Атмосфера мест

Церковь Рождества Божией Матери

До 1764 г. деревни, составляющие Горский приход, входили в состав патриаршей Сенежской волости и до 1862 г. были приписаны к Ореховскому храму.

В переписных книгах церковных земель Владимирского уезда 1637-1647 гг. некоторые деревни показаны уже существующими: в д. Кудыкино было 6 дворов, в Сальково - 2, Ликино - 4, Язвищах - 3. Деревни Гора, Новая и Высокая появляются только в переписных книгах 1705 г.

В 1705 г. в д. Гора - 7 дворов, 24 души мужского пола; в Новой -12 дворов, - 48 душ, в Высокой - 6 дворов -14 душ (Двором называли не отдельную избу, а общее хозяйство большой семьи или нескольких, единицу налогообложения). В это время в Кудыкине жили уже 39 мужиков в 9 дворах, а в Ликино - 28, - в 8 дворах, в Сальково - 6 дворов и 22 души, в Язвищах - 13 дворов и 37 душ.

В 1764 г. патриаршие деревни перешли в ведение казны. В 1890-х гг. в Горе - было 146 душ мужского пола, в Новой - 220, Высокой - 201, Сальково -135, Кудыкино - 221, Ликино - 173, в Язвищах - 350 душ мужского пола.

В 1863-1865 гг. в с. Гора был перевезён из с. Орехово уже ненужный там, после построения каменного, деревянный храм. Сначала построили и освятили трапезную с престолами во имя Святителя Николая и Великомученика Никиты. Главный престол Рождества Божией Матери освящён в 1865 г. Деревянный храм стоял южнее ныне существующего каменного.

В 1876 г. деревянная церковь сгорела, но почти всю церковную утварь и все иконы удалось спасти. Через два месяца на средства Алексея Васильевича Смирнова (ум. 1915) была построена временная деревянная церковь (впоследствии пере несена в Дулёво). А.В. Смирнов вместе с братьями Антоновыми, Гавриловым и Яшиным задумали возвести каменный храм. Строительство началось 20 июня 1877 г., из его общей стоимости девять десятых (150 тыс. руб.) внёс А.В. Смирнов.

В 1886 г. храм был окончательно отстроен, главный престол Рождества Божией Матери освящён епископом Владимирским и Суздальским Феогностом. А.В. Смирнова избрали церковным старостой, каковым он и оставался до самой своей смерти.

В 1887 г. освящены приделы Святителя Николая Чудотворца и Великомученика Никиты.

В 1895 г. открыта церковно-приходская школа в каменном двухэтажном здании и сделана каменная с воротами и с железными решётками ограда.

В церковноприходской школе в с. Гора учился Александр Иванович Стрельцов (1889-1943). Он родился в д. Высоково. Воевал в Первую мировую войну. Участвовал в Брусиловском прорыве и был ранен. После возвращения с фронта пел в храме с. Гора, был регентом церковного хора. После закрытия храма руководил хором в Ликинском клубе. Работал бухгалтером на Ликинской фабрике. У Александра Ивановича было четверо детей.

В 1939 г. арестован, но вскоре отпущен. Приход Горской церкви состоял из с. Гора и деревень Новой, Высоково, Сальково, Кудыкино, Ликино, Язвищ.

В 1896 г. по клировым ведомостям в приходе было 2384 души православных и 711 раскольников разных толков.

Род Смирновых происходил из д. Ликино. Здесь в 1839 г. родился мальчик Алексей, будущий хозяин Ликинской мануфактуры, всю свою энергию и талант отдавший родным местам. Его отец работал на фабрике Саввы Васильевича Морозова, потом основал собственное дело. Оно начало бурно развиваться, когда во главе его в 1869 г. стал Алексей Васильевич. Он получил от отца заведение с 70-ю рабочими, а в 1870 г. уже построена каменная двухэтажная фабрика (прядильная и ткацкая), и рабочих на ней 2400.

А.В. Смирнов был глубоко верующим человеком. Перейдя в православие, Алексей Васильевич в дополнение к обязанностям по управлению фабрикой взял на себя труд служения бедным. Построил для рабочих образцовые казармы с водопроводом, канализацией, электрическим освещением и телефоном, а также баню и больницу. В бедных сёлах помогал строить храмы: в с. Давыдово, д. Мальково, д. Юркино, в д. Кабаново перевёз деревянный храм из с. Дубровка, расширил и украсил храм в д. Дровосеки, в с. Яковлево дал деньги на устройство иконостаса. Много храмов строил и во Владимирской губернии. Благодаря ему появились каменная двухэтажная школа в с. Гора, церковноприходская на 350 учащихся и 9 учителей в д. Ликино, школы в д. Кабаново, Давыдово, Губино, Язвищи, Кудыкино.

Все построенные школы А.В. Смирнов содержал на свой счёт и снабжал учебными пособиями. За усердие в постройке церквей и школ Алексей Васильевич был удостоен Большой серебряной и Большой золотой медалей, орденов Святой Анны 2-й и 3-й степени, Станислава 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени. Когда в 1915 г. Алексея Васильевича опускали в могилу у построенной им церкви, то в последний путь его провожали толпы народа, архиепископ Владимирский и 12 священников.

Сыновья Алексея Васильевича обратились к архиепископу Владимирскому Алексию (Дородницын, на Владимирской кафедре с 1914 по 1917 г.) с усердной просьбой - совершить в их приходском храме с. Гора Покровского уезда , 22-го февраля 1915 г. Божественную литургию и панихиду при гробе почившего А.В. Смирнова.

Сыновья Алексея Васильевича Смирнова получили множество писем, выражающих соболезнования в связи с кончиной отца.

У той же церкви в 1913 г. была похоронена супруга А.В. Смирнова - Татьяна Яковлевна. Она была попечительницей Губинской школы.

Приснопамятная Татьяна Яковлевна была глубоко-верующим человеком: она свято хранила истину православия и стояла в догматах и обрядах его твёрдо, не смущаясь никаким ветром учения. Глубокая, сознательная вера в святость церкви православной утверждала ее в преданности её заветам. Она часто говаривала, что церковь — устроение Божие, в котором обитает Святый Дух, распятый за нас Христос-Искупитель, благодать — истинно духовная сила, просвещающая и освящающая человека, молитва — общение с Богом, церковные таинства — источники благодати, а церковные обряды — духовные упражнения, питающие религиозное чувство. В силу этого к служителям церкви она имела высокое уважение, как носителям благодати и совершителям таинств, в молитву их пред престолом Божиим имела детски чистую веру.

Впоследствии надгробия Алексея Васильевича и Татьяны Яковлевны были вскрыты мародёрами, потом и уничтожены (в 1980-х гг.), разбита красивая железная с цветными стёклами сень над могилами. У церкви в с. Гора вместо семейной усыпальницы остались лишь развалины.

На месте надгробных плит Алексея Васильевича и Татьяны Яковлевны Смирновых, помещены надгробные памятники: их сына Ивана Алексеевича Смирнова (1868-1894, он был четвёртым ребенком в семье, родился после первенца Ксении (1863), сына Александра (1864) и дочери Евдокии (1866)), памятник жены отца Алексея Васильевича, Василия Сергеевича Смирнова, Прасковьи Данильевны Смирновой, скончавшейся 7 сентября 1881 г., «жития ея было 75 лет 10 месяцев и 10 дней, день ангела её 28 октября», и Ионы Гавриловича Гаврилова. Почти уничтожено и кладбище, которое располагалось с южной стороны каменного храма, за домами священно- и церковнослужителей, где стоял сгоревший деревянный храм.

Наследниками Алексея Васильевича стали сыновья В.А. и С.А. Смирновы. Василий продолжал дело отца, его избрали церковным старостой в с. Гора. В 1916 г. он установил в церкви Рождества Божией Матери икону священномученика Гермогена Патриарха Московского, в память дня кончины строителя храма, почётного гражданина Алексея Васильевича Смирнова (ум. 17 января 1915 г.) Другой сын, Сергей Алексеевич (1883--?) окончил университет, был председателем Московского военно-промышленного комитета, министром Временного правительства.

У Алексея Васильевича и Татьяны Яковлевны было восемь детей. Первым ребенком была дочь Клавдия (родилась в 1863 г.). Клавдия Алексеевна вышла замуж за крестьянина с. Новое Гаврилова. В д. Новая Гавриловыми были построены ткацкая фабрика и кирпичный завод. Фабричные корпуса, находившиеся за домом Гавриловых в д. Новая, были разрушены в советское время. Сохранились каменные здания складов фабрики. Гавриловы были раскулачены, и к нашему времени в их доме живут совсем другие люди. Николай Васильевич Гаврилов, из крестьян родившийся д. Новая в 1888 г., был арестован 24 января 1938 г., и 17 февраля того же года был расстрелян.

В 1876 г. Горский приход состоял из с. Гора, где только приходских душ мужского пола было 103 и деревень: Кудыкино - 140 душ, Новая - 151; Высокая - 180; Сельково (Сальково) - 85; Язвищи - 254; Ликино - 138. Всего в приходе была 1051 душа только мужского пола. Причт церковный по штату состоял из священника и псаломщика.

В действительности причт состоял из священника Николая Поспелова, диакона на псаломщицкой вакансии Михаила Архангельского и пономаря Николая Березина.

В 1890-е гг. причт Горской церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. На содержание причта в 1896 г. получалось от служб и совершения треб до 1000 рублей в год. Кроме того, при открытии прихода в 1862 г. крестьяне обязались на содержание причта вносить по 15 копеек с ревизской души, что составляло 110 рублей в год. Церковной земли усадебной, пахотной и сенокосной было 10 десятин 132 сажени, плана и межевой книги на землю не имелось. Земля была малоплодородной, была расположена участками в разных местах, и поэтому не приносила причту почти никакого дохода.

С 1890 по 1892 г. настоятелем храма с. Гора был священник Николай Поспелов, диаконом - Иоанн Архангельский, псаломщиком - Николай Березин.

С 1892 г. настоятелем храма был Александр Успенский, псаломщиком Валентин Алякринский, диакон тот же.

15 лет, с 1903 до 1918 г. настоятелем Горского храма был священник Александр Костинский (1861-1918). С 1912 г. диаконом был Николай Невский, псаломщиками Фёдор Абрамов и Сергей Лобцов. До начала службы в храме с. Гора о. Александр более 12 лет служил в с. Яковлево и много сделал для подготовки строительства каменного храма Ахтырской Божией Матери. Он также состоял членом совета миссионерского кружка, образованного в 1909 г. при фабрике А.В. Смирнова по инициативе управляющего фабрикой П.Л. Воробьёва. На фотографии 1909 г. о. Александр изображён с о. диаконом Михаилом Архангельским и учителем Михаилом Игнатьевичем Заикиным, в окружении учеников церковноприходской школы, которая была открыта в 1891 г. при храме с. Гора. В 1896 г. в ней было 37 учащихся, в 1908-1909 гг. всех учеников 55, из них 42 мальчика и 13 девочек.

С 1912 г. учителем в Горской школе был Николай Соболев, окончивший курс духовной семинарии, с 1913 г. учительницей в той же школе была Антонина Соболева, окончившая курс в Епархиальном училище.

Много сил и внимания отдавал о. Александр преподаванию Закона Божьего в школах прихода - в с. Гора, в д. Кудыкино и д. Ликино.

За усердие в преподавании о. А. Костинский в 1915 г. был награждён золотым крестом. На чествовании в праздник Вознесения приветственную речь от лица церковного старосты В.А. Смирнова говорил видный служащий фабрики С.Ф. Буянов, член упомянутого миссионерского кружка. По свидетельству старожилов, ещё при о. А. Костинском был насажен школьный сад и школьный двор огорожен забором.

В семье о. Александра Костинского и его жены Александры было много детей - четверо сыновей (младший Дмитрий) и дочь. В возрасте 57 лет о. Александр умер от рака желудка 25 сентября 1918 г. и похоронен около церкви. Последняя запись в приходских книгах сделана им 12 января 1918 г.

Его вдова жила в семье дочери, Лидии Александровны, по мужу Маревичевой.

Отца Александра Костинского причащал священник Платон Дружиловский. Подписи священника Платона Дружиловского в метрической книге храма с. Гора, уже после смерти о. А. Костинского свидетельствуют о том, что о. Платон Дружиловский исполнял обязанности священника церкви с. Гора как во время болезни о. Александра Костинского, так и после его кончины. Платон Николаевич Дружиловский получил высшее духовное образование, был из духовной семьи. Он служил в храме с. Орехово. После прекращения служения в церкви работал педагогом школы № 12 г. Орехово-Зуево. Арестован 10 марта 1938 г. и 4 июня того же года расстрелян.

В с. Гора и деревнях прихода было много купеческих и богатых крестьянских домов, просторных, двухэтажных, иногда с каменными лавками и кладовками. Уничтожение хозяйственных богатых крестьянских семейств после революции происходило поэтапно. Сразу после революции в двухэтажном доме Тихомировых открыли клуб. Хозяев дома выгнали. Отобрали дом и у лесничего. В д. Новой отобран дом у Гаврилова. В Высокове жили три брата Кузьма, Агапий и Исаак Павловичи Бобровы, они выращивали скот, торговали мясом.

Исаак Павлович в 1920 г. возвращался на лошади из Орехова и был убит. Он был добрым человеком, всегда готовым прийти на помощь односельчанам. С подозреваемым в убийстве высоковцы расправились сами - бросили в костёр.

В 1929 г. проводилась сплошная коллективизация. «Колотушка» в 1929 г. призывала «Обезбожим Орехово-Зуевскую деревню!».

Помогать образованию колхозов взялись карательные органы. Кузьма и Aгапии Павловичи Бобровы были раскулачены и сосланы в лагеря Кузнецкстроя. Больше их никто никогда не видел. Практика обязательного закрытия церквей при образовании колхозов была вскоре отменена. В те времена храм уцелел. Но прошло всего 7 лет, и горский храм в начале 1938 г. был закрыт.

Настоятель, священник Емельян Иванович Бобров (1880-1938), жил с семьёй в церковной сторожке, стоявшей вдоль южной ограды церковного двора.

Сторожка была сломана в советское время. 18 января 1938 г. о. Емельян был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, а 3 февраля уже расстрелян. Он родился в станице Камушатской в Сальских степях Области Войска Донского, в крестьянской семье.

По свидетельству местных жителей, храм был самым богато украшенным в округе. Старожилы, ещё детьми, видели большие иконы из Горской церкви в подсобке горской школы, ими топили печи. В здании храма устроили сначала зернохранилище, потом склад удобрений. Сергей Иванович Балаев (1887-1953), бухгалтер Дулёвской фабрики, пел на клиросе в Горском храме до 1937 г. Впоследствии, по рассказам родственников, был регентом в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве.

В 1991 г. храм в с. Гора передан общине верующих разрушенным - без крыши, без пяти главок, окон, дверей, погибли иконостасы, роспись.

В настоящее время храм восстановлен. Устроены новые иконостасы.

В 1999 г. на колокольню храма поднят большой колокол.

Настоятелем храма до начала 2007 г. был священник Виктор Осин, церковным старостой - Николай Разорёнов.

В нескольких километрах от с. Гора находится Никитский колодец - источник с целебной водой. Неподалеку от него, на том месте, где, по преданию, в древности стояла церковь (вероятно, Великомученика Никиты), Алексей Васильевич Смирнов построил каменную часовню (очень разрушена и грозит падением). От Горской церкви сюда шёл крестный ход, который, по словам участников, Iрастягивался на 1-1,5 километра.

Крестный ход совершался и после закрытия церкви, уже без священников (во всей округе не осталось ни одного живого священника). Организовывали его Иван Кузнецов (которого за это несколько раз арестовывали) и Иван Морозов.

Сейчас часовня в руинах. Крестный ход на источник возрождён и совершается в 8-е воскресенье после Пасхи.

Московская обл., с. Гора

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Рождества Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда