Атмосфера мест

Церковь Святой Троицы

Село Ознобишино, в старину оно называлось также Мирославское, стоит на р. Моче. Ознобишино - старинная вотчина Олферьевых, в 1629 г. было во владении стольников (с 1627 г.) Михаила и Ивана Васильевичей Олферьевых. В селе тогда стояла деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Мирликийского.


В 1655 г. Ознобишино во владении окольничего Богдана Матвеевича Хитрово. В том же году била челом царю Алексею Михайловичу вдова окольничего И.В. Олферьева, Василиса Андреевна: «Мужа её на государевой службе не стало, а после его смерти била она челом в Поместный приказ о поместьях и вотчинах, и ей государева указа нет, а только велено отдать с. Ознобишино с деревнями окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово, с которой де вотчины служил великому государю муж её нужные службы и голову свою на государевой службе положил. И её великой государь пожаловал бы с. Ознобишином с деревнями за службу мужа её». Село велено «отказать Василисе Андреевне Олферьевой по живот её, а как её не станет той вотчины в род не отдавать». У Б.М. Хитрово вотчина была взята и отдана В.А. Олферьевой.

В 1674 г. бил челом царю Алексею Михайловичу боярин Богдан Матвеевич Хитрово, что в 1655 г. дело решалось без него, он был на службе в Смоленске, и оспорить решение было некому.

В 1676 г. по указу царя Феодора Алексеевича с. Ознобишино пожаловано и продано в вотчину боярину, дворецкому и оружейничему Б.М. Хитрово, передача вотчины мотивирована тем, что Олферьева будто бы ложно указала, что Хитрово претендовал на вотчину её мужа с. Воскресенское, а не с. Ознобишино, «такие же вотчины велено давать родственникам, а женам бездетным давать не велено, а буде после которого умершего рода не останется и такие вотчины даваны челобитчикам в поместье».

В 1677 г. Богданом Матвеевичем была построена новая деревянная церковь Святой Троицы с приделом святителя Николая Мирликийского. Иконы для неё написали иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков с Никитой Павловцом, а «жалованный иконописец» Фёдор Зубов, выходец из Великого Устюга, - икону «Никола Мирликийский». Церковь просуществовала до 1930-х гг. Богдан (Иов) Матвеевич Хитрово (1615-1680) служил с 1632 г. стряпчим, в том же году - стольник.

В период с 1632 по 1646 г. он стал близким царю Михаилу Феодоровичу, сопровождал его во всех походах на богомолье по монастырям.

В 1646 г. Хитрово назначен полковым воеводой в г. Темников для обороны границы против ногайцев и калмыков.

В 1647 г. обвёл земляным валом Керенск, обстроил вновь Корсунь и выстроил Симбирск. В мае 1647 г. назначен воеводой на Атемаре, но уже в ноябре того же года был в Москве, пожалован окольничим.

В 1648 г. снова назначен воеводой на Атемар, но, вероятно, туда не поехал, с этого времени он находился среди лиц, приближенных к особе царя. После восстания в Москве и убийства Леонтия Плещеева Богдан Матвеевич в 1648-1649 гг. ведал Земский приказ и Новую четверть, сопровождал царя на богомолье к Савве Сторожев-скому.

В 1651 г. ведал Челобитный приказ.

В 1653 г. - один из послов в Польшу (требование уничтожения унии и исполнения Зборовского договора), посольство не привело ни к какому соглашению.

В 1654 г. Хитрово сопровождал царя в Польском походе. В июле 1654 г. Богдан Матвеевич находился в своей Калужской Перемышльской вотчине, пережидая моровое поветрие.

В 1655 г. назначен товарищем к воеводе большого полка князю Я.К. Черкасскому (взяли города Минск, Ковно, Гродно).

В 1656 г. участвовал в переговорах с имперскими послами, присланными для посредничества в переговорах с Польшей и для возбуждения России против Швеции. В шведском походе Б.М. Хитрово снова назначен товарищем к воеводе большого полка князю Я.К. Черкасскому, в июле 1656 г. они взяли Динабург, затем Кокенгаузен.

В 1657 г. Богдану Матвеевичу велено ведать Оружейную палату (пожалован оружничим).

В 1657 г., после смерти Богдана Хмельницкого, опекун его 16-летнего сына, генеральный писарь Иван Выговский, послал царю гонцов с просьбой утвердить его гетманом. В ноябре 1657 г. Хитрово был послан в Малороссию для утверждения Выговского и принятия от него присяги. Хитрово обвиняли в том, что он не разглядел Выговского и не предугадал его измены, однако царь остался доволен посольством.

В 1658 г. Богдан Матвеевич стал невольной причиной явного разрыва царя с патриархом Никоном: очищая путь для приехавшего в Москву и направлявшегося в Кремль на царский обед грузинского царевича Теймураза, он ударил палкой выдававшегося из толпы человека, тот закричал, что он патриарший дворянин и что с ним негоже так обращаться, тогда Хитрово ударил его палкой ещё раз. Патриарх тотчас написал царю, прося наказать обидчика. Царь ответил, что велит сыскать Богдана Матвеевича и сам повидается с патриархом, но патриарх увидел царя только на соборе, созванном для его осуждения. Затем до 1660 г. ничего не слышно о Богдане Михайловиче - возможно, это была царская опала.

В 1660 г. он присутствовал на обеде в честь грузинского царевича Николая Давидовича.

В 1661 г. Хитрово вёл переговоры с цесарским послом Августином фон Мейербергом, который считал Богдана Матвеевича «мужем опыта в мире и войне», а в 1662 г. - с шведским послом Горном, приехавшим для скрепления Кардисского договора, в том же году Хитрово сопровождал царя в Коломенское.

В 1663-1664 гг. Богдан Матвеевич ведал приказ Большого дворца, Золотую и Серебряную палаты. С 1667 г. - боярин. До самой смерти царя Алексея Михайловича он сохранял свое значение, при царе Феодоре Алексеевиче (с 1668 г. дядькой царевича был сын Богдана Матвеевича, Иван Богданович) Б.М. Хитрово в 1678 г. был пожалован «дворчеством с путем», в путь ему даны ярославские и ловецкие дворцовые села.

В 1677 г., при уничтожении Монастырского приказа, его дела поручено ведать Богдану Матвеевичу в приказе Большого дворца. Его жену звали Марьей Ивановной (ум. 1693). Незадолго до смерти он потерял младшую дочь (старшая, Василиса, была за боярином Борисом Ивановичем Троекуровым, умерла в марте 1666 г.). Хитрово делал щедрые вклады в монастыри, покровительствовал всем своим родственникам, даже дальним.

В 1680 г. вотчина Хитрово после его смерти была отписана на государя и отдана в том же году вдове Василисе Андреевне Олферьевой.

В 1683 г. Ознобишино во владении боярина, оберегателя царственной большой печати и посольских дел, князя Василия Васильевича Голицына (1643-1714). В 1677-1678 гг. он участвовал в Чигиринских походах. При царе Феодоре Алексеевиче выдвинулся как военачальник и талантливый государственный деятель.

Высокообразованный человек, он знал латинский, греческий и немецкий языки, был инициатором отмены местничества (1682).

В 1676-1677 и 1682-1689 гг. возглавлял ряд важнейших приказов (Пушкарский, Владимирский судный, Иноземный и Рейтарский, Посольский, Малороссийский и Смоленский). После смерти царя Феодора (1682) В.В. Голицын стал фаворитом его сестры, царевны Софьи, и правителем государства.

В 1686 г. заключил вечный мир с Польшей. В 1687-1689 гг. возглавил Крымские походы, закончившиеся неудачей.

В своих замыслах князь Голицын намного опередил своё время, был сторонником проведения государственных реформ, имевших эволюционный характер, хотел сближения с Западом, но без потери национального образа жизни, предполагал освободить крестьян и перевести их на денежный оброк. После падения правительства царевны Софьи (1689) лишён имущества и чинов и сослан с семьёй в Каргополь, потом в Яренск, Пустозерск, с. Кологоры, умер в ссылке. При князе Голицыне в с. Ознобишино стояли деревянная церковь Святой Троицы с приделами Святителя Николая и Покрова Пресвятой Богородицы и деревянная же - Воскресения Христова. 8 сентября 1689 г. по именному указу вотчина князя отписана на государя.

Ныне существующая каменная церковь Святой Троицы была построена рядом с деревянной в середине 1860-х гг. тщанием священника Алексия Беляева. Благочинный Подольского уезда священник Симеон Середенский сообщал в консисторию о «готовности прихожан жертвовать по одному рублю серебром с души в продолжение постройки до совершенного ее окончания».

В феврале 1863 г. о. Алексий с причтом и старостой направили митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) прошение о дозволении начать строительные работы. Грамота подписана митрополитом 17 июля, и 11 августа осуществили закладку каменной церкви по проекту архитектора Николая Ивановича Финисова (1830-1893). Он учился в Московском дворцовом архитектурном училище, в 1852 г. получил свидетельство вольнопрактикующего архитектора, в 1858 г. ему присвоено от Императорской академии художеств звание неклассного художника, в 1863 г. назначен чиновником по технической части в канцелярию московского генерал-губернатора.

В 1889 г. настоятелем Троицкого храма назначен священник Димитрий Беляев, который прослужил здесь более 30 лет. Диаконом в те годы был Павел Троицкий (позднее, в середине 1920-х годов, - Стефан Голубев, умерший своей смертью и похороненный рядом с храмом), а старостой - крестьянин Иван Сучков. Отец Димитрий в 1892-1894 гг. состоял членом ревизионной комиссии при Перервинском Духовном училище.

В 1897 г. его наградили бронзовой медалью за участие в первой всеобщей народной переписи. С первого года служения о. Димитрий являлся законоучителем в Ознобишинской земской школе.

В 1904 г. его тщанием при храме была построена цер-ковно-приходская школа, в которой он стал заведующим и законоучителем, а учительницей приняли его старшую дочь Александру. У о. Димитрия и его матушки Александры Алексеевны было трое детей: помимо Александры младшая дочь Анна и сын Алексей, который окончил Перервинское Духовное училище. Погиб на войне.

6 августа (по старому стилю) 1912 г. в с. Ознобишино открылось Общество трезвости при Троицком храме.

Празднование было отмечено первым ударом 500-пудового колокола, поднятого на величественную колокольню, выстроенную в 1907-1911 гг. по проекту архитектора Николая Николаевича Благовещенского (1867-1926) трудами священника Димитрия Беляева.

Храм был закрыт в конце 1930-х гг. Использовался для различных хозяйственных нужд.

В 1991 г. храм возвращён верующим и восстановлен.

Московская обл., с. Ознобишино

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Святой Троицы адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...