Атмосфера мест

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла

В начале XVII в. на месте пос. Малаховка - пустошь Малахова. А в конце XIX в. это место на р. Македонке было одним из самых населённых в Подмосковье. Здесь возник не просто тихий подмосковный дачный посёлок, а скорее шумный модный курорт. Велось широкомасштабное дачное строительство, причём многие дачи представляли значительный художественный интерес. Всего их насчитывалось около тысячи. В посёлке было шесть школ, два театра, гимназия, почта, телеграф, многочисленные кофейные и чайные (все постройки деревянные), спортивные площадки, посёлок был телефонизирован. Достопримечательностью являлся «Невский проспект», соединявший Малаховку и Красково. На этой улице располагалось больше всего торговых заведений и кафе. По Малаховке пролегали маршруты конки (вагонов типа трамвайных, на конной тяге). Здесь была дача писателя Н.Д. Телешова (1867-1957).


Николай Дмитриевич прожил в ней долгие годы, принимал самое активное участие в открытии гимназии, строительстве театра, благоустройстве посёлка, оставил воспоминания о подмосковной дачной жизни в книге «Записки писателя». Имение он получил в приданое за женой, урождённой Карзинкиной, ранее оно принадлежало англичанину по фамилии Аллей, владельцу первого универсального магазина фирмы «Мюр и Мерилиз» (после революции ЦУМ). Дачу в имении Телешова снимало на лето семейство Бахрушиных. После революции Николай Дмитриевич был выселен из своего дома.

С сентября 1901 по январь 1902 г. в Московской Духовной консистории велось дело «О дозволении построить деревянную тёплую церковь в сельце Соколове-Малахове Бронницкого уезда»: на имя митрополита Московского и Коломенского Владимира было получено прошение землевладельцев Бронницкого уезда сельца Соколово-Малахово при станции Малаховка Московско-Казанской железной дороги Павла и Сергея Алексеевичей Соколовых, Александры Павловны Соколовой и дачевладельцев той же местности Льва Петровича Татаринова и инженера путей сообщения Сергея Константиновича Власьевского.

Они писали, что число дач при станции Малаховка с каждым годом увеличивается, население посёлка достигло 6 000 человек, многие из которых по состоянию здоровья и преклонным годам лишены возможности посещать расположенные в нескольких километрах храмы в Красково и Коренево. Назрела необходимость иметь свой храм. Начало положили местные землевладельцы Соколовы, пожертвовавшие для строительства десятину земли. Кроме того, путем добровольной подписки, с благословения отца благочинного, в самое непродолжительное время предположено собрать около 8 000 рублей, кроме пожертвований строительными материалами, иконами, церковной утварью. Соколовы, Татаринов и Власьевский просили «не отказать в разрешении на постройку деревянной тёплой церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла и двух приделов».

Однако в октябре 1901 г. на имя митрополита Владимира пришло прошение других дачевладельцев и землевладельцев, называвших себя старейшими жителями Малаховки и протестовавших против преждевременного начала строительства церкви господами Соколовыми, которые на общественные деньги, без согласования со всеми жителями Малаховки, начали сооружение деревянного храма, хотя можно было бы, отложив до весны и дождавшись большего количества дачников, а следовательно, собрав большую сумму, построить храм каменный, и не на том месте, так как оно непроходимо в осеннее, зимнее и весеннее время. Хорошее место, по их сведениям, было отведено покойным владельцем имения Иваном Фомичом Аллей и в настоящее время жертвуется его наследницей Викторией Родионовной Аллей. Дачевладельцы просили отстранить от ведения дел местного благочинного, священника с. Богородского Александра Колычева как близкого знакомого Соколовых, назначить для разбирания дела другого священника и приостановить незаконное строительство.

В октябре 1901 г. в Московскую Духовную консисторию было отправлено заявление от великобританской подданной Виктории Аллей, в котором она доводила до сведения консистории, что ей совершенно всё равно, где будет выстроена новая церковь, в Малаховке, или в другом месте, и что под постройку означенной церкви в Малаховке земли она пожертвовать не может, что же касается её подписи на общем заявлении дачников, то подпись была сделана по недоразумению, и г-жа Аллей просила считать её недействительной.

В ноябре 1901 г. в Московскую Духовную консисторию было направлено донесение благочинного. Московского уезда с. Останкино священника Сергия Леонардова: во исполнение указа из Московской Духовной консистории от 30 октября 1901 г. по делу «О дозволении постройки деревянного храма в сельце Соколово-Малахово Бронницкого уезда», он доносил, что при станции Малаховка жителей в летнее время бывало от 5 по 6 тысяч, немалое количество оставалось и на зиму. Приходский храм с. Красково, к коему причислена эта местность, находится на расстоянии более 2-х верст, да и не может вместить всех желающих помолиться. Алексей Дорофеевич Соколов, имевший в Малаховке несколько десятин земли, имел благую мысль построить храм, но не успел исполнить и завещал своё желание супруге и детям.

К Соколовым присоединились другие дачевладельцы, которые привлекли ещё жертвователей. Но некоторые в Малаховке, именующие себя почему-то её старейшими жителями и тоже как бы сочувствующие построению храма Божия, но в сущности более желающие отложить его на неопределённое время, составили отдельную группу, в которую вошли и иноверцы, и евреи. Желать построения каменного храма, конечно, весьма хорошо, но потребуется очень большая сумма, тысяч до 70, если не более, а деревянный можно воздвигнуть тысяч на 10 в очень непродолжительное время. Место, пожертвованное для храма, от станции по точному измерению всего в 240 саженях, расстояние очень недальнее, следовательно назвать это место «глухим» несправедливо. И чтобы храм был для всех близок, достигнуть невозможно, да и удобно ли в дачном месте строить храм очень близко к станции, где бывают шум, музыка и прочие увеселения.

От станции, то есть центра всей Малаховки, к месту, где предполагалось поставить храм, с двух сторон проведена конно-железная дорога, по которой в летнее время можно подъехать за 3 или 5 копеек. Конка ходит только по земле Соколовых и мимо почти всех дач, построенных на их земле. Место для храма возвышенное, мокроты и грязи никогда не бывает, да и быть не может, потому что вся местность в Малаховке сухая, песчаная. Опасения, что воры будто бы могут сделать похищение из храма, неосновательны, похищения бывают везде, но против них имеются хорошие укрепления дверей и окон и сторожа. Как сообщал о. Сергий Леонардов, работ по постройке храма в Малаховке никаких не производилось.

Устроители храма просили иметь при нём свой причт, а священником назначить И.М. Тихомирова, пастыря всеми уважаемого, известного высокими нравственными качествами. Ему в то время было уже за 70. На протоколе консисторского заседания от 21 декабря 1901 г., вынесшего решение о постройке деревянного храма в Малаховке, владыка митрополит 3 января 1902 г. наложил резолюцию: «Исполнить».

14 июля 1902 г. «была совершена в торжественной обстановке закладка вновь сооружаемого на земле господ Соколовых храма в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм этот сооружается на средства, пожертвованные Соколовыми и другими дачевладельцами и благотворителями... Молебствие и закладку совершал преосвященный Трифон, епископ Дмитровский, с местным благочинным отцом Колычевым и пятью священниками при многочисленном стечении богомольцев».

В 1903 г. деревянный храм Апостолов Петра и Павла с расположенными в ряд приделами святой равноапостольной княгини Ольги и святителя Алексия Митрополита Московского был построен. Сначала он был приписан к Владимирской церкви с. Красково, но с декабря 1903 г. определён самостоятельный причт из священника и псаломщика, в 1904 г. определена и просвирня. По клировой ведомости 1916 г. настоятелем храма был протоиерей Павел Константинович Хавский, 55 лет, сын священника, окончивший Московскую Духовную семинарию со званием студента в 1882.

С 1882 по 1883 г. он был комнатным надзирателем при Московской Духовной семинарии, в 1883 г. определён в московский Спасский, что на Глинищах, храм псаломщиком.

В 1885 г. митрополитом Московским Иоанникием рукоположен во священника к Троицкой церкви с. Троицкого-Лобанова Бронницкого уезда.

В 1904 г. переведён в Петропавловский храм пос. Малаховка.

С 1902 по 1908 г. был законоучителем в школах и училищах.

В 1911 г. утверждён в должности помощника благочинного 1-го округа Бронницкого уезда.

В 1913 г. стал законоучителем в начальной школе О.С. Метлиной в дачной местности Красково-Малаховка.

В 1889 г. награждён набедренником, в 1896 г. скуфьёй, в 1902 г. камилавкой, в 1909 г. наперсным крестом, в 1911 г. орденом Святой Анны 3-й степени.

В 1916 г. за особо усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах Закону Божию возведён в сан протоиерея. Диаконом на псаломщицкой вакансии был Сергий Александрович Успенский. Церковный староста с 1909 г. - мещанин г. Арзамаса Алексей Дмитриевич Потеряхин. Церковная школа помещалась в церковном доме, на её содержание, на жалование учительнице отпускалось из Кирилло-Мефодиевского братства 480 рублей.

В 1916 г. обучалось 12 мальчиков и 30 девочек.

В 1934 г. к храму апостолов Петра и Павла в пос. Малаховка был назначен протоиерей Сергий Лебедев (1875-1938), возведённый в сан протоиерея в 1920 г., будущий священномученик. В то время он был секретарём заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), возглавлявшего Русскую Православную Церковь в годы самых страшных гонений. Назначение к Малаховскому храму Сергий Лебедев получил после возвращения из ссылки (арестован в 1933 г., это был третий арест). В первый раз он, служивший в Новодевичьем монастыре в Москве, был арестован в 1922 г. по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и приговорён в полутора годам заключения.

В 1931 г. арестован вторично и заключён в Бутырскую тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности (его фотография с хвалебным отзывом появилась в газете «Нью-Йорк Тайме»). Отец Сергий был приговорён к трём годам ссылки в Северный край. 21 января 1938 г. - новый арест, его обвинили в том, что он был «активным членом контрреволюционной группы духовенства».

22 марта 1938 г. протоиерей Сергий Лебедев расстрелян.

22 января 1938 г. был арестован и через месяц расстрелян последний настоятель храма, протоиерей Пётр Иванович Марков (р. 1881). В том же году храм был закрыт.

Снесены колокольня и купол, в перестроенном здании размещалось швейное производство.

В 1992 г. храм передан общине верующих и восстанавливается.

Неподалёку от храма 12 лет жил на даче находившийся за штатом иеросхимонах Сампсон (Сивере, 1898-1879).

На кладбища в Малаховке похоронен служивший в Оптиной пустыни до самого её закрытия, прошедший лагеря архимандрит Мартирий (Ф. Гришин).

Московская обл., пос. Малаховка

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...