству), отпевать его в церкви и хоронить на кладбище запрещается.

Отпели его дома, а похоронили за кладбищенской оградой. Было это в 1906 г. Анастасия Евдокимовна (жена) гостила в это время в своей родной деревне Климове. За ней сразу послали, и она быстро приехала вместе с сестрой; Девичья фамилия её - Политова.

В д. Титово старообрядческая моленная (разрушена в советское время) существовала с 1842 г., в 1860-х гг. она стала ок-ружнической. д. В1905 г. в Титово Дорховской волости была построена фабрика Черкасова.

В 1916 г. на бумаготкацкой и красильно-аппретурной фабрике Торгового дома И.М. Черкасова с сыновьями производились тик, сарпинка, камлот, миткаль. На фабрике было занято 215 рабочих; была установлена паровая машина.

В наше время в Титове сохранились и руины кирпичного корпуса фабрики, построенной Черкасовыми (фабрика обращена в руины в 1990-х гг.). Рядом с развалинами стоит дом владельца фабрики.

В наше время с помощью общины Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулёво построен Троицкий храм в пос. Мисцево. Посёлок новый, он был построен для рабочих торфопредприятия в 1930-х гг., храма здесь никогда не было.

Московская обл., д. Понарино
Гостиница Аструс Москва

Отзывы

Прокомментируйте первым...

Я не робот

Отслеживать комментарии в этой статье
Интересные места и достопримечательности
Интересные статьи и обзоры