Атмосфера мест

Церковь Введения во храм Божией Матери

Село Чанки (или, как его называли в старину, Чаянка) получило название, вероятно, от р. Чаянки. В писцовых книгах XVI в. записано: «В Большом же стану вотчина владыки коломенского... за Москвою рекою село Чаянка, а в нём церковь Введение Пречистые Богородицы, древяна, клецки» Во владении коломенских епископов село оставалось до 1764 г., до секуляризации монастырских и архиерейских населённых вотчин. Село стало казённым. Издавна стоявшая здесь деревянная церковь сгорела весною 1817 г.


В с. Чанках пожар уничтожил деревянную церковь Введения Пресвятой Богородицы вместе со всей церковной утварью и документами, хранившимися в ризнице. Осталась только каменная колокольня, стоявшая отдельно от деревянной церкви.

Крестьяне решили строить новый каменный храм. 2 апреля 1817 г. они написали прошение управляющему Московской митрополией высокопреосвященнейшему Августину, архиепископу Дмитровскому, предоставив план новой церкви: «Просим вновь нам каменную церковь в селе Чанках на месте сгоревшей, по означенному плану построить дозволить, а при том приказать дать нам книгу для сбору на построение новой церкви, потому как все церковные суммы сгорели вместе с церковью».

Прошение от имени всего прихода было подано церковным старостой Василием Тимофеевым, крестьянином с. Чанок, мирским старостой Василием Артемьевым и представителями крепостных помещика Левашова, бурмистром Миняем Ивановым и старостами сельца Хорошова и д. Амеревой Денисом Перфильевым и Миняем Лукьяновым. Практически все руководители крестьянской общины, как помещичьи, так и казённые, были неграмотны. Во всех документах, требовавших подписи, указывалось, что за них кто-либо из грамотных односельчан «руку приложил».

В архивном деле сохранилось описание прихода церкви с. Чанок того времени, в справке из Московской Духовной консистории перед этим в последний раз сведения подавались в 1813 г. В нём было указано: «Приходских дворов 230, в том числе и священноцерковнослужительских 4 двора, в тех дворах мужеска пола 356, женска пола 337. Оный приход генерала Павла Артемьевича Левашова и экономического ведомства».

Прошение было рассмотрено и 30 апреля от архиепископа Дмитровского Августина дана была им храмоздательная грамота: «Божией Милостию! Просили нас, Коломенской округи Парфеньевской волости, села Чанок, церкви Введения Пресвятой Богородицы прихожане, о дозволении им, вместо сгоревшей, минувшего марта 1-го числа, в показанном селе Чанках, деревянной церкви, построить вновь каменную, в том наименовании, на предназначенном месте, своим коштом. Как по учиненой в Московской Духовной Консистории справке препятствия тому не оказалось, то сего ради и благословили мы приходским людям построить в означенном селе Чанках, вместо сгоревшей, новую церковь Введения Пресвятой Богородицы, каменным зданием, алтарём на восток, по подобию прочих святых церквей, доброй и благопристойной архитектурою, по апробированному нами плану. Престол поставить в указанную меру: в вышину аршина и шести вершков и со доскою, также и жертвенника, а шириною и длинною, по мере алтаря. И по построении убрать церковь святыми иконами и прочим церковным благолепием. А когда построена и всем приличествующим удовольствована будет, тогда просить нас и о освящении оной. С приобщением именного реестра церковной утвари, яко то: ризнице; сосудам и прочему к отправлению священнослужения принадлежащим вещам, о чем им, приходским людям сия наша архиерейская грамота храмоздательная в царствующем граде Москве дана апреля 30 дня 1817 года».

К осени 1820 г. была построена каменная церковь. Она была снабжена всем необходимым для богослужения: священные сосуды серебряные с позолотой внутри, водосвятная чаша - медная лужёная, купель-деревянная. В приходе насчитывалось до 1300 душ мужского пола, но богатых не было. Церковь долго не ремонтировалась.

Наконец в 1883 г., 20 февраля, открылось приходское попечительство для исправления храма. За 10 лет собрали 4500 рублей.

Причт церковный издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря, в конце XIX в. - из священника, диакона и псаломщика.

В 1882 г. к церкви с. Чанки переведён священник Василий Петрович Зернов (род. 1839 г.). Он родился в Москве, был сыном служащего в ведомстве Московской Синодальной типографии, в 1862 г. окончил Вифанскую семинарию по 2-му разряду.

В 1864 г. произведён во диакона к Ильинской церкви с. Васильевское-Скурыгино Подольского уезда (ныне в Чеховском районе).

В 1870 г. рукоположен во священника к Благовещенской церкви с. Бибирево Московского уезда (ныне в границах Москвы).

В 1882 г. переведён в с. Чанки.

В 1884 г. утверждён законоучителем в Хорошевском земском училище, в 1887 г. - в Чанском земском училище.

С 1888 г. вёл воскресные и праздничные собеседования в своём приходе. У о. Василия и его жены Марии Степановны было пятеро детей: Сергей (учитель в Старо-Голутвинской монастырской церковно-приходской школе), Дмитрий, Елизавета, Степан, Любовь.

В 1897 г. диаконом в храме с. Чанок был Евгений Васильевич Орлов, псаломщиком - Николай Иванович Алексинский.

Церкви принадлежали деревянная сторожка и сарай.

В 1915 г. был построен дом для священника, в 1903 г. для диакона, в 1912 г. для псаломщика. В церковной библиотеке находилось 80 книг. К церкви были приписаны две часовни: каменная, построенная в 1864 г. в д. Хорошово, и деревянная - в д. Амерево. Церковная школа помещалась в доме Бобренёва монастыря. В приходе церкви были три земские школы: в с. Чанках (с 1887), д. Хорошово (с 1884), и д. Амерево (с 1898).

С 1914 г. церковным старостой был избран крестьянин Фёдор Андреевич Самойлин (в 1916 г. ему был 61 год).

В 1913 г. к Введенской церкви с. Чанок был рукоположен во священника Пётр Степанович Третьяков (в 1916 г. ему было 35 лет), сын священника. Он окончил Дровнинскую Духовно-учительскую семинарию в Гжатском уезде Смоленской губернии (ныне в Можайском районе Московской области).

В 1900 г. назначен учителем церковноприходской школы с. Иславского Звенигородского уезда.

В 1902 г. переведён в Аббакумовскую второклассную школу Верейского уезда. Прослушал курсы для учителей второклассных школ при Харьковской семинарии (в 1902 г.).

В 1902 г. переведён в Чашниковскую образцовую школу Московского уезда, с того же времени состоял учителем пения и регентом в Чашниковской второклассной школе, в которой в 1904 г. назначен учителем, а в 1906 г., временно, исполняющим обязанности заведующего, в 1907 г. старшим учителем.

В 1911 г. награждён серебряной медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие» по народному образованию.

В 1913 г. рукоположен во священника к храму с. Чанок, в том же году назначен законоучителем в Бобренёвской церковноприходской школе и Чанском земском училище, с 1914 г. о. Пётр -законоучитель в Хорошёвском земском училище.

В 1915 г. в праздник Воздвижения Честного Креста Господня был освящён обновлённый Введенский храм с. Чанки. Литургию в этот день совершал настоятель Бобренёвского монастыря игумен Филарет, в сослужении благочинного 6-го округа о. Н.С. Платонова, настоятеля храма с. Чанок о. Петра Третьякова, местного диакона Е. Друганова и иеродиакона Бобренёвского монастыря Игнатия. В доме о. Петра церковному старосте чанковского храма Ф.А. Самойлину прихожане в знак расположения и признательности поднесли образ Спасителя.

В 1916 г. о. Пётр Третьяков награждён благословением Святейшего Синода с грамотой. У о. Петра и его жены Александры Павловны было трое детей: Константин, Галина и Евгений. Отцу Петру сослужили диакон Евгений Алексеевич Друганов (28 лет), псаломщик Владимир Васильевич Рождественский (25 лет).

С 1933 по 1935 г. в Введенском храме с. Чанки служил священник Андрей Владимирович Шершнев (1869-1937).

Он родился в с. Нижнее Маслово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. В 1882 г. уехал в Петербург, где работал половым в трактире, заочно обучался в учительской семинарии и занимался самообразованием.

В 1890 г. уехал в Киевскую губернию, и был принят на работу учителем в школу грамотности.

В 1898 г. вернулся на родину и до 1921 г. преподавал в школах.

В 1920 г. он заболел, жил на иждивении сына в с. Пронюхлово (Зарайский район). В храме села он одно время, как любитель пения, исполнял обязанности псаломщика.

В 1931 г. Андрей Владимирович Шершнев был рукоположен во священника к Благовещенскому храму с. Степановское Бронницкого района Московской области.

В 1932 г. переведён в Троицкую церковь с. Озерок Коломенского района, в 1933 г. в храм с. Чанки, в 1935 г. снова в с. Озерки. 27 ноября 1937 г. о. Андрей был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, которую якобы проводил в домах верующих, где совершал молебны. 8 декабря того же года о. Андрей расстрелян.

Здание церкви с. Чанки и колокольня взорваны в 1960-х гг., осталось только помещение трапезной. Но и уцелевшей части храма грозило уничтожение. 2 декабря 1969 г. исполкомом Мособлсовета было принято решение: «Обязать исполкомы райгорсоветов не позднее 1 июля 1970 г. снести указанные сооружения с последующим благоустройством их территорий».

Далее в списке из 15 церковных зданий под № 3 стояла «церковь в с. Чанки Коломенского района. Но Божья воля была сохранить храм, и решение исполкома не выполнили.

Храм был возвращён верующим, сохранившаяся его часть была приспособлена для совершения богослужений.

На половине пути из Чанок в Парфентьево стоит д. Амерево. В д. Амерево Парфентьевской волости, в 1916 г. была построена большая каменная часовня, разрушенная в советское время.

Московская обл., с. Чанки

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Введения во храм Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...