Атмосфера мест

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В начале XX в. в пос. Самынка (современной Барвихе), названном по протекавшей вблизи речке, находилось подсобное хозяйство-хутор Московского Зачатьевского монастыря. Имелись деревянные жилые и хозяйственные постройки и школа для крестьянских детей.


В 1910 г. настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Мария обратилась с прошением к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому, причислен к лику священномучеников) с прошением о построении храма.

Покровский храм на хуторе Московского Зачатьевского монастыря был возведён в 1911 г. по проекту архитектора Александра Афанасьевича Латкова (1859-1949), строившего и сам хутор.

В 1925 г. храм был закрыт, монахини выселены.

На хуторе был устроен детский дом.

Храм разрушен в 1930-е гг., и школа (разрушена в конце XX в.)

В 1996 г. в Барвихе был заложен новый храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Примерно в 1922 г. москвичи открыли для себя д. Барвиху. Место славилось удивительно мягким песчаным пляжем на берегу Москвы-реки и прекрасным, целебным густым сосновым лесом. Здесь снимали на лето крестьянские избы те, кто не имел собственных дач.

В 1922 г., последнее лето в России, в Барвихе проводил писатель Михаил Андреевич Осоргин (1878-1942, настоящая фамилия Ильин). Увидев около избы, которую снимал на лето, машину с чекистами, он скрылся, добрался до Москвы, несколько дней прятался в больнице. Не видя другого выхода, сам отправился на Лубянку, там ему объявили приговор - в течение недели покинуть пределы РСФСР.

Михаил Андреевич происходил из старинного дворянского рода. Ильины, Савины (фамилия матери), Осоргины (фамилия бабушки) люди мыслящие свободолюбивые, любящие и знающие старину, в роду Осоргиных была святая. Михаил - шестой ребенок в семье, пошел в родню, не поддавался влияниям, шел наперекор обстоятельствам, более всего ценил личную свободу. Образование получил в Пермской классической гимназии, которую окончил в 1897 г. Первая публикация относится к марту 1895 г. Поступил на юридический факультет Московского университета. Участвовал в студенческих волнениях, выслан в Пермь. Со студенческих лет занялся постоянной журналистской работой.

В 1900 г. восстановлен в университете с потерей года, окончил его в 1902 г., получил звание помощника присяжного поверенного Московской судебной палаты. Работал присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном при сиротском суде, консультом Общества купеческих приказчиков. Член Общества попечительства о бедных.

19 декабря 1905 г. Осоргин арестован за революционную деятельность, содержался в Таганской тюрьме, из-за совпадения фамилии с фамилией одного из руководителей боевых дружин некоторое время ему грозила смертная казнь. Отказался давать показания, приговорен к ссылке в Нарымский край на 3 года. 8 мая 1906 г. выпущен ошибочно под залог из тюрьмы. В ноябре того же года нелегально уехал в Италию.

В Барвихе, в той же избе, что и Осоргин, жил религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948), и он также был изгнан из Советской России в 1922 г.

Бердяев родился в Киеве в военной аристократической семье, ушёл в революцию, с 1898 по 1901 г. был в ссылке, по возвращении сблизился с пришедшим от марксизма к православию С.Н. Булгаковым и возвратился в лоно церкви.

В 1908 г., в Москве Николай Александрович «впервые почувствовал красоту старинных церквей и православного богослужения». Он познакомился с Новосёловым и участниками его «Кружка ищущих христианского просвещения». В жизни Бердяева начался период наибольшей близости к Церкви. Он участвовал в религиозно-философском обществе памяти Владимира Соловьёва, в сборнике «Вехи» (1909).

Ездил в Зосимову пустынь к старцу иеросхимонаху Алексию, к которому ездили многие верующие московские интеллигенты. Паломничество в Зосимову пустынь оставило в душе Бердяева противоречивые впечатления.

В Барвиху на лето приезжали Морозовы. Одной из первых здесь появилась Ксения Александровна (1880-1926, урожденная Найденова), навсегда расставшаяся со своей усадьбой Щурово под Коломной. Она сняла домик, где поселилась с тремя сыновьями, и начала заниматься любимым делом.

Её муж, Иван Давыдович Морозов, воспрянувший к деловой активности в период НЭПа, с морозовской широтой, неуместной в новых условиях, пригласил отпраздновать день своего рождения в ресторан 100 человек гостей.

Сняла на опушке соснового бора домик по просторней и Татьяна Александровна Новикова (1886-1970, урожденная Найденова). Её дети (а их было четверо) часто болели, и Татьяна Александровна во что бы то ни стало хотела вывезти их на лето загород. В Барвиху Татьяна Александровна пригласила свою двоюродную сестру и близкого друга, Любовь Николаевну Пржевальскую (1886-1965, последняя владелица подмосковной усадьбы Федоскино) с двумя младшими сыновьями, Колей и Мишей.

В 1918 г. Любовь Николаевна осталась одна без денег с тремя детьми. Люди гибли от голода и болезней, погиб и её младший сын Женя.

Её муж, Владимир Владимирович Пржевальский, племянник знаменитого путешественника Н.М. Пржевальского, вынужден был срочно покинуть Москву, ему грозил арест и, вероятно, смерть. С большим трудом он перебрался на юг России, и при отступлении белых умер от тифа.

Вместе с матерью, Александрой Герасимовной Найденовой (1856-1924, до революции владевшей усадьбой Северское под Коломной), приехала и сняла домик младшая сестра Елена Александровна Гурова, урожденная Найденова. Она работала в иранском посольстве, разместившемся в найденовском доме.

В 1922 г., летом, в Барвихе жили Серreй Есенин (1895-1925) и Айседора Дункан. Стихотворения последних лет жизни Сергея Есенина были глубокими и бесстрашными. Они определили его судьбу, скорое убийство, выданное за самоубийство.

Московская обл., с. Барвиха

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...