Атмосфера мест

Церковь Преображения Господня (разрушена)

В 3-х верстах от станции Ново-Иерусалимская расположено с. Никулино Лучинской волости Звенигородского уезда.

Село Никулино было вотчиной думного дьяка Лукьяна Тимофеевича Голосова, который продал село в 1657 г. патриарху Никону. Лукьян Тимофеевич был потомственным дьяком, его отец Тимофей Голосов умер в 1647 г. дьяком в Астрахани. Лукьян Голосов начал службу подьячим в Поместном приказе (подьячий - служащие в приказах). При Поместном приказе существовало училище, готовившее подьячих. Подьячий начинали службу «молодшими», т.е. переписчиками документов; в зависимости от успехов по службе и продолжительности служения в «молодших» они становились «средними», составлявшими документы и справки, а затем и «старшими», или «справными», руководившими делопроизводством своего «стола» и редактировавшими исходящие документы. Успешная служба в «справных» подьячих открывала дорогу в дьячество.

Около 1644-1645 гг. Лукьян Голосов перешёл в Разрядный приказ (ведал всеми дворянскими службами и чинопроизводством, а также военным делом); с 20 июля 1653 г. до 28 октября 1657 г. дьяк Патриаршего разряда (ведал службами и чинопроизводством патриарших дворян); в 1658-1659 и 1660-1663 гг. - там же; в 1659-1661 гг. - в Мастерской палате (ведала гардеробом царского дома, изготовлением, хранением и пожалованием одежды (жаловали в основном дорогие шубы)); в 1662—1670 гг. - дьяк Посольского приказа.

По приказу царя Лукьян Голосов был участником дела патриарха Никона. 21 декабря 1662 г. ему (с другими лицами) «государь указал сидеть в патриархове деле и выписывать из правил», т.е. готовить обвинение патриарху. 30 марта 1667 г. - думный дьяк Посольского приказа и Новгородской чети (думные дьяки - особая категория дьяков, они постоянно участвовали в заседаниях Думы, в отличие от простых дьяков, призывавшихся туда только для ответов на запросы или для докладов о делах подведомственных им. Думные дьяки имели право возглавлять приказы в качестве судей (без судьи дьяки управляли приказом только коллегиально), думных дьяков в одно и тоже время были считанные единицы), а 17 июня велено ему ведать также Галицкую и Владимирскую чети и Малороссийский приказ; там же и с 1666 г. по 26 апреля 1670 г.; в 1667-1668 гг. - в Полоняничном приказе; в 1669-1672 гг. - думный дьяк Аптекарского приказа; 17 марта 1674 г. назначен в полномочное посольство боярина князя Никиты Ивановича Одоевского в Польшу; вернулся в Москву в январе 1675 г.; по переписным книгам 1677-1678 гг., за ним дворов в поместьях и вотчинах: в Московском уезде - 9, в Алексине -35, на Белоозере - 8, во Владимире — 15, в Белеве - 3, всего в 5 уездах 70 дворов; в октябре 1678 г. - думный дьяк в полномочном посольстве боярина Ивана Васильевича Бутурлина в Польшу; в 1680-1681 гг. -дьяк Посольского приказа, Новгородской и Устюжской четей и Смоленского и Малороссийского приказов; в 1681-1682 гг. -думный дворянин (чин, специально установленный для представителей незнатных родов, чей совет был желателен в Думе, его получали выдающиеся военные, особо отличившиеся приказные и т.д. В лестнице придворных чинов думные дьяки и дворяне отсутствовали. В редких случаях думные дьяки и дворяне могли быть пожалованы в чин окольничего. Думных дворян в разное время было от 1 до 40).

В с. Никулино с давних пор существовала деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, во имя Св. великомученика Георгия Победоносца и во имя Св. Николая Чудотворца.

В 1678 г., как видно из переписных книг, с. Никулино называлось Преображенским, храм был в честь Преображения Господня с приделом во имя Св. Николая Чудотворца. Разрушенная в советское время древняя Преображенская церковь с. Никулино была деревянной на каменном фундаменте, снаружи обшита тёсом, а внутри оштукатурена. Колокольня была также деревянной.

В 1864 г. на средства Павла Григорьевича Цурикова был устроен тёплый придел Казанской иконы Божией Матери. При церкви с. Никулино была церковно-приходская школа. В конце XIX - начале XX в. в храме с. Никулино служил священник Иоанн Алексеевич Беляев, его жена, Мария Алексеевна, - дочь диакона Вознесенской церкви Алексия Христофоровича Розанова.

В приходе церкви с. Никулино состояло сельцо Бабкино (в двух с половиной верстах от церкви) Сергея Алексеевича Киселёва. Позднее Бабкино было куплено у Киселёва полковником лейб-гвардии гусарского полка Петром Михайловичем Котляревским, и в 1905 г. здесь было имение его жены Татьяны Алексеевны. Начиная с 1885 г., несколько лет подряд, в Бабкино приезжала на дачу семья Чеховых. Местные впечатления дали темы для творчества не только Антону Павловичу, но и его брату Михаилу.

В его рассказе «Сживется-стерпится» описаны события, происходившие во второй половине 1880-х гг. в семье священника, служившего в церкви с. Никулина. М.П. Чехов встречался со священником, в рассказе названном о. Никодимом. Рассказ «Сживется - стерпится» впервые был напечатан в газете «Новое время» 19 июня 1901 г.

В советское время (1929 г.) церковь в с. Никулино была разрушена.

В 2000 г. в Никульском была построена временная деревянная церковь, в наше время началось строительство каменного храма.

Московская обл., с. Никулино



Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Преображения Господня (разрушена) адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда