Атмосфера мест

Церковь Святителя Николая Мирликийского

Село Никольское-Кляпово на р. Сетунь известно с 1358 г. В духовной грамоте отца Дмитрия Донского, великого князя Московского Ивана Красного, оно упомянуто как Кляповское. Село оставалось дворцовым до 1593 г., когда пожаловал государь и великий князь Фёдор Иванович... Животворящей Троицы Сергиева монастыря архимандрита Митрофана с братиею... а в селе церковь Никола Чудотворец древяна, клецки, а в церкви собраны книги и свечи и на колокольне колокола и все церковное строение мирское того же села Кляпова».

Федор Иванович пожаловал село «по отце своем по царе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси, а во иноцех Ионе, для вечного покою».

С 1764 г. село управлялось Ведомством экономии.

В 1805 г. «тщанием московского 1-й гильдии купца Тимофея Петрова и иждивением оной церкви прихожан» построен ныне существующий каменный храм Святителя Николая с приделом преподобного Сергия Радонежского. В конце XIX в. трапезная была капитально перестроена.

В 1871 г. приходским попечительством устроен при церкви каменный приют для бедных из числа прихожан.

В 1875 г. попечительством над зданием приюта надстроен 2-й, деревянный, этаж для размещения сельского училища.

В 1886 г. тем же попечительством устроен деревянный дом для церковно-приходской школы.

В 1874 г. построена каменная часовня (разрушена в советское время).

В 1895 г. открыта церковно-приходская школа.

В 1909 г. в ней обучались 44 человека. Заведующим школой был священник Т. Смирнов, попечительницей была княгиня О.А. Щербатова.

В 1890 г. в сельце Пронском (входило в приход Никольского храма) на месте бывшей церкви устроена каменная часовня (большая входная, с алтарной частью, дверью и четырьмя окнами) в память чудесного избавления Государя императора Александра III с семейством от угрожавшей опасности в 1888 г. (разрушена в советское время). Каменная часовня в д. Пронское была построена по проекту 1889 г архитектора Николая Петровича Маркова, окончившего в 1881 г. Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника архитектуры. В Подмосковье, кроме часовни в Пронском, он строил церкви в Волоколамском, Рузском и Подольском уездах.

Пронское расположилось на правом берегу р. Сетуни. Впервые оно упоминается в писцовой книге 1558 г, и называлось тогда Васильевским, по когда-то существовавшей здесь церкви Василия Кесарийского. В середине XVI в. в селе стоял храм Дмитрия Солунского, а само оно находилось в вотчине за боярином Иваном Ивановичем Турунтаем Пронским. Князь Иван Иванович Турунтай, боярин, (ум. в 1569 г., утоплен но приказанию Иоанна Грозного); сын князя Ивана Дмитриевича Пронского.

Первые сведения о князе Турунтае относятся к концу княжения великого князя Московского Василия Ивановича. Князь И. Пронский пользовался доверием как великого князя Василия Ивановича, так и его брата, Дмитровского князя Юрия Ивановича. Князь Дмитровский не дружил с Московским великим князем и, как известно, погиб в правление Елены Васильевны Глинской...

В 1532 г. князь Пронский был воеводой сторожевого полка в Нижнем Новгороде.

В 1533 г., незадолго до смерти великого князя Василия Ивановича, он был послан в Дмитров за князем Юрием Ивановичем со словами: «хотим Андрея брата женить, и ты-б, брат наш, поехал ко мне и к Андрею брату на свадьбу». И князь Юрий, не доверявший своему брату, великому князю Василию, поверил князю Пронскому и на зов его приехал.

В 1533 г. и 1537 г. он был воеводой в Муроме, а в 1540 г. воеводой в правой руке в Коломне.

В 1541 г., когда полки стояли в Коломне «по крымским вестям», князь. Пронский был воеводой передового полка, а князь Ив. Вас. Шемяка-Пронской - воеводой в правой руке, при чем князю Ивану Васильевичу прислано от великого князя сказать, что это ему «не в место», т.-е. что в этом нет для него безчестья.

Крымский хан Саип-Гирей пришел к Оке и стал на горе; татары хотели переправиться на другой берег, но им не удалось это исполнить, потому что московские воеводы, получив известие о его приближении, поспешили тоже к Оке и вступили с ними в сражение. Передовой полк, с князем Пронским во главе, пришел раньше других и, как сказано в летописи, «полетеша стрелы аки дождь».

Князь Пронский был в дружеских отношениях с князем Шуйскими и участвовал в 1543 г. в том заседании думы, когда бояре, в присутствии великого князя Ивана Васильевича и митрополита Макария, едва не умертвили ненавистного им велико-княжеского любимца Воронцова.

Вскоре после того великий князь Иван Васильевич, решив освободиться от боярской олигархии, предал тогдашнего «правителя» московского государства, князя Андрея Михайловича Шуйского, своим придворным псарям на расправу, и те затравили его собаками; многие же из его друзей и сообщников были разосланы по отдаленным деревням: князю Пронскому велено было жить в Ржевских его имениях.

Этим объясняется, что в течение нескольких лет не встречается имени князя Пронского ни в летописях, ни в разрядах.

Лишь в 1547 г., для радостного события венчания на царство великого князя Ивана Васильевича, а вслед за тем его свадьбы с Анастасией Романовной Захарьиной, была снята опала с провинившихся бояр и князей, и князь Пронский и жена его присутствовали 3-го февраля 1547 г. на свадьбе царя: князь Пронский был в качестве; дружки со стороны невесты. Неизвестно, когда именно князь Пронский был назначен наместником в Псков, но в том же, т. е. 1547 г., в Петров пост, псковичи прислали в Москву 70 человек с жалобой на него.

Царь Иван Васильевич был в это время в сельце Острове и так разгневался на челобитчиков, что стал обливать их горячим вином и палил бороды и волосы. Вероятно они не избежали бы казни, если бы в эту минуту не явился из Москвы посланный с донесением, что упал большой колокол благовестник; пораженный этим сообщением царь поспешно уехал в Москву, - и псковичи остались живы.

Был ли князь Пронский виновен в притеснениях, или псковичи напрасно на него жаловались, об этом летопись умалчивает, но последующие события заставляют предполагать, что князь Иван Пронский по прежнему симпатизировал правлению Шуйских и не желал быть сторонником новой царской родни - Захарьиных.

Карамзин полагает, что князь Пронский был казнен, как мнимый единомышленник боярина Ив. Петр. Федорова, который вместе с несколькими другими боярами пересылался с польским королем Сигизмундом-Августом, намереваясь изменить Иоанну.

Все владения казненного боярина, в том числе и Васильевское, получившее от бывшего владельца название Пронское, были конфискованы и поступили в дворцовое ведомство, в виновность своих жертв не верил. Приблизительно за год до смерти, предчувствуя близкий конец, Иоанн IV разослал по русским монастырям синодики - списки казненных. По душе Ивана Пронского в Троице-Сергиев монастырь он дал персональный вклад в огромную по тем временам сумму в 125 рублей.

Уже в XVII в., из Приказа Большого Дворца Пронское в 1629 г. было продано в вотчину Баиму Федорову сыну Болтину. Новый владелец села был довольно знаменитым человеком. Свою службу он начал в 1613 г. сразу после Смутного времени. Сравнительно скоро он выдвинулся в воеводы, при царе Михаиле Феодоровиче воеводствует в Новгород-Северском, ездит в посольстве в Литву, исполняет различные службы.

В 1614 г. он был пожалован в ясельничие, затем является постельничим при царском дворе и первым судьей в Конюшенном приказе. При царе Алексее Михайловиче он был послан в Сибирь и в 1652 г. упоминается как тобольский воевода. Возвратившись через два года в Москву, он вскоре отошел отдел и доживал конец жизни то в столице, то в своем подмосковном владении.

В 1656 г им в селе была построена Покровская церковь, и по храму оно стало называться Покровским-Пронским.

После смерти Баима Болтина в 1665 г. Пронское перешло к его младшему брату Аверкию Федоровичу Болтину. В отличие от брата Аверкий селом занимался весьма мало, чему способствовали его длительные отлучки по службе.

В 1644 г. он был послан воеводой в Саратов, где подавлял восстание в южном Заволжье.

С 1653 по 1656 г. в чине стольника он воеводствует в Томске, а в июле 1658 г. был назначен воеводой в Корсунь на Украине, где ему пришлось принимать участие в обороне от войск мятежного Данилы Выговского.

В 1662 г. он воевода в Старом Быхове, где отбил нападение поляков и литовцев, за что получил царскую благодарность. Аверкию Болтину досталось от брата довольно богатое село, где кроме Покровской церкви стоял храм Николая Чудотворца. А в 1671 г. Аверкий пишет челобитную духовным властям, в которой сообщает что попа в церкви нет, а сама она «стоит без пения».

В 1670-е гг. село перешло к Артамону Сергеевичу Матвееву, (помимо Пронского он становится владельцем соседнего Васильевского на р. Москве и Одинцова). Но Матвеев недолго был владельцем села. Его близость к царю Алексею Михайловичу - воспитанница Матвеева Наталья Кирилловна Нарышкина стала второй женой царя, после смерти последнего сыграла роковую роль.

После восшествия на престол сына Алексея Михайловича от первого брака Федора Алексеевича, Матвеев был сослан с семьей, все его владения конфискованы.

Пронское в 1677 г. отдано в поместье князю Ивану Дмитриевичу Долгорукову. При нем, судя по переписи 1678 г., в селе стоял двор помещика, 15 крестьянских дворов, где жил 71 человек, и 5 бобыльских дворов - в них 13 человек. Новый владелец Пронского ничем себя не проявил. О нем известно лишь, что служил он комнатным стольником, затем в Преображенском полку и в октябре 1691 г. был нечаянно убит в потешном бою, устроенном молодым Петром I возле Преображенского.

После его смерти Покровское-Пронское переходит к его сыну князю Ивану Ивановичу Долгорукову и в 1698 г. числится уже вотчиной: «,,. дано за службу отца его стольника князя Ивана Дмитриевича Долгорукова из поместья в вотчину за вечный мир с польским королем». За этим владельцем село находилось всю первую треть XVIII в.

В 1728 г. по его челобитью ему было разрешено «вместо деревянной ветхой Покровской церкви на том же церковном месте построить вновь церковь во имя тот же престол».

В первой половине XVIII в. Пронское переходит к Нарышкиным - представителям младшей линии этого знаменитого рода.

В 1756 г. оно принадлежало Ивану Михайловичу Нарышкину, в 1762 г. - его вдове Марье Ивановне, а в конце XVIII в. их дочери Наталье Ивановне Нарышкиной. При ней в селе Покровском, Пронском тож, было 26 дворов, где жило 153 души мужского и 156 женского пола, стояла деревянная Покровская церковь и деревянный двухэтажный господский дом со службами. Крестьяне в основном были заняты земледелием, хотя некоторые занимались и перепродажей закупаемого ими хлеба.

В первой половине XIX в. Пронское заметно теряет в численности населения - видимо, сказались последствия войны 1812 г. По данным переписи 1852 г. в сельце проживало 88 мужчин и 100 женщин, а само оно принадлежало действительному камергеру Петру Петровичу Бекетову.

В 1890 г. Пронское уже числится деревней, хотя численность населения достигла 316 человек ,то есть вышла на показатели столетней давности.

Помещичья усадьба находилась во владении Сушкина.

В 1891 г. из с. Шарапова в Никольское перемещен священник Александр Алекееевич Лебедев, 25 лет. Он родился в московской губернии, сын священника, в 1888 г. окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда и был определен на должность учителя Ганусовской церковно-приходской школы в Бронницком уезде.

В 1891 г, рукоположен к Успенской церкви с. Шарапово, в том же году перемещен в с. Никольское.

С сентября 1892 г. законоучитель в Никольской церковноприходской школе.

Священномученик Николай Цветков родился 8 марта 1879 г. в с. Никольском в семье дьякона Иоанна Глебовича Цветкова. Семья была очень бедная, потому что о. Иоанн страдал страстью винопития. Николай Иванович, окончив духовное училище и Вифанскую семинарию, с 1901 г. служил диаконом в Воскресенском соборе г. Волоколамска. Вёл подвижническую жизнь.

В 1922 г. арестован, следователь втягивал его в дело, к которому Николай Иванович не имел никакого отношения, - об убийстве крестьянского писателя Семёнова. Его приговорили к 10 годам тюрьмы и 3 годам ссылки. За время заключения у него отобрали дом, он потом жил у разных людей.

В 1931 г. снова арестован и приговорён к 3 годам в исправительно-трудовом лагере.

В 1937 г. арестован и 27 сентября расстрелян на Бутовском полигоне.

В 1888 г. в с. Никольском была открыта церковно-приходская школа.

В 1909 г. в ней обучалось 53 человека. Заведовал школой священник Т. Смирнов, попечителем был крестьянин М. Бодров.

С 1914 г. настоятелем был протоиерей Александр Цицеров (1884-?). Он происходил из крестьян, был учителем, окончил семинарию. Отец Александр купил дом рядом с церковью, в хозяйстве были лошадь, корова, он сам пахал.

Его супруга Софья Александровна Риттер (1892-1983), дочь московского фотографа, пекла просфоры, доила корову. В семье было семеро детей.

После закрытия храма о. Александра перевели в пос. Голицыно, в 1937 г. он арестован и погиб в лагерях.

В 1920-х гг. церковным старостой был Иван Федосеевич Завьялов. В Москве до революции он владел пошивочной мастерской. До коллективизации жил в Никольском, где имел дом. Затем уехал в Москву, где работал гардеробщиком в театре, потом стал старостой в кафедральном Богоявленском соборе.

В 1933 г. специально привезённая команда из трёх человек сбросила и разбила колокола. Храм закрыт в 1936 г., иконы, паникадила, книги увезли, иконостас сожгли прямо в алтаре.

В храме устроили колхозный склад, потом забросили.

В 1936 г. разобрано здание, в котором на первом этаже помещалась богадельня, а на втором трёхгодичная приходская школа.

В апреле 1937 г., после возвращения из заключения в исправительно - трудовых лагерях (в 1935 г.) и служения в храме на Таганке в Москве, в Никольское переехал и служил в Никольском храме архимандрит Иоасаф (в миру Иван Васильевич Боев, 1879-1937, будущий преподобномученик).

В 1912 г. в Берлюковской пустыни (ныне в Ногинском районе Московской области) он принял монашеский постриг. В 1914 г. рукоположен во иеродиакона, в 1921 - во иеомонаха, служил в Никольском единоверческом монастыре в Москве.

В том же году мобилизован в ополчение, как специалист по пчеловодству, работал на пасеке.

После демобилизации в монастырь его не взяли «в виду сложившихся трудных обстоятельств». Уехал на Урал, служил на приходе.

В 1927 г. арестован по ложному обвинению в контрреволюциейной агитации и за привлечение в церковь детей.

Отец Иоасаф был сослан в Тобольский край. После окончания срока ссылки переехал в Уфу, где служил на приходе и налаживал приходскую жизнь.

В 1930 г. арестован по обвинению в том, что он «возглавлял контрреволюционную организацию церковников», на 3 года сослан в лагеря. После освобождения и переезда в Никольское, 27 ноября 1937 г. он был снова арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.

О. Иоасаф категорически отказался признать себя виновными в возводимых на него ложных обвинениях, но 5 декабря он был приговорен к расстрелу, и 10 декабря того же года расстрелян на Бутовскаом полигоне под Москвой.

В наше время храм был восстановлен как патриаршее подворье.

Московская обл., с. Никольское (Кляпово)

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Святителя Николая Мирликийского адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...