Атмосфера мест

Церковь Богоявления

В 1567 г. д. Брыково входила в состав вотчины Парфена Ивановича Собакина. в Смутное время деревня была сожжена, и в 1625 г. на месте деревни - пустошь.


В 1646 г. возрожденная д. Брыково была в вотчинном владении князя Ивана Леонтьевича Шаховского. После князя Ивана, селом владел его сын – князь Семен Иванович Шаховской, по прозванию Харя, духовный писатель первой половины XVII в., замечательный по обилию и разнообразию своих сочинений.

Князь Шаховской отличался большой начитанностью в Священном Писании и церковных книгах и многие лица считали его авторитетом в делах веры и обращались к нему за разрешением своих сомнений. Излюбленные темы князя Шаховского - похвальные слова святым, церковные службы, молитвы.

По поручению патриарха Иова, он написал похвальное слово святителям Петру, Алексию и Ионе и как в этом слове, так и в похвальном слове устюжским юродивым Прокопию и Иоанну обнаружил достаточное знакомство с риторическими приемами. Сохранилось много посланий князя Шаховского к разным лицам, к патриарху Филарету Никитичу, к Киприану, архиепископу Сибирскому и Тобольскому, а впоследствии митрополиту Крутицкому, к князю Ив. Андр. Хворостинину, к тобольскому дьяку Третьяку Васильеву; во всех этих посланиях кн. Шаховской от предмета своей беседы весьма часто обращается к религиозным размышлениям.

Заслуживают особого внимания послания к патриарху Филарету Никитичу и к князю Ивану Андреевичу Хворостинину.

Князь Семён Шаховской жил в грозные времена потрясения всего русского мира, но и его личная жизнь была преисполнена бед и злоключений.

В 1606 г., во время восстания Северских городов против царя Василия Шуйского, князь Шаховской был на службе под Ельцом, где его постигла царская опала; он; был привезен оттуда без объяснения причины царского гнева, сослан «в Новгород, в мор, но на дороге получил приказание «жить до указу в деревне».

1608-1609 гг. провел на службе в Москве и участвовал в сражениях с тушинцами.

В начале 1610 г. он изменил царю Василию Шуйскому и отъехал из Москвы в Тушино, а затем отправился к королю Сигизмунду, от которого получил поместья.

В 1611 г. был в Новгорода во время взятия его шведами, но в плен не попал и пришел под Москву в русское ополчение; еще до освобождения Москвы бояре отправили его полковым воеводой в Торопец, откуда он вернулся в Москву уже после избрания на царство Михаила Феодоровича Романова. Затем он был послан вместе с князем Дмитрием Мамстрюковичем Черкасским под Смоленск и участвовал во взятии Вязьмы, Белой и Дорогобужа.

В 1613-1615 гг. он был в сражениях против поляков и ранен под Велижем и под Мстиславпем.

В 1615 г., будучи послан с князем Пожарским против Лисовского, подал челобитную, что он «заволочен со службы да на службу». За свою челобитную он подвергся опале и был сослан на Унжу.

В 1616-1618 гг. был воеводой в Ядрине, затем, при приходе королевича Владислава к Москве, был осадным воеводой за Яузою, а весной 1619 г. полковым воеводой в Пронске против татар.

С лета 1619 г. он оставался свободным от службы в течение одного года, потом отправлен вторым воеводой в Вязьму, откуда, впрочем, скоро возвратился.

В конце 1619 г., после смерти своей третьей жены, князь Шаховской женился в четвертый раз и навлек на себя этим преследование патриарха Филарета Никитича.

Вскоре после того случилось событие, в котором князь Шаховской не был виноват, но за которое его постигла опала: в 1620 г. несколько князей Шаховских были уличены в «великих винах» политического характера и приговорены к смерти, но помилованы и разосланы из Москвы по тюрьмам в понизовые города.

Князь Семен Иванович Шаховской, отсутствовавший в то время из Москвы, был также привлечен к ответственности за недонесение и укрывательство, и в 1622 г. был сослан в Тобольск «в опалу в чужом деле и того же году пожалован, взят к Москве».

Из «Моления» князя Шаховского к патриарху Филарету Никитичу и из послания к архиепископу Киприану можно заключить, что в 1622 г. его разлучили с четвертой женой, с которой он прожил перед тем благополучно два года, что имение его было конфисковано и что он даже сидел в тюрьме. В «Молении» к патриарху, князь Шаховской, в оправдание своего четвертого брака, говорит, что с первой женой он прожил три года, со второй полтора года, а с третьей только девятнадцать недель.

Интересна его молитва за жену и детей: «Помилуй Господи Царю и сохрани жену мою, аще и незаконно поях ю, и чада моя, еже еси даровал, презри мои согрешения; соблюди их, Владыко, и помилуй и долгоденьствия даруй во здравии и спасении; посети Владыко милосердием своим во веки аминь».

В 1625 г. патриарх Филарет Никитич смиловался над князем Шаховским и, считая его сведущим богословом и искусным писателем, поручил ему составление послания к персидскому шаху Аббасу.

Месяца полтора после отправки послания, князь Шаховской дневал и ночевал на государевом дворе во время «похода» царя Михаила Феодоровича на богомолье к Троице, а затем до 1628 г. не нес никакой службы. После воеводства в 1628-1631 гг. в Енисейске, он около года прожил в Тобольске в качестве; опального, хотя за «прибыль», доставленную правительству во время енисейской службы, оклад его увеличен на 39 р.

В 1633 г. послан с князем Пожарским в Можайск; весною 1634 г. был с Феодором Ивановичем Шереметевым на посольстве за Вязьмою, на польском рубеже.

В 1635 г. отправлен царем в погоню за польскими и литовскими послами, Песочинским с товарищами, настиг их в Царевом Займище и говорил о государевых делах по наказу, в великую субботу; вернулся в Москву во вторник на Святой неделе к Благовещенской обедне, после чего был у государя у руки и подал статейный список посольства.

В 1637 г. отправлен в Польшу посланником, при чем назван наместником Елатомским.

В 1637 и 1639 гг. князь Шаховской изредка бывал у государева стола.

В 1638-1639 гг. воевода на Крапивне против крымцев, а в 1641-1642 гг. воевода на Тереке; за эту службу он получил, два года спустя, придачи к поместному окладу 60 четвертей и денег 30 р.

В конце 1643 г. был послан в Тверь, со многими стольниками и жильцами, встречать датского королевича Вольдемара; но через нисколько месяцев, весной 1644 г., его почему-то снова постигла опала и он был отправлен на воеводство в Усть-Колу, где оставался до 1646 г., когда его перевели в Устюг. Вместо ожидаемой милости, т.-е. возвращения в Москву, он был отправлен еще дальше - в Сольвычегодск. Оттуда он едва не попал на Лену, в новый Якутский город; но в феврале 1648 г. явился царский гонец и объявил, что царь Алексий Михайлович велел его «от Ленские службы отставить, а до своего государева указу велел еще побыть у Соли».

В конце того же года он был отпущен из Сольвычегодска в свою Галичскую вотчину, затем призван в Москву, а несколько месяцев спустя, на маслянице 1649 г., поехал снова в ссылку, в Томск. Последнее известие о нем сохранилось в письме, писанном им в 1653 г. из Москвы келарю Троице-Сергиева монастыря Симону Азарьину, и за тем след его пропадает.

В 1678 г. Брыковом владел сын С.И. Шаховского, князь Пётр Семёнович Шаховской, имевший чин стольника.

С 1682 г. Брыково принадлежало мужу дочери Семена Ивановича Шаховского, Анисьньи Семеновны, стольнику Андрею Никитичу Квашнину-Самарину. Древний дворянскоий род Квашниных-Самариных служил московским великим князьям со времен Ивана Калиты. Владелец села - стольник Андрей Никитич Квашнин-Самарин в 1697 г. построил деревянную церковь Богоявления.

В 1705 г. селом владела его вдова Аксинья Семеновна (урожденная княжна Шаховская).

В 1715 г. Брыковым владел её сын Пётр Андреевич (1673-1742), с 1686 по 1692 г. он служил стольником царицы Прасковьи Феодоровны, в 1696 г. участвовал в Азовском походе.

Его женой с 1698 г. была Аграфена Григорьевна Ржевская (урожденная Козловская).

С 1731 по 1740 г. он был герольдмейстером, Позднее - обер-кригс-комиссар.

Ныне существующая каменная церковь построена в 1752-1754 гг. Фёдором Петровичем Квашниным-Самариным (1704-1770). Он был пажом царевны Натальи Алексеевны, учился в Морской академии, служил на флоте, перешёл на гражданскую службу.

С 1753 г. - прокурор в Вотчинной коллегии.

С 1755 г. - герольдмейстер, с 1761 г. возглавлял Главный магистрат в Москве, достиг чина статского советника. Федор Петрович был женат на Анне Юрьевне Ржевский (1720-1781).

Потом селом владел сын Фёдора Петровича, Петр Федорович Квашнин-Самарин (1744-1815), по окончании Морского корпуса он служил во флоте, участвовал в Семилетней войне 1756-1763; перешел на гражданскую службу, пожалован в камер-юнкеры, потом в камергеры.

В 1788 г. П.Ф. Квашнин-Самарин назначен правителем Новгородского наместничества, в 1792 г. - сенатором, в 1800-1801 гг. - состоял членом Юстиц-коллегии, имел чин действительного тайного советника. П.Ф. Квашнин-Самарин был женат на дочери фельдмаршала П.С. Салтыкова Анастасии Петровне.

В середине XIX в. селом владел врач, действительный статский советник, доктор медицины и хирургии Павел Николаевич Кильдюшевский (1799-1858). Павел Николаевич происходил из духовного звания. Кончив курс в 1824 г. в Московской медико-хирургической академии лекарем 1-го отделения, был назначен врачом в лейб-гвардии Финляндский полке оставлением при академии адъюнкт-профессором.

19 июля 1826 г. получил степень доктора медицины. В 1827 г. утвержден адъюнкт-профессором сравнительной анатомии и физиологии.

В 1830-1831 т. был командирован на холеру в Саратов, Тулу, Вольск и в Данциг.

В 1838 г. удостоен степени доктора медицины и хирургии. По закрытии Московской медико-хирургической академии, был назначен профессором повивального института при Московском воспитательном доме.

В 1849 г. пожалован почетным гоф-хирургом и в 1853 г. назначен оператором в Московскую Шереметьевскую больницу, где и оставался до кончины. Он основал в Москве медико-фармацевтическое попечительство, отдав свои 32000 рублей и склонив на большое пожертвование полковника гвардии Горихвостова.

После П.Н. Кильдюшевского имением владел его сын, коллежский регистратор М.П. Кильдюшевский.

В 1874 г. он продал имение при с.Брыково доктору русской истории Геннадию Федоровичу Карпову (1839-1890 гг.).

Геннадий Фёдорович был сыном смотрителя Угличского народного училища, он учился в Борисоглебском духовном училище, в Ростовском уездном училище и в Ярославской гимназии.

В 1855 г. поступил в Демидовский лицей, но через 2 года оставил его, и, не имея никаких средств, пешком пришел в Москву, и поступил в университет. Он окончил в 1861 г. юридический факультет Московского университета, и по рекомендации знаменитого историка О.М. Соловьева, назначен репетитором в Александровское военное училище, и был причислен к университету для подготовки к профессорскому званию.

Создание храма было любимой мечтой профессора Московского университета Г.Ф. Карпова. Еще в молодости, тяжело заболев, он дал обет, если выздоровеет - построить храм. Получив средства для строительства, Геннадий Фёдорович, 22 апреля 1887 г. подает прошение архиепископу Феогносту, просит благословение на постройку у станции Болдино, поблизости от которой находилось имение Карповых Сушнево (куплено А.Т. Морозовой в 1872 г.), на собственной земле и на свои средства каменного храма Боголюбовской иконы Божией Матери. Храм построен по проекту епархиального архитектора (с 1882 г.) Николая Дмитриевича Корицкого (1854 - после 1905). Геннадию Фёдоровичу не было суждено увидеть окончание строительства, он умер намного раньше и был похоронен под сводами болдинского храма (разрушен в советское время).

Василий Осипович Ключевский присутствовал на освящении храма не только как товарищ Г.Ф.Карпова по преподавательской деятельности в Московском университете, но и как хороший знакомый его жены.

Геннадий Фёдорович с 1865 г. был женат на Анне Тимофеевне Морозовой (1849 -1924), старшей сестре знаменитого Саввы Тимофеевича Морозова.

Клировая ведомость 1847 г.: «Село Брыково. Церковь Богоявления господня. Престол один, храм каменный. Причт: священник, диакон, Дьячок, пономарь. Диакон утвержден в 1823 г. Дома у причта собственные, деревянные, на церковной земле. Содержание причта посредственное. Священник Никита Иванович Назаров, 28 лет, сын священника Московской губернии. Обучался в Московской духовной семинарии богословию, философии, истории церковной и всеобщей, языкам - латинскому, греческому и немецкому. В1847 г. после окончания семинарии с аттестатом 2-го разряда рукоположен во священника на настоящее место. Жена Елисавета Ильинична, 18 лет. Диакон Василий Васильевич Соболев, 52 г., дьячок Василий Иванович Лавров, 29 лет, пономарь Василий Алексеевич Былеев, 50 лет. Заштатные: бывший священник Илия Тимофеевич Тихомиров, 63 лет, уволен по слабости здоровья, жена-Лукерья Ивановна, 56 лет, жили на содержании зятя, священника.

В 1870-х гг. построены трапезная, часть храма и колокольня.

В 1860-Х-1880-х гг. в брыковском храме служил священник Никифор Михайловский.

10 июня 1865 г. у него в семье родился сын Николай, в 1879 г. окончивший Звенигородское духовное училище и в 1885 г. - Вифанскую семинарию.

В 1889 г. Николай Михайловский (1865-1939 гг.) окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и затем 3 года преподавал русский язык в Волоколамском духовном училище.

В 1894 г. рукоположен во священника к Богоявленскому храму в Дорогомилове в Москве. Вся его дальнейшая жизнь была связана с этой церковью. Здесь, в Дорогомилове, с 1895 по 1908 г. он был заведующим и преподавателем в церковно-приходской школе, преподавал Закон Божий в двух Дорогомиловских женских городских училищах, был наставником в местном обществе трезвости. В конце XIX в. возникла идея построения нового храма в слободе, поскольку прежний уже не вмещал всех прихожан. Отец Николай явился главным инициатором этого строительства, храм был освящен в 1908 г. Это было действительно выдающееся сооружение, храм мог вместить до 10 000 молящихся и в Москве уступал только храму Христа Спасителя.

Прихожане любили о. Николая и в 1909 г. ходатайствовали о досрочном его награждении камилавкой.

Ходатайство поддержал и благочинный: «Как инициатор и главный труженик по сооружению великолепного и обширнейшего храма, несомненно, заслуживает награждения камилавкой. Он неустанно трудился в течение 10 лет. На храм истрачено 200 000 рублей, тогда как при заложении его было только 10 000. Заслуги его выдающиеся».

В 1909 г. иерей Николай был назначен настоятелем новопостроенного храма.

В 1916 г. он был возведен в сан протоиерея. На выборах благочинного в 1917 г. о. Николай набрал больше всех голосов, но отказался от должности в пользу старого благочинного, не желая вносить разлад в среду духовенства.

Весной 1922 г. была развернута кампания по изъятию церковных ценностей. Прихожане встали на защиту своей святыни.

В апреле 1922 г. при конфискации ценностей храма Дорогомиловской слободы произошли волнения, для усмирения которых власти применили войска. Настоятель храма протоиерей Николай Михайловский и несколько прихожан было арестовано. В ходе судебного процесса о. Николай раскаялся в том, что косвенно участвовал в волнениях, и был отпущен на свободу. В это время у о. Николая умирал сын, и по ходатайству семьи священник был отпущен, чтобы проститься с умирающим.

В ходе изъятия ценностей из Богоявленской церкви было вывезено более 14 пудов серебра.

После выхода на свободу о. Николай занялся обустройством своего поруганного храма, организацией реставрации икон, которые ранее находились под серебряными ризами.

В 1931 г. храм в Дорогомиловской слободе становится кафедральным собором, здесь служит местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). Это был самый большой московский храм в юрисдикции сторонников патриарха Тихона.

В 1932 г. настоятелем кафедрального собора был назначен протоиерей Александр Лебедев, впоследствии расстрелянный. Отец Николай Михайловский, вероятно, ушел в это время за штат - ему было уже 67 лет.

2 июля 1938 г. собор был закрыт, а в сентябре того же года великолепный храм Богоявления Господня, строительство и благоустройство которого было делом всей жизни протоиерея Николая, взорван. Это произошло на глазах о. Николая. Потрясение было настолько сильным, что о. Николай Михайловский после этого события прожил только год, он скончался 8 сентября 1939 г. на 74 году жизни.

В советское время церковь в с. Брыково была разорена.

В настоящее время передана верующим и восстановлена.

Московская обл., с. Брыково

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Богоявления адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда