Атмосфера мест

Деревня Дунино Одинцовского района

Против Козино, на высоком берегу Москвы-реки расположена д. Дунино, на краю которой, у леса, стоит дом. Здесь провёл свои последние годы писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Сын елецкого купца Михаила, Дмитриевича Пришвина, от которого унаследовал мечтательную и поэтическую натуру.

Два события детства (1883-1889 -годы учения в Елецкой гимназии) определили «многое в будущем» -побег в «Америку» (прообраз страны без имени, без территории, куда ведет волшебный колобок) и исключение из гимназии из-за конфликта с учителем географии В.В. Розановым, в будущем философом и писателем. Третье событие - увлечение марксизмом (середине 1890-х гг. - начало 1900-х), работа в марксистских кружках, арест, тюремное заключение.

Пришвин приходит к осознанию марксизма как теории, подменяющей реальность, и обращается к «личному творчеству жизни».

В 1907 г. знакомится с писателем A.M. Ремизовым, влияние которого сказалось в рассказах 1910-х гг. У них был один путь от «фантастического» марксизма к искусству, и в искусстве от страдания к радости. В Петербурге снова встречает В.В. Розанова, ставшего для Пришвина «самым близким человеком», с которым его объединяло чувство святости мира, единства Творца и творения, для них общим было понимание «губительности разлада мира и христианства, разрыва духовного и материального начал бытия».

Книга «У стен града невидимого» (1909), посвященная религиозным исканием в народе интеллигенции, была высоко оценена Д. Мережковским: «Книга замечательная - в своем роде единственная».

В 1917-1922 г. Пришвин отказался от традиционного интеллигенстского существования для жизни в глубине народной России, он назвал свой путь «строительством борьбы за жизнь вне идейного человека» - антитеза самоубийству и погружению в чан (образ разрушительной безликой стихии) революции - поиск выхода к внутренней духовной свободе в условиях несвободы внешней.

В рассказе «Голубое знамя» (1918) «новому, красному» автор противопоставляет голубое Христово знамя, революционному насилию - сострадание невинным жертвам, революции - «святыню жизни живой».

Роман «Кащеева цепь» посвящен истории русской интеллигенции.

В 1837-1940 гг. Пришвин переживает религиозный переворот, отразившийся в книге «Мы с тобой. Дневник любви», написанной совместно с Валерией Дмитриевной Пришвиной. Любовь как творчество жизни, участие человека в строительстве мира-храма, дома жизни.

Пришвин хотел написать хороший роман, который был бы опубликован. Во внутренней борьбе с самим собой он проходит до конца путь верности себе и путь приспособления ко времени. Пришвин воссоздает два пути устройства человеческой жизни на земле, каждый из которых он прошел сам: путь общественный, «внешний», связанный с материальным устройством человеческой жизни, представляющий культуру, ориентированную на идею революции, и путь личный, внутренний, духовный, связанный с христианской традицией русской культуры.

Выход из трагического противостояния этих путей Пришвин видел в восстановлении целостности бытия, в синтезе противоположностей жизни (материального и духовного, внешнего и внутреннего, личного и общественного, природного и культурного).

В Дунине Пришвин поселился в 1946 г. Ему было 73 года.

О своем Последнем доме Пришвин писал: «Поэзия, погуляв на людях, может 8ернуться к себе, в свой дом, и служить себе самой, как золотая рыбка. Тогда всё, что было в мечте, как дружба, как любовь, домашний уют, может воплотиться: явится друг, явится любимая женщина, устроится дом и всё выйдет из поэзии, возвращенной к себе. Я могу об этом свидетельствовать: в моем доме нет гвоздя, не возникшего в бытие из моей мечты...Мой дом над рекой Москвой - это чудо. Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны.

Это не дом, а талант мой, возвращенный к своему источнику» В этом доме Пришвин работал над последним своим произведением «Корабельная чаща».

В дореволюционные годы в Дунине собиралась революционная интеллигенция, после освобождения гостила Вера Фигнер, бывали скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков.

Пришвин купил полуразрушенный дом у последней владелицы усадьбы, Лебедевой-Критской.

Для Пришвина всегда было особенно значимо писательское поведение, связанное с преодолением литературы, выходом за её пределы в сферу жизни и религии, вызывающим открытие новых форм самой литературы, Своей самой главной книгой Пришвин считал «Дневники», которые он вел с 1905 по 1954 г.

Дневник - это «творчество жизни в глубочайшем смысле», дневник «утверждает, как самую святость жизни, акт соединения духа и материи, воплощения и преображения мира».

В 80 лет Пришвин писал в Дневнике: «...Боже мой, дай мне только здоровья, чтобы оно поддержало силы мне, чтобы юношей, а не стариком войти в новую жизнь и там бы всё мое лучшее нашло свое место и процвело».

Перед самой смертью Михаил Михайлович сильно затосковал. «А, может быть, это просто мелкие бесы...»

Уже в наше время в центре деревни построена часовня, освященная во имя Михаила Архангела в память о воинах, защищавших эти места.


Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Деревня Дунино Одинцовского района адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда