Атмосфера мест
Сегодня 27.11.20 в Москве 1°, восход солнца в 08:26, закат в 16:08
Храмы Москвы и Московской области

Церковь Святителя Николая «на мхах» в селе Васютино

Первое упоминание о деревянном храме Святителя Николая «на мхах» на погосте в Куньей волости относится к 1585 г. (в писцовой книге князя Михаила Мезецкого да подьячего Ушака Никитина). В храме был придел Преподобного Сергия Радонежского, по преданию он сам основал храм.

Описание


В 1628 г. на Никольском погосте, что «на мхах», стояла деревянная церковь Святителя Николая, уцелевшая в Смутное время.

1646 г.: «…при церкви во дворе поп Афанасий … во дворе просвирница Анница».

1680 г. при церкви Св. Николая: «…во дворе поп Иван Фадеев, во дворе дьячек Васка Фадеев, во дворе пономарь Сенка Симонов…»

1717 г. При церкви Николая Чудотворца на погосте, что «на мху» были:« священник Иван Семенов, диакон Игнатий Феоктистов, дьячек Иван Иванов».

Ныне существующий каменный храм Святителя Николая Мирликийского Чудотворца с приделом Преподобного Сергия Радонежского построен в 1787 г. вместо древнего деревянного. Храм страдал от торфяных пожаров.

3 августа 1871 г., в сухое лето, загорелись болота, прежде принадлежавшие господину Рюмину и продававшиеся по частям (купили Морозовы из Глуховской мануфактуры, купец Елагин, богородский доктор Буткевич). Огонь пошел от непроданного участка, истребил дом причта и крестьян, деревянную ограду храма, копоть через окна в куполе попортила иконостас и живопись. Перегорела балка, на которой висел колокол в 265 пудов, он проломил свод и остановился на втором ярусе колокольни. Более 1000 человек ничего не могли сделать с огнем, тогда 29 августа устроили крестный ход вокруг храма и обеих деревень, отслужили просительный молебен о дожде. Все было исполнено с особым усердием. Во время молебна стало накрапывать.

И.О. Елагин предложил причту прибыть на его болото также для служения молебна. Когда начали петь, пошел дождь, а когда диакон стал читать ектеньи о послании дождя, тотчас опустился столь сильный ливень, что более и желать грешно: огонь стал гаснуть.

Усердные христолюбцы братья Шелаевы, Соповы и Зубовы восстановили храм. Соповы в 1879-1880 гг. соорудили новый иконостас в придельном теплом храме Преподобного Сергия Радонежского. На средства О.Т. Шелаева и И.К. Зубова ветхий пол в приделе заменен на подольский мрамор, а в церкви уложен пол из чугунных плит. И.К. Зубов в 1890 г. возобновил всю штукатурку. Богородские купеческие братья Кирилл и Михаил Соповы в 1889 г. обнесли храм и кладбище оградой и в юго-западном углу ее построили каменную часовню в память о спасении императорской семьи при крушении царского поезда у станции Борки 17 октября 1888 г. Разоренная в советское время часовня, была восстановлена в 1990-х гг.

Клировая ведомость за 1901 г. Николаевской церкви, что «на мхах», у пруда, сообщает, что она «построена в 1787 г. тщанием прихожан с благословения митрополита Платона, вместо ветхой деревянной церкви, в настоящее время упраздненной, существовавшей еще при патриархе Никоне, что доказывает напрестольное Евангелие. Зданием каменная, с такой же колокольней, тверда, в 1871 г. от близкого сообщения торфяных болот, горевших в это знойное лето, наружность храма и колокольня обгорела, а церковная ограда испепелилась дотла. Каковые повреждения в настоящее время, благодаря усердным благотворителям, исправлены и все приведено в надлежащий порядок. Престолов в ней два: в настоящей во имя Святителя и Чудотворца Николая, в приделе, трапезной, - во имя Сергия, Радонежского Чудотворца. Храм весь теплый, имел духовое отопление, устроенное в 1900 г. иждивением московского купца Потомственного почетного гражданина Ивана Калинниковича Зубова. Им же придел в трапезной в 1889 г. расширен. Церковной утварью церковь достаточна. Причта при сей церкви положено по штату издавна - священник, диакон, дьячок и пономарь.

В 1891 г., с переходом диакона на другое место, диаконская вакансия упразднена по прошению причта, представившего причины к закрытию ее - разорение от пожара, бывшего в этом году, бедность и малочисленность прихода. По новому штату при церкви положено быть священнику и псаломщику. В начале XX в. причт состоял из священника, диакона на дьяческой вакансии и псаломщика. Дома у священника, диакона и псаломщика собственные, деревянные, на церковной усадебной земле. Содержание причта недостаточное по причине крайней бедности прихожан. Церковь и при ней кладбище обнесены каменной оградой, в юго-западном углу которой находится каменная часовня, воздвигнутая в память чудесного события 17 октября 1888 г. Ограда и часовня устроены в 1889 г. усердием богородских купеческих братьев Кирилла и Михаила Онисимовичей Соповых. Вне ограды находится принадлежащая церкви деревянная сторожка.

Священник Константин Васильевич Успенский (в 1901 г. ему было 29 лет. - О.П.), из Московской губернии, сын псаломщика, обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским и словесным, языкам латинскому и греческому. По окончании курса наук в 1892 г. с аттестатом 2 разряда произведен во священника к означенной церкви в 1895 г.

Диакон на дьяческой вакансии, Иван Николаевич Постников, 63 лет, сын сторожа Серпуховского духовного правления, обучался в Николо-Перервинском духовном училище. Псаломщик Сергий Иванович Архангельский, 29 лет.

Вдовствующие. Вдова умершего священника сей церкви Александра Павловна Делицына, 66 лет. Муж ее, умерший в 1897 г. священник Петр Афиногенович Делицын, состоял на службе с 1855 г. при Космодамианской в с. Миткине (Меткине) церкви Подольского уезда, а в 1881 г. переведен к сей церкви. Поступил за штат в 1895 г. Дети ее - Евгений, 40 лет, кончил курс в Николо-Перервинском духовном училище, состоит комнатным надзирателем в Московском мещанском училище, Мария, 39 лет, состоит в замужестве за священником Владимирской епархии, Николай, 38 лет, состоит диаконом на дьяческой вакансии при Василие-Кесарийской церкви в Москве, Елисавета, 34 лет, Анна, 31 года, состоит в замужестве за местным священником, Агрипина, 29 лет, состоит в замужестве за священником в Коломенском уезде.

Вдова умершего псаломщика сей церкви Александра Петровна Архангельская, 73 лет. Муж ее, умерший в 1897 г., псаломщик Иван Алексеев Архангельский, состоял на службе с 1847 г. при Ильинской в с. Ильинском церкви Серпуховского уезда, а в 1867 г. был переведен к сей церкви. Поступил за штат в 1890 г. Дети - Елена, 46 лет, состоит в замужестве за личным гражданином города Богородска, Наталья, 38 лет, состоит в замужестве за мещанином Павловского Посада, Сергей, 29 лет, состоит псаломщиком сей церкви, содержанием которого она пользуется. Раскольников 15 м.п., 19ж.п.».

Клировая ведомость церкви Святителя и Чудотворца Николая, что «на мхах» у пруда, за 1921 г.: 16 октября 1920 г. храм зарегистрирован Советской властью. При церкви состоит старостою церковным крестьянин Головин Дмитрий Зиновьевич, который должность проходит с 1896 г. Священник - тот же - Константин Васильевич Успенский, 49 лет, из духовного звания. В 1901 г. награжден набедренником, в 1906 г. - фиолетовой скуфьею, в 1913 г. - камилавкой, в 1921 г., ко дню Святой Пасхи, награжден Синодским золотым наперсным крестом. Имеет дом с надворным строением, 2 кормовых сарая, амбар, погреб и баню. Обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским и словесным, языкам латинскому и греческому. По окончании семинарии в 1892 г. по 2 разряду произведен во священника к означенной церкви в 1895 г. Жена Анна Петровна, р. 1869, дети - Борис, р. 1896, окончил курс в Московской духовной семинарии, состоит в Красной армии, Елена, р. 1898, окончила курс в Марьинском епархиальном женском училище, состоит учительницей советской школы, Леонид, р. 1901, обучается в Горной академии, Валентин, р. 1903, обучается во 2 ступени советской школы, Александра, р. 1905, обучается там же, Ру-фина, р. 1909, обучается в 1 ступени советской школы. Диакон Иван Макарович Ларионов, 38 лет. Имеет дом и сени. Из псаломщиков Воскресенской Павловского Посада церкви переведен на настоящее место во диакона в 1921 г. Псаломщик Сергей Иванов Архангельский, 49 лет, на настоящем месте с 1890 г. Имеет дом с надворным строением, кормовой сарай, амбар, погреб и баню. Дети служат в Красной армии. Сиротствующие - дочь умершего священника сей церкви Делици-на Елизавета Петрова, 54 лет, девица.

Отец Константин был назначен законоучителем Васютинского земского училища, а с 1902 г. ~ заведующим и законоучителем приходской школы грамоты в деревне Дальней.

За усердное и безупречное служение о. Константин был награжден в 1901 г. - набедренником, в 1906 г. -фиолетовой скуфьей, в 1913 г. - камилавкой, в 1921 г. -золотым наперсным крестом. В 1925 г. о. Константин был возведен в сан протоиерея, в 1929 г. - награжден палицей, в 1932 г. - крестом с украшениями. Более сорока лет прослужил о. Константин в Никольской церкви, явив себя добрым пастырем вверенных ему Господом словесных овец. Местные крестьяне жили небогато, например, фруктовых садов не было в то время ни у кого.

Отец Константин насадил у своего дома яблоневый сад, и в праздник Преображения Господня спелые плоды из этого сада в больших корзинах приносились в храм и после освящения раздавались прихожанам. Яблоки из батюшкиного сада были любимым лакомством сельской детворы.

Когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, они коснулись и Никольского прихода. В начале тридцатых годов в с. Васютино был организован колхоз имени Седьмого съезда советов. Местная школа, где некогда о. Константин преподавал Закон Божий, стала местом проведения собрания безбожников.

В декабре 1935 г. заведующая ва-сютинской школой организовала в ней чтение доклада на антирелигиозную тему. Время доклада совпало с временем богослужения, и почти весь народ пошел в храм молиться.

В июле 1936 г. по приглашению прихожан д. Алексеево о. Константин служил в домах крестьян молебны о ниспослании дождя, но из одного дома был силою изгнан местным безбожником.

В 1936 г. в Васютине был запрещен колокольный звон и безбожники стали снимать колокола. Нашлись молодые люди из местных, которые не побоялись кощунствовать, и колокола были сброшены. Но вслед за этим в селе начался сильный пожар, от которого дотла выгорело двадцать четыре дома. Пламя дошло до церкви. Отец Константин вышел на крыльцо храма с иконой, и огонь по молитвам священника прекратился у самой ограды.

После того как руководство страны летом 1937 г. приняло решение о массовых арестах и расстрелах священноцерковнослужителей и закрытии храмов, сотрудники НКВД стали принуждать некоторых жителей села к лжесвидетельству для последующего ареста священника.

4 октября 1937 г. была допрошена заведующая васютинской школой, которая на вопрос следователя, что она знает об антисоветской деятельности священника Константина Успенского и живущего с ним его сына Бориса, ответила, что всегда, когда в селе проводится антирелигиозная работа среди населения, Успенские стараются на это время назначить службу в церкви и этим отвлекают народ от антирелигиозных лекций и докладов. Например, на Рождество 1935 г. проводился доклад на антирелигиозную тему, а Успенские организовали богослужение, в результате чего на лекцию пришло всего восемь человек, остальные пошли в церковь.

6 ноября 1937 г. протоиерей Константин и его сын Борис были арестованы и заключены в тюрьму в городе Ногинске.

Отец Константин все обвинения отверг. Не признал себя виновным и арестованный вместе с ним его сын Борис.

Борис Константинович Успенский родился 24 июля 1895 г. в с. Караваево Владимирской губернии. Он был старшим, в семье кроме него было пятеро детей. Борис окончил Духовную семинарию, а поскольку в это время началась Первая мировая война, обращенная затем большевиками в войну гражданскую, он был мобилизован в Красную армию, где служил писарем. После демобилизации работал счетоводом, последние годы жил вместе с отцом. Лжесвидетели показали, будто Борис Константинович говорил, что «во время богослужения грех работать, а нужно идти в церковь и молиться Богу, Господь пошлет хороший урожай». 12 ноября «тройка» НКВД приговорила протоиерея Константина к расстрелу, а его сына Бориса - к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Протоиерей Константин Успенский был расстрелян 25 ноября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой, причислен клику священномучеников. В память о. Константина у храма воздвигнут Святой Крест, в основание которого положена земля, привезенная с места расстрелов.

Борис Константинович Успенский умер в Сиблаге, в Кемеровской области, 15 декабря 1942 г. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Закрытый храм использовали как общежитие.

В 1989 г. разоренный храм передан общине верующих. В восстановлении храма участвовало ФАО «Ферейн» (г. Электрогорск), на личные средства руководителей предприятия отлиты колокола.

В наше время храм восстановлен.

На северо-восток от Васютино находится д. Дальняя, в которой сохранилась каменная часовня конца XIX- начала XX в.

Московская обл., с. Васютино
Гостиница Аструс Москва

Отзывы

Прокомментируйте первым...

Я не робот

Отслеживать комментарии в этой статье
Интересные места и достопримечательности
Интересные статьи и обзоры