Атмосфера мест
Сегодня 15.07.20 в Москве 17°, восход солнца в 04:04, закат в 21:06

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь на Преображенском погосте, что в Закубежье (или Спаса-за-Кубежью, или в Дуницах), существовала издавна - известно, что она стояла в 1628 г. Про Закубежье «в списке писцовых книг Переславль-Залесского уезда 1627, 1628 и 1629 гг. Серебожского стана написано: Погост Преображенский особняк да на погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древян ветх, а в церкви образы и книги и всякое церковное строение...». Позднее на погосте появился другой, тоже деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы.

Описание


В 1707 г. на погосте были две деревянные церкви - Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. В 1737 г. «Преображенские попы Сергий Тимофеев и Ларион Григорьев» подали в Синод прошение: «Приходская наша церковь деревянная и ныне стала ветха, служить в ней невозможно, в дождливое время идёт теча, и мы оныя церкви без указу перебрать не смеем и просим дать указ оную церковь разобрать и подрубить, и построить по-прежнему во имя Преображения».

В 1831 г. священник Закубежского погоста Афанасий Васильевич Широгоров был переведён в с. Константиново, в 1839 г. умер,

Ныне существующая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Преображения Господня (южный) и Иверской иконы Божией Матери (северный) построена в 1833 г. «тщанием прихожан и доброхотных дателей». При устройстве каменной церкви в 1833 г. священством, церковнослужителями, старостой и прихожанами было составлено «письменное условие»: «По резолюции Его Преосвященства благоволено при приходе нашем выстроить новую каменную церковь, для коей у нас выстроены сараи и сделано немалое количество кирпича, но так как в нашем приходе дров не имеется, из других приходов по причине реки и окружающего нас болота получить нам дров невозможно, то по таковой необходимости решились утруждать Его Преосвященство просьбою об уничтожении деревянной Преображенской церкви с колокольною, в коей у нас бывает служение единожды в год, а всегдашнее служение отправляется в Успенской деревянной же, и потому Преображенская церковь по ветхости нам более не нужна, потому мы просим об уничтожении оной церкви и об отдании её на обжиг кирпича согласны...». При упразднении пустыни в церковь погоста Спас-за-Кубежью была перенесена Иверская икона Божией Матери, древняя, местночтимая явленной и чудотворной.

В 1871 г. риза на иконе вместо прежней медной сделана серебрено-позлащенной усердием крестьянина сельца Дубков Егора Кузьмина. Икона находилась в Иверском приделе, под ней была укреплена доска с изображением монастыря в развалинах и с надписью: «Вид Успенской Дубенской Шевякиной пустыни 1765 года».

Об Иверской иконе сохранилось предание, что она была отдана, как и икона Спасителя, в с. Заболотье, но вновь явилась на месте бывшей пустыни и оттуда была перенесена в Успенскую церковь Спасского-за-Кубежью погоста. В память перенесения иконы с той поры ежегодно во 2-ю седмицу Великого поста Иверская икона с крестным ходом при большом стечении богомольцев из Успенской церкви приносилась (по выражению прихожан) «к себе домой», на место бывшей Успенской пустыни, в часовню (другая часовня к концу XIX в. развалилась). По прибытии крестного хода причт Успенского храма совершал в часовне малое освящение воды и служил литию по «зде лежащим».

К церкви с. Закубежье была приписана деревянная на каменном фундаменте Скорбященская церковь в сельце Иванкове (построена в 1860 г. владельцем сельца коллежским регистратором Николаем Ивановичем Сорохтиным), в ней богослужения совершались в престольный праздник, летом еженедельно в будничные дни.

Приход Спасского-за-Кубежью погоста включал в себя: Закубежье - 6 дворов, сельцо Новоспасское, Иванково, Рябинки и другие (всего 7) и 9 деревень.

В 1885 г. в приходе числилось 1264 прихожанина и прихожанки. В сельце Рябинках в 1879 г. было открыто народное училище, его основательница, дочь генерала от инфантерии Ольга Викентьевна Козловская, владелица имения при сельце Рябинках и д. Лихачёво, стала его попечительницей. Училище помещалось в доме Козловской, в нём было 40 учащихся.

До 1876 г. причт Успенской церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря.

В 1871-1881 гг. священником в Успенском храме погоста Спасского-за-Кубежью был Алексей Алексеевич Язвицкий (ум. 1881). По избранию духовенства он был назначен благочинным.

В 1874 г. награждён камилавкой, в 1880 г. наперсным крестом.

В 1884 г. сыном о. Алексея, местным священником Николаем Алексеевичем Язвицким (в 1884 г. ему был 31 год) в Закубежье была открыта церковноприходская школа.

В 1885 г. в ней обучались 51 мальчик и 4 девочки. Здание школы, ветхое и тесное, было выстроено в 1860-х гг. прихожанами на собственные средства для ночлежного дома. В Закубежье о. Николай Язвицкий служил с 1881 г., до этого 2 года был священником соседнего Никольского прихода. Он в 1876 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию с аттестатом 2 разряда. С сентября того же года работал учителем и законоучителем в Елпатьевском народном училище Переславского уезда.

В 1879 г. рукоположен во священника к церкви с. Никольского Александровского уезда.

В 1879-1881 гг. был законоучителем в Рябинковском народном училище (открыто в 1879 г.)

В 1880 г. утверждён в должности смотрителя Константиновского склада епархиального свечного завода.

В 1880-1881 гг. был законоучителем в Никольской церковноприходской школе.

В 1881 г. переведён в с. Закубежье. У о. Николая и его жены Евлампии Михайловны (25 лет) было четверо детей (Юлия, Леонид, Капиталина, Лидия). В доме о. Николая жила его мать, вдова священника Алексея Язвицкого, Мария Егоровна. Брат о. Николая Иван (род. 1868) в 1882 г. окончил Переславское Духовное училище и в 1888 г. -Вифанскую семинарию. Отцу Николаю сослужил диакон на псаломщицкой вакансии Иван Иванович Крылов.

В советское время церковь была закрыта, разрушены колокольня и портики, украшавшие северный и южный фасады. В храме сохранились рама иконостаса середины XIX в. и бетонный пол с орнаментом из мраморной крошки 1889 г.

В с. Закубежье после окончания Вифанской семинарии, с 1888 по 1890 г., работал учителем церковноприходской школы священномученик Василий Соколов (1868-1922). После рукоположения он служил в церкви Рождества Христова в с. Пустое Сергиево-Посадского района и в Николо-Явленском храме на Арбате в Москве. Оба храма разрушены. Сам он был арестован после проповеди, сказанной в связи с изъятием церковных ценностей, и расстрелян.

В 2-х от Закубежья и в 6 верстах от Заболотья, на острове, омываемом р. Дубной и Дубёнкой, стоял основанный в 1381 г. преподобным Сергием Радонежским и великим князем Дмитрием Донским монастырь Успения Пресвятой Богородицы, где первым игуменом был преподобный Савва. На острове, который весь покрыт болотом, кроме небольшого холма, на котором в XIX в. ещё различали следы кладбища, грядок, небольшого пруда, стояли две деревянные часовни. В Никоновской летописи рассказывается: «И возвратися (с Куликова поля) князь великий с воинством здрав и умоли преподобного Сергия поискать место на поставление монастыря. Он же обрете место и призва великого князя и основа церковь и монастырь во имя Пречистыя Богородицы Успеяния и составиша общее житие, и поставиша от ученик своих именем Савву иже бысть прежде в его монастыре духовник всему братству, старец честен и учителей зело».

Настоятелем монастыря был и святитель Серапион (ум. 1516), в 1495-1505 гг. игумен Троице-Сергиевой Лавры, потом архиепископ Новгородский. Он так много сделал для Успенской островной пустыни, что она потом называлась Серапионовой.

В XVIII в. монастырь упразднён. На месте его храмов стояли две деревянные часовни, одна развалилась ещё в конце XIX в., другая сгорела в 1937 г.

В 2001 г. на месте монастыря установлен памятный крест.

Гостиница Аструс Москва

Московская обл., с. Закубежье

Отзывы

Прокомментируйте первым...

Я не робот

Отслеживать комментарии в этой статье