Атмосфера мест

Церковь Святых праведных Иоакима и Анны

Недалеко от центра Можайска стоят два храма. Меньший по наружной отделке относится, вроде бы, к XVIII в., но его южная стена, обращенная к храму XIX в., сложена из блоков белого камня и выдаёт глубокую древность постройки. Это церковь Иоакима и Анны, являвшаяся частью собора Якиманского монастыря (упразднён в 1764 г.) - известным с конца XVI в. приделом Святителя Леонтия Ростовского.


Когда основан Иоакиманский монастырь, неизвестно, первое сведение о нём - 1596-1598 гг. Тогда там была одна «церковь Св. Богоотец Иоакима и Анны каменна да два придела Воскресение Христово, да Леонтия Епископа Ростовского чудотворца», на монастыре же «церковь с трапезою Трёх Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, древяна верх», Святые ворота, «да на монастыре же две кельи игуменские с сеньми и чуланы, да шесть келий братских», при монастыре имелась слободка в 22 двора; в 1629 г. под ней «места монастырского вдоль сто двадцать сажень, поперёк семьдесят сажень без чети сажени»; у него было до 16 пустошей близ Можайска и 3 в Колоцком стану и мельница».

Список с писцовой книги 1629 г.: «Монастырь Якиманской, а в нём церковь Святых богоотец Акима и Анны каменна да два придела: Воскресение Христово да Леонтия, епископа Ростовского Чудотворца. А в церкве Божие милосердие образы: образ местный Акима и Анны на празелени. Двери царские и столпцы, и сень на золоте. Да книг: на престоле Евангелье, да Треодь полная, да Трефолог, да Потребник, да Минея Отцая, да Треодь цветная, да Служебник, все писмянные. Ризы да стихари полотняные ветхи. Да на колокольнице пять колоколов. Государево данье денежного и хлебного жалованья не было».

Из игуменов Якиманского монастыря известны упомянутый в начале XVI в. Иоаким, в январе 1649 г. Феодосии. Строители - Симеон в 1648 г., Иов в 1655 г., Авраамий в 1667 г., Варлаам в 1673-1675 гг.

В 1675 г. обитель передана в ведение Лужецкому монастырю, в 1764 г. отделена и обращена в приходскую церковь, которая существует и поныне. По описи 1763 г.: «В том монастыре одна каменная церковь древнего здания во имя Богоотец Иоакима и Анны, об одной главе, глава крыта чешуёю деревянною, на главе крест железный, об одном престоле.

Да к ней же приделана каменная же церковь, бывшая во имя Леонтия митрополита Ростовского имевшаяся прежде сего ветхая, которая ныне строением в починке находится. Над оным приделом вверху деревянная колокольня, крыта тёсом, глава чешуёю деревянною, крест железный (эта часть храма сохранилась до нашего времени).

А других в том монастыре каменных и деревянных церквей, настоятельских и братских каменных и деревянных келий, магазейнов, також каменного и деревянного строений и каменной ограды не имеется.

Вокруг того монастыря вместо ограды загорожено в столбах забором бревенчатым, а по углам срублены вместо башен струбы... А ныне в наличности как игумена, строителя и монашествующих никого в том монастыре не имеется. А состоит ныне налицо: белой священник Алексей Григорьев, дьячок Александр Акинфиев... Оным попу и дьячку денежного и хлебного жалованья ничего не происходит, а довольствуются того монастыря от приходских людей, да имеется у них, попа и дьячка, под дворами и огородами усадебно-монастырской земли одна десятина...»

В 1770-е гг. храм был капитально перестроен, а с 1867 г., после сноса смежного с ним древнего храма, выделился в самостоятельный. Южная белокаменная стена осталась от храма, сооружённого в 90-х гг. XIV в., и была у него северной. В 1880-х гг. пристроена трапезная. «1774 г. 4 сентября дозволено в городе Можайске при церкви Богоотец Иоакима и Анны построить вновь придел во имя бессребреников Космы и Дамиана.

К 11 января 1779 г. он был готов к освящению.

25 января 1779 г. Синодальная Контора дала дозволение освятить его».

В 1776 г. приходских при Иоакиманской церкви 100 дворов, усадебной и пашенной земли 7 десятин. В 1779 г. в наличии священник Алексий Григорьев, диакон Александр Иакинфов, дьячок Иван Алексеев, пономарь Иван Александров.

В 1777 г. благочинным градских церквей был священник Ахтырской церкви Пётр Максимов. «Придельная церковь была изначально во имя Космы и Дамиана, но когда священник Дионисий после нашествия французов был переведён от Ахтырской, неприятелем сожжённой церкви и, соблюдя оной храмовую икону, то и переименовал церковь во имя Ахтырской Богоматери. Эта икона была устроена воеводой Ступишиным».

Первоначально при Иоакиманской церкви значилось 46 приходских домов.

В 1813 г. были приписаны к ней сожжённые французами Ахтырская и Ильинская церкви и некоторые селения от Петропавловской и Ильинской церквей, и с того времени значилось в приходе 169 домов, а в 1855 г. - 263 дома.

В 1855 г. был определён причт к Ильинской церкви, вследствие чего от Иоакиманской церкви отделено 124 двора.

Древний храм, пришедший в ветхость, был разобран в 1867 г. Сохранившуюся до нашего времени часть также хотели разобрать по решению епархиального начальства, но в 1884 г. по ходатайству можайского мещанина Михаила Самородова было принято решение на его средства храм возобновить.

К 1916 г. храм возобновлён только снаружи, внутри же не освящён.

В советское время он не действовал, в нём разместили архив. Причт состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря. Дома у священно- и церковнослужителей были собственные, стояли на церковной земле.

В 1821 г. священником Якиманской церкви был Иоанн Исидоров, в 1829 г. он же.

В 1821 г. рукоположен во священника к Иоакиманскому храму Иоанн Исидорович Весёлое. Он был сыном священника. Окончил Московскую семинарию с аттестатом 1-го разряда.

В 1833 г. определён присутствующим в Можайское Духовное правление.

В 1836 г. утверждён по выбору общим духовником.

В 1837 г. определён благочинным уездных церквей. В семье о. Иоанна и его жены Мавры Михайловны было 10 детей: Александр, Михаил, Георгий, Григорий, Пелагея, Агриппина, Екатерина, Анна, Алексей, Александра.

В 1840 г. в Иоакиманском храме всё ещё служил священник Иоанн Весёлое. В это же время дьяконом при Иоакиманском храме служил Иаков Иванович Небезранов, дьячком - Василий Михайлович Озерецковский. На новом месте заложен трёхпрестольный новый храм (по благословению Филарета, митрополита Московского).

Он стоит рядом с древним храмом. Большой каменный храм Святых праведных Иоакима и Анны построен в 1871 г. по проекту Казимира Викентьевича Гриневского (1825-1885), с колокольней, надстроенной в 1893 г. по проекту Павла Георгиевича Егорова, и приделами (1916) Преподобного Сергия Радонежского и Ахтырской иконы Божией Матери, позднее приделы освящены во имя Святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери. Святыней храма являются два больших древних скульптурных изображения Николы Можайского «с мечем и градом» (городом).

В 1869 г. в Иоакиманском храме служил священник Евгений Александрович Лебедев. В 1877 г. вместо него, поступившего на должность эконома Московской Духовной семинарии, был определён священник Ильинской церкви г. Можайска Александр Николаевич Ансеров.

В 1878 г., 8 октября, освящён придел Ахтырской Божией Матери архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Дионисием. 14 января 1879 г. освящён придел Преподобного Сергия Радонежского.

В 1882 г. на место Ансерова, поступившего в Саввинский Звенигородский монастырь, поставлен священник Николаевского собора Виктор Кириллович Троицкий. Староста - можайский купец Гавриил Егорович Малахов. В летописи, составленной священником Евгением Лебедевым, допущена ошибка: при церкви существовал не Сретенский женский, а Иоакиманский мужской монастырь. При священнике Троицком, после 22-летнего перерыва, была (1871) продолжена постройка каменной колокольни. За ней наблюдал классный художник, архитектор Павел Георгиевич Егоров. Достройка встала в 6000 руб.: 3,5 тыс. руб. церковных денег, 2,5 тыс. руб. - пожертвований. Достройка производилась в одно лето.

В 1876 и 1884 гг. в семье священника Иоакиманской церкви Виктора Троицкого родились сыновья Сергей и Николай, они окончили, соответственно, Донское (в 1893 г.) и Звенигородское (в 1898 г.) Духовные училища и в 1902 и 1904 гг. Вифанскую семинарию.

В 1876, 1878 и 1880 гг. в семье диакона Иоакиманского храма Петра Павловича Лебедева родились сыновья Сергей, Николай и Иван. Они окончили Звенигородское Духовное училище (в 1880, 1890 и 1892 гг.) и Вифанскую семинарию (в 1895, 1896 и 1898 гг.).

В приходе были церковноприходская и городская женская церковно-приходская школы, учреждённые, соответственно, в 1893 и 1862 г.

В 1916 г. церковным старостой был находившийся в должности с 1886 г. можайский купец 3-й гильдии Гавриил Егорович Малахов (75 лет).

Причт по штату состоял из священника, диакона и двух псаломщиков.

В 1914 г. к храму был определён священник Сергий Викторович Троицкий (40 лет). В 1902 г. он окончил Вифанскую семинарию с аттестатом 2-го разряда и был назначен учителем в Кукаринскую церковноприходскую школу.

В 1905 г. определён на место отца, протоиерея Виктора Кирилловича Троицкого, во священника к Ильинской с. Ильинского на Бодне церкви.

В 1912 г. награждён набедренником, в 1916 г. скуфьёй. У о. Сергия и его жены Марии Фёдоровны было трое детей: Татьяна, Виктор, Зинаида. Отец Сергий в 1918 г. был вызван повесткой на сборный пункт для общественных работ и домой уже не вернулся. Родственники были так напуганы, что не отважились даже узнать, что с ним случилось.

В 1916 г. диаконом при Иоакиманской церкви был Пётр Павлович Лебедев (71 год), псаломщиками - Сергей Васильевич Троицкий и Иван Иванович Цветков.

С 1931 по 1932 г. в храме Святых праведных Иоакима и Анны служил священномученик Арефа (Насонов). Он родился 24 октября 1888 г. в с. Должик Житомирского уезда Волынской губернии в семье крестьян Иоакима и Анны Насоновых. После окончания министерского училища и сдачи экзаменов, необходимых, чтобы занять должность сельского учителя, Арефа Акимович с 1913 г. стал преподавать в с. Должик. Он женился на Агриппине Григорьевне Поляковой, окончившей гимназию и работавшей учительницей.

1 августа 1914 г. Арефа Насонов рукоположен во священника к храму в том же селе, при этом не оставил своих преподавательских занятий. Молодой священник отличился тем, что многих раскольников обратил в православие, за что особо уважался управлявшим Волынской епархией архиепископом Антонием (Храповицким).

В 1916 г. о. Арефа переехал в с. Голышево Ровенского уезда Волынской губернии и в том же году эвакуировался в с. Андреевку Чембарского уезда Пензенской губернии. Там он служил до 1931 г.

В 1931 г. арестован ОГПУ. Продержав священника две недели в заключении, власти отпустили его, так и не выдвинув никаких обвинений и ни разу не допросив. После революции о. Арефа был лишён избирательных прав, и семья его числилась лишенцами.

С 1929 г. священник облагался индивидуальным налогом, в 1930 г. за неуплату гособязательств у семьи отнята корова.

В 1931 г. о. Арефа перебрался в Можайск, где до 1932 г. служил в храме Святых Иоакима и Анны. Он вместе с женой и семью детьми проживал в сторожке при церкви. Власти предприняли попытку закрыть храм, отняв у верующих ключи. Но попытка не удалась.

Этот храм - один из немногих, который в советское время не закрывался.

3 сентября 1932 г. о. Арефу арестовали и 4 сентября поместили в Бутырский изолятор, где он содержался всё время следствия. Его обвинили в том, что он, будучи священником, «проживал в 3-километровой зоне военсклада... систематически обрабатывал в антисоветском духе граждан, посещавших церковь». На следствии священник подтвердил, что он принадлежит «к течению тихоновцев».

Все возводимые на него обвинения о. Арефа отверг, заявив, что виновным себя не признаёт. Показания на него, кроме других лжесвидетелей, дал священник Феодор Казанский. Будучи допрошенным в качестве свидетеля, он сказал, что о. Арефа монархист, осуждает колхозное строительство и не может примириться с существованием советской власти, ожидает скорейшей её гибели, и вообще «Насонов является опасным элементом в условиях можайской действительности».

11 сентября 1932 г. «тройка» ОГПУ приговорила священника Арефу Насонова к трём годам ссылки в Казахстан. Через 8 месяцев он бежал из ссылки и уехал в Пензенскую область, где когда-то прожил около 15 лет. Там скрывался до 1936 г., но, видимо, уже не мог оставаться без службы и попросился у священноначалия на приход.

В 1936 г. он был назначен служить в храм Святых бессребреников Космы и Дамиана в с. Бычки Сараевского района Рязанской области.

31 декабря 1937 г. «тройка» НКВД приговорила о. Арефу к расстрелу. Священник расстрелян 10 января 1938 г. и погребён в безвестной общей могиле.

В марте 1933 г. Мособлисполком вынес решение о закрытии церкви «Акима и Анны» в Можайске. В постановлении сказано, что здание Иоакиманской церкви необходимо использовать под аудиторию ШКМ (школы колхозной молодёжи) и школы 1-й ступени. Верующие могут пользоваться Вознесенской церковью. Но Господь уберёг храм.

В 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой были расстреляны священники храма о. Кирилл Харитонович Чмель (р. 1879) и о. Николай Александрович Сафонов (р. 1900). Николай Сафонов, настоятель Иоакиманской церкви, родился в Саратове, имел низшее духовное образование. В Можайске проживал на ул. Крупской, д. 15. Арестован 5 декабря 1937 г., 9 декабря приговорён и 15 декабря расстрелян. Священник Кирилл Чмель родился в Харьковской губернии, имел cpeднее духовное образование, проживал в Можайске, ул. Кожевенная, д. 30. Арестован 14 ноября 1937 г., 25 ноября приговорён и 2 декабря расстрелян.

Иоакиманский храм не был разорён, это был единственный действующий храм на весь город.

В 1941 г., при отступлении Красной армии, его хотели взорвать, но верующие не дали.

Во время немецкой оккупации в Иоакиманском храме служили протоиерей Александр Воскресенский и дьякон Георгий Хохлов, с которого немецкий солдат хотел снять шубу во дворе аптеки, но диакон вступил в борьбу, и шуба осталась у него на плечах, зато другой немецкий солдат снял с него тёплые рукавицы. В Иоакиманском храме за сторожа была монашка Матрёша. Группа пьяных немецких солдат ломилась к ней, тут случился церковный староста Илья Васильевич Цвелёв. Он начал усовещать их. Немцы жестоко его избили. Во время обстрелов в подвале под Иоакиманской церковью укрывалось до 1000 человек.

В середине 1950-х гг. в храме Святых праведных Иоакима и Анны служил иерей Михаил Нестеров (1919-1996).

В 1946 г. он был рукоположен во диакона. Служил в Мариуполе, Орехово-Зуевском районе (Дрезна, Кабаново), был рукоположен во иерея и назначен настоятелем собора в Можайске. В храм никто не ходил, он стоял пустой, с выбитыми стёклами, не было хора. Отец Михаил потихоньку всё наладил, прослужил 5 лет и вышел за штат после двух инфарктов.

Отец Михаил родился в крестьянской семье, у него было 6 братьев и сестёр. С детства был при храме, несмотря на насмешки и унижения, которым подвергался в школе, и стал псаломщиком.

В мае 1941 г. призван в армию и направлен на Север, всю войну сражался на полуострове Рыбачий. Вернулся с больными ногами. Поступил в Богословский институт в Новодевичьем монастыре в Москве. Заболел язвой желудка. После службы в Можайске и выхода за штат он поехал в Болшево, где псаломщицей служила его тётушка Мария. Вновь начал служить в храме в окрестностях г. Пушкино, снова вышел за штат, но в конце того же года назначен в Антиохийское подворье в Москве, где и служил с 1959 по 1977 г. Его там полюбили и прозвали «пушистым» за пышные волосы. Отец Михаил был награждён советскими боевыми орденами и медалями и орденами Антиохийской церкви. По болезни ушёл на пенсию, служил по праздникам в болшевском храме Святых бессребреников Космы и Дамиана. Он много болел, у него отняли ногу, и в храм его привозили в кресле-коляске, а последние полгода он уже не вставал с постели.

Скончался мирно, во сне, 30 апреля 1996 г. и похоронен у стен Космодемьянского храма.

С 1953 по 1958 г. в Никольском соборе служил протодиакон Сергий Иванович Добров (умер в 1971 г. на 64-м году жизни).

До 1953 г. он служил в Троицком кафедральном соборе в г. Калинине, в 1950 г. возведён в сан протодиакона.

С 1958 г. служил в Никольском единоверческом храме в Москве.

В 1956-1957 гг. служил в храме во имя Святых праведных Иоакима и Анны в г. Можайске митрофорный протоиерей (с 1965 г.) Иоанн Николаевич Соколов (ум. 1969). Он родился в 1887 г. в г. Владимире.

В 1903 году там же окончил министерскую 4-классную школу, а в следующем году - одногодичные курсы псаломщиков при владимирском архиерейском доме. Епископом Переславским Дамианом в 1926 г. рукоположен во пресвитера к храму в с. Даратниково, Владимирской епархии.

В январе 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием I был назначен в клир Воскресенского храма, что в Брюсовском пер. (ул. Неждановой) в Москве. За ревностное служение Церкви Божией в 1964 г. о. Иоанн был удостоен награждения Патриаршей грамотой, а в 1965 г. - митрой.

В 1965 г. он по болезни вышел за штат.

Превозмогая слабость, о. Иоанн приходил в храм и по воскресным и праздничным дням принимал участие в богослужении. Прихожане очень любили его и с радостью встречали. Это был человек высокой культуры, простого нрава и, казалось, безграничного терпения, никогда не отказывавший прихожанам в их просьбах.

Его отличала способность уметь всегда примирить рассорившихся, найти ключ к сердцу разгневанного человека.

В 2001 г. исполнилось 50 лет служения настоятеля храма протоиерея Петра Деревянко в священном сане.

19 мая 2001 г. протоиерею Петру присвоено звание почётного гражданина г. Можайска. Он установил постоянное шефство над Можайской женской исправительно-трудовой колонией.

Ещё в 1990 г. в ней, расположенной на окраине города, имелось помещение для молитвы.

В 1999 г. на территории колонии заложен храм в честь Иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Чин освящения основания храма в 1999 г. и чин освящения в 2001 г. совершил архиепископ Можайский Григорий.

Московская обл., Можайск

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Святых праведных Иоакима и Анны адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...