Атмосфера мест

Церковь Вознесения Господня

Старинный центр крупной текстильной промышленности - ныне Красноармейск - сложился вокруг бумагопрядильной фабрики. В начале 1830-х гг. купцом Н.Д. Манухиным при с. Муромцеве было основано хлопчатобумажное заведение.


В 1834 г. его приобрёл купец Ложечников, с этой поры оно известно как Вознесенская бумагопрядильная мануфактура. Со следующего года она принадлежала компании, возглавлявшейся землевладельцем С.Е. Жадовским. Занято на ней было 2000 рабочих, которые производили 70 тыс. пудов пряжи в год. Всё оснащение составляли три паровые машины мощностью 85 л.с, был построен механический корпус. На промышленной выставке 1839 г. мануфактура получила медаль за отличное качество продукции. Её ткани пользовались большим спросом, их сбывали в Москве, а также на Нижегородской, Макарьевской и Владимирской ярмарках, отправляли через Кяхту в Китай.

С 1842 по 1855 г. Вознесенской мануфактурой (бумаготкацкой, набивной и бумагопрядильной фабриками) владел купец, коммерции советник Семён Логгинович Лепёшкин (1787-1855). Он поставил дело на широкую ногу: построил новые кирпичные корпуса, приобрёл 200 самоткацких станков. В августе 1844 г. на мануфактуре произошло одно из первых в России выступлений рабочих.

Основываясь на посессионном праве, фабрикант взял в аренду в Калужской губернии у помещика Дубровина 500 крепостных крестьян сроком на восемь лет без всякой платы им за работу (деньги были отданы вперёд помещику).

Жилось на новом месте ткачам несладко: оставшиеся вдали семьи притеснялись помещиком, с рабочих незаконно взыскивали казённые подати, заставляли выполнять различные господские работы сверх фабричной барщины. 500 рабочих под руководством ткача Тита Дмитриева двинулись с жалобой в Москву. Путь им преградил московский губернатор с 25 казаками и ротой пехоты. После тщетных переговоров крестьяне вынуждены были вернуться на фабрику.

Дмитриева и пятерых других активных участников похода арестовали и сослали в Сибирь, ещё 19 человек отправили в Московский смирительный дом. Но фабриканту пришлось отпустить крестьян обратно к помещику

В 1845 г новое волнение охватило Вознесенских рабочих: они требовали отмены ночной работы детей. На этот раз уступил не только фабрикант, но и правительство.

Оно издало 7 августа 1845 г. указ о запрещении ночной работы малолетним до двенадцатилетнего возраста (но фактически указ не получил силы закона, так как его нарушение ничем не каралось).

В 1850-е гг. были построены рабочий корпус и прядильный (старая и средняя фабрики). Здания освещались газом от специальной установки. Число рабочих увеличилось почти до 2400.

В 1847 г. у Московских ворот мануфактуры Семён Логгинович построил деревянную оштукатуренную церковь Вознесения Господня с приделами святителя Николая и священномученика Симеона Персидского.

В 1848 г. храм освящал митрополит Московский Филарет, питавший особенное уважение к Семёну Логгиновичу С.Л. Лепёшкин в 1846 г. был избран московским городским головой. На свои средства он отстроил Троице-Одигитриеву Зосимову пустынь.

В 1855 г. скончался.

Затем мануфактура принадлежала его сыновьям Василию и Дмитрию (на фотографии с женой Агриппиной Николаевной и сыновьями Николаем и Семёном).

В 1864 г. она занимала «по обширности ее размеров первое место в Московской губернии между фабриками этого производства» и по техническому уровню являлась одной из передовых: имелось семь паровых машин (220 л.с), почти все механизмы были выписаны из Англии.

В 1868 г. насчитывалось более 66 прядильных (мюльных) машин в 44 тыс. веретён, 12 ватерных и крутильных в 27 тыс. веретён, около 748 ткацких станков, средняя производительность превышала 2238 тыс. руб. в год при числе рабочих около 1900.

В 1878 г. Д.С. Лепёшкин учредил «Товарищество Вознесенской мануфактуры С. Лепёшкина и сыновей», капитал которого составлял 3 млн. руб. и делился на 600 паев по 5 тыс. руб. каждый.

Среди пайщиков были барон Фёдор Львович Кноп (1850-1931) и барон Андрей Львович Кноп, Иван Карлович Прове, Владимир Вер и Георгий Миндер-управляющий фабрикой. Семья Лепёшкиных была культурной, и в ней сохранялись традиции благотворительности. Сын Дмитрия Семёновича Владимир Дмитриевич - известный учёный, член Академии наук Франции (в эмиграции). Супруга Василия Семёновича Варвара Яковлевна в 1887 г. учредила в Москве в память своей покойной дочери женское училище с двумя отделами - общеобразовательным и профессиональным. Первый готовил учительниц для городских и сельских школ, из профессиональных отделений получили развитие домоводство, курсы кройки и шитья, курсы изящных рукоделий, машинно-вязального мастерства, счетоводства.

В 1903 г. были открыты двухгодичные курсы учительниц рукоделия. На соседнем участке был выстроен большой четырехэтажный дом (разрушен во время Великой Отечественной войны), где разместились учебные классы. При жизни В.Я. Лепёшкиной училище находилось под непосредственным руководством его основательницы, а после ее смерти в 1901 г., согласно завещанию, перешло к городу с обеспечением его содержания капиталом в 500 тыс. руб.

В 1880-х гг. фабрика полностью перешла во владение пайщиков Владимира Вера, Ивана Карловича Прове, Андрея Львовича Кнопа (1855-1927). И.К. Прове был лютеранином и потомственным почётным гражданином, коммерции советником. Он входил в советы Московского купеческого и Русско-Китайского банков, в правления Вознесенской, Измайловской, Кренгольмской мануфактур и Товарищества «Э. Циндель», являлся гласным Московской городской думы, членом Коммерческого суда и московского отделения Совета торговли и мануфактур.

А.Л. Кноп - также лютеранин, один из крупнейших предпринимателей России, коммерции советник, статский советник, кавалер ордена Святого Владимира, старшина Московского биржевого комитета, директор правления Вознесенской, Кренгольмской, Екатерингофской мануфактур, Товарищества «Э. Циндель», член Московского центрального комитета «Союза 17 октября» (выступал за введение новых законов о рабочих и за наделение фабрикантов большими правами в урегулировании трудовых конфликтов), член комиссий по рабочему законодательству и страхованию рабочих. Известный благотворитель, он с 1880-х гг. состоял попечителем Дома сирот убитых воинов Императорского человеколюбивого общества, сотрудничал в Московском попечительном комитете о бедных, был попечителем Набилковской богадельни и членом попечительского совета Московского коммерческого института. После революции эмигрировал.

В марте 1879 г. в ответ на нарушение администрацией условий оплаты труда 1500 рабочих Вознесенской мануфактуры объявили стачку. Местным становым приставом она была прекращена, но администрация письменно обязалась уплатить рабочим.

В 1882 г. сгорел отбельно-красильный корпус, и производство было ограничено выработкой суровой ткани. Это совпало с кризисом промышленности. На фабрике сократили рабочую неделю до четырёх дней, заработок уменьшился вдвое, и в феврале 1883 г. снова вспыхнула стачка. Были введены войска, более 100 человек арестованы, но работа не возобновлялась. Администрация временно уступила, однако вслед за тем вновь сократила рабочую неделю.

1 декабря 1884 г. фабричные забастовали, требуя отмены сокращения и увеличения заработной платы. Против 3000 бастующих (из них 900 мужчин) вызвали две сотни казаков и три батальона пехоты (700 человек). Рабочих-мужчин выгнали с фабрики на лёд р. Вори. Их семьям перестали отпускать продукты. Но это не сломило упорства забастовщиков. 115 активистов отправили в московские тюрьмы. Забастовка закончилась победой рабочих 2 января 1885 г. Московские власти обследовали фабрику и отметили скученность в казармах, грязь, болезни, спёртый воздух, темноту, тараканов. В казарме для подростков приходилось на каждого по 1,2 аршина площади; в результате «низкий рост, бледные, испитые лица, тонкие конечности, вдавленная грудь, подслеповатость глаз и другие золотушные явления...».

В 1884 г. на Вознесенской мануфактуре насчитывалось 3162 рабочих, из них 1193 женщины и 382 ребенка (детский труд составлял 12%).

В 1889 г. граф Л.Н. Толстой, посетив Вознесенскую фабрику, записал в дневнике: «Пьяный дикий народ в трактире, 3000 женщин, вставая в 4 и сходя с работы в 8, и развращаясь, и сокращая жизнь, и уродуя свое поколение, бедствует (среди соблазнов) в этом заводе для того, чтобы никому не нужный миткаль был дешев, и Кноп имел бы ещё деньги, когда он озабочен тем, что не знает, куда деть те, которые есть. Устраивают управление, улучшают его. Для чего? Для того, чтобы эта гибель людей и гибель в других видах могли бы успешно и беспрепятственно продолжаться».

Вся территория фабрики с посёлком была огорожена дощатым забором высотой 3 м, поверху набиты острые кованые гвозди. Вход на фабрику и выход были возможны только через Московские каменные, Муромские и Банные ворота. Фабричные корпуса отделял от казарм решётчатый забор с двумя воротами, через которые проходили рабочие, при этом подвергаясь обыску - ощупыванию карманов и верхней одежды; это делали сторожа в присутствии смотрителей и полицейских.

В 1900 г. (с 8 по 15 марта) произошла новая забастовка 800 ткачей, прекращённая военной силой; 12 зачинщиков осудили на полтора года тюрьмы каждого.

14 января 1905 г. Вознесенские ткачи предъявили требования об уплате за переработку, а в феврале - новые экономические требования, которые были удовлетворены хозяевами. Но уже 28 апреля на фабрике распространились революционные прокламации и брошюры. Был организован рабочий кружок. В муромцевском лесу и в овраге Болсуниха проходили тайные сходки.

Вознесенская мануфактура оставалась во владении товарищества до 1917 г. В конце XIX в. она была в числе крупнейших фабрично-заводских центров Европейской России и изготовляла миткаль, бумазею, бязь, марлю (без отделки), репс, перкаль. В конце XIX - начале XX в., несмотря на устаревшее английское оборудование, производство расширялось, строились дороги и дополнительные помещения. Сгоревший в 1882 г. корпус приспособили под казарму и школу.

В 1892 г. провели узкоколейную дорогу на болото для вывозки торфа.

В 1898 г. построили четырёхэтажный ткацкий корпус на 1500 станков.

В 1907 г. проложили железную дорогу на Холмы для вывозки дров.

К 1911 г. число прядильных веретён превысило 86 тыс. Работали в две смены по 9 часов, 12-13-летние подростки наравне со взрослыми. Усилились штрафы за малейшую провинность, в частности за возвращение в казарму зимой после 8 часов вечера и летом после 10.

До 1880-х гг. семь спальных корпусов называли кабальными, но каждый из них имел официальное наименование по фамилии тех помещиков, чьи крестьяне были взяты «в аренду». С момента передачи фабрики компании корпуса получили название по именам компаньонов: Андреевский, Владимирский, Ивановский и Фёдоровский.

В 1904-1905 гг. новая казарма стала Георгиевской (по имени управляющего Миндера).

Вознесенский храм в 1889 г. был расширен по указанию директора мануфактуры Георгия Филипповича Миндера и по проекту Адольфа Эрнестовича Эрихсона (1862-?), одного из самых выдающихся архитекторов Москвы конца XIX - начала XX вв. Он родился в Москве, в 1883 г. окончил Училище живописи, ваяния и зодчества, был членом Московского архитектурного общества, после революции 1917 г. эмигрировал, жил в Швейцарии.

Освящал храм после реконструкции епископ Дмитровский Виссарион (Нечаев, 1822-1905), доктор богословия и церковный писатель. Он преподавал в Вифанской семинарии, был настоятелем московского храма Николы в Толмачах, многие годы редактировал журнал «Душеполезное чтение», стал епископом Дмитровским в 1889 г., а с 1891 г. - епископ Костромской. При освящении храма и на литургии на правом клиросе пел хор рабочих Вознесенской мануфактуры.

В советское время храм был лишён глав и колокольни, потом полностью разрушен.

В 1895 г. в посёлке Вознесенской мануфактуры родился Сергей {Алексеевич Никитин. Здесь он провёл детство. Поступил в гимназию.

В 1918 г. окончил медицинский факультет Московского университета.

В 1923 г. получал духовные советы от последнего оптинского старца Нектария, высланного в с. Холмищи. Сергей работал врачом, активно участвовал в церковной жизни, стал старостой прихода. Арестован, приговорён в трём годам лагерей. В лагере также был врачом. Принял тайное рукоположение во иерея от епископа Афанасия (Сахарова). После освобождения переехал в Среднюю Азию, приходами которой управлял епископ Гурий (Егоров), здесь началось священническое служение о. Сергия.

Когда епископа Гурия перевели в Днепропетровскую епархию, о. Сергий последовал за ним. Здесь уже протоиерей Сергий принял монашеский постриг с именем Стефана. Начались хрущёвские гонения, и храм, в котором он служил, закрыли. Отец Стефан оказался в Калужской епархии и некоторое время служил в храме с. Карижи Малоярославецкого района. Отсюда его вызвали в Москву и рукоположили в епископа Можайского.

Вскоре, в связи с тяжёлой ситуацией в Калужской епархии, его назначили временно управлять ею. Не успев по-настоящему вступить в управление, владыка Стефан (Никитин), чьё здоровье было расшатано годами заключения, у него было слабое сердце и диабет, умер в праздник Святых жен-мироносиц.

Отслужив литургию в Свято-Георгиевском соборе, он вышел на амвон для проповеди. Произнеся: «Святые жены мироносицы служили Спасителю и своими трудами и имением, они всё отдали Христу. Так и мы...» Владыка замолк и начал медленно опускаться. Духовенство подхватило его на руки, но он был уже мёртв.

К началу 1917 г на Вознесенской мануфактуре работали около 3000 человек. В фабричном посёлке проживали 8 тыс. человек. Здесь были церковь, лавка, школа на 250 мест с пятилетним сроком обучения, библиотека, небольшая больница.

Революция и гражданская война принесли голод, недостаток топлива, резкое уменьшение населения. Фабрика выпускала ткани для Красной Армии, поэтому работа на ней не останавливалась, как на других.

Из рабочих было сформировано 5 продотрядов. Многие продотрядовцы погибли.

Только в 1922 г. производство достигло уровня 1917 г.

К 1939 г. число жителей рабочего посёлка Красноармейский выросло до 8900 человек (с учётом переселенцев из уничтоженных сёл Муромцева, Лукьянцева, Коськова, Ряплова), превысив уровень 1917 г.

В 1947 г. пос. Красноармейский преобразован в город.

В 1992 г. общине верующих передано здание бывшего магазина, в котором устроен временный храм Вознесения Господня. Готовится проектная документация для построения каменного храма.

Московская обл., Красноармейск

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Вознесения Господня адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда