Атмосфера мест

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Впервые в документах с. Ерино упоминается в 1627 г. Вместе с Дубровицами оно было вотчиной одного из старейших московских боярских родов - Морозовых. Под этим же годом указывается в с. Ерино «церковь Пресвятыя Богородица, да придел преподобный Сергий, каменная верх...».

Под 1646 г. при церкви упоминается другой придел - во имя Николая Мирликийского чудотворца. Владелец вотчины, приближенный царя Алексея Михайловича боярин Иван Васильевич Морозов, дожил до преклонных лет и перед смертью постригся в монашество с именем Иоаким.

По завещанию 1656 г. «тое свою подмосковную вотчину село Дубровицы, да село Ерино отписал в духовной дочери своей Аксинье князь Ивановой жене Андреевича Голицына». Иван Андреевич Голицын был воеводой в Новгороде, при царе Феодоре Иоанновиче ушёл в отставку и занялся вотчинами, жил в Ерино, умер в 1685 г. Село в те времена было центром большой вотчины. По разделу 1683 г. Ерино досталось старшему из трёх сыновей И.А. Голицына, Андрею Ивановичу. Он при царевне Софье получил боярство (1682), был воеводой в Казани (1682) и Киеве (1683).

В 1690 г. попал в опалу «за неистовые слова против их царского величества», был лишён боярского сана и определён в «дети боярские», сослан вместе с женой, Акулиной Афанасьевной.

В 1692 г. прощён и вновь пожалован боярином.

В 1694 г. назначен дворовым воеводой. Умер не позднее 1706 г. По смерти князя Ивана Андреевича с. Ерино перешло к его внуку, князю Ивану Андреевичу (ум. 1741), пережившему своих сыновей Александра (1710-1728) и Сергея (1711 -1723). Ещё при своей жизни князь Иван Андреевич Голицын выделил с. Ерино своей жене Степаниде Матвеевне. У него была сестра Анна, вышедшая замуж за князя Урусова. На её дочери Ирине женился князь Иван Петрович Щербатов, к которому и перешло затем Ерино.

В 1777 г. в новый владелец села, отставной полковник, князь Иван Петрович Щербатов направил в Московскую Духовную консисторию прошение о дозволении сменить в Покровской церкви деревянную крышу, пришедшую в ветхость, и вновь сделать иконостас. Церковь была освящена после ремонта 18 ноября 1777 г. В том же году священник Покровской церкви Исидор Кириллов подал прошение о невыплате князем Щербатовым руги церковному причту.

В 1785 г. селом владел князь Григорий Александрович Потёмкин.

В 1787 г. он вынужден был продать усадьбу новому фавориту Екатерины II, графу Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову, бывшему сначала его адъютантом, а потом по протекции князя ставшему флигель-адъютантом императрицы.

В 1793 г. священник Покровской церкви о. Исидор Кириллов писал прошение о дозволении построить каменную колокольню вместо деревянных столбов и заменить ветхую деревянную крышу железной. На средства владельца, графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова (ум. 1803), в конце XVIII в. возведена каменная колокольня. При церкви причт издавна: священник, дьякон, дьячок, пономарь.

В середине XIX в. при храме служил священник Пётр Алексеевич Протасов. Ему помогал его отец, заштатный священник Алексей Петрович Протасов. Сенными покосами владели священник и церковнослужители, а пашней - помещик. Граф М.А. Дмитриев-Мамонов «производил ругу»: в год священнику 50 рублей ассигнациями, ржи 16 четвертей (четверть - мера сыпучих тел, около 210 литров), ячменя 8 четвертей и 6 мер, овса 11 четвертей, крупы гречневой 1 четверть и 2 меры, гороху 6 мер, масла коровьего 50 фунтов (фунт - около 410 граммов), 11 баранов (данные за 1850 г.). 27 августа 1847 г. от имени всех приходских людей в Московскую Духовную консисторию было подано прошение священника Петра Алексеева и церковного старосты, крестьянина Тихона Васильева Блинова, о дозволении купить церкви колокол весом 150 пудов на средства, собранные «от усердия прихожан», суммы кружечного сбора и «настоящего колокола» (самого большого из тогда имевшихся при храме весом 72 пуда 30 фунтов).

В 1854 г. церковь была возобновлена.

В 1858 г. перестроена трапезная, в которой разместились два придельных храма, расширены окна четверика главного храма.

В 1885 г. при церкви был построен двухэтажный церковный дом (нижний этаж кирпичный, верхний деревянный), в котором размещалась церковно-приходская школа и жил учитель. В 1890-х гг. в храме служил священник о. Сергий Герасимович Шумов. В Ерино в 1894 г. родился его сын Николай, который в 1909 г. окончил Перервинское Духовное училище и в 1915 г. Московскую Духовную семинарию.

С 1930 г. настоятелем Покровского храма с. Ерино и благочинным Подольского округа стал священномученик Николай Агафонников (1876-1937). Он родился в семье потомственного священнослужителя, диакона Владимира Яковлевича Агафонникова, и его супруги Марии Андреевны, происходившей также из духовного сословия. В их доме царили мир и покой, родители отличались добропорядочностью, трудолюбием, долготерпением, отзывчивостью, старались воспитать эти качества и в детях. Мария Андреевна обладала редкой добротой, глубокой верой и с детства приучала сыновей Николая и Александра к искренней молитве, приводя в пример слова святителя Иоанна Златоуста о том, что душа без молитвенного обращения к Богу мертва и бездыханна. С самого раннего детства мальчик приобщался к церковной жизни при храме в своём родном с. Лекма Слободского уезда Вятской губернии. С шести лет он с матерью ходил на клирос и пел с ней, а с семи лет уже читал часы и шестопсалмие.

В это же время он так серьёзно и ответственно нёс послушание пономаря, что прихожане удивлялись смышлёности мальчика, усердию и аккуратности в исполнении обязанностей, внимательности, с какой он помогал отцу при богослужении. Учиться в начальной школе ему было интересно и легко.

В 1887 г. Коля Агафонников поступил в Вятское Духовное училище, показав отличное знание церковно-славянского языка. Как и в школе, он отличался серьёзным отношением к занятиям и примерным поведением.

В 1898 г. Николай был зачислен воспитанником Вятской Духовной семинарии и одновременно стал псаломщиком Никольского собора г. Слободского Вятской губернии. Он читал много духовной литературы, в особенности труды святых отцов и известных подвижников, лелея мечту посвятить себя духовным подвигам на ниве пастырства. В возрасте 23 лет Николай Владимирович женился на Нине Васильевне Фёдоровой и в том же 1899 г. преосвященным епископом Вятским Алексием (Опоцким) был рукоположен в сан священника. Первый приход о. Николая находился в селе Загорье Вятской губернии.

Приняв па себя высокий подвиг служения Церкви Божией в сане священника, в пастырской деятельности он руководствовался законом любви, залечивая сердечные раны людей, облегчая их горе участием и советом, радуясь вместе с ними их удачам. Разъясняя Священное Писание, батюшка старался учить прихожан жить по заповедям Христовым. Ко всем он относился с неподдельным вниманием и заботой, и люди проникались к нему большим доверием. Отец Николай прослужил здесь приходским священником 17 лет. Любимый и уважаемый пастырь не только поучал и наставлял прихожан в православной вере, занимался нравственным воспитанием молодежи, но и давал советы по житейским вопросам, помогал преодолевать трудности в смутные предреволюционные годы, когда народ так нуждался в молитвенниках и утешителях. Священник нередко помогал в приобретении предметов первой необходимости, лечил прихожан, покупая для них лекарства.

Со всей полнотой любящего сердца он отечески заботился о благе и спасении прихожан. Годы революционной смуты застали семью о. Николая в Вятке. Как истинный пастырь, он не покинул приход, несмотря на претерпеваемые бедствия. Ревностные строители новой жизни считали, что денежные пожертвования и другие церковные доходы от совершения богослужений и треб составляют огромные накопления и священники их где-то прячут. Под видом помощи голодающим у о. Николая провели обыск. Какие несметные богатства могла скрывать семья приходского священника, состоявшая из 10 человек, где трудился только глава семьи и работал не ради накопления материальных ценностей?

В феврале 1923 г. о. Николай был арестован в Вятке по подозрению в контрреволюционной деятельности и препровождён в Москву. Просидев в Лубянской тюрьме до июля, он был отпущен за недоказанностью обвинения. Несмотря на все сложности и опасности священнического служения при советской власти, о. Николай не оставил своего креста - не отказался от сана, не перешёл в обновленческий раскол.

Выйдя из тюрьмы, он по-прежнему добросовестно и усердно исполнял пастырские обязанности. Перебравшись в 1927 г. поближе к своим взрослым детям, в Подольский район Московской области, он служил сначала в с. Ворсино, а позже, с 1930 г., являлся настоятелем Покровского храма с. Ерино и благочинным Подольского округа. На новом месте служения он с терпением воспитывал в пасомых любовь к Богу и Церкви. Исполняя должность благочинного, о. Николай ревностно следил за соблюдением церковных правил. Где он ни служил, везде его любили. Он внушал уважение своей участливостью, духовной стойкостью и бесстрашием.

В октябре-ноябре 1937 г. Подольское районное отделение УНКВД по Московской области начало массовые аресты «антисоветского и контрреволюционного элемента» в Подольске и районе. По ложному обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован имевший среди верующих большой авторитет благочинный округа, митрофорный протоиерей Николай Агафонников.

5 ноября 1937 г. он расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

В том же году храм был закрыт.

Разрушены его колокольня, главка, церковная ограда с каменными воротами.

В 1993 г. храм возвращён верующим и восстановлен, построен церковный дом, в котором устроен крестильный храм.

Московская обл., с. Ерино



Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда