Атмосфера мест

Церковь Преображения. Церковь Успения Божией Матери

Село Нижний Белоомут в XVII в. возникло как присёлок дворцового с. Белоомут и называлось Комарёво. В 1762 г. оно было пожаловано М.С. Похвистневу, участнику переворота, возведшего Екатерину II на престол. После Похвистневых селом владели Тепловы, у которых в 1839 г. его купил местный крестьянин Алифанов, выслужившийся из рядовых в офицеры.

Впервые на этом месте, в центре села, на берегу Оки, деревянный храм Преображения Господня упоминается в писцовых книгах под 1616 г. Каменная церковь с приделами Покрова Божией Матери и Архангела Михаила в трапезной строилась с 1797 по 1802 г.


Около 1823 г. изменено завершение храма, в то же время появились колонные портики над южным и северным дверяами храма. Некоторые исследователи считают сочетание разнофигурных оконных проёмов, а также рельефные геометрические фигуры в декоре порталов чертой «местного стиля», восходящей к постройкам XVIII в. в Николо-Радовицком монастыре.

В советское время храм искалечен перестройками (после закрытия были разрушены главка, колокольня, утрачены колонные портики и внутреннее убранство). Храм был приспособлен под клуб.

Нижний Белоомут имел городскую застройку. Большая улица была направлена на колокольню Преображенского храма, который вместе с домом причта и женским училищем составлял красивый архитектурный ансамбль. Храм был богато украшен внутри.

В церкви Преображения Господня с. Нижний Белоомут служили священники: Афанасий Афанасьев (упоминается в 1628 г., фамилии у священников появляются только в XIX в. и то с середины века, так что Афанасий Афанасьев - это имя и отчество, но отчество написано в сокращенной форме, потому что с -вичем писались даже в XVIII в. только чиновники начиная с VII класса), Петр Игнатьев (упоминается в 1674 и 1676 г.), Aгап Михайлов (упоминается также в 1674 и 1676), Иоанн Петров(рукоположен к Преображенской церкви с. Нижний Белоомут в 1685 г.), поп Андрей (рукоположен в 1692 г.), Герасим (1724), Иоанн Иоаннов (рукоположен в 1744 г.), Петр Андреев (упоминается в документах в 1747 г.), Василий Силин (с 1786 по 1815), Григорий Антонов (с 1796 по 1805), Иоанн Преображенский (с 1815 по 1855), Иоанн Стефанов Надеждин (1-я половина XIX в.), Николай Фелицын с 1854 г.

С начала 1839 г. Н.П. Огарёв, в связи с хлопотами об освобождении крестьян, жил в Верхнем Белоомуте.

Сын священника, Николай Иванович Надеждин (5 октября 1804 г. - 11 января 1856 г., Санкт-Петербург; похоронен на Смоленском кладбище), философ, этнолог, литературный критик, журналист, родился в Нижнем Белоомуте в семье священника Ивана Степановича Надеждина, здесь и провёл детство. Окончил Рязанское Духовное училище в 1815 г., затем Рязанскую Духовную семинарию в 1820 г., как лучший ученик был отправлен в Московскую Духовную академию, где под руководством Ф.А. Голубицкого и П.И. Доброхотова изучал новейшие системы немецкой философии И. Канта, И. Фихте и Ф. Шеллинга; получил разностороннюю языковую подготовку. Вышел из академии со степенью магистра богословия в 1824 г., в 1824-1826 гг. преподавал в Рязанской Духовной семинарии.

В 1826 г. переехал в Москву.

В апреле 1828 г. подал прошение в Совет Императорского Московского университета о допуске к экзамену на степень доктора словесных наук. Первоначально ректор И.А. Двигубский не допустил Надеждина на испытание, поскольку как магистр богословия он должен был защищаться по нравственно-политическому отделению, где находилась соответствующая кафедра. Надеждин уточнил формулировку диплома - магистр богословия с правом литературного преподавания, что дало возможность Совету университета обратиться к министру народного просвещения К.А. Ливену с просьбой о допущении Надеждина к экзамену. Сдавал экзамен по словесности А.Ф. Мерзлякову, М.Т. Каченовскому, И.М. Снегирёву, СМ. Ивашковскому, П.В. Победоносцеву.

В 1830 г. защитил диссертацию «О романтической поэзии. О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической», в которой призывал к синтезу классического и романтического искусства. 24 ноября 1830 г. был утверждён в степени доктора, затем прочёл пробную лекцию «Необходимость, значение и сила эстетического воспитания»; 26 декабря 1831 г. утверждён профессором кафедры теории изящного искусства и археологии словесного отделения университета.

С 1831 г. Надеждин читал лекции по истории искусств. Впервые ввёл в курс теории изящных искусств и археологии изучение памятников Древней Индии, Персии, Финикии, Ассирии и Вавилона. На лекциях он рассматривал историю художеств, творчества в его истори-ческо-археологическом и философско-теоретическом аспектах.

В 1833 г. на торжественном выпускном собрании университета прочёл речь, посвященную современному направлению изящных искусств. Считал, что искусство - явление историческое, отражающее процесс развития общества. Главными оценками произведений современного искусства Надеждин называл естественность и народность.

С 1834 г. он, для студентов 1-го курса всех факультетов, читал логику. Принимал участие в деятельности Общества Любителей русской словесности и Обществе истории и древностей российских, издании «Учёных записок» Императорского Московского университета, издавал собственный журнал «Телескоп» (1831-1836).

29 мая 1835 г. Надеждин был уволен из университета по собственному желанию (в связи с предстоящей женитьбой).

В 1836 г. за публикацию в журнале «Телескоп» «Философического письма» П.Я. Чаадаева Надеждин сослан в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар). Из Усть-Сысольска прислал около 100 статей по церковной истории и литературе, по русской и славянской истории, по географии и этнографии для «Энциклопедического лексикона» А.А. Плюшара. Одновременно напечатал в журнале «Библиотека для чтения» несколько крупных исследований историко-этнографического характера.

В 1846 г. опубликовал исследование «Зарайск в старину и ныне». Н.И. Надеждин был одним из инициаторов создания Российского географического общества.

В ноябре 1846 г. на первом годовом собрании общества он выступил с докладом «Об этнографическом изучении народности русской», в котором впервые определил предмет этнографической науки и её место в системе наук, особо подчеркивая первоочередную необходимость изучения этнографии русского народа.

В 1848 г. Надеждин возглавил Отделение этнографии Российского географического общества.

С 1838 г. Надеждин стал служить в Министерстве внутренних дел в Санкт-Петербурге.

С 1843 по 1856 г. редактировал журнал «Министерства внутренних дел». Эта работа и свела его в могилу. Надеждин привык работать с министром Л.А. Перовским, но в 1852 г. тот уходит в отставку, и его заменил Д.Г. Бибиков, человек совершенно другого склада. С новым начальством появились и новые веяния. План «Журнала Министерства внутренних дел подвергся большим изменениям. В течение целого дня редактор, а им оставался Надеждин, не выходил из своего кабинета, он перечитывал бесчисленные корректуры, просматривал груды рукописей. Такая работа подорвала его слабое здоровье и в 1854 г. с ним случился удар. Врачи прописали полное воздержание от умственного труда, но такое предписание Надеждин выполнять не мог. По утрам он несколько часов занимался переводами, в виде отдыха, с восхищением читал сказки, собранные А.Н.Афанасьевым.

27 декабря 1855 г. в квартире Надеждина состоялось заседание этнографического отделения. Некогда энергичный и красноречивый председатель, в продолжение заседания мог сказать только несколько невнятных слов. Через неделю он был уже «весьма плох в умственном отношении», перед смертью лишился языка и сознания». Умер Николай Иванович Надеждин утром 11 января 1856 г.

В 1871 г. в селе Нижний Белоомут в семье священника Алексея Надеждина родился будущий священномученик Христофор Надеждин. В 1889 г. он окончил Рязанскую Духовную семинарию и был определён учителем пения и чистописания в Донское Духовное училище.

20 ноября 1891 г. назначен на должность надзирателя училища.

В 1892 г. Христофор Алексеевич поступил в Московскую Духовную академию; ему была предоставлена стипендия Высокопреосвященного Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского. Усиленное занятие учебными предметами, а также желание глубокого их изучения и одновременно изучение материалов для кандидатской диссертации, начатое им почти сразу же после поступления в академию, привели к резкому расстройству здоровья, и врач академии настоял на том, чтобы Христофор Надеждин был отправлен на лето 1895 г. в Самарскую губернию для лечения кумысом.

В 1897 г. Христофор Алексеевич окончил Московскую Духовную академию и защитил сочинение на степень кандидата богословия.

Учась в академии, Христофор Алексеевич подружился с Иваном Васильевичем Успенским, взгляды которого на аскетический подвиг, на непрестанную борьбу с помыслами, на ревностное служение Богу были близки ему. По окончании академии, её ректором, епископом Феодором, Христофору Алексеевичу было предложено место миссионера в Новочеркасске, но престарелые родители, обеспокоенные возможной разлукой, настояли на том, чтобы их сын получил место служения в непосредственной близости от них.

10 февраля 1899 г. Христофор Алексеевич поступил на должность законоучителя земской школы в родном селе Нижний Белоомут, а через год был определён на священническое место к Преображенской церкви того же села. 23 февраля 1900 г. он был назначен заведующим школьными религиозно-нравственными чтениями по воскресным и праздничным дням.

22 апреля того же года получил назначение на должность заведующего женской церковно-приходской школой с. Нижний Белоомут.

10 июля 1900 г. епископ Рязанский Полиевкт (Пясковский) рукоположил Христофора Алексеевича в сан диакона, а на следующий день - в сан священника к Преображенской церкви с. Нижний Белоомут.

10 июля 1906 г. о. Христофор был назначен ко храму Иоанна Воина в Москве, в котором прослужил до своей мученической кончины. Кроме священнических обязанностей, кои он исполнял ревностно, неустанно проповедуя слово Божие, о. Христофор нёс послушание законоучителя, сначала в женской гимназии Ломоносовой, а впоследствии в женской гимназии Гельбик.

В течение 1915-1916 гг. о. Христофор проводил внебогослужебные беседы с народом, на которых присутствовало иной раз до трёхсот человек. Всего приход храма Иоанна Воина насчитывал в то время около двух тысяч человек.

3 января 1921 г. о. Христофор был назначен благочинным.

23 марта 1922 г. безбожные власти арестовали о. Христофора Надеждина, обвинив в том, что 4 марта он произнёс в храме проповедь, в которой сказал, что наступившая разруха есть следствие нравственного падения народа, а также в том, что в марте он прочёл в храме воззвание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей, и распространил его в храмах своего благочиния. Через три дня после ареста о. Христофор был допрошен.

8 мая 1922 г. был зачитан приговор трибунала Христофору Алексеевичу Надеждину и ещё 10 священникам и мирянам - расстрелять. В тот же день все приговорённые к расстрелу были доставлены в одиночный корпус Бутырской тюрьмы, размещены в камерах по одному и лишены прогулок. После того, как 12 мая стало известно о приостановлении исполнения смертного приговора, осуждённые, получив на то разрешение начальника тюрьмы, подали ходатайство о смягчении условий содержания, но оно было отклонено.

Сразу же после окончания судебного процесса властям стали подаваться многочисленные прошения о помиловании, причём первым почти во всех прошениях стоял протоиерей Александр Заозерский. Власти решили прошения удовлетворить только частично, оставив приговор в силе по отношению к пяти обвиняемым: священникам Христофору Надеждину, Василию Соколову, иеромонаху Макарию и к мирянам Сергею Тихомирову и Михаилу Роханову. Однако в окончательном приговоре в последнюю минуту Михаил Роханов был заменён на протоиерея Александра Заозерского.

30 мая 1922 г. Московский революционный трибунал получил извещение, что советское правительство отклонило ходатайство о помиловании пяти осуждённых. Были расстреляны священники Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров. Тела их были погребены на Калитниковском кладбище, но точное место захоронения осталось неизвестным.

Церковь Преображения стоит поблизости от другой, построенной в 1840 г. на южной окраине села и сохранившейся до нашего времени, каменной кладбищенской церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения была приписной к Преображенской церкви с. Нижний Белоомут и не имела собственного причта.

В 1938 г. церковь была закрыта и разорена. В здании церкви был устроен склад.

В 1993 г. храм был возвращен верующим. Ампирный иконостас Успенской церкви сохранился, без икон и с повреждениями.

К началу XX в. население Белоомута составило около 12 тысяч человек. В селе Нижний Белоомут имелось 11 портняжных заведений, хозяевами многих из них были иностранцы, они снабжали готовой одеждой крупные магазины Москвы и Петербурга.

Уже в наше время поблизости от Успенского храма была построена деревянная часовня.

Московская обл., с. Нижний Белоомут

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Преображения. Церковь Успения Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда