Атмосфера мест

Церковь Великомученика Димитрия Солунского

В 1677 г. с. Дуброво на р. Протве входило в состав дворцовой Вышгородской волости. В селе тогда стояла деревянная церковь Великомученика Димитрия Солунского, построенная в 1671 г. на старом церковном месте «клецки, с трапезною, крыта тесом». В ней книги: «Евангелие печатное крыто бархатом, евангелисты серебряные позолоченные, крест обложен серебром, позолочен. За престолом образ Божией Матери Огидитрии обложен серебром. Да подле той церкви место церковное Симеона столпника, запустело с давних лет». В 1693 г. вместе со всей волостью, Дуброво приписано к Угоцким и Истицким железным заводам в Малоярославицком уезде. Заводы были даны в управление «иноземцам Вахромею и Петру Меллер» с матерью их Анной, вдовой Вахромея Меллера.

В 1751 г. Вышгородская волость пожалована генерал-фельдмаршалу, графу Александру Ивановичу Шувалову. В 1770 г. производилось размежевание земель церковного причта и крестьян графа Шувалова. При размежевании присутствовали священник церкви Великомученика Димитрия Солунского Иосиф Лукин и «его высокографского сиятельства, генерал-фельдмаршала и разных орденов кавалера графа Александра Ивановича Шувалова от Вышгородской в я волости поверенной Фёдор Кириллов».

В 1893 г. по просьбе жителей с. Дуброво, на собранные ими средства, сын местного священника, о. Александр Пшеничников, устроил церковно-приходскую школу. Храм села был приписан к церкви с. Вышгород. О. Александр испросил разрешение вместо ветхого и холодного деревянного построить каменный храм во имя великомученика Димитрия Солунского, и в 1894 г. он был построен, при нём учреждён штатный причт. (В советское время храм был закрыт и разорён. В 1990-х гг. возвращён верующим и восстанавливается).

25 февраля 1917 г. праздновалось 50-летие служения в священном сане протоиерея Московского Вознесенского монастыря Александра Иоанновича Пшеничникова. О. Александр - сын священника церкви с. Дуброво Верейского уезда, родился в 1845 г., в 1866 г. окончил Вифанскую семинарию, с 1867 г. - диакон в храме Илии Обыденного в Москве. Через 15 лет стал священником в Московском Вознесенском монастыре. Он составил научное описание собора Вознесенского монастыря. Преподавал закон Божий в городском и монастырском Елизаветинском училищах. С 1907 по 1917 гг. состоял в экзаменационной комиссии для лиц, ищущих мест псаломщиков. Через несколько лет после строительства храма о. Александр купил в версте от Дуброво 42 десятины земли по берегу р. Протвы, с лесом и пашней, для устройства женской Сергиево-Дубровской общины. 27 октября 1906 г. император Николай II дал разрешение на принятие Московским епархиальным начальством 42 десятин земли и каменных домов, пожертвованных протоиереем Вознесенского монастыря в Московском Кремле Александром Пшеничниковым для обеспечения богоугодного общежития православных девиц при Дмитриево-Солунской церкви с. Дуброво Верейского уезда. Когда в общине, его заботами, построили каменную церковь Преподобного Сергия Радонежского с приделом во имя преподобной Евфросинии Московской, община была возведена в достоинство женского общежительного монастыря. К храму был определён штатный священник.

10 сентября 1914 г. Святейший Синод указал Дубровскую женскую общину Верейского уезда обратить в женский общежительный Сергиево-Дубровский монастырь. Игуменьей была назначена монахиня Макария. Ко времени торжества храм обители был расписан, 5 октября встречали крестный ход из с. Дуброва. В 1916 г. митрополит Московский Макарий утвердил составленный о. Александром устав обители, в котором подробно изложены правила жизни сестёр и правила отправления богослужений священником. Монастырь был обеспечен потребными для жилья и хозяйственными зданиями. В 1918 г. на вакансию священника Сергиево-Дубровского монастыря перемещён настоятель собора Московского Вознесенского монастыря протоиерей Александр Пшеничников.

Монастырь, окружённый лесом, стоял на высоком берегу Протвы. В нём жили 40 насельниц. В 1920-х гг. он был превращен в сельскохозяйственную артель, но сохранял внутренний строй монастырской жизни. Последней настоятельницей была игуменья Олимпиада, здесь же жила предыдущая настоятельница, матушка Мария. В 1926 г., после рукоположения во иерея, в монастырь был направлен священник Сергий Павлович Мансуров (14.6.1890-2.3.1929). Он происходил из дворянского рода, известного с XIV в. Его отец Павел Борисович (1860-1932) - дипломат и духовный писатель. Тётки со стороны отца основали женскую Троице-Сергиеву общину в Риге. О. Сергий родился в Константинополе, где его отец был секретарём посольства, и там провёл первые 12 лет жизни.

Затем семья переехала в Москву, где после окончания V Московской мужской гимназии в 1908 г. он вместе со своими друзьями Н.С. Трубецким и Д.Ф. Самариным (братом будущей своей жены) поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, по окончании которого ему предложили остаться на кафедре для подготовки к профессорскому званию, но он предложением не воспользовался. В 1914 г. он венчался с Марией Фёдоровной (урождённой Самариной). С осени 1915 г. служил в санитарном отряде на Кавказе, где познакомился с Ю.А. Олсуфьевым и в его доме поселился с лета 1917 г. с супругой. В 1916 г. во время отпуска Сергей Павлович побывал в Оптиной пустыни, встречался со старцем Анатолием (Потаповым). В 1918 г. вместе с о. Павлом Флоренским (на Мансурова тогда большое влияние произвёл труд о. Павла «Столп и утверждение истины»), М. А. Новосёловым и О.Н. Дурылиным он был приглашён к участию в работе отдела духовно-учебных заведений Поместного собора Русской Православной Церкви.

В Сергиевом Посаде вместе с о. Павлом Флоренским и Олсуфьевым работал в Комиссии по охране памятников искусства и Троице-Сергиевой Лавры. В январе 1920 г. Мансурова арестовали и держали до мая. Во время заключения он заболел сыпным тифом, а зимой 1922 г. обнаружились первые признаки туберкулёза.

В 1921-1922 гг. он часто бывал в Москве, посещая кружок М.А. Новосёлова, где читал главы своих «Очерков из истории Церкви». Второй арест (1924 г.) длился две недели. Под угрозой нового ареста Мансуровы покинули Сергиев Посад, началась пора скитаний: летом 1925 г. - деревня у Аносиной пустыни, Новгород, где произошла встреча Сергея Павловича с тётушками - игуменией Иоанной и матерью Сергией; затем снова Аносино.

Рукоположен во священника 5.11.1926 г. и направлен в Сергиев женский монастырь около с. Дуброво, но из-за болезни прослужить пришлось всего год и четыре месяца. О. Сергий и его матушка Мария Фёдоровна поселились в доме за оградой монастыря. О. Сергий скоро приобрёл привязанность и доверие сестёр монастыря. Скоро стали приходить и крестьяне. В общении с ними о Сергий как бы поучался, проникаясь их жизнью. Места эти были довольно глухими, в них сохранялись старые народные устои и быт. По воскресеньям и в праздничные дни церковь наполнялась крестьянами, одетыми по-старинному: девочки, даже маленькие, стояли в платьях почти до полу, повязанные по-взрослому платками. Но были в жизни крестьян и тёмные стороны: по деревням жили колдуны, было много случаев «порчи». Он отзывался на каждый случай, давал советы, оказывал помощь. В монастыре он работал над «Очерками из истории Церкви». Его навещали будущий священномученик о. Пётр Пушкинский, учительница из соседнего села, друзья из Москвы.

В начале 1928 г. о. Сергий Мансуров простудился, обострился туберкулезный процесс в лёгких. В мае Мансуровым пришлось снять часть дома в Верее, здесь 15 марта 1929 г. о. Сергий умер.

В 1928 г. монастырь был закрыт и разрушен.

В настоящее время на его месте лесная поляна, в траве - остаток фундамента алтаря Сергиевского храма.

Московская обл., с. Дуброво

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Великомученика Димитрия Солунского адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...