Атмосфера мест

Деревня Дунино Одинцовского района

Против Козино, на высоком берегу Москвы-реки расположена д. Дунино, на краю которой, у леса, стоит дом. Здесь провёл свои последние годы писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Сын елецкого купца Михаила, Дмитриевича Пришвина, от которого унаследовал мечтательную и поэтическую натуру.

Два события детства (1883-1889 -годы учения в Елецкой гимназии) определили «многое в будущем» -побег в «Америку» (прообраз страны без имени, без территории, куда ведет волшебный колобок) и исключение из гимназии из-за конфликта с учителем географии В.В. Розановым, в будущем философом и писателем. Третье событие - увлечение марксизмом (середине 1890-х гг. - начало 1900-х), работа в марксистских кружках, арест, тюремное заключение.

Пришвин приходит к осознанию марксизма как теории, подменяющей реальность, и обращается к «личному творчеству жизни».

В 1907 г. знакомится с писателем A.M. Ремизовым, влияние которого сказалось в рассказах 1910-х гг. У них был один путь от «фантастического» марксизма к искусству, и в искусстве от страдания к радости. В Петербурге снова встречает В.В. Розанова, ставшего для Пришвина «самым близким человеком», с которым его объединяло чувство святости мира, единства Творца и творения, для них общим было понимание «губительности разлада мира и христианства, разрыва духовного и материального начал бытия».

Книга «У стен града невидимого» (1909), посвященная религиозным исканием в народе интеллигенции, была высоко оценена Д. Мережковским: «Книга замечательная - в своем роде единственная».

В 1917-1922 г. Пришвин отказался от традиционного интеллигенстского существования для жизни в глубине народной России, он назвал свой путь «строительством борьбы за жизнь вне идейного человека» - антитеза самоубийству и погружению в чан (образ разрушительной безликой стихии) революции - поиск выхода к внутренней духовной свободе в условиях несвободы внешней.

В рассказе «Голубое знамя» (1918) «новому, красному» автор противопоставляет голубое Христово знамя, революционному насилию - сострадание невинным жертвам, революции - «святыню жизни живой».

Роман «Кащеева цепь» посвящен истории русской интеллигенции.

В 1837-1940 гг. Пришвин переживает религиозный переворот, отразившийся в книге «Мы с тобой. Дневник любви», написанной совместно с Валерией Дмитриевной Пришвиной. Любовь как творчество жизни, участие человека в строительстве мира-храма, дома жизни.

Пришвин хотел написать хороший роман, который был бы опубликован. Во внутренней борьбе с самим собой он проходит до конца путь верности себе и путь приспособления ко времени. Пришвин воссоздает два пути устройства человеческой жизни на земле, каждый из которых он прошел сам: путь общественный, «внешний», связанный с материальным устройством человеческой жизни, представляющий культуру, ориентированную на идею революции, и путь личный, внутренний, духовный, связанный с христианской традицией русской культуры.

Выход из трагического противостояния этих путей Пришвин видел в восстановлении целостности бытия, в синтезе противоположностей жизни (материального и духовного, внешнего и внутреннего, личного и общественного, природного и культурного).

В Дунине Пришвин поселился в 1946 г. Ему было 73 года.

О своем Последнем доме Пришвин писал: «Поэзия, погуляв на людях, может 8ернуться к себе, в свой дом, и служить себе самой, как золотая рыбка. Тогда всё, что было в мечте, как дружба, как любовь, домашний уют, может воплотиться: явится друг, явится любимая женщина, устроится дом и всё выйдет из поэзии, возвращенной к себе. Я могу об этом свидетельствовать: в моем доме нет гвоздя, не возникшего в бытие из моей мечты...Мой дом над рекой Москвой - это чудо. Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны.

Это не дом, а талант мой, возвращенный к своему источнику» В этом доме Пришвин работал над последним своим произведением «Корабельная чаща».

В дореволюционные годы в Дунине собиралась революционная интеллигенция, после освобождения гостила Вера Фигнер, бывали скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков.

Пришвин купил полуразрушенный дом у последней владелицы усадьбы, Лебедевой-Критской.

Для Пришвина всегда было особенно значимо писательское поведение, связанное с преодолением литературы, выходом за её пределы в сферу жизни и религии, вызывающим открытие новых форм самой литературы, Своей самой главной книгой Пришвин считал «Дневники», которые он вел с 1905 по 1954 г.

Дневник - это «творчество жизни в глубочайшем смысле», дневник «утверждает, как самую святость жизни, акт соединения духа и материи, воплощения и преображения мира».

В 80 лет Пришвин писал в Дневнике: «...Боже мой, дай мне только здоровья, чтобы оно поддержало силы мне, чтобы юношей, а не стариком войти в новую жизнь и там бы всё мое лучшее нашло свое место и процвело».

Перед самой смертью Михаил Михайлович сильно затосковал. «А, может быть, это просто мелкие бесы...»

Уже в наше время в центре деревни построена часовня, освященная во имя Михаила Архангела в память о воинах, защищавших эти места.





Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Деревня Дунино Одинцовского района адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...