Атмосфера мест

Церковь Успения Божией Матери

В 1851 г. в с. Красном Егорьевского уезда Рязанской губернии Лукой Андреевичем Казновым был построен трёхпрестольный каменный храм Успения Божией Матери с приделами Святителя Николая Мирликийского и Мученицы Агриппины.

При церкви был богадельный дом и земская школа (бывшая приходская).

Казновы в конце XVIII - начале XIX в. были купцами 1-й гильдии, потомственными почётными гражданами. В середине XIX в. сын Луки Андреевича, Лука Лукич - потомственный дворянин, статский советник, владелец большого лесного имения, трёх домов и фабрики в Москве.

«Едва ли не самый отвратительный и жестокий вид помещиков составляли фабриканты-купцы. Если дворяне имели могущественное орудие для защиты в своём происхождении и положении в обществе, то купцы имели ещё более могущественное орудие в деньгах. В сельце Красном Егорьевского уезда была суконная фабрика с 500 душами крестьян; принадлежала она Н.А. Колтовской. Фабрика вследствие злоупотребления доверием мужа её продана купцу Кознову. Возникло об этом дело, решённое Сенатом в пользу Колтовской, но по Высочайшему повелению подлежащее пересмотру в Государственном Совете. Когда Сенат затребовал подлинное производство, то оказалось, что в Зарайском уездном суде оно пропало. Управляющий Кознова Яков Ку-лемин явился к дворянскому заседателю, скованный в железах, с порезом на шее, а на теле с видимыми знаками от сечения розгами».

Это было в 1799 г. Тяжба продолжалась до 1824 г. Из приведённой записи видно, что в конце XVIII в. обербергмейстерша Колтовская Наталья Алексеевна владела суконной фабрикой в сельце Красном и 500 душами крепостных посессионных (фабричных) крестьян. Теперь это д. Красная, кроме неё к фабрике были приписаны деревни Вершина, Бекетовская, Каменцы, Верещагино, Дылдино. Наталья Алексеевна (в девичестве Турчанинова) была дочерью богача-горнозаводчика).

В 1796 г. она оставила своего мужа, обербергмейстера Н.Т. Колтовского (1775-1840). У неё и дипломата, посла в Мадриде и Вене, члена Государственного совета Дмитрия Павловича Татищева (1767-1845) было двое «воспитанников», Павел и Владимир Дмитриевичи, получивших фамилию Сопомирских и наследовавших путем «покупки» огромное состояние матери. Д.П. Татищев, по свидетельству современников, был «редкий начальник, человек умный, добрый, благородный и снисходительный. Слабохарактерный, он доступен был стороннему влиянию...».

В старости ослеп и разорился. В 1808 г. он влюбился в Юлию Александровну Безобразову, урождённую Конопка. Подчинённый Татищева Булгаков писал брату, что Татищев влюблён в Безобразову и проводит у неё всё время. Уже немолодым он женился на ней после её развода с мужем. В 1809 г. А. Булгаков писал, что Н.А. Колтовская его «чрезмерно ласкает», ему казалось, что «она ищет его посредничества, чтобы помириться с Татищевым, который рад, что от неё отделался».

Павел Дмитриевич Соломирский (1801-1861) - с 1816 г. корнет, с 1833 г. полковник лейб-гвардии гусарского полка, впоследствии генерал-майор, сослуживец М.Ю. Лермонтова.

Владимир Дмитриевич Соломирский (1802-1884)-артиллерист, с 1832 г. камер-юнкер, губернский секретарь в Департаменте уделов, помещик Гороховецкого уезда Владимирской губернии, путешественник по Сибири, поэт. В 1827 г. познакомился с А.С. Пушкиным, который подарил ему томик Байрона с дружеской надписью, но в том же году Соломирский вызвал поэта на дуэль, друзья помирили их.

После убийства Александра II в 1881 г. на торговой площади перед церковью была построена Евгением Ивановичем Лебедевым и другими прихожанами каменная часовня в память о мученической кончине императора.

Церкви принадлежали здание богадельни с надворными постройками и дом, в котором помещалась земская школа.

В 1880 г. приход храма состоял из д. Красное, д. Бекетовское, Кузнецы, Тархановское, Слобода, Чертовиха, Велино, Вершино, Зворково, Старое, Дылдино, Верещагине Каменец, Запутное, в приходе было 1924 крестьянина и 2127 крестьянок и 25 раскольников.

Причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.

С 1851 по 1870 г. настоятелем храма был священник Андрей Иванович Гиляров, с 1870 по 1875 - Гавриил Иванович Пустынский, второй священник Иоанн Сергиевский умер в 1873 г.

С 1 апреля 1873 г. к храму был определён священник Николай Васильевич Виноградов.

Обучался в Рязанских училище и семинарии ещё в то время, когда не было ни железных дорог, ни хороших путей сообщения и когда риторы и философы в лаптях и с котомкой за плечами совершали далёкие переходы из учебных заведений к себе на родину. С. Новопокровское было одним из самых захолустных мест Егорьевского уезда; оно расположено на границе Московской губернии в 44 верстах от г. Егорьевска в глуши лесов, среди болот. Вот сюда-то и приходилось Николаю совершать пешком свои паломничества из Рязани на каникулы, делая до 150-ти верст. Но беднота не пугала тогдашних юнцов, а терпения и труда во всем был избыток. Даровитый от природы, Николай Виноградов окончил в 1868 г. Рязанскую семинарию одним из лучших учеников. По окончании курса со званием студента он был определен преподавателем географии и арифметики в Рязанское Духовное училище, а затем таковую же должность проходил в Раненбургском училище, которое в конце того же 1868 г. только что было открыто. В нём Виноградов состоял членом правления от учителей.

В 1873 г. архиепископом Алексием он был определён во священника к Успенской церкви с. Красного, Егорьевского уезда, каковую должность проходил по день смерти. Он был членом благочиннического Совета, депутатом на окружные и епархиальные съезды, членом Егорьевского отделения Рязанского епархиального училищного совета церковноприходских школ, членом миссионерского Братства святого Великомученика Георгия, что в г. Егорьевске, духовным следователем, законоучителем и заведующим церковноприходских школ своего прихода и др. За усердную службу по Духовному ведомству он имел камилавку и наперсный крест, а за труды по народному образованию в земской школе получил ещё в 1875 г. одобрение епархиального начальства по представлению г. директора народных училищ. Отец Николай до конца жизни состоял корреспондентом отдела сельского хозяйства при Министерстве земледелия и государственных имуществ, за что в 1904 г. награждён похвальным листом и серебряно-вызолоченным нагрудным знаком.

Отец Николай был пастырь и вместе с тем миссионер. Эта его деятельность была одной из видных и труднейших. К ней он был вызван самою жизнью прихода и религиозным состоянием пасомых. Приход с Красного находится не далеко от границ Богородского уезда, Московской губернии и от известной в истории раскола Гуслицы. Поэтому вскоре по поступлении своем на приход о. Николай с энергией молодого пастыря взялся за дело ограждения своей паствы от натиска воинственного раскола, давно свившего себе прочное гнездо в той глухой местности.

До самого последнего времени были ещё живы вожаки раскола, державшие около себя темные души невежественного люда. Но старательный пастырь не унывал. На собственные средства покупал старопечатные книги, выписывал журналы, а затем открыл и самые беседы по деревням прихода. Раскол, который доселе был воинствующим, начал сознавать силу истины и отступать пред твёрдым словом старательного пастыря.

В 1889 г. о. Николай был избран и утверждён благочинническим миссионером. Когда же дело миссии в епархии назрело настолько, что ввиду обширности и трудности его требовались опытные работники на этом поприще, то о. Николаю была предложена должность окружного миссионера, в ведение которого должны были войти два уезда - Егорьевский и Зарайский. Последние труды о. Николая по миссии совпадали уже с периодом старчества, когда немощи телесные начинали чувствоваться сильнее. Однако о. Николай не покидал дела и со свойственным ему терпением объезжал свой район и вёл беседы. Ему не раз приходилось вступать в полемику с самыми видными столпами раскола, например Усовым, Мельниковым и Бриллиантовым, посещавшими в г. Егорьевске своих единомышленников.

В последнее время о. Николаем были получаемы письма от старообрядцев с просьбою провести у них одну или несколько бесед (например, из д. Поповки Егорьевского уезда). Как ни трудно было для него миссионерское дело, однако он не покидал его. И Бог помогал ему. Приход с. Красного, изобиловавший прежде старообрядцами обоего вида: поповцами и беспоповцами, с течением времени переродился духовно. Теперь почти нет старообрядцев в этом приходе, а если где и остались, то давно уже потеряли свое прежнее расположение и доверие к расколу и близки к Церкви. Бог судил самому доброму пастырю радоваться на плоды своих трудов; присоединения к Святой Церкви были часты. Приход укреплялся в вере, выходил из тьмы невежества и возрастал количественно.

Отец Николай обладал счастливою способностью владеть пером; он записывал содержание произведённых им бесед, отсылал для напечатания в миссионерских журналах, например «Миссионерском Сборнике» и «Миссионерском Обозрении». Немало написал о. Николай статей, в которых выражал свои суждения и взгляды на сущность раскола, на дело православной миссии, писал заметки из жизни раскола, его вожаков и быта его последователей; есть наконец статьи вполне научного содержания. Плодом его литературных трудов осталось два выпуска сочинения, из которых первый, «Раскол перед судом здравого человеческого смысла и правды Божией», вышел в начале сего года, а второй имеет появиться в свет в недалеком будущем. Братство св. Василия, епископа Рязанского, всегда внимательно относившееся к трудам почившего, взяло издание сочинений на свой счет, с правом продажи условленного количества экземпляров на покрытие расходов по напечатанию первого издания этих выпусков.

В ночь с 20-го на 21-е сентября 1909 г., волею Божиею, священник с. Красного Николай Васильевич Виноградов, беспорочно прослуживший тридцать пять лет в одном приходе, скончался. Никто не ожидал, что смерть так внезапно похитит его; бодрый и весёлый с вечера, он только в ночь почувствовал приступы того недуга, которого если не ожидал, то предчувствовал давно. С ним повторился удар, сразивший его на 68 году от рождения, ещё полного жизни и энергии.

Уважение, которое снискал почивший пастырь, привлекло к нему много народу; все - свои и чужие - собрались ко гробу почившего, чтобы воздать ему последний долг... На погребение выходили 14 священников и 5 диаконов. Перед началом погребения произнёс прекрасную по содержанию речь сослуживец о. Николая, второй священник при той же церкви о. Павел Арбеков, охарактеризовавший усопшего как доброго пастыря и опытного руководителя в жизни. Затем были произнесены речи: Троицкой церкви г. Зарайска священником Владимиром Виноградовым - племянником почившего, и священником с. Власовского, Егорьевского уезда, о. Петром Смирновым - его зятем. Оба говорившие оттенили отличительную черту покойного, как прекрасного отца и воспитателя детей. Последняя речь была произнесена другим зятем почившего - студентом Московской Духовной Академии священником А. Князевым. В своей речи он сделал краткий обзор полезной пастырско-просветительной деятельности почившего и просил пасомых не забывать своего пастыря, беззаветно трудившегося на пользу церкви и народа. Молитвы и память пасомых были бы лучшим выражением признательности их к любвеобильному пастырю.

Несмотря на будничный день, народ, оставив свои занятия, поспешил в храм, который, несмотря свою обширность, едва мог вместить всех желавших воздать последний долг любимому пастырю и помолиться у его гроба. Когда окончилось погребение и прощание родных и прихожан с усопшим, гроб был обнесен, в предшествии крестного Хода, вокруг храма при пении ирмосов великопостного канона «Помощник и покровитель» тело было предано земле у храма, против церковного алтаря».

С 1875 по 1877 г. настоятелем храма был священник Александр Васильевич Плавтов, с 1877 по 1879 г. - Иоанн Иаковлевич Дмитриевский.

С 1879 по 1886 г. - священник Иоанн Григорьевич Мансветов, с 29 октября 1886 г. - Павел Иосифович Арбеков.

В 1901 г. в с. Красном епархиальным начальством разрешено распространить каменный храм. После перестройки в трапезной были освящены престолы придельных храмов Святителя Николая и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости (с грошиками)».

В 1903 г. в с. Красном разрешено на церковные средства по проекту архитектора сделать каменные пристройки к колокольне для ризницы и библиотеки.

В 1905 г. «священником 2-го Егорьевского округа Василием Добролюбовым освящена, 23 октября, возобновлённая трапезная церковь в с. Красном... малым освящением».

На средства Ивана Трофимовича Лебедева в том же году в с. Красное было разрешено устроить вызолоченный через огонь крест, главу и шпиль. На средства того же благотворителя предполагалось: «устроить в алтаре новые оконные рамы, раскрасить церковные главы, крышу, наружные члены, устроить на церковной ограде новые главы, окрасить церковную ограду». Но смерть в 1908 г. помешала осуществить планы щедрого благотворителя. Надгробный памятник Ивана Трофимовича Лебедева (1845-1908), видимо сдвинутый со своего места, находится, в числе других надгробий, справа от входа в храм.

В 1912 г. в с. Красном служили два священника: Павел Иоаннович Арбеков и Иоанн Иоаннович Гординский. С 1936 г. в храме с. Красное служил священномученик Василий (Парийский, 1894-1937). Он родился в семье псаломщика церкви Иакиманского погоста Александровского уезда Владимирской губернии Василия Парийского.

В 1912 г. Василий Васильевич Парийский окончил Переславское Духовное училище и поступил во Владимирскую Духовную семинарию, где окончил только первый курс, и поступил псаломщиком в храм в родном селе.

С 1919 по 1922 г. он служил в армии, а затем снова стал псаломщиком. В это время он женился, и у них с женой Верой Ивановной родилось трое детей.

В 1925 г. Василий Васильевич был рукоположен во диакона ко храму в с. Успенское Ивановской области, а в 1928 г. во священника ко храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери с. Титовское, где он служил до 1936 г.

В октябре 1936 г. о. Василий переведён в Успенский храм с. Красное Куровского района Московской области, где и служил до самого ареста в 1937 г. Как и все священнослужители того времени, о. Василий и его семья лишались избирательных прав. Во время коллективизации их выселили из дома и отняли имущество.

Арестовали о. Василия 27 ноября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной агитации и содержали под стражей в Таганской тюрьме.

1 декабря он приговорён к расстрелу и 8 декабря того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

Церковь закрыта в 1937 г. Священник с. Красное о. Андрей Юдин арестован и сослан.

Храм и часовня пришли в запустение.

В 1993 г. церковь была вновь открыта, началось её восстановление. Начали восстанавливать и часовню.

В 1998 г. в престольный праздник наблюдалось мироточение иконы Спасителя. Настоятель храма - игумен Филипп Маслич.

С 1886 по 1889 г., во время своего пребывание на должности председателя Егорьевской уездной земской управы, Никифор Михайлович Бардыгин (ум. 1901) построил в с. Красном больницу. Полностью сохранившийся комплекс деревянной сельской земской больницы, включающий в себя больничные, жилые, подсобные и складские помещения, построенный в 1880-х гг., необходимо поставить на государственную охрану.

В Красном была и земская школа, старожилы говорят, что она находилась на другом конце села и что её одноэтажное здание было разрушено. Рядом с больницей в 1910-х гг. строилась фабрика, производственный и складской корпуса. Её незаконченный главный Щ. корпус, надстроенный вторым, Щ деревянным этажом, в 1927 г. был обращен в школьное здание.

На площади перед церковью сохранилось сильно перестроенное каменное здание (вероятно, лавки), в которой и в наше время работает магазин.

Ближе к церкви на огромной площади села стоят лучшие сохранившиеся деревянные дома.

Неподалёку от д. Красное есть святой источник Первоверховных апостолов Петра и Павла, источник обильный, над ним установлена сень с крестом, рядом устроена купальня.

Московская обл., с. Красное

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Успения Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...