Атмосфера мест

Церковь Успения Божией Матери

Черкизово и расположенные рядом Старки - части одной огромной усадьбы. Об общности в древние времена этих земель говорят даже их названия. В XIV в. из Орды выехал к московскому князю царевич Серкиз (в крещении названный Иваном). Сын его Андрей погиб в Куликовской битве, командуя Переславским полком. У него был сын Фёдор, носивший прозвище Старко. От него пошла боярская фамилия Старковых, угасшая в XVI в. По ней названы Старки, а по Серкизовым - Черкизово. Фёдор Андреевич Старков принадлежал к верхам московского боярства. Его сын Иван был наместником в Коломне в 1436 г. В этом году великий князь Василий Васильевич захватил своего злейшего противника, князя Галицкого Димитрия Шемяку, и отправил его над надзор Ивана Фёдоровича в Коломну. Иван Старков завязал с Шемякой дружеские отношения.

В 1446 г., когда Дмитрий Шемяка и Иван Можайский внезапным ударом захватили ничего не подозревавшего великого князя на богомолье в Троицком Сергиеве монастыре и ослепили его, то им «коромолил с Москвы» Иван Старков. Крамола Старкова состояла в сообщении сведений, в подготовке внезапного захвата великого князя.

Делал он это достаточно ловко, и его предательство осталось безнаказанным. Он остался боярином при сыне Василия, великом князе Иоанне Васильевиче, но с. Черкизово перешло к великому князю Василию Васильевичу Тёмному (то есть слепому), который в 1462 г. завещал село своей супруге Марии Ярославне.

До 1689 г. село было государевым.

С 1689 г. селом владел князь Михаил Алегукович Черкасский, боярин; первый раз имя его встречается под 1674 г. (20 декабря), когда он показан стольником и воеводой в Новгороде с титулом наместника ярославского (титул был дан для дипломатических сношений, князь участвовал в переговорах со шведами).

В конце 1677 или в начале 1678 г. он уже значится в боярах, и на первой неделе Великого поста в 1678 г. показан первым из бояр «у действа» в Соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы.

В том же году он назначен первым воеводой большого полка у Киева против турок; он энергично принялся за укрепление Киева, построил в окрестностях несколько крепостец, навёл через Днепр мост «на стругах»; турки, узнав о готовящемся им отпоре, не двинулись на Киев и вскоре заключили мир. За укрепление Киева государь пожаловал Черкасского: послал ему навстречу стольника и «изволил спрашивать о здоровье и за службы жаловал своим милостивым словом». В августе того же года при дипломатических сношениях ему велено писаться наместником Казанским.

30 сентября Черкасский был уже в Москве «у руки государевой» и снова жалован милостивым словом, а уезжая из Москвы, государь оставил его в Москве первым из бояр.

В 1679 г. Черкасский был воеводой в полку в Переяславле, затем воеводой в Казани, а по заключении в 1681 г. перемирия на двадцать лет с турками и крымскими татарами за заслуги во время войны с ними получил 1 апреля 1682 г. из поместья в вотчину 500 четвертей в Московском, Суздальском и Луховском уездах.

В этом же году он был назначен членом Государевой Думы и подписал «Соборное деяние об уничтожении местничества». Во время стрелецкого бунта Михаил Алегукович рисковал собственной жизнью, чтобы спасти своего личного врага боярина А.С. Матвеева - сначала уговаривал стрельцов, а затем видя, что убеждения не действуют, силой вырвал его из их рук. Насколько велико было его влияние при дворе, видно уже из того, что с ним приходилось считаться даже таким лицам, как временщик князь Василий Голицын; в его письмах к Шакловитому ясно чувствуется тревога по поводу всё возрастающего значения князя Черкасского при дворе.

В дворцовых разрядах этого времени имя князя Михаила Алегуковича встречается исключительно на первых местах, и он осыпается царскими милостями.

С воцарением Петра I возрастает значение Черкасского как видного и активного члена партии царицы Натальи Кирилловны. Во время поездки государя в Воронеж Черкасский оставлен был первым в Москве и ему поручено «ведать все государевы дела», он принимал деятельное участие в следственной комиссии о стрелецком бунте.

Для Азовского похода Черкасский на собственные средства построил корабль, о котором Пётр в одном из писем дал отзыв как об одном из лучших. Возвратившись из первой заграничной поездки, Пётр не обрезал бороды только у боярина Т.Н. Стрешнева и князя М.А. Черкасского ввиду их преклонного возраста и общего к ним уважения.

Популярность князя М. А. Черкасского в это время была так велика, что в 1700 г. какой-то «книгописец» Гришка Талицкий составил письмо, в котором называл Петра антихристом и призывал народ отступить от него, и чтобы выбрали в правительство боярина князя М.А. Черкасского, «для того, что он человек добрый». В том же году был сформирован отдельный полк из «школьников всех школ» и во главе его поставлен князь М.А. Черкасский. Во время своих отлучек из Москвы, что в это время случалось очень часто, Пётр почти всегда оставлял своим заместителем князя Черкасского, вёл с ним частую переписку, сообщал о своих победах и в письмах ко многим из своих сподвижников приказывал «исправлять (исполнять), не отписывался, всё, о чём станет говорить господин Черкасский».

С 1702 по 1705 г. Черкасский «сидел в Расправной палате». В 1707 г. назначен воеводой в Москве, где скорее можно было ожидать Карла XII, а «товарищей ему прибрать по воле своей, кого и сколько похочет».

В 1708 г. у него в имении обедал царевич Алексей Петрович. Год смерти князя М.А. Черкасского в точности неизвестен, по одним сведениям он умер 30 ноября 1721 г., по другим, более достоверным, - в 1712 г.

У него, женатого на княжне Евдокии Ивановне Пожарской, было трое сыновей: Андрей, Василий и Борис (был женат на княжне Марфе Степановне Ромодановской), к нему и перешло село после смерти отца. Потом селом владел его сын, генерал-аншеф князь Пётр Борисович Черкасский (ум. 1768), который построил в Черкизове каменную Успенскую церковь.

В 1760-1762 г. Пётр Борисович - московский губернатор. Службу начал при Петре Великом, в 1735 г. был полковником в кавалерии.

В 1736 г. во время войны с Турцией командовал полком драгун в армии Миниха. В июне того же года полк Черкасского ворвался в столицу Крыма Бахчисарай и после ожесточённого боя пробился к ханскому дворцу и соборной мечети. Во время штурма крепости Гезлёв (ныне Евпатория), Пётр Борисович был ранен. Миних, опасаясь быть отрезанным в Крыму, вывел войска. На следующий год Пётр Борисович, уже в чине бригадира, снова штурмовал Крым, командуя дивизией, состоявшей из двух полков драгун и полка конных гренадер, но русская армия вновь ушла из Крыма. Прикрывала отступление, ведя тяжёлые бои, конница князя П.Б. Черкасского. При императрице Елизавете Петровне он произведён в генерал-майоры и награждён орденом Святого Александра Невского.

В 1753 г. пожалован в генерал-поручики и подполковники конной гвардии, полковником которой была сама императрица.

В 1760 г. князь Черкасский назначен губернатором Москвы. Пётр III произвёл его в генерал-аншефы.

В 1762 г. князь Пётр Борисович Черкасский подал в отставку, протестуя против заключённого Петром III с прусским королём Фридрихом II договоре о вечном мире. Отставка была принята, и князь уехал в своё имение, где и умер. У него от брака с графиней Екатериной Петровной Апраксиной было трое сыновей и две дочери. После отца селом владел князь Михаил Петрович Черкасский, женатый на Федосье Милославской.

В конце XVIII в. село принадлежало статскому советнику, князю Борису Михайловичу Черкасскому (1756-1828) и полковнице Федосье Ивановне Черкасской. A.M. Грибовский записал в своём дневнике: «Были в Голутвине монастыре похороны князя Черкасского.

Сей князь Борис Михайлович служил при императрице Екатерине II в гвардии, откуда вышедши в отставку бригадиром, около 50 лет жил в своём имении, находящемся подле города Коломны. По разным наследствам дошло к нему наконец до 6000 душ крестьян. Долго он не хотел жениться и вёл свободную с женским полом жизнь: но, прижив с одною из крепостных своих девок много детей, за 14 лет до своей смерти на матери их обвенчаться и всех своих Детей успел признать законными, князьями и княжнами, и всех их при себе разделил...». Черкасским село принадлежало до середины XIX в., последним владельцем был князь Борис Александрович Черкасский.

Построенная Черкасскими деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы дошла почти до наших дней, разрушена в советское время, на её месте построили клуб, вскоре сгоревший. Она была приписана к Успенской церкви. В ней служили только летом.

В клировых ведомостях указывается дата постройки - 1592 г. Вероятно, это дата основания церкви.

Конец XVIII в. - также спорная дата; возможно, это время ремонта или перестройки храма, потому что в клировых ведомостях указывается на служение священника Василия Матвеева в храме Собора Пресвятой Богородицы в 1742, с 1746 по 1758, и с 1770 по 1774 гг. 27 сентября 1762 г. «дозволено перекрыть главу и перестроить обветшавшую деревянную колокольню при деревянной церкви Собора Пресвятой Богородицы по просьбе вотчинника, князя Петра Борисовича Черкасского.

24 мая 1734 г. епископу Коломенскому Вениамину подано было прошение князя П.Б. Черкасского, в котором говорилось, что в Черкизове имеется деревянная церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы в дальнем расстоянии от двора его, князя. Ныне по обещанию своему он желает построить в том же селе на поместной своей земле близ двора своего вновь церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы каменную. 25 мая князю дана храмозданная грамота. Церковь была построена и освящена 23 октября 1749 г. протопопом Успенского Коломенского собора Григорием Фёдоровым.

Впоследствии заметили, что жертвенник был устроен «на полночь» (то есть на север), так что священник, когда вставал перед ним, становился к престолу задом. 30 сентября 1756 г. велено жертвенник переправить.

В 1800 г. митрополит Платон велел справиться, почему при церкви Успения Пресвятой Богородицы причт есть, а прихода нет. Дело в том, что Успенская церковь с приделами иконы Божией Матери «Знамение» и Святых страстотерпцев Бориса и Глеба (устроенными в трапезной части храма, построенной в 1821 г.), была задумана князем Черкасским как усадебная домовая.

При стоящей вблизи деревянной церкви Собора Пресвятой Богородицы в 1797 г. было 80 дворов прихожан.

После построения отапливаемой трапезной в 1821 г. церковь Успения стала приходской. К ней была приписана деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы (разобрана в 1947 г., построенный из церковных брёвен клуб сгорел в 1958 г.).

В 1869 г. в Черкизове было основано начальное земское училище.

С 1879 г. его бессменной попечительницей была Нина Флорентьевна Хлудова.

С 1914 г. церковным старостой храма избран крестьянин Ефим Андреевич Гулянов (в 1916 г. ему 81 год).

Причт церковный состоял из священника и псаломщика, с 1894 г. прибавлена просфорница.

В 1860-х- 1870-х гг. настоятелем Успенской церкви был священник Василий Озерецковский. Его сын Владимир родился в Черкизове 18 января 1870 г., в 1884 г. окончил Коломенское Духовное училище и в 1890 г. Вифанскую Духовную семинарию.

В 1880-х - 1890-х гг. настоятелем Успенской церкви с. Черкизово был священник Иван Александрович Малинин.

Здесь 10 января 1883 г. родился его сын Василий, в 1898 г. окончивший Коломенское Духовное училище, и в 1904 г. Московскую Духовную семинарию. В это же время в храме с. Черкизово служил псаломщик Порфирий Васильевич Всехсвятский. В 1888 г. в Черкизове родился его сын Сергей, в 1905 г он окончил Коломенское Духовное училище и в 1912 г. - Московскую Духовную семинарию. До него псаломщиком был Иван Николаевич Смирнов.

В 1885 г. здесь у него родился сын Василий, в 1900 г. окончивший Коломенское Духовное училище, и в 1906 г. Московскую Духовную семинарию, к этому времени Иван Николаевич Смирнов вышел за штат.

В конце XIX в. - начале XX в. настоятелем храма был священник Александр Николаевич Зачатейский.

В 1870-х- 1880-х гг. он служил в храме с. Чаплыгино Бронницкого уезда, здесь родились его сыновья, в начале XX в. священник Александр Зачатейский был законоучителем в черкизовской земской школе. Все три его сына были священниками, из шести дочерей Прасковья стала женой священника Павла Некрасова, Евгения, воспитанница Московского епархиального женского училища, преподавала в школе с. Черкизово. Сыновья о. Александра Зачатейского: Николай (род. 1876) был настоятелем Никольской церкви в Старках, потом Покровской в Никулино, Григорий (род. 1878)-священник церкви Погоста Старки, Илья (род. 1884) в 1899 г. окончил Коломенское Духовное училище, в 1905 г. Московскую Духовную семинарию, был настоятелем храма в с. Купелицах Верейского района, арестован 7 января 1930 г. по обвинению в том, что не донёс властям о контрреволюционных высказываниях диакона.

Отец Илия был приговорён к 6 месяцам тюрьмы, его хозяйство раскулачено. Каждый год власти облагали его семью, в которой было шестеро детей, большим налогом. 25 ноября 1937 г. священник был снова арестован. Его обвиняли в активном участии в Верейском восстании против большевиков в 1918 г. Он отвечал, что активного участия не принимал, но дал восставшим ключи от церкви, и они звонили в колокола, призывая население к восстанию. Священника обвиняли также в том, что при снятии колоколов в 1935 г. он призывал верующих к сопротивлению. 9 декабря 1937 г. о. Илия расстрелян. Причислен клику новомучеников.

В 1906 г. к церкви с. Черкизово был рукоположен во священника Павел Васильевич Некрасов (в 1916 г. ему был 31 год). Сын заштатного священника Преображенской церкви с. Спас-Купля Подольского уезда, в 1903 г. он окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. В том же году окончил учительские певческие курсы при Московской Духовной семинарии и был удостоен звания учителя и регента церковного хора.

С 1903 по 1904 г. был учителем Троице-Ратмановской церковноприходской школы Богородского уезда.

С 1904 по 1906 г. состоял псаломщиком при московской Знаменской на Знаменке церкви. В тот же период безвозмездно работал учителем в церковноприходской школе при московском Златоустовском монастыре.

В 1906 г. рукоположен во священника ко храму с. Черкизово и назначен законоучителем Черкизовской началь-

В 1912 г. награждён набедренником, в 1916 г. - скуфьёй. У о. Павла и его жены Прасковьи Александровны (урождённой Зачатейской, в 1916 г. ей было 28 лет), было семеро детей (Василий, Клавдия, Арсений, Зоя, Елена, Елизавета, Александра).

В 1937 г. о. Павел Нефасов был репрессирован. Псаломщиком в 1916 г. был Порфирий Васильевич Всехсвятский (61 года).

Настоятель Успенской церкви священник Феодор Семёнович Максунов был арестован в 1937 г., а церковь закрыта, в 1960 г. был сломан верхний ярус колокольни. В здании устроили клуб, потом склад, позднее храм был заброшен.

В 1992 г. возвращён верующим, в 1994 г. под руководством протоиерея Дмитрия Дудко проведены консервационные работы.

В 1-й половине XIX в. в Черкизове была роскошная усадьба с флигелями, манежем, оранжереями, псарным двором в виде замка с башнями, «длинный ряд княжеских каменных домов, почти на версту в длину, разнообразной но при том замечательной архитектуры, и притом расположенных со щепетильной симметрией, а впереди них три церкви, две по бокам, и одна в середине, перед княжеским главным домом. Таков был вид Черкизова со стороны Москвы-реки». В отсутствие хозяев всё пришло в запустение и было сломано, кроме одного каменного флигеля. «Всё, что можно было вырубить, - вырублено... всё пошло на слом и продано: кирпичи одному, мраморные плиты другому... на месте палат осталось голое место с тремя церквами, на которые не имела права посягнуть коммерческая рука», - писал в конце XIX в. о впечатлениях молодости публицист, философ Никита Петрович Гиляров-Платонов, дед которого был священником в Черкизовской церкви.

На другом берегу Москвы-реки в пос. Пески сохранились постройки усадьбы (перестроенный главный дом и конный двор 1-й четверти XIX в.), которая в разное время называлась: Милославское, Бахтимерово, Пески. Эти земли принадлежали с XVI в. дворянам Норовым.

В 1778 г. в сельце Бахтимерове, на р. Мезенке, была; потом усадьба геодезиста Сергея Норова.

С 1800-х гг. частью усадьбы владел В.Л. Похвистнев, была; потом коллежский асессор князь Николай Борисович Черкасский (1804-1837), и князь Дмитрий Борисович Черкасский.

В конце XIX - начале XX вв.в Песках была построена каменная часовня, разрушенная в советское время.

Московская обл., с. Черкизово

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Успения Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...