Атмосфера мест

Церковь Покрова Божией Матери

В XVIII в. в деревянной Покровской церкви с. Карасёва с 1741 по 1746 г. служил священник Филипп Иванов.

В 1789 г. по смерти священника церковь «по малоприходству» (10 дворов) была упразднена и приход приписан кс. Воловинам. После упразднения Коломенской епархии, вероятно, кем-то был поднят вопрос о карасёвской церкви. Резолюция митрополита Платона 1800 г., подтверждающая упразднение храма: «В селе Карасёве священника нет, а приходу только 9 дворов, приписать ее к ближней церкви, а дьячку и пономарю велеть искать других мест».

В 1849 г. помещики коломенской округи Елизавета Петровна Осипова и её сын, губернский секретарь Николай Михайлович Осипов, просили его высокопреосвященство определить к приписной Покровской церкви с. Карасёва особого церковного старосту. Карасёвом в то время владела сестра Елизаветы Петровны, девица Екатерина Петровна Колемина.

Ныне существующая каменная церковь в с. Малое Карасёво была построена в 1853-1855 гг. на средства местных помещиков Елизаветы Петровны и Николая Михайловича Осиповых. Тогда же была возведена и колокольня.

В ноябре 1855 г. от Е.П. и Н.М. Осиповых на имя митрополита Филарета было отправлено прошение: «По благословению Вашего Высокопреосвященства, в имении нашем, с. Карасёве, приписанном к Воловичам, построена нашим иждивением каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая уже и освящена. В настоящее время богослужение в ней совершается причтом... с. Волович весьма редко, между тем как при сей церкви находится кладбище и погребаются умершие крестьяне карасёвские, почему потребно более частое служение для поминовения, а с другой стороны, приход с. Волович расположен так, что одна половина его, именно сельцо Паново и деревни Семёновское и Змиево, ближе к селу Воловичам, а другая, и именно два сельца Большое и Малое Гришино и д. Большое Карасёво, ближе к с. Карасёву, а потому 1-й половине удобней являться к богослужению в церковь с. Волович, а 2-й половине в церковь с. Карасёва, и было бы справедливо, если бы богослужение совершалось в сих двух церквах по очереди.

Если же Ваше Высокопреосвященство не признаете сего удобным, то не благоугодно л и будет предписать оному причту совершать богослужение по крайней мере в карасёвской церкви через два, в третье воскресенье, а в торжественные праздники, когда богослужение по порядку должно совершаться в самостоятельной церкви, нам позволить приглашать для служения в карасёвской церкви заштатных священников. Для облегчения и удобств причту с. Волович мы обязуемся доставлять подводы из с. Карасёва в с. Воловичи и обратно». Было решено вменить в обязанность причту Воскресенской церкви с. Волович отправлять богослужение в с. Карасёве через каждые две недели в третью, в торжественные и праздничные дни предоставить господам Осиповым «для служения в оной церкви приглашать благонадёжных из заштатных священников или иеромонахов из монастырей».

В 1913 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых Покровский храм был обновлён иждивением ктитора, потомственного почётного гражданина Матвея Кондратьевича Колышкина. Освящён 28 сентября 1914 г. К храму была приписана деревянная часовня, выстроенная г. Осиповым на новом кладбище.

В 1911 г. в Большом Карасёве было имение Н.К. Филимонова и В.К. Филимонова, в Малом Карасёве - В.В.Лядова.

При храме была библиотека с 87 книгами. В приходе школа в д. Карасёво. Церковным старостой был Матвей Кондратьевич Колышкин (58 лет).

В 1914 г. за 45-летнюю торговую деятельность он был награждён званием потомственного почётного гражданина.

В должности старосты с 1913 г.

Причт состоял из священника и псаломщика. В 1876 г. к Покровскому храму был рукоположен во священника Пётр Михайлович Поспелов (род. 1845). В 1866 г. он окончил Московскую Духовную семинарию, находился в числе послушников Московского Богоявленского монастыря. В 1867 г. произведён во диакона к Успенской церкви с. Черкизово Коломенского уезда.

С 1868 по 1875 г. о. Пётр имел частную школу в собственном доме. С 1875 г. утверждён законоучителем в школе с. Черкизово.

В 1876 г. переведён в Карасёво с рукоположением во священника. С 1876 по 1878 г. состоял законоучителем Протопоповской школы, оставил её по неудобству сообщения. С 1881 г. состоял законоучителем Карасёвской школы. В 1883 г. за свою педагогическую деятельность получил письменную благодарность Коломенского земского собрания. В 1884 г. награждён набедренником. В 1892 г. получил благословение Святейшего Синода за ревностную службу и усердие ко храму Божию.

В 1893 г. награждён скуфьёй.

В 1896-1897 гг. состоял законоучителем Акатовской школы, подменяя заболевшего благочинного о. Димитрия Боголепова.

В 1899 г. утверждён законоучителем Больше-Уваровской школы. В семье о. Петра были дети Мария, Сергей, Николай, Екатерина, Александра.

В 1899 г. псаломщиком при храме служил Георгий Васильевич Парусников (54-х лет).

В 1907 г. ко храму с. Карасёво рукоположен Димитрий Александрович Казанский (34 года). В 1904 г. он окончил Московскую Духовную семинарию по 2-му разряду и назначен законоучителем Гостиловской церковноприходской школы Бронницкого уезда.

В 1907 г. определён во священника к местной церкви, состоял законоучителем Карасёвской земской школы, а с 1908 г. - законоучителем и Кудрявцевской земской школы.

В 1913 г. награждён набедренником. У о. Димитрия и его жены Александры Петровны были три дочери (Нина, Капитолина и Надежда).

В 1916 г. псаломщиком в Карасёвском храме был Филипп Денисович Александров. В это же время при храме жила дочь предыдущего священника Петра Поспелова, девица Мария, она существовала на пенсию из государственного казначейства, на деньги из попечительства о бедных духовного звания. Отец Димитрий скончался от тифа в 1917 г. Его супруга Александра Петровна умерла в 1952 г. Они похоронены рядом с храмом.

После отца Димитрия Казанского весьма непродолжительное время служил священник Успенский. В самом начале 1920-х гг. храм закрыли. Но через десять лет он снова открыл двери для православного люда. Был прислан священник Нарбеков (имя его неизвестно). Рассказывают, что он активно помогал создававшемуся в селе колхозу, давал деньги на приобретение орудий труда, хотя и высказывал мысль, что колхозы организовывать ещё рано.

В 1937 г. его арестовали, и церковь закрыли снова. Внутреннее убранство тогда не пострадало.

В 1944 г. гонения ослабли, некоторые храмы стали возвращать верующим.

В 1948 г. церковь вновь открыли. В те суровые времена у власть предержащих сформировалось особое отношение к духовенству. Как правило, священников не задерживали на одном приходе, чтобы они не успели расположить к себе людей и не имели возможности их постоянно духовно окормлять.

С 1948 г. в церкви Покрова служил священник Василий.

С 1950 г., сразу после окончания семинарии ко храму с. Малое Карасёво был рукоположен во священника Анатолий Гуданов (1928-2007).

В 1952 г. он был переведен в церковь Преображения Господня с. Спас Осташевского района, и в 1958 г. назначен вторым священником Преображенской церкви на Преображенской площади в Москве. После того как храм, в 1964 г., взорвали. Отец Анатолий был переведен в Воскресенскую церковь в Сокольники.

В 1952-1953 гг. настоятелем Покровского храма с. Малое Карасёво был о. Борис Пономарёв, фронтовик, удостоенный впоследствии всех наград священника, включая митру и орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени. При о. Борисе начались активная реставрация храма и восстановление церковноприходской жизни. Его супруга, матушка София, организовала церковный хор, сама занималась иконописью. После с. Карасёва о. Борис 45 лет служил в храме Илии Пророка в г. Можайске. В 1999 г. был злодейски убит.

После о. Бориса в Карасёво назначили престарелого священника Василия Бармушкина, вернувшегося из заключения, затем иеромонаха Иоанна, потом о. Кирилла, выходца с Западной Украины.

В конце 1940-х - начале 1960-х гг. в Коломенском районе храм с. Карасёво был единственным, в котором совершались богослужения. Начались хрущевские гонения на Церковь, под различными предлогами в стране закрыли половину церквей.

В 1963 г. храм в с. Малое Карасёво был закрыт по надуманным обвинениям.

Это закрытие, третье, стало для святыни самым разрушительным. Церковь была со всех сторон окружена милицейскими нарядами, а заключённые «пятнадцатисуточники» ломали иконостас и киоты, выносили старинные образа и грузили их на машины. Храм был осквернён и поруган.

Верующий народ ничего не мог сделать. В церкви было устроено общежитие для студентов, приезжавших в совхоз на сезонные работы. Но вскоре его закрыли, так как молодёжь начала жаловаться руководству совхоза, что в здании, отведённом под жильё, творятся «страшные вещи», «в нём просто невозможно ночевать». Храм стали использовать под зернохранилище.

В 1989 г. разорённый храм возвратили верующим. Началось его восстановление.

Поблизости от Карасёва, в д. Малое Уварово, родился крестьянский поэт Алексей Ермилович Разорёнов (1819-1891). Сын крестьянина, он учился грамоте у пономаря. В 10 лет Алексей Разоренов был привезен в Москву, мыл посуду в трактире, был разносчиком. Полжизни он провёл в скитаниях, был приказчиком, лакеем, актёром, разносчиком, поваром.

В 1850-е гг. работал в провинциальном театре. В середине 1860-х гг. поселился в Москве, открыл мелочную лавку. Песни он начал сочинять ещё в 1850-х гг., в 1870-х стал публиковать. При жизни поэта вышла отдельной книжкой только его поэма «К неоконченному роману «Евгений Онегин», соч. А. Пушкина, продолжение и окончание, соч. А. Разорёнова». Песня «Не брани меня, родная» исполняется и ныне как народная.

Московская обл., с. Малое Карасёво



Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Покрова Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда