Атмосфера мест

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

В документах с. Кривцы, что на речке Свинке (тогда оно называлось Кривцево), впервые упоминается в духовной грамоте великой княгини Софьи Витовтовны. Она завещала его внуку, князю Дмитровскому Юрию Васильевичу.

Он завещал своему брату Борису. В XVI в. селом владели Бакшей Болдачеев, после него Василий Белаго. Уже тогда упоминается деревянная церковь Великомученика Феодора Стратилата. В первой половине XVII в. село принадлежало князю Фёдору Ивановичу Морткину (1627-1690). Потомки князей Ярославских - князья Морткины в XVII в. не имели большого значения в русской истории, не поднимаясь выше стольников и дворян московских.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери была построена в 1708 г. воеводой, князем Михаилом Андреевичем Волконским (ум. 1709). Большую часть своей жизни князь провел воеводой в пограничных городах, в 1669 г. -воевода в Путивле, стольник с 1678 г., окольничий в 1693 г., в 1697 г. - воевода на Тереке, в 1708 г. - в Ряжске. Князю Михаилу Андреевичу наследовал сын, князь Михаил Михайлович Волконский (ум. 1758). В 1760-х гг. селом владел внук Михаила Андреевича, действительный статский советник, князь Петр Михайлович Волконский. В это время в Кривцах были два деревянных помещичьих дома, два сада с «плодовитыми деревьями».

У князя Петра Михайловича был сын, князь Михаил Петрович Волконский (ум. 1845), не оставивший потомства.

В 1852 г. село принадлежало тайной советнице Ольге Николаевне Талызиной (1803-1882), младшая дочь графа Николая Александровича Зубова и знаменитой «Суворочки», была внучка самого Суворова. Ольга Николаевна росла в Москве тихо и уединенно, её мать Наталья Александровна, уклонялась от светской жизни, и воспитывала сыновей и дочерей своих в духе простоты и благочестия. Зимой москвичи ежедневно могли видеть, как дочери «Суворочки», три графини Зубовы, отгребали лопатами у себя на дворе снег. Но пришла пора вывозить в свет дочерей.

Талызина «взялись сватать» графиня Бобринская и А. М. Гедеонов с женой. Затем, 9 Января 1824 г. было уже обручение, а 11 апреля (по старому стилю) того же года, на Красную Горку - свадьба. Посажёным отцом был Московский вельможа С. С. Апраксин, присутствовал сам князь Д. В. Голицын, венчались в домовой церкви князя С.М. Голицына, на Пречистенке. Молодые поселились сначала на Кисловке, в доме Колокольцова, а потом - в своем доме, против Александровского сада. Семья вышла благословенная: жили душа в душу. Все дети выросли людьми редкого сердца и высокой честности и прямоты. Ольга Николаевна не только была истинная мать и воспитательница своих детей, но и энергическая деятельница в деле общественной благотворительности. Она 14 лет состояла председательницей Дамского попечительства о бедных в Москве (Общество 1857 г.).

После открытия Московского Мариинского института, она всю жизнь была его попечительницей. И то и другое потом О.Н. Талызина передала своей достойной дочери, Марии Александровне Нейдгардт (1831-1904, с 1865 г. попечительница Мариинского училища, Александровской школы Благотворительного Общества (с 1875), с 1876 г. председательница Дамского попечительства о бедных в Москве, почетная попечительница Елизаветинского им. Б.А. Нейдгарт приюта, её муж, Борис Александрович Нейдгардт (1819-1900) -управляющий московским Воспитательным домом, председатель Мариинского благотворительного общества, почетный опекун Московского присутствия), светлая личность которой так долго была памятна в Москве. Принимать у себя и утешать бедных, оказывать им существенную помощь было потребностью высокой души О. Н. Талызиной.

В 1890 г. в Кривцах была усадьба дочерей тайного советника Александра Талызина Любови и Веры.

Деревянная церковь Феодора Стратилата стояла в селе и при советской власти, когда и была разрушена. Уже в советское время в коломенском с. Гоголобово была разрушена деревянная церковь.

В 1880-х гг. гололобовские старики говорили, что в начале XIX в. их деревянная церковь была куплена в с. Кривцы Бронницкого уезда, разобрана, перевезена, и собрана вновь в с. Гоголобово. Таким образом, получается, что гололобовская деревянная церковь была предшественницей теплой деревянной церкви Св. великомученика Феодора Стратилата, которая была разрушена уже в советское время в Кривцах.

С 1855 г. в церкви с. Кривцы служил о. Иоанн Петрович Орлов.

Он был сыном дьячка Троицкой церкви с. Заворово Бронницкого уезда. Окончил Московскую Духовную семинарию. Рукоположен во иерея и направлен в церковь с. Кривцы, с 1865 г. переведён в с. Любучаны. В 1887 г. назначен к н Воскресенской кладбищенской церкви г. Подольска.

В 1901 г. вышел за штат по болезни. Отец Иоанн трижды получал благодарность Святейшего Синода: за украшение храма в Любучанах, за ревностное исполнение пастырских обязанностей во время холерной эпидемии, за ревностное служение. Воскресенский храм до прихода в него о. Иоанна был мрачен и угрюм. Отец Иоанн устроил отопление, поставил новые иконостасы в приделах, переустроил придел Святой Троицы.

В 1910-1911 гг. в храме были поновлены росписи.

В 1906 г. о. Иоанн, настоятель Воскресенской церкви г. Подольска, скончался. Его сын Иван Иванович Орлов (р. 1881) в 1903 г. окончил Московскую Духовную семинарию.

В 1883 г., в семье священника церкви с. Кривцы (Кривцово) Ксенофонта Евграфовича Сироткина, родился сын Павел, получивший образование в Перервинском Духовном училище (1897) и Московской семинарии (1903).

В с. Кривцах церковно-приходская школа открыта в 1895 г. по просьбе прихожан, желавших, чтобы их дети получали образование в духе Православной Церкви. Школа помещалась в собственном малоприспособленном и неудобном здании, выстроенном ко дню её открытия. В школе к 1 января 1909 г. состояло 47 человек. Заведующим школой с 1908 г. состоял священник Г. И. Родионов

В советское время церковь не закрывалась и сохранила внутреннее убранство.

В 1944-1951 гг. в Смоленском храме с. Кривцы служил иеромонах Донат, в будущем - архиепископ (Дмитрий Федорович Щеголев, 1899-1979). Он родился 15 июня 1899 г. в Риге в семье рабочего. Окончил Рижскую гимназию, работал счетным работником в Москве, затем в Красной Армии на административно-хозяйственных работах.

В 1922 г. поступил в Новоспасский монастырь в Москве. 28 марта 1926 г. (ст. ст.) был пострижен в монашество с именем Донат, а 5 апреля того же года епископом Муромским Евгением рукоположен во иеродиакона. 23 апреля (ст. ст.) 1928 г. тем же преосвященным рукоположен во иеромонаха.

В 1928-1930 гг. пастырское служение проходил в храме с. Троица Константиновского района Московской области.

22 октября 1930 г. арестован. 13 января 1931 г. постановлением Особого совещания ОГПУ приговорен к трем годам концлагеря. Приговор отбывал в мордовских лагерях. И период Великой Отечественной войны состоял в народном ополчении, был ранен, имел инвалидность, до 1951 гг. служил в Смоленском храме с. Кривцы.

С 1951 по 1956 г. был ключарем Богоявленского патриаршего собора сначала в сане игумена, затем архимандрита.

14 июня 1956 г. в Троице-Сергиевой лавре возведен во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии.

14 марта 1957 г. назначен епископом Свердловским. С 8 августа 1957 г. - епископ Великолукский и Торопецкий.

26 декабря того же года назначен епископом Балтским, викарием Одесской епархии, с 8 сентября 1958 г. - епископом Новосибирским и Барнаульским, 5 мая 1961 г. - епископом Костромским и Галичским, но пробыл на этой кафедре еще меньше, чем владыка Арсений (Крылов), всего два месяца. Видимо, тоже «не пришелся ко двору» уполномоченного. 5 июля 1961 г. уволен на покой.

С 25 ноября 1965 г. - епископ Калужский и Боровский. 9 сентября 1971г. возведен в сан архиепископа. 17 апреля 1975 г. уволен на покой, согласно прошению. Проживал в Москве. По отзывам людей, трудившихся вместе с архиепископом Донатом, владыка твердо хранил православную отеческую веру и непоколебимую верность Церкви на всем своем жизненном пути. И эта вера помогла ему преодолевать все труды и скорби, начиная с юношеского возраста. В обыденной жизни архиепископ отличался доступностью и простотой. Вопрошавшим его о жизни говорил: «Живи просто».

Служил владыка часто. Богослужения его отличались молитвенностью и спокойствием. Часто говорил проповеди, которые также отличались простотой, краткостью и доступностью. Он неизменно призывал людей любить друг друга и «радоваться о Господе». Он часто повторял тем, кто разделял с ним его труды: «У меня нет работников, а есть дети и собратия». КГБ относил архиепископа Доната к группе епископов политически неблагонадежных и «слишком усердно» занимающихся церковными делами. Владыка Донат незыблемо и ревностно хранил святую православную веру.

27 октября 1979 г. архиепископ Донат скончался.

Московская обл., с. Кривцы

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Смоленской иконы Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда