Атмосфера мест

Крестовоздвиженская церковь

Ещё недавно было трудно в неказистом, облепленном пристройками двухэтажном каменном здании, стоящем в г. Орехово-Зуево между Подгорной фабрикой и р. Клязьма, узнать Крестовоздвиженскую церковь в с. Дубровка.

В 1860 г. по прошению надворного советника Константина Ильина, согласно определению епархиального начальства от 6 сентября того же года, разрешено образовать особый приход в Богородском уезде Московской губернии из деревень Зуевой и Дубровки (ранее были в приходе погоста Богородице-Рождественской церкви у р. Вырки - теперь с. Нестерово). В Указе о постройке каменной церкви при д. Дубровке сказано: «Дозволено приобрести покупкой и перенести на избранное для новой церкви место существующую при Богородицерождественской у речки Вырки церкви особым зданием Крестовоздвиженскую деревянную церковь.

Для продовольствования причта при новообразовавшемся приходе помещик деревни Зуевой тайный советник Николай Гаврилович Рюмин и г. Ильин пожертвовали 33 десятины земли». К приходу в 1862 г. определён трёхчленный причт (то есть священник, диакон, псаломщик). В 1860-х гг. в Дубровской церкви служил священник Семён Страхов.

В клировой ведомости за 1868 г. Крестовоздвиженской церкви д. Дубровка записано: «церковь деревянная, 1862 г. Причта положено священник, диакон, дьячок. Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле, подаренной г. Ильиным.

Священник Симеон Петров Страхов, 31 год, родился в Московской епархии, из духовного звания, сын дьячка, обучался в Спасо-Вифанской семинарии наукам богословским, философским, словесности, языкам: латинскому, греческому и французскому.

В 1858 г., по окончании семинарии с аттестатом 2 разряда, был уволен в Епархиальное ведомство. Произведён во священника к настоящей церкви в 1862 г. В семье у него жена Елизавета Сергеева, дети - Алексей 5 лет, Олимпиада, 3-х лет, Александра, 1 год.

Диакон Григорий Тимофеев Голубев, 47 лет. Дьячок Илларион Васильев Смирнов, 45 лет».

Для построения каменной церкви в д. Дубровка было пожертвовано 11 000 руб. деньгами и земля для кирпичного завода, а также прихожане с. Дубровка попросили выдать сборную книгу: «Консистория полагает дозволить построить в д. Дубровке новую каменную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами Благоверного князя Александра Невского и Святой Марии Магдалины, сборную книгу выдать на имя купеческого брата Лаврентия Брашнина».

Большая помощь при построении храма в с. Крестовоздвиженском была оказана Давидом Ивановичем Хлудовым (1822-1886). Хлудовы происходили из Егорьевского уезда Рязанской губернии. Д.И. Хлудов получил строго религиозное образование. Строго православным, искренне религиозным человеком Давид Иванович остался на всю жизнь.

По достижении совершеннолетия Давид Иванович деятельно занимался торговлей, ежедневно бывал в городе в амбаре, ежегодно ездил на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, но с 1857 г., когда он был избран городским главой в Егорьевске, от торговли стал несколько отдаляться. Он был женат, но несчастлив в супружестве, и, прожив несколько лет, супруги разошлись, о чём первое время он глубоко скорбел.

В 1860-х гг. Давид Хлудов совершенно выделился из фирмы и посвятил всё своё время делам благотворительности. Всего перечислить нельзя, но можно отметить главные его труды: он отделал собор в Егорьевске, где был церковным старостой, построил новый храм на погосте Крутинах, Егорьевского уезда.

В 1860 г. Давид Хлудов купил имение близ Рязанского Богословского монастыря, в первый же праздник по приезде в имение он отправился к литургии в монастырь. Монастырь был в развалинах, братии не более 16 человек. «Нужно помочь», - сказало ему доброе сердце.

К концу 1870 г. монастырь стал неузнаваемым: почти всё построено вновь: корпуса для братии, гостиница, училище, богадельня, храм. В обеспечение монастыря куплено несколько сот десятин луговой и пахотной земли и пожертвовано имение, которое Давид Иванович купил для себя, по приказанию преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, были высчитаны, и их оказалось более 150 000 рублей. Но и после того им сделано ещё много вкладов в монастырь. Он много пожертвовал в Ольгов монастырь близ Рязани. Здесь был погребен преосвященный Гавриил, архиепископ Рязанский, которого Давид Иванович глубоко почитал. Жертвовал он и на храмы сёл Медведево, Сельцы, Окоёмово и на множество других.

Как-то в конце 1850-х гг., проезжая из Егорьевска в Коломну, увидал он в версте от Коломны небольшой монастырь, это был Бобренёв монастырь, заехал - бедность была поразительная, одно уже было в развалинах, другое разрушалось. Давид Иванович решил помочь. Старый ветхий храм был обновлён, построен новый тёплый, ветхие монастырские здания разобраны и на их месте поставлен новый большой корпус для настоятеля и братии, а так как монастырь был приписным к Голутвину, то Давид Хлудов решил помочь сделать его самостоятельным и для этого купил два участка земли с лесом и сделал их вкладом в монастырь.

По ходатайству митрополита Филарета Святейшим Синодом желание Хлудова о предоставлении самостоятельности Бобренёвскому монастырю было удовлетворено. Он стоил Хлудову не менее 150 000 рублей.

В Московской епархии Хлудов благотворил не одному ему: в 1861 г. в Никольском Пешношском монастыре, в церкви Преподобного Сергия Радонежского, усердием Д.И. Хлудова был устроен новый вызолоченный иконостас, на местные иконы сделаны серебряные ризы, весь храм отделан заново.

В 1862 г. Хлудовым построен и отделан новый трёхпрестольный храм в с. Никольском Московского уезда на Стромынской дороге (ныне с. Никольское-Трубецкое). Хлудовым оказана большая помощь при построении храма в с. Крестовоздвиженском Богородского уезда (ныне вошло в черту г. Орехово-Зуево). В приходском храме Святых бессребреников Космы и Дамиана, при котором он 32 года состоял церковным старостой, всё им было переделано, обновлено, украшено, чтобы и при бедном приходе храм мог существовать безбедно, Хлудовым был построен большой каменный дом, доходы от которого шли на содержание Космодемьянской церкви.

Давид Иванович устроил несколько богаделен и начальных училищ при монастырях и церквах, не забыл он и бедных детей духовенства Московской епархии. Им был пожертвован в 1871 г. в вечное владение епархиальному ведомству большой каменный дом на Ордынке, позднее перестроенный для размещения Мариинского женского епархиального училища. Училищу завещал Д.И. Хлудов все свои книги светского содержания.

Трижды Давид Иванович получал Высочайшие благодарности за пожертвования на военные надобности и в пользу пострадавших от неурожая финляндцев. Хлудов был награждён орденами Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени. Отпевание Д.И. Хлудова было совершено в московской церкви Ризположения на Донской улице (в приходе этого храма Давид Иванович жил с 1885 г.), прибыли настоятели монастырей, получавших помощь от Хлудова, среди них строитель Коломенского Бобренёва монастыря иеромонах Иоасаф.

Проект храма при д. Дубровке Богородского уезда был составлен в 1874 г. архитектором Владиславом Осиповичем Грудзиным (1824-?), а проект каменной часовни на месте деревянного храма в д. Дубровка - епархиальным архитектором Степаном Васильевичем Крыгиным (1832-1900).

В ведомости о церкви Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в с. Крестовоздвиженском при д. Дубровке Богородского уезда Богородского благочиния за 1897 г. записано: «...церковь строилась с весны 1872 года 15 лет усердием прихожан Богородского уезда Павловского Посада купцов братьев Николая, Лаврентия и Никиты Братниных на собственные их средства. Здание каменное, тёплое, колокольня каменная. Престолов в ней три в ряд: главный – средний во имя Святой Живоначальной Троицы; правый - во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня; левый - во имя Святителя Николая Чудотворца. Церковной утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно». При церкви были приют и церковноприходская школа.

Семейство Брашниных с 1814 г. имело в Дубровке шелкоткацкие фабрики. С середины XIX в. в деревне существовало шелкоткацкое производство купца Петра Васильевича Брашнина, а в начале XX в. располагались две фабрики братьев Брашниных. Наталья Павловна Брашнина (1864-1959), жена Ивана Ивановича Брашнина (гласный Московской Городской думы состава 1909-1912 гг.), рассказывала про свёкра: «Иван Петрович Брашнин был единственный сын крестьянина деревни Дубровка (позднее село Крестовоздвиженское).

Его отец, Пётр Васильевич Брашнин, работал ткачом на шерстяной фабрике в Москве, но среди дубровских крестьян было немало ткачей и моталок, которые работали у себя на дому. Когда сын подрос, Пётр Васильевич тоже завёл свой стан, купил шёлку, и они с Иваном Петровичем у себя в избе стали ручным способом ткать канаус. Были они люди трудолюбивые и «занималистые» (предприимчивые).

Начинали с маленького. Сработанный товар Иван Петрович сам возил на лошадях в Москву. Сначала поставлял кому-то, потом снял уголок в чужом амбаре для склада, стал выдавать шёлк в работу на дом другим дубровским ткачам и начал приторговывать с грошей. Со временем он построил и оборудовал небольшую фабрику, которую через несколько лет закрыл, организовал в Дубровке раздаточную контору и, арендовав в Москве помещение в Тёплых рядах, повёл оптовую торговлю шёлковым товаром. Он довольно быстро разбогател, купил дом в Малом Дровяном переулке и стал уже постоянно жить в Москве.

Женат Иван Петрович был дважды. От первой жены, дочери фабриканта из Павловского Посада Анны Андреевны Лабзиной, у него были три дочери - Надежда, Мария, Евдокия - и сын Иван, самый младший. Оставшись вдовцом, он женился второй раз - на вдове Елизавете Александровне Гараниной, урождённой Карташевой. От второго брака детей у него не было.

Дочь И.И. Братнина, Екатерина Ивановна (1888-1975), вышла замуж за Сергея Александровича Капцова (1885-1932). Он окончил Московский университет, учился также в Гейдельберге, был владельцем автомобильной мастерской, во время Первой мировой войны - шофер.

С 1919 г. служил в Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии.

С 1921 по 1923 г. - заместитель председателя Главного управления горной промышленности, далее назначен председателем Распорядительного комитета Московской товарной биржи, затем член правления Первого Московского общества взаимного кредита».

В 1926 г. арестован, в 1928 г. приговорён к расстрелу, через две недели расстрел заменили 10 годами лагерей.

В клировой ведомости за 1887 г. Крестовоздвиженской церкви в с. Крестовоздвиженском при д. Дубровке сообщается, что «рядом с данной церковию, каменной, строящейся, находится другая старая деревянная, в ней один престол во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня; построена как временная в 1862 г. тщанием коллежского советника Константина Пахомиевича Ильина и доброхотных дателей, тёплая, на каменных столбах с деревянною колокольней на каменных столбах».

Причта было положено священник и псаломщик, но служение при храме в это время осуществляли священник, диакон на вакансии псаломщика и псаломщик.

Дома у священноцерковнослужителей были деревянные, на каменном фундаменте, приобретены в церковь на деньги, вырученные от отдачи церковной земли в аренду для выделки кирпича, построены на церковно-причтовой земле, подаренной г. Ильиным.

Церкви принадлежал дом на церковной земле и ремонтируемый на собственные средства церковного старосты Николая Сергеевича Брашнина, деревянный двухэтажный, на каменном фундаменте; вверху помещалась школа, находившаяся под ведением Земской управы, внизу - просфорня и церковный сторож.

Священник Пётр Васильев Закатов, 51 год, родился в Московской епархии, сын пономаря. Обучался в Вифанской Духовной семинарии наукам богословским, философским, словесным, физико-математическим, истории церковной и гражданской, языкам еврейскому, греческому, латинскому и немецкому. По окончании курса с аттестатом 2 разряда уволен в Епархиальное ведомство.

С 1858 по 1860 г. состоял письмоводителем при описании древних славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки.

В 1861 г. произведён во священника к Анд реестратилатской, что в с. Андреевском, церкви Можайского уезда.

В 1870 г. переведён к Богоявленской церкви в с. Бисерове Богородского уезда.

В 1880 г. переведён в с. Крестовоздвиженское. Состоял законоучителем с 1861 по 1868 г. при Андреевском сельском приходском училище, с 1878 по 1880 г. - при сельской в с. Бисерове школе, на настоящем месте состоял законоучителем при двух школах в приходе - в Крестовоздвиженской при дер. Дубровке и в школе при Подгорной фабрике Торгового Дома братьев Зиминых.

В 1876 г. ему было преподано благословение Святейшего Синода, в 1879 г. награждён набедренником, в 1881 г.- скуфьёй, в 1886 г.- камилавкой.Жена о. Петра, Екатерина Иванова, была моложе его на 4 года, их дети -Константин, 24-х лет, состоял диаконом на псаломщицкой вакансии при Николаевской церкви в Московском Городском Рукавишниковском приюте, Александр, 20 лет, обучался в 6 классе Московской Духовной семинарии и Сергий, 15 лет, обучался во 2 классе той же семинарии, Анатолий, 13 лет, обучался в 4 классе Московского Заиконос-пассного Духовного училища, и дочери: Мария, 10 лет, обучалась в Московском Мариинском епархиальном женском училище, Зинаида, 6 лет. Диаконом на псаломщической вакансии при Крестовоздвиженской церкви был Николай Петрович Попов, 29 лет. Псаломщик- Илларион Васильевич Смирнов, 60 лет. Просфорней была вдова умершего диакона Богоявленской в г. Коломне церкви Клавдия Иосифова, 34 лет.

Дубровская школа в д. Дубровке, Крестовоздвиженского прихода, была открыта в 1889 г. Основателями её были протоиерей Пётр В. Закатов и церковный староста, храмоздатель, местный фабрикант Николай Сергеевич Брашнин. Школа помещалась в специально для неё устроенном каменном здании на втором этаже, при школе была квартира для учащих. Помещение было очень удобное, светлое и просторное. На первом этаже здания располагались также просвирня и церковный сторож. Заведующим школой состоял священник Пётр Закатов, который нёс вместе с этим обязанности её попечителя с 1908 г. Учащихся в школе к 1 января 1909 г. было 59.

В клировой ведомости Дубровского храма 1919 г. записано: «При Крестовоздвиженской церкви дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, построены на церковные и причтовые средства и составляют собственность церкви и причта. Другие здания, принадлежащие церкви, - дом каменный двухэтажный, крытый железом, построен на средства церковного старосты Николая Сергеевича Брашнина и расширенный в 1912 г. на церковные средства . Дома священника и диакона построены в 1899 г., у псаломщика в 1901 г.».

Диакон Крестовоздвиженского храма Николай Петрович Попов построил для своей семьи дом, который в наше время стоит напротив каменного здания школы. Дочь о. Николая, Евгения Николаевна, в 1906 г. вышла замуж за псаломщика храма Вырковского погоста Василия Евгеньевича Никольского, в 1908 г. в их семействе родился первенец - сын. Всего же в семье Василия и Евгении Никольских было пятеро детей. После смерти о. Николая Попова Василий Никольский был рукоположен во диакона к Крестовоздвиженской церкви и поселился в доме тестя. Дом Поповых стал называться домом Никольских.

Дом священника Петра Закатова стоял рядом с домом Никольских, но ближе к повороту улицы и к церкви. Не так давно он сломан. В клировой ведомости 1921 г. Крестовоздвиженской церкви в д. Дубровке сообщается, что церковь «зданием каменная, тёплая, с каменной колокольней. Престолов 4: главный во имя Живоначальной Троицы, второй во имя Воздвижения Креста Господня, третий во имя Святителя Николая, четвёртый внизу храма в усыпальнице под правым приделом - во имя Всех Святых. Построена в 1887 г. тщанием прихожан Богородского уезда, Павловского Посада купцов братьев Николая, Лаврентия и Никиты Сергеевичей Братниных на собственные их средства.

По штату при ней положены: священник, штатный диакон и один псаломщик. Храм зарегистрирован Советской властью 1918 г. 22 ноября. На месте упразднённого деревянного храма выстроена каменная часовня. Старостой при церкви состоит Брашнин Владимир Иванович с 1919 г.

Священник Сергий Петрович Закатов, 48 лет. Из духовного звания. За труды по народному образованию награждён книгой «Библия» от Св. Синода, выданной в мае 1903 г. Награждён набедренником в 1911 г., скуфьёй в 1914 г., камилавкой в 1917 г. Обучался в Московской Духовной семинарии, окончил полный курс.

С 1893 по 1896 г. состоял учителем Фёдоровской церковноприходской школы Богородского уезда, переведён на ту же должность в Зуевскую церковноприходскую школу. По преобразовании оной одноклассной школы в двухклассную состоял Законоучителем воскресной школы с 1899 по 1906 г.

В 1906 г. митрополитом Московским Владимиром произведён во священника к Христорождественской у озера Даниличева церкви Богородского уезда и оным же переведён на настоящее место в 1907 г. Состоял заведующим и законоучителем в местной церковноприходской школе и законоучителем в фабричной Подгорной школе. Состоял директором и законоучителем в Зуевском детском приюте в 1909 г., попечителем Дубровской церковноприходской школы в 1910 г. Состоял Членом Совета Богородского уездного отделения Московского Кирилло-Мефодиевского Братства.

С 1917 г. - духовный следователь с утверждения Преосвященнейшего Иосафа. Жена - Ольга Фёдоровна, 36 л., дети - Петр, 14 л., Николай, 11 л., Мариамна, 9 л.

Штатный диакон - Василий Евгениев Никольский, 43 лет. Псаломщик-Павел Владимиров Викторов, 55 лет».

В 1910 г. во диакона к Крестовоздвиженскому храму в с. Дуброво, а в марте 1924 г., после смерти о. Сергия Закатова, - во священника к этому же храму был рукоположен Василий Евгениевич Никольский, будущий священномученик. Он родился в семье причетника в с. Нестерово Орехово-Зуевского района.

В 1926 г. о. Василий Никольский был назначен благочинным церквей Орехово-Зуевского района, а в 1932 г. ещё и благочинным церквей Павловопосадского района.

В октябре 1929 г. возведён в сан протоиерея.

В 1930 г., после закрытия храма в с. Крестовоздвиженском, по распоряжению священноначалия община храма, вместе с настоятелем о. Василием Никольским была переведена в Зуевский храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь в д. Дубровка закрыта по решению Мособлисполкома от 14 июля 1930 г. Подпиленный шатёр колокольни был сброшен на землю с помощью лебёдки.

Поблизости от Крестовоздвиженской церкви, на берегу Клязьмы, высятся строения Подгорной фабрики Зиминых.

В 1890 г. в с. Крестовоздвиженском были шелкоткацкая фабрика Торгового Дома Н.Д и Н. братьев Брашниных, на которой работал 241 человек, управлял Никита Сергеевич Брашнин; шелкоткацкая фабрика купца Лаврентия Сергеевича Брашнина с 60-ю рабочими, управлял Александр Лаврентьевич Брашнин; шелкоткацкая фабрика Лариона Сергеевича Брашнина; шёлковоткацкая фабрика Егора Андреевича Паршина с 8-ю рабочими, ею управлял сам хозяин.

В 1912 г. в Дубровке была выстроена купцом М.Н. Братниным новая шелкоткацкая фабрика. Постройками и оборудованием на ней заведовал инженер Василий Иванович Лисев. У М.Н. Братнина в Москве был заводик по производству формалина. Спроса не было, и хозяин разрешил химикам заводской лаборатории производить опыты с формалином.

В 1914 г. Лисев совместно с Константином Ивановичем Тарасовыи и химиком Григорием Семёновичем Петровым изобрёл карболит - первую русскую промышленную пластмассу. Карболит оказался прекрасным диэлектриком, он не боялся воды, многих кислот, легко подвергался механической обработке. В состав пластмассы входили фенол и формальдегид. Фенол в просторечии называли карболкой, поэтому и новый материал получил название - карболит.

В 1914 г. в помещении шелкоткацкой фабрики М.Н. Брашнина был получен первый пуд карболита. В фабричной лаборатории под руководством Лисева работал регент церковного хора Крестовоздвиженского храма Василий Егорович Жигарев. На вредном производстве он подорвал здоровье, у него появился кашель с приступами удушья.

В 1915 г. был учреждён «Торговый Дом Васильев и К°» для приобретения и эксплуатации нового изобретения «карболит» и ему подобных продуктов. Учредителями были владимирский купец А.А. Васильев, инженер-технолог А.И. Кузнецов и владелец Дубровской шелкоткацкой фабрики М.Н. Брашнин.

29 марта 1916 г. представители Торгового Дома «Васильев и К°» обратились к московскому губернатору с прошением об открытии в Московской губернии, Богородского уезда, 3-го стана, Зуевской волости при с. Крестовоздвиженском завода для выработки диэлектрического материала под названием «карболит». Прошение было удовлетворено.

26 октября 1916 г. Московским губернским правлением было выдано свидетельство о том, что Торговому Дому «Васильев и К°» разрешается содержание завода для диэлектрического материала под названием «карболит».

Он располагался в двухэтажном каменном здании: в верхнем этаже - механическая мастерская, в нижнем - химическое отделение; для работы служили паровая машина в 16 сил; в отдельной каменной пристройке 2 паровых котла, 5 токарных механических станков, сверлильная машина, строгальная, сушильный шкаф, 3 деревянных чана, 3 деревянные короба для кипячения воды паром. Рабочих до 100 человек, которые жили на своих квартирах и медицинскую помощь получали в больнице фабрики Торгового Дома «Бр. Н., Л. и Н. Брашнины». В описании фабрик и заводов Московской губернии 1916 г. сообщается: «Фабрика изоляционного материала «Карболита» Торгового Дома Васильева и К°, с. Крестовоздвиженское Зуевской волости; рабочих на фабрике занято 30 человек; установлена паровая машина и проведена электроэнергия; изготавливается карболит».

В развитие производства пластмасс и становление завода вложил немало сил крупный учёный, философ, инженер, священник Павел Александрович Флоренский (1892-1937).

В 1900 г. он окончил гимназию первым учеником, с золотой медалью, и поступил на физико-математический факультет Московского университета.

В 1904 г., после окончания университета, Павел Александрович думал принять монашество, однако его духовник епископ Антоний (М. Флоренсов) (1874-1918) не благословил его на этот шаг и посоветовал поступать в Московскую Духовную академию. Хотя Флоренский блестяще окончил университет и считался одним из самых одарённых студентов, он отверг предложение остаться при кафедре и в сентябре 1904 г. поступил в Московскую Духовную академию в Сергиевом Посаде, где поселился почти на 30 лет.

В 1911 г. Павел Александрович принял священство.

В 1912-1917 гг. был главным редактором журнала Московской Духовной академии «Богословский вестник». 19 мая 1914 г. его утвердили в степени магистра богословия и сделали экстраординарным профессором академии.

В 1908 - 1919 гг. Флоренский читал курсы по истории философии на темы: Платон и Кант, мышление еврейское и мышление западноевропейское, оккультизм и христианство, религиозный культ и культура и другие. В 1915 г. служил на фронте полковым священником военно-санитарного поезда.

В 1918 г. Флоренский принимал участие в работе отдела Поместного Собора Русской Православной Церкви о духовно-учебных заведениях. В октябре 1918 г. стал учёным секретарём комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры и хранителем ризницы. П.А. Флоренский выдвинул идею «живого музея», предполагавшую сохранение экспонатов в той среде, где они возникли и существовали, и выступал поэтому за сохранение музеев Троице-Сергиевой Лавры и Оптиной пустыни как действующих монастырей (его предложение осуществлено не было). После закрытия Московской Духовной академии в 1919 г. Флоренский продолжал неофициально читать философские курсы её бывшим и новым студентам в Даниловском и Петровском монастырях и на частных квартирах.

В 1921 г. избран профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), где до 1924 г. читал лекции по теории перспективы. Приходил всегда в рясе. С 1921 г. также работал в системе Главэлектро Высшего совета народного хозяйства РСФСР, занимаясь научными исследованиями в области диэлектриков, результатом стала вышедшая в 1924 г. книга «Диэлектрики и их техническое применение». Павел Александрович создал и возглавил отдел материаловедения в Государственном экспериментальном электротехническом институте, совершил ряд открытий и изобретений.

В 1922 г. была издана книга Флоренского «Мнимости в геометрии», основанная на курсе, который он читал в Московской Духовной академии и Сергиевском педагогическом институте. Эта книга вызвала резкую критику за идею конечной вселенной со стороны официальных идеологов и учёных.

В 1927-1933 г. Флоренский работал также заместителем главного редактора «Технической энциклопедии», где опубликовал ряд статей.

В 1930 г. стал по совместительству помощником директора по научной части Всесоюзного энергетического института. Казалось бы, как можно совместить преподавание в Духовной академии в прошлом и службу в учреждениях безбожного государства? Близко знавший его современник писал: «Он оставался внутренно свободным от государства, от которого ни до, ни после революции ничего не искал, одинаково чуждый всякого раболепства как перед начальством сверху, так и снизу. Можно сказать... что о. Павел прошёл через нашу катастрофическую эпоху, духовно как бы её не заметив, словно не обратив внимания на внешнюю её революционность».

В 1920-е гг. П.А. Флоренский создал ряд философских и искусствоведческих работ, которые при его жизни так и не увидели света: «Иконостас», «Обратная перспектива», «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях», «Философия культа» и другие, которые по замыслу должны были составить единый труд «У водоразделов мысли» - своеобразное продолжение «Столпа и утверждения Истины», призванное дополнить теодицею, учение об оправдании Бога, Допускающего зло в мире, антроподицеей, учением об оправдании человека, о мире и человеке в их причастности к Богу.

В мае 1928 г. ОГПУ провело операцию по аресту ряда религиозных деятелей и представителей русской аристократии, после революции проживавших в Сергиевом Посаде и его окрестностях.

14 июля 1928 г. Флоренский в административном порядке был сослан на три года в Нижний Новгород. В сентябре 1928 г. по ходатайству жены Максима Горького, Екатерины Павловны Пешковой, возвращён в Москву.

25 февраля 1933 г. Павла Александровича повторно арестовали и обвинили в руководстве придуманной ОГПУ контрреволюционной организацией «Партия Возрождения России». Под давлением следствия Флоренский признал справедливость этого обвинения и передал 26 марта 1933 г. властям составленный им философско-политический трактат «Предполагаемое государственное устройство в будущем». В нём якобы излагалась программа «Партии Возрождения России», которая следствием именовалась национал-фашистской.

26 июля 1933 г. он был осуждён «тройкой» Особого совещания на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и 13 августа отправлен по этапу в восточносибирский лагерь «Свободный».

1 декабря 1933 г. прибыл в лагерь и был оставлен на работу в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГ. 10 февраля 1934 г. его отправили на опытную мерзлотную станцию в Сковородино. Проведённые здесь П.А. Флоренским исследования легли в основу книги его сотрудников Н.И. Быкова и П.Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940).

В июле-августе 1934 г. с помощью Е.П. Пешковой к Флоренскому в лагерь смогла приехать жена с младшими детьми - Ольгой, Михаилом и Марией (старшие Василий и Кирилл в тот момент находились в геологических экспедициях). Семья привезла о. Павлу предложение правительства Чехословакии договориться с советским правительством о его освобождении и выезде в Прагу. Для начала официальных переговоров требовалось согласие Флоренского. Однако он отказался.

В сентябре 1934 г. Флоренского перевели в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), куда он прибыл 15 ноября 1934 г. Там Павел Александрович работал на заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и сделал ряд научных открытий. Никакие тяготы жизни не могли погасить у о. Павла стремления к подлинному, к тому, что составляет суть жизни.

25 ноября 1937 г. постановлением Особой «тройки» Управления НКВД по Ленинградской области Флоренский был приговорён к высшей мере наказания «за проведение контрреволюционной пропаганды» и, согласно сохранившемуся в архиве органов безопасности акту, расстрелян 8 декабря 1937 г.

В истории завода «Карболит» написано: «С 1920 г. П.А. Флоренский служил в московском правлении завода «Карболит», которое помещалось в доме № 6 по Юшкову переулку на Ильинке. Он работал в качестве консультанта, затем заведующего испытаниями продукции завода и заведующего научно-техническими исследованиями карболита в комиссии «Карболит» при Совнархозе. Его научные изыскания в эти годы были связаны с пластическими массами.

Московская обл., с. Дубровка

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Крестовоздвиженская церковь адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда