Атмосфера мест

Введенская церковь. Пятницкая церковь

К югу от Свято-Троицкой Сергиевой лавры, у подножия холма, «на Подоле», на месте деревянной приходской церкви Служней слободы в 1547 году выстроили сразу две каменные церкви: Введенскую и Пятницкую. Несмотря на одновременность постройки, они совершенно непохожи между собой. Первоначальный облик Введенской церкви во многом схож с архитектурой Духовской: тот же характер плана, основные размеры, расположение оконных и дверных проемов, те же оригинальные украшения алтарных апсид. В отличие от Духовской, Введенская церковь поднята на высокий подклетный этаж, перекрытый сводами.

Пятницкая церковь представляет собою большой бесстолпный храм с трапезной и открытой шатровой колокольней над входом. Килевидные полукружия закомар с широкими лентами профилей, обрамления больших оконных проемов, перспективный портал с тонкой геометрической резьбой придают церкви своеобразную простоту и сдержанную нарядность.К XX веку облик Введенской церкви был сильно искажен. В настоящее время ведутся работы по ее реставрации. Пятницкая церковь сохранилась без особых изменений.Находясь в непосредственной близости от монастыря, Пятницкая и Введенская церкви и расположенный против них, по другую сторону Московского шоссе, древний Пятницкий колодец связывают монастырский ансамбль с окружающей местностью.

Троицкий монастырь был тем центром, вокруг которого развивались села и слободы, положившие начало современному городу Сегиеву Посаду. Но, в отличие от ряда других русских поселений, где жилая застройка посада нередко подходила непосредственно к кремлю или крепости, у стен Троицкого монастыря всегда сохранялась обширная свободная от застройки зона; она отвечала требованиям обороны и противопожарной безопасности крепости и обеспечивала наилучшее обозрение монастырского ансамбля из многих точек окружающего ландшафта. Вокруг стен монастыря-крепости устраивались дополнительные укрепления — рвы, бастионы, запруды. Здесь существовала целая система прудов: Белый (близ Уточьей башни), Пятницкий (близ Введенской церкви), Клементьевский, или Банный, с юга от монастыря. Все пруды, кроме Белого, были образованы с помощью плотин на небольших речках Кончуре и Вондюге, омывающих с трех сторон монастырский холм.Запруды эти не всегда содержались в порядке, и пруды периодически то спускались, то наполнялись вновь. Сохранилось только два пруда — Белый и Келарский.

Уютные улочки центральной части города то поднимаются на вершины холмов, то неожиданно сбегают вниз, к оврагам и прудам. В перспективах улиц и над низкими домами виден постоянно меняющийся силуэт зданий монастырской цитадели; они или раскрываются широкими панорамами, или зрительно замыкают улицы разнообразными видами на отдельные сооружения.Поселения, окружавшие монастырь, и после слияния их в единый посад попрежнему продолжали сохранять определенную самостоятельность. Этому способствовало и то обстоятельство, что приходские церкви не меняли своего местоположения и после частых пожаров всегда восстанавливались на прежнем месте. К XVIII веку все они стали каменными и закрепили за собой центры шести традиционных церковных приходов, соответствовавших границам прежних сел и слобод.

Особого внимания заслуживают два близко поставленных друг к другу храма у южного склона холма, на котором расположен монастырь. В XV веке на этом месте стояла деревянная церковь Нижней Служней слободы, а в период строительства крепостной ограды монастыря здесь в один год были сооружены сразу две каменные церкви — Введенская и Пятницкая. Событие это отмечено летописью: «Лета 7055 (1547) поставлен храм каменной на подольном монастыре Введения пречистые Богородица; а ставил ево Иван Хабаров. Того же лета поставили церковь каменную во имя святые Парасковии, нареченные Пятницы». Ровесники крепостных стен монастыря, обе церкви сильно пострадали в период героической обороны 1608—1610 годов. В 1621 году патриарх Филарет своим указом отмечал, что враги эти церкви «разорили и престол ободрали» и если одну из них (Пятницкую) к этому времени «уже поделали и освятили», то другая «по ся мест стоит нестроена, пенья в ней нет, верх разломан и стороны развалились». Велено было «изготовя камень и кирпичь и известь», отстроить также и Введенскую церковь. Вскоре после ремонта обеих церквей здесь был организован женский Подольный монастырь; Опись 1641 года указывает в нем тринадцать огороженных забором келий.

В 1681 году состоялось специальное постановление Московского собора о приспособлении Подольного монастыря для содержания там монахов, которые «бесчинно живут на Москве и в городах, ходят по кабакам и по корчмам и по мирским домам, упиваются до пьяна и валяются по улицам». Троицким властям предписывалось «прежде бывший Пятницкий монастырь огородить стоячим высоким тыном и построить четыре кельи с сенми по монастырскому чину, и таких безчинников в тот монастырь с Москвы ссылать, а за монастырь их отнюдь не спускать». Двадцать лет спустя провинившихся монахов стали ссылать на север, в более отдаленный от столицы Соловецкий монастырь, а этот снова передали в ведение Троицкого.Введенская церковь в значительной мере утратила свой первоначальный облик: она подверглась разрушениям в период военных действий в начале XVII века, а также существенно перестраивалась и позже. Так, по «ряду» с монастырем крестьянин Гавриил Федоров в 1740 году разобрал в церкви два столба, переделал своды и поставил на них новую декоративную главу, «образцом и мерою» как в церкви Иоанна Предтечи, «что у Барваринских ворот в Москве»; кроме того, он растесал «на запад три окна для свету».

Исследования показывают, что первоначально Введенская церковь представляла собой стройное сооружение, поднятое на высокий подклетный этаж и увенчанное крупной главой (следы от основания главы частично сохранились на чердаке церкви). В ее архитектуре было много общего с Духовской церковью. Может быть, боярин Иван Хабаров, которого А. М. Курбский называл искусным «в книжном разуме», давая деньги на сооружение Введенской церкви, поставил «в образец» своим зодчим этот построенный псковичами более семидесяти лет назад монастырский храм, ибо совершенно одинаковы не только планы обеих церквей, но и их размеры и пропорции, характер декора и даже рисунок отдельных элементов. Точно повторены, например, тонкие профилированные лопатки Духовской церкви, сложный рисунок ее цоколя, а также оригинальные украшения алтарных апсид и своеобразные «пики» на западном портале. Вместе с тем, поставленный на подклет и лишенный звонницы в основании главы, Введенский храм принципиально отличается от монастырской церкви, как бы сочетая в себе архитектурные традиции XV и XVI столетий.

Расположенная рядом Пятницкая церковь проста и вместе с тем очень нарядна. Она не имеет подклета и, в противоположность соседней церкви, вытянута по горизонтали и состоит из четырех, различных по своей форме и высоте, живописно группирующихся объемов: алтаря, собственно церкви, трапезной и примыкающей к ней «колокольницы». Пятницкая церковь сохранила в основном свой первоначальный вид. Даже в 1740 году, когда производились капитальные работы по перестройке Введенской церкви, здесь мастерам было велено только «два окна в трапезе закласть кирпичем с известью, выняв из них решетки и подмазать с трапезною стеною уравнительно», да «с лица и изнутри» выбелить известью, «подмазать расселины» на сводах и перестелить пол. Основным элементом декора фасадов церкви, расчлененных плоскими лопатками и увенчанных килевидными закомарами с широкими лентами профилей, служат богато развитые наличники больших оконных проемов с завершениями в виде стрельчатых кокошников; они занимают почти всю высоту стен алтаря и трапезной. В верхней части стен церкви располагается декоративный пояс, более сложный, чем у соседнего храма: цепочка ниш дополнена здесь лентами из поребриков и полочек и проходит даже поверх лопаток. Позакомарное покрытие (восстановлено в 1968 г.) не имеет диагональных закомар.

В архитектуре Пятницкой церкви нет той величавой монументальности, которая свойственна соседнему Введенскому храму. Ее образ отмечен интимностью и уютом, характерным для посадских церквей, сооружаемых прихожанами слободы или улицы. Церковь и примыкающая к ней трапезная перекрыты сомкнутыми сводами без промежуточных опор, что делает их интерьеры весьма просторными и вместительными. Единственный вход в церковь расположен с запада, со стороны трапезной, и украшен перспективным порталом с тонкой геометрической резьбой. Непосредственно над входом возвышается небольшая восьмигранная «колокольница», увенчанная высоким каменным шатром со «слухами» (открытыми проемами для лучшей резонации звука) и изящной главкой на тонкой шее. Основанием «колокольницы» служат стена трапезной и два отдельно стоящих рустованных пилона с перекинутыми между ними циркульными арками.

Следует отметить, однако, что облик и декор этой колокольни явно не соответствуют традиционной архитектуре XVI века, а отражают характерные формы, получившие развитие в следующем столетии. В Описи 1641 года в тексте о Пятницкой церкви есть фраза: «Да на той же церкви зделана колокольница, а на ней пять колокол». Не следует ли понимать слова — «зделана колокольница» как только что сделанная или построенная недавно? Зодчие, возводившие обе церкви на Подоле, отошли от установившихся канонов и поноваторски решали их архитектуру. Так, Пятницкая церковь стала образцом того небольшого бесстолпного посадского храма со своей трапезной и «колокольницей», который получил затем повсеместное распространение на Руси и, как правило, копировался приходами Сергиевского Посада; башнеобразная Введенская церковь на подклете предвосхитила собой появление многих сооружений подобного типа.Проезд: от Москвы с Ярославского вокзала до ст. Сергиев Посад (71 км).

Московская обл., Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, 127+74965405013

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Введенская церковь. Пятницкая церковь адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда