Атмосфера мест

Троицкая церковь

В южной части Орехово-Зуевского района расположено древнее село Хотеичи. По административному делению оно входило в состав Ильинской волости Богородского уезда Московской губернии. Село протянулось вдоль старого Касимовского тракта и расположено у р. Нерской, при впадении в неё р. Гуслицы. В Хотеичах в конце XIX в. насчитывалось до 3000 душ. Кроме главной улицы, называвшейся Большой - Егорьевского шоссе, а в старину Касимовского тракта, - в селе много отходящих от неё улиц и переулков. На возвышенности, на берегу р. Нерской, и в наше время стоит храм Святой Троицы.

Деревянные церкви, сменяя одна другую, стояли в селе исстари. В XVII в. с. Хотевичи (так тогда оно называлось) на речке Мерзке (Нерской) - в дворцовой Гуслицкой волости. В селе две деревянные церкви - Благовещения Пресвятой Богородицы и Великомученика Никиты. Храмы были приписаны к Коломенской епархии.

В переписных книгах за 1646 г. «в селе Хотевичах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. У церкви во дворе поп Василий. Крестьянских и бобыльских 25 дворов, в них 27 человек». До 1676 г. церковь была приписана к Коломенской епархии, а с этого года передана в Московскую.

В 1680 г. по дозорным книгам Патриаршего приказа «Гуслицкой же волости в селе Хотеивичах на речке Мерьзке церковь Никиты Христова мученика. У церкви во дворе поп Тимофей Васильев и во дворе дьячок Гришка Козьмин».

В 1704-1709 гг. «при церкви священник Захарий Прокофьев, дьячок Пётр Селиверстов».

С 1726 по 1736 г. священником был Логин Родионов, дьячком Семён Родионов.

В 1693 г. село пожаловано Автомону Михайловичу Головину (1667-1720). Он начал службу в 1686 г. стольником, в Азовских походах заслужил боярство (1695), стал полковником Преображенского полка.

В 1700 г. в бою под Нарвой недавно сформированная и плохо обученная дивизия А. Головина бежала, оставив своего командира в плену. Из плена он вернулся только в 1718 г., принимал участие в реорганизации русской армии, в 1720 г. скончался. От него село перешло к сыну Сергею. Сергей Автономович Головин был женат на Анне Ивановне Бутурлиной, детей у них не было.

В 1736 г. село продано Александру Ивановичу Головину (ум. 1766 г.), сыну генерал-адмирала Ивана Михайловича Головина (ум. 1738, брат Автомона Михайловича), о котором известно, что он был послан Петром I учиться в Италию и по возвращении на вопрос Петра, чему научился, ответил: «Ничему». - «Что же ты делал?» - «Пил вино, курил табак, играл на басу». Пётр взял его в денщики и прозвал Басом. Это исторический анекдот, который, однако, имеет в себе зерно истины. И.М. Головин, как писал в своих «Записках» князь П. Долгоруков, «пользовался неизменной привязанностью государя и вполне заслужил такое отношение своей честностью, надёжностью своего характера и готовностью оказать любую услугу. Он не имел никаких познаний в морском деле и так и не приобрёл их, но, будучи постоянным спутником царя, он сопровождал его и в Саардам, и в другие поездки; Пётр I в шутку называл корабли русского флота «детки Ивана Михайловича»...

Екатерина I почти сразу после своего восшествия на трон назначила его генерал-провиантмейстером (генерал-кригс-комиссаром) флота, пост, которому он прекрасно соответствовал в силу своей абсолютной честности; императрица Анна, которой он часто оказывал придворные услуги, даровала ему право свободного к ней входа, произвела в генерал-аншефы; а так как старец из самолюбия стремился получить взамен чин адмирала, то она предоставила ему и эту милость, добавив: «Разве можно в чём отказать нашему добрейшему Ивану Михайловичу». Он умер семидесяти лет, в 1738 году, оставив двоих сыновей...»

Александр Иванович Головин с 1732 по 1751 г. был генерал-интендантом флота, затем членом Адмиралтейств-коллегий, закончил службу в чине адмирала. В браке с Марьей Ионовной Новосильцевой он имел двух дочерей - Анну (замужем за князем Михаилом Васильевичем Голицыным) и Екатерину (ум. 1769 г., была замужем за обер-гоф-маршалом князем Николаем Михайловичем Голицыным). Село принадлежало Головиным до 1800-х гг. При них в Хотеичах была построена деревянная церковь.

С 1810 г. селом владела графиня Ирина Ивановна Воронцова (1768-1848), урождённая Измайлова. Ирина Ивановна является строительницей ныне существующей каменной трёхпрестольной церкви (главный престол - Святой Троицы, южный придел Благовещения, северный Святителя Николая).

В 1811 г. деревянная церковь, построенная ещё Головиными, сгорела. Сразу же приступили к постройке каменной. Военные действия препятствовали ходу работ. Церковь строилась более десяти лет, протоиерей И. Благовещенский в книге «Краткие сведения о всех церквах Московской епархии» указывает дату окончания строительства - 1823 г., в этом году был построен только храм, колокольня же оставалась деревянной, ещё от Головиных. Графиня Ирина Ивановна Воронцова - старшая из двух дочерей действительного тайного советника Ивана Михайловича Измайлова (от брака с княжной Александрой Борисовной Юсуповой), исключённого из службы в день воцарения Екатерины II за верность свергнутому Петру III.

Ирина Ивановна родилась 16 августа 1768 г. Лишившись родителей в молодости, она, как и сестра её Евдокия, впоследствии княгиня Голицына, получила воспитание в доме бездетного дяди, московского главнокомандующего Михаила Михайловича Измайлова, давшего племянницам очень разностороннее образование.

Выйдя замуж за камер-юнкера, графа Иллариона Ивановича Воронцова (1760-1791), она прожила с ним очень недолго, так как муж её скончался всего 30-ти лет, вскоре после рождения их единственного сына Ивана Илларионовича (1790-1854). После смерти мужа графиня Ирина Ивановна Воронцова провела несколько лет за границей из опасения за здоровье сына, слабого и болезненного ребёнка. Она много путешествовала по Италии вместе с сестрой, княгиней Е.И. Голицыной. Ирина Ивановна, спокойная, практичная и уравновешенная, пользовалась репутацией очень милой и любезной женщины, приятной в обращении.

Она пользовалась особенным расположением своей тётки по мужу, известной княгини Екатерины Романовны Дашковой, и когда та, поссорившись со своей дочерью Щербининой, вознамерилась лишить её наследства, то остановила выбор на сыне графини Ирины Ивановны Воронцовой. Последняя приняла это предложение за несовершеннолетнего ещё сына, к которому и перешло имя Дашкова (он стал в 1807 г. первым графом Воронцовым-Дашковым) вместе с большей частью населённых имений княгини Дашковой.

В старости графиня Воронцова жила у своего сына, женатого на Александре Кирилловне Нарышкиной, в его доме на Дворцовой набережной. Иван Илларионович Воронцов-Дашков сделал блестящую карьеру придворного и чиновника, поднявшегося на вершины табели о рангах: действительный тайный советник, обер-церемониймейстер, член Государственного совета, вице-президент Капитула Российских орденов, кавалер высшего ордена Российской империи - Святого апостола Андрея Первозванного. Совершенно оглохшая, Ирина Ивановна никуда не выходила из своих покоев, принимала лишь людей близких и только по утрам. Скончалась она 10 октября 1848 г., похоронена в церкви Святого Духа в Александро-Невской Лавре.

В селе было много староверов: в середине XIX в. в Хотеичах жило 2527 православных и 1586 старообрядцев. У старообрядцев была моленная, а потом и церковь Великомученика Никиты (разрушена в 1930-х гг.)

В 1830-х гг., когда селом владел граф Литта, от его крестьян православного вероисповедания поступила жалоба на то, что назначенный графом бурмистр-старообрядец Василий Назаров препятствовал православным посещать храм: без всякой необходимости вызывал из церкви. Жалобу разбирал гвардии капитан Ермолов. Граф Литта был католиком, жил в Петербурге и был далёк от религиозных тревог своих православных крестьян. Посол Мальтийского ордена в России, итальянец, граф Юлий Помпеевич Литта (1762-1839), чтобы жениться на вдове графа Скавронского, Екатерине Васильевне, просил римского папу о снятии обета безбрачия и принял русское подданство. Он был назначен обер-камергером двора и членом Государственного Совета. Награждён высшим орденом Российской империи - Апостола Андрея Первозванного. Горячо любимая им жена умерла в 1829 г. Не имея собственных детей, граф Литта всю свою отцовскую нежность изливал на внучку Екатерины Васильевны, графиню Юлию Самойлову (её рисовал Карл Брюллов). К середине 1830-х гг. она окончательно обосновалась в Италии, в Милане, на родине графа Литта, и звала его к себе, но он отказывался, говоря, что он «полон иллюзий, что в состоянии ещё что-нибудь сделать, быть полезным стране, которой служит, государю, которому обязан своим положением». По отзыву современников, его деятельность в Государственном совете была безупречной и выдающейся.

Владевший селом в 1840-х гг. тайный советник, статс-секретарь, кавалер орденов Святого Владимира 2-й, 3-й и 4-й степени, Святой Анны 1-й и 2-й степени, Святого Станислава 1-й степени, прусского ордена Красного Орла и австрийского - Святого Леопольда, Михаил Павлович Позен (1798-1871) приступил к возведению каменной колокольни (закончена в 1851 г. и тогда же соединена с трапезной).

Михаил Павлович был сыном врача, в 1817 г. поступил на службу в Департамент народного просвещения. Служил в Департаменте государственных имуществ, потом управлял 1-м отделением Канцелярии Главного штаба, старший чиновник (1832 г.), позднее управляющий Военно-походной канцелярией Его Императорского Величества. Автор множества военных инструкций, принимал участие в издании «Свода военных законов». В 1843 г. управлял VI временным Отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии (дела по устройству Закавказского края). В 1845 г. вышел в отставку. Жил в Полтавской губернии. В 1859-1861 гг. принимал участие в комиссии для составления общего положения о крестьянах, выходящих из крепостного состояния, но сам не был в числе сторонников реформы.

Причт Троицкого храма с. Хотеич издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1848 г. в храме служил священник Иоанн Иоаннович Петропавловский, 55 лет. Он родился во Владимирской губернии, сын священника. По окончании курса наук Спасо-Вифанской семинарии со степенью студента был уволен в Епархиальное ведомство. Епископом Владимирским и Суздальским произведён во священника к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Алферово Пе-реславской округи, переведён к церкви Корсунской Божией Матери с. Глинково Александровской округи, затем к церкви с. Хотеичи. Грамоту и указ имел. Был вдов, воспитал детей Александра, Анастасию, Егора, Петра.

Приход храма: генерала Позена крестьяне - 95 дворов, женского пола 341, мужского 338; раскольников в с. Хотеичах 172 дворов, женского пола 694, мужского 735 (данные на 1846 г.).

В клировой ведомости за 1868 г. церкви Живоначальной Троицы с. Хотеич записано: «Построена в 1823 г. тщанием прихожан. Зданием каменная с такой же колокольней, выстроенной в 1851 г. и оградой каменной, отстроенной в 1860 г. Престолов в ней три: в настоящей, холодной - Живоначальной Троицы, в приделе теплом - Благовещения Пресвятой Богородицы, в том же приделе - Великомученика Никиты. Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле».

Священник Иоанн Порфирьевич Глаголев, 37 лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, сын священника. Обучался в Московской Духовной семинарии наукам богословским, философским, математическим, словесным, историческим, языкам латинскому, греческому и немецкому. По окончании семинарии в 1852 г. уволен в Епархиальное ведомство с аттестатом 2 разряда и произведён во священника к Покровской в с. Запонорье церкви в 1853 г., а от неё к данной церкви в 1864 г. В 1862 г. проходил должность депутата при производстве следствий, касавшихся Духовного ведомства. Жена - Мария Иванова, 32 лет, дети - Василий,12 лет, Клавдия, 2 года.

Диакон Василий Михайлович Ласкин, 45 лет, пономарю двоюродный брат. Дьячок Диомид Иванович Фиников, 47 лет. Пономарь Илья Леонтьевич Ласкин, 44 лет, диакону двоюродный брат. Просфирня Анна Косминична Перовская, 39 лет.

Храм расписан в 1879 г., трапезная на 20 лет раньше. В 1869 г. в церковной сторожке открылась приходская школа, педагогом был настоятель храма.

В 1920-х гг. настоятелем в с. Хотеичи был протоиерей Владимир. Местными властями в 1918 г. трижды приговаривался к расстрелу, который в последний момент отменялся.

Последнего настоятеля, о. Иоанна, арестовали в 1934 г., он был сослан на три года, затем вернулся в село.

С 1934 по 1935 г. в церкви с. Хотеичи служил священник Василий Михайлович Демосфенов (ум. 1941), сын псаломщика Преображенского храма г. Дмитрова. Его брат Николай (р. 1878) в 1895 г. окончил Дмитровское Духовное училище и в 1901 г. Вифанскую семинарию.

Затем Василий Демосфенов женился на дочери священника церкви Великомученицы Екатерины в с. Рахманово (ныне в Павловопосадском районе) о. Георгия Никитского. Отец Василий жил и служил в соборе в Павловском Посаде, потом в с. Хотеичи. После Хотеич Василий Михайлович вернулся в Павловский Посад, где и служил до своей кончины в начале 1940-х гг. Возможно, что спокойно дослужить ему помогло то обстоятельство, что сестра его жены, другая дочь о. Георгия Никитского была замужем за сотрудником Павловопосадского районного отдела НКВД.

С 1935 по август 1936 г. в Троицком храме с. Хотеичи служил священномученик Алексий (Воробьёв, 1888-1937).

Он родился в Вятской губернии в семье крестьянина Константина Воробьёва. В 1900 г. умерла его мать, Алексея и его младшую сестру взяла на воспитание семья старшего брата Василия. В родной д. Антоновке он окончил земскую школу. Потом перебрался в Казань и устроился на работу в магазин. В 1905 г. Алексей Воробьёв приехал в Свияжск к своей тетке, монахине Вассе, она устроила племянника в Иоанно-Предтеченский монастырь в Казани. Алексей нёс послушание канонарха и служителя монастырской гостиницы. Скромного юношу взял под своё духовное попечение великий подвижник схиар-химандрит Гавриил (Зырянов).

В 1911 г. Алексея призвали в армию. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии.

В 1920 г. приехал в Москву, стал кладовщиком. Живя в Москве, он окончил пастырские богословские курсы и 26 июня 1921 г. был рукоположен во священника в московский Александро-Невский храм, через год назначен в с. Селинское Клинского уезда.

В 1922 г. епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления, о. Алексию предлагали присоединиться к обновленцам, но он оставался верен законному главе Русской Православной Церкви, Святейшему Патриарху Тихону, тогда 13 марта 1923 г. обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении и запрещении в служении о. Алексия. В с. Селинское был назначен другой священник.

В 1924 г. о. Алексий арестован по обвинению в том, что «без разрешения власти устроил в церкви г. Клина собрание верующих, на котором произносились агитационные речи о гонении советской властью православия». После заключения в Бутырской тюрьме в Москве о. Алексий был приговорён к заключению на два года в концлагерь. После освобождения служил некоторое время в селе под Уфой, а в 1930 г. был назначен в Воскресенский собор в Павловский Посад.

В 1931 г. возведён в сан протоиерея, в 1935 г. назначен благочинным Павлово-Посадского округа. В том же году Воскресенский собор был передан обновленцам. Отец Алексий переведён в Троицкий храм с. Хотеичи и в августе 1936 г. - в Вознесенскую церковь с. Городок. Его духовными чадами стали монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. На новом месте служения он организовал церковный хор из молодёжи. 8 августа 1937 г. о. Алексий Воробьёв был арестован и 20 августа того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

Последнее богослужение в храме с. Хотеич было на Рождество 1939 г. На следующий день к вечеру в село нагрянули агенты НКВД арестовывать старообрядческого священника. Дома его не нашли, начали искать по всем домам. Испуганные прихожане прибежали к настоятелю Троицкого храма о. Иоанну, уже побывавшему в ссылке: «Батюшка, приехали вас арестовывать». Он сразу скрылся, больше в селе его не видели, храм остался без священника.

В храме устроили колхозный склад удобрений. Часть утвари и икон передали в Рудненский храм. Здание храма пришло в полное запустение.

В 1994 г. в Хотеичах образована община верующих, в следующем году возобновлены богослужения. Храм восстанавливается под руководством иерея Василия Будейчука. Установлены кресты и купола, восстановлена крыша храма и трапезной. Помощь оказали глава Соболевского сельского округа А.Н. Барченков и администрация Соболевского совхоза.

В 1998 г. при храме открылась церковно-приходская школа.

В Гуслицах с давних пор, не позднее чем с XVII в., выращивали хмель. Он был большим подспорьем в хозяйственной жизни крестьян, и даже считалось, что средства на открытие множества мелких прядильно-ткацких и красильных фабрик в гуслицких селениях были выручены от продажи хмеля. В Хотеичах были обширные, образцовые хмельники одного из лучших гуслицких хмелеводов А.В. Смирнова.

Из всех промышленных предприятий и заведений наиболее значительным предприятием была фабрика Курковых по обработке рога и производству гребней.

В Хотеичах были молитвенный дом окружников (450 человек), возобновлённый после пожара 1890 г., и молитвенный дом неокружников (2000 человек), возобновлённый после пожара 1892 г.

Старообрядческие молитвенные дома в Хотеичах были разрушены в советское время.

В Молокове «весь край были неокружники». Стоявшая в селе Покровская старообрядческая церковь разобрана уже после войны 1941-1945 гг.

В Молокове, в семье священника, в 1887 г. родился Павел Петрович Серговский. Он был священником, потом учителем в д. Велино. 22 января 1938 г. арестован за «высказывание резких террористических настроений в адрес т. Сталина» и 17 февраля расстрелян.

В Молокове 14 февраля 1912 г. умер неокружнический старообрядческий епископ московский белокриницкой иерархии Иов (Иван Константинович Борисов, 1836-1912). В старообрядческом энциклопедическом словаре о нём сообщается следующее: «Отец его был православным и по бедности отдал сына в «мальчики» в торговое заведение купца старообрядца. Отрок учился ремеслу, жил в семье купца. В 12 лет Иван Борисов был присоединён к старообрядчеству. Достигнув совершеннолетия, он оставил семью купца, бросил занятие торговлей и посвятил себя проповеди старообрядчества. В 1862 г. примкнул к течению неокружников, а затем возглавил его. В 40 лет принял иноческий постриг.

В 1884 г. неокружническим епископом нижегородским Иосифом возведён в старообрядческие епископы на московскую кафедру. Когда среди его паствы возник раздор необщинников, он отлучал тех, кто считал устройство общины ересью. Неоднократно запрещал, отлучал, извергал из сана своих противников, от которых сам не раз бывал запрещён, отлучён и извергнут». 25 января 1938 г. была арестована крестьянка с. Молоково Марфа Васильевна Потапова (1883-1938). Она родилась и всю жизнь прожила в Молокове. По обвинению в принадлежности к группе церковников-старообрядцев, контрреволюционной агитации 2 февраля 1938 г. приговорена к расстрелу и 17 февраля расстреляна.

В 2004 г. в Молокове была построена на деньги депутата Госдумы Александра Коржакова старообрядческая Покровская церковь. С Хотеичами соседствует д. Слободищи, которая относилась к трети Гуслицкой волости, проданной в 1769 г. Демидову, и в 1794 г. перешла к Ольге Александровне Жеребцовой (урождённой Зубовой, 1766-1849). Сестра последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, жена камергера Александра Жеребцова в молодости была красавицей, замечательно умела говорить, была знакома с Вольтером, пользовалась успехом во Франции. Не отличалась строгой нравственностью, была умна и корыстолюбива. Участвовала в заговоре против Павла I, у неё собирались заговорщики, ей были переданы деньги, которые она присвоила, незадолго до 11 марта 1801 г. (ночи убийства императора) уехала в Берлин, потом в Лондон, где вступила в связь с королем Георгом III. У О.А. Жеребцовой было 2 сына и 2 дочери, и ещё один сын, Егор Егорович Норд, которого сама она выдавала за сына Георга III. Он и унаследовал третью часть Гуслицкой волости.

В д. Слободищах с 1881 г. существовала молельня окружников (до 2000 человек), и с 1864 г. - молельня неокружников (170 человек). В наше время в Слободищах стоит старообрядческий храм Казанской иконы Божией Матери.

Из с. Слободищ происходит род Рахмановых. Здесь жил Леонтий Рахманов, его внук Фёдор Андреевич Рахманов (1775-1854), почётный гражданин и московский 1-й гильдии купец, принадлежал к белокриницкому согласию, был деятельным участником поиска архиерея за границей и учреждения архиерейской кафедры на австрийской территории, для этой цели пожертвовал до 500 000 рублей.

С 1930 по 1937 г. в Слободищах служил старообрядческий священник Пётр Пронин (1866-1937). Он родился в д. Заволенье, был ткачом на фабрике Морозовых в Орехове. Его пригласил в свой хор Арсений Иванович Морозов. Пронин стал диаконом, потом священником. Старообрядческим архиепископом Московским и всея Руси Иоанном (Картушиным) назначен служить в Беливе, потом в Дулёве.

Арестован 21 августа 1937 г. Тройкой при УНКВД СССР по МО от 11 ноября 1937 г., по обвинению в контрреволюционной агитации пораженческого характера назначена высшая мера наказания - расстрел.

Приговор приведён в исполнение 13 ноября 1937 г.

Пётр Пронин был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. В 1959 г. реабилитирован.

Московская обл., с. Хотеичи

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Троицкая церковь адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...