Атмосфера мест

Достопримечательности Замоскворечья

Замоскворечье – один из самых колоритных московских районов. Здесь до сих пор ощущается дух старой Москвы. До переноса столицы в Санкт-Петербург в 1713 году за Москвой-рекой располагались слободы – поселения ремесленников. Память о них хранят названия улиц и переулков: например, Новокузнецкая улица (вдоль нее существовала Кузнецкая слобода), Кадашевские переулки (здесь была Кадашевская слобода – поселение ткачей) или Овчинниковские переулки и набережная (названы по слободе овчинников – ремесленников, которые производили изделия из шерсти). В Замоскворечье много церквей и палат, построенных в XVII веке жителями слобод.

  • Достопримечательности Замоскворечья

XVIII и XIX века – эпоха купеческого Замоскворечья. Первая ассоциация, которая приходит на ум, когда мы говорим о Замоскворечье, – это купцы. Именно купеческая застройка преобладает в районе. Здесь встречаются оригинальные особняки, детали которых отражают характеры владельцев-купцов. Например, дом Алексея Бахрушина, похожий на неприступный средневековый замок. Визитной карточкой Замоскворечья испокон веков были и остаются церкви. В районе представлены все стили московской церковной архитектуры: русское узорочье, барокко, классицизм, ампир, неорусский стиль и др.

Третьяковская галерея

Самый известный московский музей основан в конце XIX века известными купцами и меценатами – Павлом и Сергеем Третьяковыми, которые безвозмездно подарили свои коллекции в дар городу. Галерея расположена в бывшей усадьбе братьев Третьяковых. Фонд музея значительно пополнился после революции собраниями дворянских и купеческих семей. В залах Третьяковки представлены древнерусские иконы и картины русской живописной школы. Двигаясь по хронологически расположенным залам, можно подробно изучить русское изобразительное искусство с XVII по XIX век.

Церковь Воскресения в Кадашах

Церковь Воскресения в Кадашах – выдающийся памятник московской архитектуры XVII века. Храм построен в конце столетия и находится на границе двух ярких стилей Москвы: русского узорочья и московского барокко. Эта высокая двухъярусная церковь имеет особенную систему наружных украшений, которые развиваются от земли к небу. Поэтому взгляд входящего на церковный двор плавно скользит вверх и останавливается на изящных белокаменных украшениях и золотых главах. На храме Воскресения в Кадашах сохранились уникальные для Москвы солнечные часы XVII века.

Усадьба Демидовых

Усадьба Демидовых – редкий для Замоскворечья пример дворянской усадьбы эпохи московского классицизма. Усадьба была построена в конце XVIII века архитектором круга Матвея Казакова – главного мастера классицистической Москвы. Хозяин усадьбы – Прокофий Демидов – богатейший человек той эпохи, владелец металлургической империи на Урале, известный благотворитель. Парадный фасад дома украшен мощным колонным портиком и увенчан фронтоном. Но главное украшение демидовской усадьбы – это ажурная ограда, шедевр литейного искусства XVIII века.

Храм Григория Неокесарийского

Церковь строили и украшали лучшие мастера второй половины XVII века: архитекторы Иван Кузнечик и Карп Губа, иконописцы Симон Ушаков и Гурий Никитин, изразцовых дел мастер Степан Полубес. За строительством этого замечательного памятника русского узорочья следил лично царь Алексей Михайлович. Существует легенда, что здесь царь венчался с Натальей Нарышкиной. Церковь Григория Неокесарийского даже в официальных документах называли «красной», то есть красивой. Говорят, что французский император Наполеон пленился ее красотой и велел своим солдатам охранять храм от огня московского пожара в 1812 году.

Церковь Климента папы Римского

Храм Климента папы Римского – вершина стиля барокко в Москве. Столь грандиозные церкви редки для Замоскворечья. При возведении храма была применена стилистика дворцовой архитектуры, свойственной, например, европейским замкам. Храм Климента строился во второй половине XVIII века на деньги богатейшего московского купца Кузьмы Матвеева, годовой доход которого составлял полмиллиона рублей. Совсем недавно закончилась реставрация храма. Реставраторы восстановили барочный иконостас, который занимает все пространство центральной части церкви.

Музей А.Н. Островского

Великий русский драматург Александр Островский родился в самом сердце Замоскворечья – на тихой улице Малой Ордынке. Дом, в котором сегодня расположен музей Островского, до революции был домом дьякона церкви Покрова Богородицы в Голиках. В этом доме отец Островского несколько лет снимал часть первого этажа. В 1930-е годы храм разрушили. К счастью, та же участь не постигла родной дом драматурга. Сегодня здесь располагается замечательный музей. Его экспозиция рассказывает и о биографии Островского, и о русском театре, который создавал драматург.

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия была основана великой княгиней Елизаветой Романовой в 1909 году. В обители разместились больница, приют для мальчиков и девочек, бесплатные аптека, библиотека и столовая. Церковь во имя Покрова Богородицы построил мастер неорусского стиля Алексей Щусев – будущий создатель мавзолея Ленина. Покровский храм стилизован под малые церкви Новгородской земли XII-XVI веков со всеми типичными для этой эпохи архитектурными чертами и деталями. В советское время обитель была закрыта, а в 2009 году ее открыли вновь.

Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневской набережной

На Берсеневской набережной сохранился целый комплекс зданий XVII века. В 1650-е годы купец Аверкий Кириллов построил здесь каменные палаты и церковь Николая Чудотворца – признанные шедевры русского узорочья. Палаты и храм богато украшены белокаменными деталями и изразцами. Величественность этих сооружений, а также огромное количество ярких украшений говорят о богатстве и авторитете Аверкия Кириллова: он был состоятельным купцом и влиятельным чиновником. В XVII веке существовал крытый переход от палат к Никольской церкви. К сожалению, в советское время была разрушена колокольня храма.

Храм иконы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке

Эта церковь – плод творчества двух выдающихся архитекторов Москвы разных эпох и стилей. Сначала в конце XVIII века колокольню и трапезную храма выстроил Василий Баженов – мастер классицизма. А сорок лет спустя главный архитектор ампирной Москвы Осип Бове построил пышную ротонду, выходящую на Большую Ордынку. Церковь прославилась благодаря чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая находится в левом приделе храма. Внутреннее убранство церкви поражает воображение: здесь во всей красоте проявляется величие и грандиозность ампира.

Театральный музей Алексея Бахрушина

У истоков театрального музея, появившегося в Москве в конце XIX века, стоит знаменитый московский промышленник и меценат Алексей Бахрушин. Для того чтобы собрать свою коллекцию, Бахрушин объездил множество стран и потратил целое состояние. Музей размещается в бывшем доме купца, который построил известный архитектор Карл Гиппиус в формах ранней английской готики. Сегодня это один из самых больших театральных музеев в мире. Его коллекция состоит из более полутора миллионов экспонатов. В музей Алексея Бахрушина приезжают любители театра со всего мира.

нет

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Достопримечательности Замоскворечья интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы
Всё самое интересное ещё дальше...