Атмосфера мест

Церковь Покрова Божией Матери. Владимиро-Екатерининский монастырь

Над р.Москвой, в стороне от дорог, стоит маленький храм. Местные жители помнят, что в селе был монастырь. Здание келий снесено в 1970-х гг., еще раньше разрушили монастырскую школу, деревянную церковь Знамения и настоятельский корпус. Это место -одно из немногих на Можайской земле, которое, пусть косвенно, связано с именем Патриарха Московского и всея России Тихона. Ньне существующая каменная церковь Покрова Божией Матери (с теплым приделом Великомученицы Екатерины), построена в 1820 г. в усадьбе майора лейб-гвардии Измайловского полка, графа Петра Андреевича Ефимовского (1760-1826). Он был женат на княжне Анне Михайловне Долгоруковой (? -1798). У них родились двое сыновей и две дочери: Андрей, имевший чин коллежского асессора; Михаил, адъютант графа Дибича, в 1819 г. утонул в пруду имения Ефимовских Введенское, Можайского уезда; Елизавета (ум. 1793) и Екатерина. От Ефи-мовских село перешло к госпоже Масловой, затем - к ее зятю, Петрову, который продал его московским купцам Ананьеву и Кудрявцеву, а в 1894 г. усадьба была приобретена Екатериной Алексеевной Тереховой.

В середине XIX в. в с. Новопокровское служил священник Дмитрий Лебедев. Его дети оказали большое влияние на просвещение жителей той части Гжатского уезда Смоленской губернии, которая по новому административному делению вошла в состав Можайского района. Про его сына Александра, священника, благочинного, соратника православного педагога С. Рачинского, мы уже рассказывали в главе о с. Дровнино.

Другой сын о. Дмитрия Лебедева, Михаил, родился в 1849 г. в с. Новопокровское. Михаил Дмитриевич Лебедев был выбран депутатом 1-й Государственной думы от Смоленской губернии. Он окончил духовную семинарию и медицинский факультет Московского университета. Работал ординатором при университетской клинике, затем врачом городской больницы в Москве, одновременно занимался частной практикой.

С 1890 г. - гласный Гжатского уездного земского собрания. С 1894 г. - гласный Московского губернского земского собрания.

С 1904 г. - председатель ревизионной комиссии Московского губернского земского собрания.

С 1905 г. - гласный Московской городской думы. Член Конституционно-демократической партии. Землевладелец Гжатского уезда (приобрел имение Звездуново). 14 апреля 1906 г. избран в 1-ю Государственную думу от общего состава выборщиков Смоленского губернского избирательного собрания. Входил в Конституционно-демократическую фракцию. Подписал законопроекты: «42-х» по аграрному вопросу, «О гражданском равенстве», «Об изменении статей 55-57 Учреждения Государственной Думы». За подписание Выборгского воззвания (1906 г.) приговорен к 3 месяцам тюрьмы и лишен избирательных прав. Дальнейшая судьба его неизвестна.

В 1898 г. в приход Покровской церкви входили окрестные селения с 1630 жителями. Причт Покровского храма состоял из священника и псаломщика.

В 1898 г. в церкви с. Новопокровское служил священник Григорий Николаевич Каверзнев (61 года).

В 1860 г. он окончил семинарию, в 1876 г. рукоположен во иерея, в 1894 г. награжден камилавкой. С о. Григорием служили: диакон Антонин Павлович Потемкин (25 лет), псаломщик Алексей Иванович Куркин (46 лет).

В селе была церковно-приходская школа с 78 учащимися.

В 1895 г. в с. Новопокровском, кроме приходского храма, была учреждена женская монашеская община. Община была учреждена в имении московской мещанки Екатерины Алексеевны Тереховой. Учредительница и попечительница общины Е.А. Терехова была родом из крестьян Московского уезда, с юных лет поселилась в Москве, где занималась торговлей. Самостоятельно выучившись грамоте, предприимчивая и бережливая, Екатерина Алексеевна очень удачно вела торговое дело. Только торговля ее уже не удовлетворяла, и она задумала устроить химический завод. Сначала дело ограничилось выделкой одного купоросного масла, но через несколько лет у нее уже был целый химический завод.

С давних пор Екатерина Алексеевна Терехова лелеяла мысль устроить женское православное общежитие. Живя в Москве, Екатерина Алексеевна во время невзгод, в тяжелые минуты своей трудовой жизни с особым усердием обращалась с молитвой к чудотворной иконе Владимирской Божией Матери. Этой иконе она и решила посвятить тихую общину. Попечителями общины кроме Екатерины Тереховой являлись её сестры Пелагея и Анна, и брат Иван. С этой целью Е.А. Терехова приобрела имение, в котором было 5655 десятин земли, большой барский дом с каменным флигелем, кухней, конюшнями, сараями и др. постройками, и все это принесла в дар общине. Земли общины находились в двух местах: при с. Новопокровском (дом и другие постройки) и при хуторе Столбине (постройки для рабочих, скотный двор, рига, амбары). Когда прошел слух, что Терехова купила имение для того, чтобы основать в нем женский монастырь, то к ней стали приходить желающие посвятить себя монашеской жизни, так что ко времени открытия обители было уже до 30 сестер, преимущественно из местных крестьянок. Начальницей общины назначена монахиня Серафима, бывшая насельница Московского Страстного монастыря.

Е.А. Терехова исправила главный дом, в каменном флигеле была устроена трапезная и кухня, выстроен двухэтажный (низ каменный, верх - деревянный) дом. Содержание, одежду, обувь, сестры получали из общины.

Под руководством одной из сестер молодые послушницы обучались грамоте, другая сестра обучала рукоделию в специальной мастерской, сестры пекли просфоры, выполняли послушание в трапезной.

Летом занимались полевыми работами на хуторе Столбино. Засевали до 10 десятин ржи, до 20 десятин было под яровым хлебом, сажали картофель. С огорода получали огурцы, капусту и другие овощи. На скотном дворе хутора содержались лошади, коровы, овцы и домашняя птица. На хуторе были выстроены рига (постройка, предназначавшаяся для сушки хлеба перед молотьбой), скотный двор, хлебный амбар, сарай для сена, находились необходимые машины и инструменты для ведения сельскохозяйственных работ (молотилка, сеялка, скоропашка, плуги, бороны и т.д.).

Первое время сестры общины ходили в соседний приходской храм (Покровский, бывший усадебный храм графов Ефимовских), но уже весной 1895 г. приступили к постройке деревянного на каменном фундаменте, теплого храма во имя Иконы Божией Матери «Знамение». Закладка храма была произведена 4 июня 1895 г. Колоцким архимандритом Агапием и местным благочинным о. Александром Лебедевым.

17 сентября 1896 г. храм был освящен епископом Смоленским и Дорогобужским Никанором (Каменским) в сослужении священников соседних сел, при пении хора общины и при огромном стечении народа. При храме была устроена звонница с полным набором колоколов.

Под храмом - усыпальница для рода Тереховых. Храм посещали, кроме сестер, жители окрестных селений. В трапезе богомольцы могли получить бесплатный обед. При осмотре территории общины владыка Никанор благословил место возведения соборного храма обители. Богослужение в храме обители в это время исполнял священник Иаков Попов.

При общине, вне ограды, была устроена двухэтажная гостиница (низ каменный, верх - деревянный) и дом для священника. Для выработки кирпичей для строительства каменного храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, был устроен кирпичный завод.

В 1907 г. община была преобразована в нештатный общежительный Владимиро-Екатерининский монастырь Гжатского уезда Смоленской губернии. Управление монастырем было игуменское. Первой настоятельницей монастыря была утверждена, по возведении в сан игумений, единогласно выбранная сестрами, бывшая начальница общины, монахиня Серафима. В монастыре были две школы в которых обучалось свыше 100 детей.

В 1913 г. в обители праздновали 300-летие дома Романовых. Был совершен крестный ход с чудотворной Владимирской иконой. Вечером в помещении школы состоялся патриотический, литературно-вокальный вечер.

Перед собравшимися учениками и прихожанами выступил хор девочек под управлением монастырского регента монахини Наталии.

В мае 1915 г. во священника к храму Владимиро-Екатерининского монастыря в с. Новый Покров (Новопокровское) был рукоположен будущий священномученик Василий (Протопопов). Он родился в 1886 г. в с. Извольском Юхновского уезда Смоленской губернии, в семье псаломщика Сергея Протопопова. После окончания Смоленской Духовной семинарии Василий Сергеевич был назначен учителем школы в с. Торбеево Сычевского уезда Смоленской губернии.

В 1928 г. суд оштрафовал о. Василия за принятие помощи от верующих для уплаты налога.

В 1931 г. за неуплату очередного налога о. Василий был осужден на восемь месяцев исправительно-трудовых работ, также у него был отнят дом и имущество. После подачи жалобы приговор был отменен, но имущество возвращено не было.

19-летний комсомолец, заведующий избой-читальней соседнего с. Острицы, 20 ноября 1937 г. написал в Уваровское районное отделение НКВД заявление, в котором просил «принять меры к служителю церковного культа Ново-Покровской церкви».

24 ноября 1937 г. священник Василий Протопопов был арестован и заключен в камеру предварительного заключения.

2 декабря следствие было закончено. Отца Василия перевели в Таганскую тюрьму в Москве.

5 декабря 1937 г. «тройка» НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Отбывая наказание в Темниковском лагере, священник Василий Протопопов умер 8 июля 1940 г. и был погребен на лагерном кладбище.

В 1919 г. в обитель был привезен список иконы Виленских мучеников с частицей мощей.

Когда в 1915 г. немцы подступали к столице Литовского края, Владыка Тихон, управлявший тогда Виленской и Литовской кафедрой (с 1918 г. Патриарх Московский и всея России), вывез из Вильно в Москву православные реликвии и среди них главную святыню - раку с мощами Виленских мучеников. Ее поместили в Донском монастыре под охраной и уходом иеромонаха Досифея, которому вскоре выпало доставить частицу святыни в Подмосковье.

Благое дело начала Евдокия Андреевна Волкова, работавшая сиделкой в Голицынской больнице и уже несколько лет обретавшая утешение в вере. Она молилась за мужа, сошедшего с ума и уже несколько лет как скончавшегося, за пятерых сыновей-красноармейцев, пообещавших выгнать мать из дома, если она не прекратит ходить в церковь.

Волкова отправилась на родину, в Гжатский уезд Смоленской губернии, и испросила благословения у настоятельницы Владимиро-Екатерининского женского монастыря матушки Серафимы отвезти в Москву монастырскую икону Виленских мучеников для того, чтобы вставить в нее частицу святых мощей. Сам патриарх Тихон принял благочестивую старушку и, благословив ее на богоугодное дело, пообещал, что икону со святыней доставит до места иеромонах Досифей. Тот отправился в путь и 10 (23) августа 1919 г. прибыл на станцию Уваровка, где передал святой образ мучеников сестрам Владимиро-Екатерининской обители.

Но письмо игуменьи, прежде чем попасть к адресату, по тайным советским законам изучалось в Наркомате юстиции. Результатом стало требование предать суду иеромонаха Досифея и игуменью Серафиму. На допросе она сказала: «Сама видела, как привели больную женщину, она приложилась к иконе со святыми мощами и пошла назад здоровой. Знаю, хоть сама не видела, что и мальчик исцелился».

Допрашивали и Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона.

Монастырь был закрыт в 1928 г., его строения и деревянная церковь разрушены. Закрыт был и приходской Покровский храм с. Новопокровское. Владимирский собор так и не был построен из-за начавшейся революции.

В 2000 г. в Покровском храме возобновились богослужения.

Храм восстановлен.

Московская обл., с. Новопокровское



Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Покрова Божией Матери. Владимиро-Екатерининский монастырь адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда