Атмосфера мест

Церковь Великомученика и целителя Пантелеймона на хуторе Московского Знаменского монастыря (разрушена)

Московской губернии Богородского уезда казённая роща, именуемая Фёдоровой, была отведена московскому Знаменскому монастырю в 1843 г., мая 14 дня. От д. Фёдорове до Орехово-Зуева тянется лес, в нём находились хутор Московского Знаменского монастыря и отделение Московского Вознесенского монастыря в Московском Кремле - Зуевский скит.


В консисторском деле 1912 г. «Об устройстве храма на хуторе Московского Знаменского монастыря в Богородском уезде» сохранилось прошение настоятеля и братии Московского Знаменского монастыря: «Святейшего Правительствующего Синода Члену Высокопреосвященнейшему Владимиру Митрополиту Московскому и Коломенскому Свято-Троицкой Сер-гиевой Лавры Священно-Архимандриту и разных орденов Кавалеру Настоятеля и братии Знаменского монастыря Нижайшее прошение: Знаменский монастырь имеет в Богородском уезде монастырский хутор. По своей отдалённости от всякого жилья, по чистоте лесного его воздуха, этот хутор представляет большие удобства для пребывания на нём летом тех из братии, которым врач предписывает пользование чистым лесным воздухом.

Но, приезжая туда летом, братия испытывает там большое лишение от неимения на хуторе домовой церкви. Найдя ныне благотворителя, который пожертвовал монастырю иконостас, престол и жертвенник для устройства на хуторе церкви, мы почтительнейше просим Ваше высокопреосвященство разрешить нам устроить в изолированной части хуторского дома, без израсходования на это монастырских денег, домовую церковь и разрешить настоятелю монастыря освятить её в честь Св. великомученика Пантелеймона. 1912 г. 4 апреля. Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца нижайшие послушники: настоятель архимандрит Модест, казначей иеромонах Виктор, ризничий иеромонах Евстратий».

В июне 1912 г. Совещательное присутствие разрешило строительство домовой церкви. Проект был составлен архитектором Сергеем Ильинским. Подать прошение и получить копии плана архимандрит Модест доверил послушнице Вознесенского монастыря Надежде Запольской. Вероятно, хутор Московского Вознесенского монастыря и хутор Московского Знаменского монастыря находились поблизости друг от друга. И проекты деревянных домовых храмов, построенных на них, были составлены одним и тем же архитектором, Сергеем Михайловичем Ильинским.

Послушница Надежда Запольская получила копию с чертежа церкви на хуторе Московского Знаменского монастыря 12 января 1913 г.

Последний документ в деле: «Московский Знаменский монастырь на Варварке Января 18 дня 1913 г. В Московскую Духовную Консисторию: Согласно разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Московского и Коломенского, 18 декабря 1912 года мною освящён храм - домовая церковь - на хуторе Знаменского монастыря в честь Святителя Модеста, Великомученика Пантелеймона и Святого Пророка Илии, о чём и имею долг донести Московской Духовной Консистории. Настоятель Московского Знаменского монастыря архимандрит Модест».

Неподалёку от Фёдорова, на самой границе с Павловопосадским районом, в д. Красная Дубрава (раньше назвалась Барская Дубрава), сохранилась лишённая главы старообрядческая церковь.

Церковь Рождества Богородицы старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии, в д. Барская Дубрава была заложена 27 апреля 1908 г. и освящена 5 октября того же года. Построена на средства прихожан и других благотворителей, из которых главными были местные жители Нажёсткины (в доме попечителя храма М.Ф. Нажёсткина была моленная), А.И. Морозов и М.Ф. Морозова. На освящении пел морозовский хор (Глуховская мануфактура).

Во время пения хора некоторые из молившихся старообрядцев подходили и смотрели в певчие книги, так как завистники распускали слухи, будто морозовский хор «поёт по никонианским нотам», оттого де и пение такое стройное и изящное. На торжество были приглашены из церкви при фабрике Товарищества Богородско-Глуховской мануфактуры протоиерей о. И. Абрамов, диакон К. Поспелов.

В Центральном историческом архиве Москвы хранится дело 1907-1908 гг. «О разрешении Обществу старообрядцев крестьян дер. Барской Дубровы постройки молитвенного дома в д. Барской Дубровы Богородского уезда». В документах дела есть прошение крестьян-старообрядцев деревни о разрешении построить церковь: «Его Превосходительству Московскому губернатору от Общества старообрядцев, приемлющих Священство Рогожского кладбища, крестьян деревни Барской Дубровы, Богородского уезда, Зуевской волости - Прошение.

Желая иметь в своей деревне молитвенный дом, куда бы мы могли невозбранно собираться для совместной молитвы по обрядам нашим, ходатайствуем пред Вашим Превосходительством о разрешении построить таковой, согласно прилагаемого при сем плана: каменный, на усадебной земле, приобретённой нами у односельчанина Тимофея Яковлева Антонова, присовокупляя, что разрешение желательно получить по возможности скорее, дабы будущим летом приступить к постройке. Деревня Барская Дуброва 9 декабря 1907 г.».

Строительное отделение план утвердило с оговором, чтобы «здание было поставлено алтарём на восток, параллельно к ограде...».

Количество старообрядцев в дер. Барская Дуброва, приемлющих священство Рогожского кладбища, было - мужчин 110, женщин 100.

По данным, собранным в 1898 г. богородским уездным исправником Гранским, в Барской Дуброве старообрядцы-окружники собирались на молитву в моленные, расположенные в доме Якова Уткина, до 30 человек, и в доме Мартына Нажёсткина, до 40 человек, моленные известны с 1883 г.

Московская обл., Орехово-Зуево

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Великомученика и целителя Пантелеймона на хуторе Московского Знаменского монастыря (разрушена) адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...