Атмосфера мест

Церковь Рождества Божией Матери и церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В конце XVI в. селом владел сын боярский Иван Алферьев, к нему писал царь Феодор Иоаннович в 1594 г. 3 сентября: «От Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея Русии, в Переяславской уезд, сыну боярскому Ивану Алферьеву. Бил нам челом богомолец наш, Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря Архимандрит Киприан с братиею, а сказали: в нашем де богомолье, у Живоначальныя Троицы, стена городовая от погреба к келарской - своды провалились и стена сыплется, впредь ей без поделки быти не мочно; а в келарской на крыльце и в сушилех своды испровалились, а на другой де стене к конюшенным воротам от келарския и от конюшенных ворот до наугольныя башни не в одном месте своды испровалились: людям ходити по городу и наряду ставити нельзя, всему де городу многие седовины; и без поделки де городу быти не мочно.


А извести де у них в монастыри к тому городовому делу нет; а в Троицкой де (вотчине) камени на известное сжение уломати негде же; а есть де такой камень у тебя Ивана в поместье, который пригодится на известное сжение, в селе Богородском, на реке на Куньеме. И ты де им того камени на известное сжение, без нашего указу, ломати не дашь. И мы Троицкого Архимандрита с братиею пожаловали, велели им в монастырь к каменной поделке на известное сжение камень ломати у тебя в поместье. И как к тебе ся наша грамота придет, а Троицкого Архимандрита Киприана с братиею тебе в поместье, в село Богородское того камени ломати пришлют слуг своих и крестьян, и ты бы им тотчас дал в своём поместьи к Троицкому городовому делу камень ломати на известное сжение, сколько им надобеть в монастырь, и тот камень к Троице велел возити безо всякия зацепки. Писан на Москве, лета 7102 Сентября третьего дня».

В XVII в. Богородское было в вотчине боярина, князя Якова Куденетовича Черкасского, одного из лучших полководцев царя Алексея Михайловича.

В 1654 г. в селе уже стояла деревянная церковь Рождества Божией Матери. Князь Черкасский в Польском походе 1654-1655 гг. был первым воеводой Большого полка, при котором находился сам царь.

В 1654 г. князь взял литовские города Оршу, Копысь, под Шкловом разбил гетмана Радзивилла, в 1655 г. под Вильно - гетманов Радзивилла и Гонсевского, взял Вильно, Ковно и Гродно. В новой войне с Польшей в 1663 г. Черкасский снова был назначен первым воеводой Большого полка, воевал удачно, но уже не стой энергией, его обвиняли в медлительности, и в 1664 г. он был отозван из армии. Князя Якова любил народ. Он обладал огромным богатством, управлял (в 1649-1650 гг.) Стрелецким и Иноземным приказами, а также ведал Новую Четь. Умер в 1666 г.

Село перешло во владение его сына, князя Михаила Яковлевича Черкасского (ум. 1712). В 1697 г. он был назначен воеводой в Тобольск и управлял Сибирью до 1710 г., снискав своей добросовестностью и энергией любовь и расположение царя Петра и народа. Он построил в Тобольске каменную церковь и первые дома из кирпича, который делали на основанных им заводах, устроил железные заводы на р. Каменке, отливал пушки. С малыми силами успешно воевал против немирных племён. При нём состояли его сыновья Пётр (умер в 1701 г. в Сибири) и Алексей. При М.Я. Черкасском в селе была в 1706 г. построена новая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Затем селом владел его сын Алексей Михайлович Черкасский (1680-1742), великий канцлер, действительный тайный советник, сенатор, кабинет-министр. Современники признавали его честность и прямоту, но сожалели, что «он недостаточно умён и образован».

Он был женат на Марии Юрьевне, урождённой княжне Трубецкой (1696-1747), дочери князя Юрия Юрьевича.

Замуж она вышла в 1710 г.; была статс-дамой императрицы Анны Иоанновны и в этом звании находилась при её короновании. М.Ю. Черкасская пользовалась значением при дворе не только как жена государственного канцлера, но и как самостоятельная личность. Чтобы заручиться её расположением, австрийский посланник граф Вратислав, по слухам, хотел поднести ей золотой, чрезвычайно изящный чайный прибор, предназначавшийся в своё время княжне Екатерине Долгорукой, наречённой невесте императора Петра II.

Княгиня Мария Юрьевна сыграла довольно значительную роль при перемене формы правления после восшествия на престол Анны Иоанновны. Партия, недовольная ограничением монархического правления и усилением Тайного совета, решила узнать, как относится к этому сама императрица, и обязанность эту взяли на себя княгиня Черкасская и другие дамы; они успешно выполнили задачу, после чего князь А.М. Черкасский и подал известное прошение о перемене формы правления. Императрица Елисавета Петровна утвердила Марию Юрьевну, 10 декабря 1741 г., в звании статс-дамы и пожаловала ей свой портрет.

В 1738 г. в селе была построена вторая деревянная церковь, освящённая во имя празднования Преображения Господня.

Ныне существующая каменная церковь Рождества Божией Матери с пристроенным с северной стороны тёплым придельным храмом Великомученика Никиты построена вместо двух деревянных в 1768 г. владельцем села, князем Сергеем Никитичем Долгоруковым (1725-1796). Он был женат на Варваре Осиповне, урождённой княжне Щербатовой. Потом селом владел их сын, подпоручик гвардии, князь Никита Сергеевич Долгоруков (1768-1842).

В 1798 г. возведена колокольня. В 1-й четверти XIX в. к храму пристроен равновеликий ему южный придел Рождества Христова (в советское время разрушены главка, своды и колонный портик, украшавший западную стену придела).

В 1827 г. князь устроил богадельню (два помещения, каждое на 12 человек) с небольшим храмом Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Симметрия здания была нарушена при перестройке южного крыла в 1900 г. Восточная часть храма была украшена колонным портиком (колонны разрушены), сохранился портик, украшенный пилястрами.

Никита Сергеевич был женат на Екатерине Гавриловне (1783-1861), дочери действительного тайного советника, князя Гавриила Петровича Гагарина. У них родились сын и дочь. Село затем принадлежало дочери Варваре, а сын, князь Сергей (1811-1876), был слабоумен и не оставил потомства.

Владельцами Богородского князьями Долгоруковыми близ села, при источнике, была построена деревянная часовня (разрушена в советское время).

Причт церковный по штатам должен был состоять из священника и псаломщика.

В 1884 г причт храма с. Богородского состоял из священника, дьячка, исполняющего должность псаломщика, и пономаря.

В 1884 г. настоятелем храма был священник Пётр Иванович Захаров (44-х лет), сын диакона.

В 1862 г. по окончании Владимирской семинарии с аттестатом 1 разряда он был определён в причетники ко храму с. Шумилово Суздальского уезда, в 1863 г. перемещён в Троицкий приход в Александровском уезде.

В 1866 г. Пётр Захаров рукоположен во священника ко храму с. Богородское.

С 1872 по 1878 г. был в должности ведомственного депутата и тогда же уполномоченным на Переславском училищном съезде.

В 1874 г. награждён набедренником.

В 1876 г. оставлен настоятелем при церкви в богадельне.

В 1880 г. получил благословение Святейшего Синода. К 1884 г. овдовел, воспитывал дочь Надежду (17 лет).

Должность псаломщика исправлял Ефим Никитич Лавров (41 год), сверхштатным пономарём был Василий Васильевич Святухин (44-х лет).

В советское время храм в с. Богородское был закрыт и разорён.

Возвращён верующим в 1992 г. и восстанавливается

Московская обл., с. Богородское

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Рождества Божией Матери и церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда