Атмосфера мест

Церковь Великомученика Никиты

В вотчине Троице-Сергиева монастыря, на погосте Никитском у р. Дрозны, в 1577 г. стояла деревянная церковь Пророка Божия Илии, построенная «клецки». В книге братьев Холмогоровых «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII столетий. Вохонская десятина» значится - церковь Великомученика Никиты на погосте Никитском, на речке Дрозне, в 1577 г. находилась Московскаго уезда, в Вохонской волости, в вотчине Троицко-Сергиева монастыря, «а в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола все строенье мирское».

В летописи Никитской церкви записано: «До начала семнадцатого столетия по преданию, в сем приходе существовал храм во имя Пророка Илии, на месте престола которого находится каменный столп. Что церковь была Ильинская - это подтверждается сохранившимся благочестивым обычаем совершать молебствия сему святому в день его памяти одним селением Бывальнею, и еще подтвердилось всеобщим желанием прихожан устроить престол в новом каменном храме в честь Илии Пророка, дабы навсегда сохранить в потомстве память о существовавшем Ильинском храме».

В писцовых книгах 131-132 (1623-1624) гг. о погосте Никитском, на речке Дрозне, записано: «...у церкви на церковной земле во дворе поп Игнатий, во дворе церковный дьячек Парфенка Васильевич, во дворе просфорница Марьица, пашни середние земли 4 четверти, лесом поросла 12 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по речке Дрозне и на Бывальне 30 копен».

В царствование Петра I на берегах р. Дрезенки троекратно являлась икона Великомученика Никиты. В местах ее явления происходили чудеса: стали бить ключи, исцелялись больные. По благочестивой традиции здесь построили храм в честь святого мученика.

В 1717 г. была возведена новая деревянная Никитская церковь в Бывалине (сожжена в 1980-х гг.). Она была освящена, по благословению преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, архимандритом Троице-Сергиева монастыря Георгием (Дашковым) и архимандритом Новоспасского монастыря в Москве Моисеем (Протопоповым).

В Патриаршей приходной дозорной книге указаны священники Никитской, на погосте Дрозна, церкви: Дмитрий Игнатьев - 1646 г., Андрей -1680 г., Иван Федоров - 1704 г., Семен Иванов - 1722 г.

Об основании храма во имя Великомученика Никиты приходская летопись сообщает: «Предание передает, что храмовая икона этого святого явилась на месте существовавшего храма, и это произволение Божие послужило указанием сооружению храма во имя великомученика Никиты. Истинное сказание об основании этого храма, как свидетельствует надпись на кресте, хранящемся в алтаре, таково: «Божию милостию освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме Святого Великомученика Христова Никиты при державе Благочестивейшаго всея Великия и малыя и белыя России Самодержца и при чадах его при Благородном Государе и Царевиче и Великом князе Алексие Петровиче и при благородном Государе Царевиче Петре Петровиче и при благородном Великом Князе Петре Алексеевиче, промежду Патриарства, по благословению Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромскаго в лето от сотворения мира 7227 г. индикта 11-го от Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа 1717г., месяца сентября в 15-й день на память Святого Великомученика Христова Никиты. Освятил храм сей Троицко-Сергиева монастыря Архимандрит Георгий Дашков, да Спаса - нового монастыря Архимандрит Моисей Протопопов с братиею».

Эта надпись удостоверяет, что сей приход находился в ведении Троице-Сергиевского монастыря. Первоначально храм существовал отдельно от колокольни, имел террасу с северной и западной стороны, вход в настоящую церковь с северной стороны и покрыт тесом. В тридцатых годах нынешнего столетия терраса отломана, вход в настоящую церковь уничтожен с северной стороны, храм обшит тесом, подведен фундамент под него, между ним и колокольнею устроена паперть и покрыта железом. За то же время складена каменная ограда вокруг кладбища».

В записной книге исходящих бумаг Синодального Казенного приказа за 1730 г. значится: «Мая 12 числа, запечатан указ о строении церкви, по челобитью вотчины Чудова монастыря с. Запонорья церкви Покрова Богородицы попа Василия Михеева с прихожанами, велено в то с. Запонорье, вместо горелой Покровской церкви, перевести из Мос-ковскаго же уезда, из вотчины Троицы-Сергиева монастыря, из с. Никитскаго, старую церковь во имя Великомученика Никиты и построить на том же церковном погорелом месте вновь церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы».

В приходской летописи записано: «Отец Василий Иванович Богоявленский священствовал в приходе 30 лет, умер 28 июля 1858 г. Сослуживцами его были дьячек Иван Александров и пономарь Тихон Николаев Ильинский, первый служил с 1825 по 1844 г., а последний с 1824 по 1880 г. После смерти дьячка Ивана Александрова (1844) вступил в должность Михаил Иванович Лебедев, который в последствии был диаконом при той же церкви, и умер в 1902 г.».

Приходская летопись сообщает: «В 1858 г. устроены новые кресты на храме и колокольне. В 1859 г. храм сделан теплым, в нем устроены три печи в алтаре, настоящей церкви и трапезы.

В 1865 г. иждивением московского купца почетного гражданина Петра Тимофеевича Кротова возобновлены иконы во всем храме, отчищен иконостас, выкрашены стены, расписан потолок, сделан деревянный пол вместо каменного и на северной стороне храма вновь прорублены три окна - на клиросе, в настоящей церкви и трапезе.

В это время им же пожертвованы плащаница и хоругви.

В сем храме находятся следующие замечательные иконы: - Особенно чтимая не только своим приходом, но и другими как Православными, так даже и раскольниками храмовая, по преданию явленная икона Великомученика Никиты, от которой многим, с верою прибегающим изливались исцеления, но достоверных сказаниях о чудотворениях от нея не имеется. Рядом с нею к южной стороне икона Илии Пророка, которая, как можно с достоверностью предполагать по месту данному ей в иконостасе при устроении Никитского храма, есть храмовая из упраздненной Ильинской церкви. Икона Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы.

В сороковых годах нынешнего столетия эта икона одним прихожанином сего прихода - крестьянином деревни Козловой Михаилом Николаевичем Кукушкиным во время разлива речки Дроздны найдена была на воде у берега ниже церкви по течению с версту и взята в дом к себе. В тоже время бесноватая крестьянка деревни Савостьяново - Васса Трофимова начала всем объяснять, что вот в деревни Козловой в доме такого-то есть икона такая-то, найдена там-то и все это было действительно так, как и случилось. Вследствие этих обстоятельств икона была принесена в день Преполовения в церковь, отслужено было молебствие с водоосвящением и больная получила исцеление.

Свидетельствуют, что другая больная - крестьянка деревни Бывальни Мария Герасимова получила исцеление от лихорадки. Обо всем этом было засвидетельствовано Его Высокопреосвященству усопшему Митрополиту Филарету и дозволено совершать молебствие. Первоначально много было прибегающих со всякими скорбями и болезнями, и вероятно еще были явления чудодейственной силы от сей иконы для Прославления Святых Божиих, но кроме двух свыше описанных случаев еще сказания о чудотворениях от нея не сохранилось. В храме было напрестольное Евангелие 1694 г.».

В 1862 г. начали возводить ныне существующий каменный храм Святого великомученика Никиты. Строительство шло с большими трудностями 15 лет. По его завершении явленная икона великомученика размером 80x60 см была помещена в новом храме.

В 1875-й г. был избран новый церковный староста: крестьянин д. Козловой Федор Федорович Колонии. Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым пожертвованы в Никитскую церковь серебряные позлащенные сосуды.

1876 г. ознаменовался значительными пожертвованиями и многообразным содействием различных лиц, что дало возможность подвинуть вперед дела устроения нового каменного храма. Московским мещанином Иваном Степановым и московскою купчихою Александрою Тимофеевною Залогиною в приделе Св. Великомученика Никиты устроен иконостас, вызолочен и окрашен, а так же написаны иконы, исключая двух местных - Спасителя и Божией Матери, на написание которых сумма пожертвована Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым. Но до сего времени колокольня при новом каменном храме осталась недоконченною: в ней не было выложено два верхних яруса. Чтобы привести в надлежащее благолепие внешность созидаемого храма, храмоздатели обратились за помощью к своему Архипастырю Преосященнейшему Игнатию Епископу Можайскому, Викарию Московскому и по соизволению его была выдана сборная книга, по которой собрано 553 р. 50 коп. Купцом Павловского Посада Яковом Ивановичем Лабзиным пожертвовано на построение колокольни 20 тысяч кирпича и 600 пудов извести.

На деньги, пожертвованные Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым в количестве 300 рублей устроен крест на колокольню и куплено луженое железо на крышу колокольни. Кроме того, купцом же Расторгуевым пожертвовано 60 пудов связного железа.

Как сбор по книжке, так и эти пожертвования дали возможность приступить к докладке колокольни. Но все-таки этих сумм и материальных пожертвований не было достаточно к совершению дела, так что храмоздатели должны были обратиться к займу, который и был выгодно совершен, благодаря благочестивому усердию к храму некоторых лиц. Так московские купцы Александр Филиппович Ильин и Погодин дали 500 рублей без процентов и без ограничения срока уплаты. Другие лица помогали материалами.

На устройство шатра на колокольне, дерева пожертвованы были Беззубовской волости д. Беззубовской крестьянином Семеном Петровым Патрешевым, д. Федоровской крестьянином Трифоном Ефремовым и д. Демиховой крестьянином Алексеем Семеновым. Доски для устройства подмостей, в количестве 600 штук, отпущены были без ограничения срока платежа Покровским купцом Иваном Филипповым Костинским, лес же на подмостки был пожертвован прихожанами-крестьянами всех селений, с прихожанами Параскевиевского прихода, крестьянами деревень: Юркина, Большого и Малого Кишнева и Севастьянова. Великая помощь при этой постройке была оказана здешними прихожанами в доставке всех материалов, как-то: белого камня, песку, извести и особенно кирпича, так как доставка этих материалов и по количеству и по расстоянию представляла много труда и расходов. Материалы возили из Павловского Посада расстоянием около десяти верст и от дрездненской станции Нижегородской железной дороги - около 7 верст.

На доставку одного кирпича, которого пошло до 100 тысяч требовалось почти около тысячи подвод. Все эти пожертвования со стороны посторонних лиц и труды со стороны прихожан и дали возможность окончить в сентябре месяце постройку колокольни. Сентября 14-го вдень всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня, на колокольне водружен был позлащенный крест. Подрядчиком при постройке был брат подрядчика устроившего весь храм, - крестьянин Владимирской губернии, Владимирского уезда, Боголюбовской волости, деревни Лунева - Тимофей Ефимович Панин, и им была произведена вся кирпичная, плотничная и кровельная работа за 800 рублей серебром.

Церковная ризница обогатилась в сем году новым ценным пожертвованием: священником Екатеринской Московского Воспитательного Дома церкви - Иоанном Федоровичем Мортеровским - пожертвовано полное священническое и диаконское облачение. В сем году 10-го числа августа удостоил своим посещением сию церковь Преосвященнейший Игнатий, Епископ Можайский, Викарий Московский.

13 августа возложен был набедренник на местного священника Тихона Матвеевича Александрова за честное служение в сане священства, благонравное поведение, за тщательное старание о благоустройстве приходского храма.

В 1877 г. окончена внутренним благоустройством трапезная церковь каменного храма, и в ней по благословению Преосвященнейшаго Игнатия, Епископа Дмитровского, 11-го сентября совершено освящение двух пределов. В сей день за ранней литургией освящен придел с правой стороны во имя Святого Пророка Ильин. При освящении священников: Покровской села Карпова церкви - Михаила Григорьевича Розанова, Крестовоздвиженской - Павла Максимовича Рождественскаго, в Троицкой в Чижах - Павла Михайловича Нехотенова и в Николаевской в Загарье - Петра Петровича Соколова, диаконов: Параскевиевской у речки Березовки церкви - Андрея Петровича Морозова и местного Тихона Николаевича Ильинского.

За поздней обедней освящен придел с левой стороны во имя Св. Великомученика Никиты, священнодействовал местный о. Благочинный Воскресенской в Павловском Посаде церкви протоирей Сергий Стефанович Цеветков, в сослужении священников окружных церквей: местного Тихона Матфеевича Александрова, Параскевиевской у Березовки, Алексия Михайловича Воронцова, Воскресенской в Павловском Посаде Михаила Иоанновича Беляева и Богородицерождественской в Уполозах Ильи Васильевича Тупталова, и диаконов Воскресенской Павловского Посада церкви Иоанна Лебедева, Богородицерождественской в Уполозах церкви Николая Семеновича Никольскаго. На кануне, т.е. 10 сентября было совершено всенощное бдение в Никитском приделе, на котором участвовали восемь священников, а утром в день освящения в Ильинском приделе была совершена утреня в служении семи священников.

В 1878 г. Никитская новая каменная церковь была оштукатурена внутри: с наружи вся церковь выкрашена, сделаны наличники, как у окон, так и дверей и устроены крыльца.

В 1879 г. на пожертвованную от неизвестного сумму на каменной церкви устроены новые кресты в замен прежних. Того же месяца мая 16-го дня скончался в Москве благотворитель каменного Никитского храма мещанин г. Москвы Иван Степанович, оставив после себя капитал в две тысячи рублей на устройство иконостаса в каменную церковь, который и был заказан в этом году. Того же месяца в 18-й день был пожар в д. Терениной, от которого сгорели четыре двора. В июле месяце была обносима по приходским селениями икона Иерусалимской Божей Матери. Месяца сентября 14-го дня была пожертвована от неизвестного икона Усекновения главы Иоанна Предтечи в серебряной позлащенной ризе и киот из красного дерева.

В 1880 г. в Никитской каменной церкви устроен пол из цемента с битым мрамором. Устроены железные двери. 1-го дня удален из состава причта дьячек Димитрий Федорович Кудрявцев, а на его место поступил дьячек от Успенской, при Пороховом заводе, церкви, Петр Петрович Аряков. В сем году удостоил своим посещением сию церковь Преосвященнейший Алексий Епископ Можайский Викарий Московский. В сем году была обносима по приходским селениям икона Иерусалимской Божией Матери.

В 1881 г. во внимание к благопоспешным трудам по созиданию и благоукрашению нового каменного храма священник Тихон Матфеев Александров награжден фиолетовою скуфьею. В сем году по примеру прежних лет была обносима икона Иерусалимской Божией Матери. 7-го ноября в д. Логиново был пожар, сгорело два двора крестьян: Григория Алексеева и Александра Федотова.

В 1882 г. прежний колокол в 116 пудов перелит на новый в 323 пуда.

Клировая ведомость за 1887 г. церкви Святого Великомученика Никиты, что у речки Дроздны: «Церкви две: одна деревянная, построена в 1717 г. тщанием прихожан, с таковой же колокольней, другая - каменная, основана в 1862 г., с каменной колокольней, построена в 1877 г. тщанием прихожан и от доброхотных дателей. Деревянная - однопрес-тольная, во имя Святого Великомученика Никиты. В каменной церкви три престола, из них в настоящее церкви один во имя Божией Матери Казанской иконы, а в трапезе два - справа Святого Пророка Илии, слева -Святого Великомученика Никиты. Утварью обе церкви достаточны. Причт состоит из одного священника, диакона и 2 псаломщиков. Дома у священника, диакона и одного псаломщика собственные деревянные, из коих на дом священника, с разрешения Епархиального начальства, употреблено церковного леса 60 дерев, на дом псаломщика 70 дерев, другой псаломщик имеет помещение в доме училища. Здания деревянные, принадлежащие церкви: сторожка, дом для просвирни и дом для церковно-приходского училища.

Священник Тихон Матвеев Александров, 53 лет, из Московской губернии, сын священника. Обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским, историческим, математическим и словесным, языкам - латинскому и греческому. По окончании курса с аттестатом 2 разряда в 1856 г. уволен в Епархиальное ведомство и по увольнении произведен во диакона к сей церкви в 1858 г. От сей церкви переведен и рукоположен во священника Клинского уезда к Михаило-Архангельской церкви, что в с. Вертлинском в 1864 г. При сей церкви утвержден наставником сельского приходского Вертлинского училища в 1865 г. От Михаило-Архангельской церкви переведен во священника в 1867 г. к сей церкви.

В 1876 г. награжден набедренником. За ревностное попечение о благоустроении нового каменного храма преподано благословение Святейшего Синода в 1880 г. В том же году награжден бархатной фиолетовой скуфьею.

В 1887 г. за отлично усердное служение церкви Божией награжден камилавкою. Состоял заведующим церковно-приходским училищем и в нем безвозмездно походил обязанности законоучителя в 1885 г. Жена Екатерина Александровна, 50 л., дочь Анна 12 лет. Диакон Михаил Иоаннов Лебедев, 54 года, сын дьячка. Псаломщику тесть. Псаломщик Петр Петров Архаров, 45 лет. Псаломщик Александр Михайлов Соколов, 24 года, диакону зять. Просвирня Юлия Петрова Розанова, 52 года. Раскольников в приходе по поповщине 82 мужчин, 73 женщин».

Приходская летопись за 1893 г.: «Июля месяца 10-го дня сего года посетил не только здешний храм, но и некоторые селения прихода как-то: Ефимово и Теренино Преосвященнейший Тихон Епископ Можайский, который обращался не только в храм, но и в селения со словом назидания к предстоящим, что особенно было утешительно для прихожан и оставил в сердцах их умилительные воспоминания о Преосвященнейшем Владыке как добром Архипастыре. В том же месяце была обносима в приходе икона Иерусалимской Божией Матери из города Бронниц.

В октябре месяце был обносимы в приходе иконы Тихвинская Божией Матери и преподобного Стефана Махрищского из Махрищской пустыни, Александровского уезда, Владимирской губернии.

Священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Псаломщик Александр Соколов. Смотрено декабря 7 дня 1893 г. благочинный протоиерей Павел Доброкпонский.

В 1895 г. крестьянином Теренинской волости, д. Ефимовой Иоакимом Ивановым Чуварзиным и крестьянкой д. Бельковой той же волости, Ириной Евсевиевой Родиной вновь сделана и позлащена риза на икону Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы и сделана с одного угла этой иконы серебряная, позлащенная риза на икону Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также подсвечник медный посеребрянный и серебряная, вызолоченная лампа. Ими же устроен иконостас на сию икону.

В сем году была обносима икона Иерусалимской Божией Матери по селениям прихода.

1896 г. В сем году по случаю открытия мощей Святителя Феодосия Архиепископа Черниговского, усердием прихожан была написана его икона и установлено в память Святителя праздновать 9-го сентября. В сем году была обносима по селениям прихода икона Иерусалимской Божией Матери.

1897 г. В сем году усердием прихожан устроены иконостасы на иконе Св. Великомученика Никиты и Святителя Феодосия. В сем же году по случаю тяжелой болезни местный священник Тихон Матвеевич Александров ноября 12-го дня вышел за штат, а на его место по резолюции в Бозе почившего Митрополита Сергия, определен в священника к сей церкви воспитанник Вязнинской Семинарии Алексий Михаилов Виноградов.

В 1900 г. в октябре в Никитский приход приносима была Иерусалимская икона Божией Матери из г. Бронниц. Священник Алексей Виноградов. Диакон Иоанн Троицкий. Псаломщик Александр Соколов.

Существующая до сего времени в д. Логиновой школа грамоты 26 октября сего года преобразована в церковно-приходскую школу. Учительницей назначена Анна Николаевна Гараздина, а законоучителем диакон Иоанн Алексеевич Троицкий. Священик Алексей Виноградов. Диакон Иоанн Троицкий.

1902 г. 13-го октября в 9 с половиной часов вечера умер псаломщик Александр Михайлович Соколов - 39 лет, прислуживавший при сей церкви 19 лет, а 17 ноября умер диакон Лебедев. 20-го октября избран в церковного старосту на второе трехлетие крестьянин Семен Никитин Миронов.

1903 г. В конце сего года диакон Иоанн Троицкий определен в священника в с. Новленское Бронницкого уезда.

1904 г. В сем году начата постройка каменного двухэтажного здания для школы и сторожки. В ноябре скончался бывший настоятель местного храма - священник Тихон Матфеевич Александров: погребен при каменном храме, полевую сторону главного алтаря.

1905 г. Продолжение постройки каменного храма.

1906 г. Школа-сторожка постройкою в сем году окончена.

Местный священник Алексей Михайлович Виноградов Владыкою Митрополитом переведен на другое место в ноябре месяце.

1 декабря последовало назначение настоятелем местного храма священника Христорождественской церкви, Московского уезда Михаила Владимировича Садикова. На место уволенного за штат диакона Николая Лаврова назначен диаконом в приход Никитского храма псаломщик Подольского уезда Василий Андреевич Вознесенский. Главными недостатками прихожан являются - вино и наряды, то и другое, а особенно первое разоряют крестьян материально и развращают их нравственно. Священник Михаил Садиков.

1908 г. В сем году в приходской жизни и в церкви все обстояло по-прежнему. Весна была очень дождлива, по осени суха.

1909 г. В сем году в июле месяце по деревням прихода была обносима икона Божия Матерь Иерусалимская - из города Бронниц.

По храму никаких преображений не было, так как все уплачиваются долги за постройку сторожки и школы. С июня текущего года казенная винная в нашем приходе при д. Теренино по ходатайству крестьян была прикрыта. Теперь в приходе, благодарение Богу, не имеют ни одного заведения с продажею спиртных напитков. В октябре месяце умер бывший староста церкви и строитель каменного храма - крестьянин д. Ефимовой Иван Евсеевич Чуварзин.

В 1910 г. в мае было построено собственное здание церковноприходской школы д. Логиново. В том же месяце вступил в должность новый церковный староста - крестьянин д. Козлово Максим Федотович Колонии. По храму никаких приобретений не было, так как все еще продолжается уплата долгов по постройке школы - сторожки. В октябре месяце построен дом псаломщику на церковный счет, на что израсходовано 700 руб. и взято из церковной дачи 100 корней лесу.

В 1913 г. в приходской жизни изменений никаких не было. Нравственность народа быстро идет под уклон. Фабрики, трактиры развращают народ более, чем того можно было бы предположить. Удержать приход от падения рядовой священник не в силах, его мало слушают, больше берут под сомнение. В приходской деятельности каждый шаг священника, хотя бы благонамеренный и на пользу прихода клонящийся, старались истолковать в другую сторону, объясняя его корыстолюбием или честолюбием. Винить в таком отношении прихожан к своему священнику одних только их было бы несправедливо: в большей или меньшей доле, но все-таки повинно в том и духовенство, своим непростительным равнодушием к чисто пастырской деятельности.

1914 г. В сем году никаких улучшений по храму не было. Весь доход церковный внесен был в уплату долга. За пол весь долг погашен. В конце июля открылась Великая Отечественная война. Мобилизация была небывалая - собраны чуть ли не все запасные. Из нашего прихода собрано запасными человек около 150.

1915 г. В течение всего года война продолжалась, было еще несколько наборов запасных. Небывало много выбрали у нас людей. Тяжело, очень тяжело переносить народу такую войну, но духом он не падает, хотя и весь год на войне был для нас неудачный. В сем году дал себя особенно почувствовать другой враг народный: свой домашний всех положений и рангов, пользуясь временем тяжелым, поднял цены на все необходимые продукты до небывалых размеров. Мешок ржаной муки стоил до войны 6-7 руб., теперь 11-12 руб. Пуд крупы стоил 2.80-3 руб., теперь 4 руб. - 4.20, гречневая крупа до войны продавалась по 5 коп. фунт, а теперь 9-10 коп. и так во всем. Если принять к сведению, что и муки и крупы и сахару и других первейших предметов продовольствия у нас на Руси своих изобилие, и что за границу теперь из них уже почти ничего не идет, то по неволе удивишься - откуда могла появиться такая дороговизна, как могли люди ее создать. Хитер и селен враг людской и много еще среди нас грешных верных его и послушных приспешников. Но, несмотря на такую дороговизну, народ живет по старому, если не лучше.

В середине года стало замечаться отсутствие звонкой монеты, и чтобы придти на помощь народу Правительство выпустило замен серебряной монеты марки в 10, 15 и 20 коп. В конце года по той же нужде и с той же целью были выпущены бумажные мелкие монеты в 1, 2, 3 и 5 коп.

1916 г. В сем году война продолжалась с прежним напряжением. Дороговизна всяких продуктов тоже возрастала. Приходская жизнь протекала по старому.

1917 г. Мая 21 дня избран приходской совет, который начал свою работу с 21 августа. Сентября 15 дня торжественно отпраздновали 200-летний юбилей древнего деревянного храма. На торжестве присутствовали: с. Троицкого Алексей Иоаннович Никольский, Пятницкого погоста Василий Архангельский, с. Севостьяново - священник Александр Помиранцев и с. Юркино священник Александр Филиппов».

Но вот пришла пора, о которой в 1917 г. в летописи храма служивший тогда протоиерей Михаил Садиков сделал следующую запись: «В октябре месяце произошел Государственный переворот, власть перешла к партии социалистов-большевиков (коммунистов). Началась ломка не только государственных порядков, но и социального строя, что от этого произошло - это дни Истории. Одно только считаю нужным заключить, что весь народ разбился на два лагеря - буржуи и пролетарии, причем последние были больше чем полноправные граждане, а первые - меньше чем рабы».

1918-1921 гг. «В 1918 г. последовал декрет об отделении церкви от государства. На церковной жизни прихожан этот декрет нисколько не отразился, еще не было ни одного случая, чтобы прихожане обходились без церковнаго благославления в важныя минуты жизни.

В 1920 г. было открыто Богородское викарианстство и Епископом Богородским назначен Преосвященный Никанор из Архимандритов Никольского единоверческого Московскаго монастыря.

В 1919 г. церковный староста П.М. Колонии от должности отказался, 11 мая был избран новый - крестьянин д. Стремянникова Иван Яковлевич Павлов.

За эти годы хозяйственная жизнь народа быстро разрушалась, а вместе с тем росла дороговизна на все. К концу 1921 г. цены стояли следующие: пуд муки - 140 000 тысяч рублей, картошки - 20 000, пуд капусты - 18 000 руб., 1 фунт растительного масла - 20 000 руб., 1 фунт сахару - 35 000 руб. Корова стоит - 3 000 000 руб. и более, лошадь то же в этих ценах, 1 фунт соли 2500 р., 1 коробка спичек 1800 руб., простой нож 10 000 руб. и т.п. Священник Михаил Садиков.

1922 г. Страшный голодный год. Вместе со всеми голодали и мои прихожане. Зимою сильно свирепствовал тиф, особенно в д. Логиново, а весною дизентерия. Голод и страшная эпидемия много народу уложило в могилу. За хлебом ездили по всей России: поездки сопровождались нечеловеческими муками, которыя, конечно, будут описаны на страницах истории.

1923 г. Народ стал оправляться от голода, государственная жизнь понемногу налаживается. Антирелигиозная пропаганда ведется с особою настойчивостью. Церковь подавлена и молчит и со скорбию смотрит на безумия человеческие. В сем году, к великому прискорбию верующих, правящая церковь разделилась на два враждующих лагеря - на обновленцев и «тихоновцев».

1924 г. Разделение в приходе продолжается, но вражда между верующими значительно сокращается. Приходит отрезвление, раздаются голоса о необходимости объединения. В нашем храме старостою церковным избран крестьянин д. Козлова - Семен Прокопиевич Горячев, проходит свою службу с особым усердием. Безумный натиск безбожия продолжается: сеет много, а пожинают очень мало. Церковь вынужденно молчит: духовенство - самые бесправные обыватели, хотя разные налоги взыскиваются более чем аккуратно и при том налоги очень внушительные. Епископы часто сидят в тюрьмах, или же пребывают в Соловках, Коми и других курортах прекраснаго севера. В настоящее время в Соловках находится наш Богородский Епископ Преосвященный Платон, назначенный в 1923 г. после смерти Епископа Никанора.

1925 г. В деревянном храме паперть между храмом и колокольней устроена в 1817 г.: в том же году весь храм был покрыт железом, при чем последнего было куплено на 2214 рублей. Плотникам отдано 475 руб., кровельщикам 110 руб. (1817 год). Иконостас поновлен и позолочен в 1818 г., на что расходу последовало 2775 руб. Церковь расписана внутри в 1819 г. Израсходовано в первом году 512 руб. 55 коп. и во втором 537 руб. Обшита церковь тесом в 1825 г.: в том же году и окрашена: всего израсходовано приблизительно 3500 руб. Относительно ограды и фундамента в приходо-расходных книгах за эти годы упоминаний нет. Следовательно, они были сооружены раньше 1808 г. В сем 1925 г. крыша храма и стены выкрашены масляными красками, на что потрачено 1200 рублей.

1926 г. В начале сентября сего года избран церковный староста гражданин д. Логинова Семен Поляков.

1927 г. За 210 лет существования храма в сем году впервые в нем было архиерейское служение: служили Преосвященный Никита 10 января и 15 сентября. В сентябре же месяце Преосвященный Никита перемещен в Нижний Тагил Уральской области. К престольному празднику были реставрированы три иконы: Спасителя, Божией Матери и Пр. Сергия. Реставрировал художник-реставратор Петр Иванович Орлов за 500 руб. В последние месяцы года весь храм внутри был выкрашен, и пол - все работы стоили 750 рублей.

1928 г. Иеромонах Иоанн - в мире протоирей Московский Георгиевской, что на Малой Дмитровке, церкви Иоанн Александрович Соколов 28 сентября /11 октября 1928 г. в Московской Харитониевской, что в Огородниках, церкви за Божественной Литургией Преосвященными: Митрополитом Нижнегородским Сергием, Архиепископом Оренбургским Дионисием, Хутынским Алексием, Рязанским Ювеналием, Вятским Павлом, Звенигородским Филиппом, и еп. Дмитровским Амвросием, содействующу Св. Духу, рукоположен во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

В ночь на 3 октября злоумышленники, выпилив входную дверь, проникли в храм и похитили следующее: дарохранительницу, крест напрестольный и ризы с икон - Св. Николая, Воскресения Христова и иконы Божия Матери Ахтырской - все вещи серебряные

До закрытия монастыря Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря (г. Куровское Орехово-Зуевского района) в нем пребывали преподобномученики игумен Иоасаф (Крымзин) и иеромонах Петр (Мамонтов).

Преподобномученик Иоасаф, в миру Иван Павлович Крымзин родился 7 сентября 1880 г. в с. Румянцеве Нижегородского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье Павла Ивановича и Людмилы Ивановны Крымзиных. В с. Румянцеве Иван Павлович окончил начальную школу и в 1904 г. поступил в Екатерининскую пустынь Московской епархии. В монастыре он назидался монастырским богослужением, слушал слово Божие, учился исполнять евангельские заповеди. Екатерининская пустынь в начале XX в. стала местом, куда из разных монастырей переводились на исправление монахи, не исполнявшие монашеских обетов. Находящиеся под епитимией составляли половину ее насельников.

6 апреля 1909 г. послушник Иван Крымзин был определен в число братии, 9 января 1912 г. - пострижен в мантию с именем Иоасаф, а 30 июля 1912 г. рукоположен в иеродиакона и вскоре назначен заведующим монастырским подворьем в Москве. 19 марта 1917 г. он был рукоположен во иеромонаха, а 20 февраля 1918 г. Екатерининская пустынь была передана эвакуированному из Гродненской епархии в Первую мировую войну Красностокскому женскому монастырю, братия же Екатерининской пустыни была переведена в Серпуховской Высоцкий монастырь. Иеромонах Иоасаф изъявил желание перейти на жительство в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь.

В 1919 г. он проходил в монастыре священническое и клиросное послушания, а с 1921 г. - послушание эконома.

В 1929 г. Гуслицкий монастырь был властями закрыт, и о. Иоасаф с 1931 г. стал служить в Никитской церкви в с. Бывалино Павловопосадского района. 24 сентября 1935 г. о. Иоасаф был возведен в сан игумена. Вторым священником в Никитском приходе был также бывший насельник Гуслицкого монастыря иеромонах Петр (Мамонтов).

18 ноября 1937 г. о. Иоасаф был арестован, заключен в тюрьму г. Ногинска и 21 ноября допрошен.

25 ноября 1937 г. «тройка» НКВД приговорила о. Иосафа к расстрелу. Игумен Иоасаф (Крымзин) был расстрелян 2 декабря 1937 г. на полигоне в Бутово под Москвой.

Преподобномученик Петр (в миру Павел Иванович Мамонтов) родился 7 июня 1880 г. в с. Дединове Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Окончив церковно-приходскую школу, Павел в 1893 г. переехал в Москву и поступил работать мальчиком в магазин, но в том же году он ушел в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, где прожил один год, так как ему предстоял призыв в армию. Оставив монастырь, он в ожидании призыва в армию поступил работать на фарфоровый завод в Дулеве.

В 1901 г. он был призван на военную службу, но, прослужив всего один месяц как ополченец, вернулся на завод, на котором проработал полгода, и уже окончательно в 1902 г. ушел в монастырь. 13 октября 1908 г. Павел Иванович был определен в число братии монастыря, 29 июня 1912 г. пострижен в мантию с именем Петр, а 18 апреля 1914 г. рукоположен во иеродиакона. В Гуслицком монастыре иеродиакон Петр пребывал до его закрытия в 1929 г.

В 1919-1921 гг. он был мобилизован в тыловое ополчение и служил в московском ветеринарном гарнизонном лазарете.

В 1930 г. о. Петр был направлен служить в Никитскую церковь в с. Бывалино Павловопосадского района Московской области.

В 1933 г. иеродиакон Петр был рукоположен во иеромонаха к этому храму. 27 сентября 1937 г., в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, о. Петр обратился к прихожанам Никитской церкви с просьбой пожертвовать, кто сколько может, на содержание священноначалия. Прихожане откликнулись на призыв пастыря, и был произведен денежный сбор, что впоследствии при аресте было вменено о. Петру в вину.

18 ноября 1937 г. о. Петр был арестован и заключен в тюрьму г. Ногинска, а 22 ноября допрошен.

25 ноября 1937 г. «тройка» НКВД приговорила о. Петра к расстрелу. Иеромонах Петр (Мамонтов) был расстрелян 2 декабря 1937 г. на полигоне в Бутово под Москвой.

Местные активисты почти неделю рубили позолоченные иконостасы и иконы, жгли их тут же перед амвоном. Однако Господь сохранил чудесный образ великомученика Никиты. Благочестивые прихожане смогли под покровом ночи спасти от рук палачей несколько икон, в том числе главную местную святыню. Вскоре икону передали в храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Саурово-Уполозы, где она стояла в боковом приделе.

В июне 1996 г. настоятель вновь открытого храма Святого великомученика Никиты иеромонах Амвросий (Шевчук) совместно с игуменом Серафимом (Марухиным), настоятелем Сауровского храма, и протоиереем Анатолием (Шевчуком), получив благословение митрополита Ювеналия, с крестным ходом перенесли древнюю святыню в родной храм.

Церковь восстанавливается. Построены в 2000-2002 гг. по проекту архитектора Андрея Казначеева ограда со святыми вратами, крестильный храм преподобного Серафима Саровского, часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник», дом причта, хозяйственные корпуса. А напротив храма - церковный детский лагерь «Никита». Неподалеку от храма, над святым источником, который забил на месте обретения чудотворной иконы Великомученика Никиты, была установлена сень.

В д. Бывалино в 2001 г. по проекту архитектора Андрея Казначеева построена каменная часовня Тихвинской иконы Божией Матери.

В д. Бывалино 17 января 1917 г. в крестьянской семье родился Василий Павлович Мишин (1917-2001), академик, заместитель С.П. Королева (сменивший его затем на посту Генерального конструктора ракетных комплексов боевого и научного назначения), ученый в области машиноведения, организатор ракетно-космического инженерного образования.

К 2000-летию Рождества Христова силами общины церкви Великомученика Никиты в с. Логиново была построена на месте разрушенной в годы гонений часовни новая, каменная часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Часовня строилась по проекту архитектора Андрея Казначеева.

Деревня Логиново известна по документам с конца XVI в., когда писцы Троице Сергиева монастыря составляли опись всех сел и деревень Павловской волости, пожалованной царем Иоанном Грозным монастырю: «Деревня Логинова на речке Дрозне пашни паханые серой земли 50 четей да лесом поросло 24 чети с осмотром в поле, а в дву потомуж, сена 40 копен... крестьянских 10 дворов, да бобыльских 8 дворов, в том числе 2 вдовы и 2 приходца».

Соседняя с Логиновым очень большая д. Данилово была населена как православными, так и раскольниками. В Данилово была каменная православная часовня, сломанная в советское время, и деревянный Никольский и Казанской иконы Божией Матери старообрядческий храм, уничтоженный в 1930-х гг. Данилово входило в земельное владение помещиков Никольского, Загарья тож. Уже в 1794 г. д. Данилово была населенней всех окрестных деревень и сел, тогда в ней было 44 двора с населением 381 человек. В 1876 г. в Данилово было 21 заведение по обработке металлов (в основном бронзы - литьё и последующая обработка) со 160 работниками, выпускавшими товара на 81 050 руб. в год.

В 2003 г. в поселке Мехлесхоз была построена деревянная часовня Святителя Филиппа митрополита.

В приходе Никитской церкви с. Бывалино была и д. Козлово.

В приходе храма с. Бывалино находится и д. Теренино. Деревни Логиново и Теренино разделяет река Дрезна, а Теренино и Ефимово сейчас почти слились друг с другом.

В приходе храма с. Бывалино была и д. Ефимово. Здесь стояла каменная часовня, разрушенная в советское время.

Стремянниково тоже принадлежало к приходу Никитской церкви в Бывалино. В Стремянниково сохранилась каменная часовня, построенная в конце XIX - начале XX в. Эта дерев ня известна по писцовым книгам конца XVI в.

В Назарьево часовня построена в 1912 г., на средства крестьян, владельцев фабрики в д. Филимоново, Ивана и Александра Сокольниковых. Первое упоминание о Назарьеве мы находим в писцовых книгах конца XVI в.

В 1885 г. в Назарьево открыта земская школа. Попечителем школы был крестьянин Артемий Урин, законоучителем священник Александр Львов, учителем Сидорова.

В 1903 г. в школу д. Назарьево поступает учителем Зинаида Павловна Розанова. Дочь священника с. Рязанцы (ныне в Щелковском районе Московской области). Она родилась в 1887 г., в 1896 г. поступила в Московское епархиальное Филаретовское училище, которое окончила в 1903 г. со званием домашней учительницы. В 1918 г. школа переехала в дом купца Урина.

Часть населения Назарьева принадлежала к старообрядцам - неокружникам. В 1883 г. в Назарьево ими была построена моленная.

Московская обл., с. Бывалино



Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Великомученика Никиты адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда