Атмосфера мест

Церковь Рождества Христова

Первая церковь в с. Беседы на р. Москве, по преданию, была построена великим князем Московским Дмитрием Донским после возвращения с битвы на Куликовском поле в память о славной победе, дарованной Богом. Название села предание объясняет так: великий князь, двигаясь с войском навстречу хану Мамаю, собрал здесь на беседу, то есть на военный совет, князей и воевод.

В 1584 г. в Успенском соборе Кремля венчался на царство сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович. Историк писал: «На престоле свирепого мучителя Россия увидела постника и молчальника, более для келий и пещеры, нежели для Державной рожденного». Во время торжественного обряда царские скипетр и венец держали Борис и Дмитрий Годуновы. На сестре Бориса, Ирине, Феодор был женат.

Своим возвышением Годуновы обязаны Дмитрию. Он и его брат Фёдор (отец будущего царя Бориса Годунова) совместно владели небольшой вотчиной в Костроме. Потом стали вяземскими помещиками. Фёдор умер, и Бориса взял на воспитание дядя, Дмитрий Иванович. В это время царь Иоанн Грозный взял Вязьму в опричнину, его подручные там произвели «перебор людишек». В присутствии особой комиссии каждый вяземский дворянин должен был дать показания о своём происхождении, родстве жены и дружеских связях. В опричнину набирались незнатные дворяне, а тех, кто дружил или состоял в родстве со знатными боярскими и княжескими фамилиями, лишали поместий и высылали из уезда: царь создавал себе новое, опричное окружение. Так Дмитрий Иванович оказался при дворе, Борис оказался там подростком, его сестра Ирина воспитывалась при дворе с 7 лет. Она была ровесницей царевича Феодора Иоанновича.

Новую Думу возглавил боярин Алексей Басманов, главными приказами руководил оружничий Афанасий Вяземский, ясельничим был Петр Зайцев, постельничим - Василий Наумов, но он вскоре умер, и важный пост занял Дмитрий Годунов. Постельный приказ заботился о быте и повседневной безопасности царя, подборе слуг, охране дворца. Постельничий, он же начальник внутренней стражи, ночью ложился с царём в одном покое.

Творцы опричнины - Басманов, Вяземский, Зайцев - стали её жертвами, Дмитрий Годунов уцелел. Волна террора вынесла наверх таких авантюристов, как Малюта Скуратов и Василий Грязной. Малюта, расчищая себе путь к власти, инспирировал чудовищный новгородский процесс. В походе на Новгород участвовал и Дмитрий Иванович. Малюта, ища дружбы с ним, выдал свою дочь замуж за Бориса. Годуновы и Скуратовы любой ценой хотели породниться с царской семьей. Удалось женить старшего сына Грозного, Иоанна, на Евдокии Сабуровой (Сабуровы и Годуновы - одного рода). Через год Евдокию Сабурову отослали в монастырь. Малюта Скуратов погиб на Ливонской войне. Дмитрий Годунов устроил брак Ирины Годуновой с царевичем Феодором Иоанновичем. Иоанн Грозный реорганизовал опричнину.

Была образована Дворовая Дума, во главе её поставлены боярин Василий Умной Колычев и окольничий князь Борис Тулупов. Они погибли, Дмитрий Годунов стал окольничим. В 1571 г. царь в гневе ударил старшего сына, царевич скончался. Иоанн Грозный раздал монастырям огромные суммы на помин душ погубленных им людей, простил опальных, издал указ, грозящий страшными пытками дворовым за необоснованный донос. В царствование Феодора Дмитрий Иванович - наместник Новгородский. Ему царь пожаловал многие лучшие подмосковные земли и поместья, среди которых было и дворцовое с. Беседы. Болезненный Феодор скоро умер, царём земский собор избрал Бориса, и при венчании его на царство Дмитрий Иванович стал конюшим - первым по старшинству среди бояр. Дядя и племянник умерли в 1605 г. Но Дмитрия Ивановича похоронили с почётом в родовой усыпальнице Годуновых в Ипатьевском монастыре, а прах Бориса самозванец велел вынести из царской усыпальницы, Архангельского собора в Кремле, и похоронить с бездомными нищими в Варсонофьевском монастыре (позднее перезахоронен в Троице-Сергиевом монастыре)..

Дмитрий Иванович построил в своём селе каменную церковь в честь Рождества Христова на том месте, где стояла старая, деревянная. Небольшой, но величественный храм, бесстолпный одноапсидный, стоит на высоком подклете, нижний каменный четверик переходит в восьмигранное основание открытого внутрь высокого шатра. Белый камень для подклета, четверика и апсиды привезён из Мячковской каменоломни, тщательно обтёсан и стал облицовкой как внутренней, так и внешней сторон церкви, верхняя часть которой сложена из кирпича. В строительстве принимал участие Борис Годунов, щедро жертвуя деньги и строительный материал, а впоследствии дорогую церковную утварь. Сооружение храма завершено в 1598-99 гг. Первоначально здание окружала каменная открытая галерея-паперть с одним западным входом, над которым высилась звонница. Паперть соединяла два небольших придела, которые были освящены в честь великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Иоанновича, и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Димитрия Годунова, владельца Бесед. Третий придел, в подклете, был освящен в честь преподобной Феодосии. У Феодора Иоанновича и царицы Ирины была дочь, крещённая Феодосией и умершая в раннем возрасте. Она приходилась племянницей Борису Годунову.

После смерти царя Бориса последовало падение рода Годуновых, а затем и страшная смута на Руси. В писцовых книгах по Московскому уезду за 1628 г. сказано, что с. Беседы - вотчина боярина, князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого. Но сам он, один из организаторов 1-го ополчения для освобождения Москвы от поляков (и до избрания царя он совместно с князем Д.М. Пожарским правил государством), умер ещё в 1625 г. воеводой в Тобольске. В 1635 г. село было за его вдовой, княгиней Анной Васильевной (ум. 1655), «а в самом селе церковь каменная Рождество Христово, да придел Селунского, да Феодора Стратилата, да преподобной Феодосии».

В 1646 г. Беседы стали дворцовым селом. «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по вкладам в храм села царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты...» Об усердии к этому храму царя Алексея Михайловича свидетельствуют два его вклада - богослужебные книги. На листах Евангелия напрестольного, напечатанного в Москве в 1658 г., царской рукой было написано: «... В лето 7176, августа в 31 день Великий государь царь и Великий князь Алексей Михайлович всея малыя и велия России Самодержец пожаловал сию книгу Евангелие напрестольное в бархатем с евангелисты медными, в переплете, в Московский уезд, в свое Государево дворцовое с. Беседы, в церковь Рожество Христова из Приказа большого дворца». На запрестольном кресте имеется надпись: «Освящена церковь Рождества Христова в лето 7161 (1653 г.) при державе Благоверного и Христолюбивого Государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, при святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси, святил церковь протопоп Макей села Коломенского мая во 8 день...». Новое освящение церкви говорит о том, что до этого какое-то длительное время в ней не совершались богослужения, или, как говорили в старину, церковь «стояла без пения»...

В 1765 г. императрица Екатерина II пожаловала с. Беседы и с. Остров графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому (1735-1807). После его смерти Беседы стали приходить в запустение. В 1815 г. старая каменная паперть, сооружённая когда-то вокруг храма, была разобрана и с южной стороны пристроен небольшой придел в честь святого пророка Илии. В 1820 г. построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы.

Одновременно сооружалась трёхъярусная колокольня, увенчанная высоким шатром. В 1882 г. внутри церкви была выполнена настенная роспись в академическом стиле. Приделы в честь Покрова Божией Матери и пророка Илии после пожара 1988 г., в ходе восстановительных работ обновлены росписью и сооружением нового иконостаса в правом Ильинском приделе. В 1930-х гг. храм был закрыт, его нижнее (где находилась церковь) и прилегающие помещения превращены в овощехранилище.

В 1943 г. храм Рождества Христова возвращён верующим.

Силами прихожан восстановлена церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в нижней части.

Московская обл., с. Беседы

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Рождества Христова адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...