Атмосфера мест

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Село Казанское расположено на берегу р. Вохны и вдоль старой Носовихинской дороги. В конце XIX -начале XX в. село было застроено добротными каменными и деревянными домами местных фабрикантов и богатых крестьян.


Церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1863 г. по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина (1824-?). Церковь дала название селу, которое до той поры именовалось Меря. Основание храма положено в 1859 г. святителем Филаретом Московским на обратном пути его в Москву после открытия Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря.

Церковь освящена во имя празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь явленной Казанской иконы - главной святыни этого храма. По преданию, икона явилась в 1812 г. местным ополченцам. Ее держали два ангела, что и изображено на Казанской иконе Пресвятой Богородицы, находящейся в местном ряду иконостаса Казанской церкви. Вокруг церкви была устроена каменная ограда со святыми воротами.

Колокольня сначала была деревянной и в 1882 г. сооружена ныне существующая колокольня по старому проекту.

Первым священником новой церкви был Евгений Матфиевич Орлинков. В 1860 г. он окончил Московскую духовную семинарию со степенью студента 1 разряда.

В 1863 г. Евгений Орлинков был произведен во священника к Казанской церкви в с. Казанском.

В 1865 г. был переведен к Никольской церкви с. Загарье.

С 1868 по 1879 г. в церкви с. Казанского служил священник Михаил Васильев Воскресенский. Он обучался в Московской духовной семинарии. По окончании курса в 1860 г. с аттестатом 2 разряда произведен во священника к Димитриесолунской, на речке Истре, церкви Звенигородского уезда, в 1867 г. переведен к Николаевской церкви в Загарье, в 1868 г. переведен к Казанской церкви с. Казанского, в 1879 г. определен к церкви Рождества Христова в с. Заозерье.

В Казанское был назначен священник Павел Смирнов. 29 марта 1870 г. в с. Казанском у о. Павла родился сын Василий, будущий священномученик. Василий Павлович был учителем, членом Общества педагогов средних учебных заведений г. Москвы. С 1892 г. служил псаломщиком в Московском храме Святителя Николая в Заяицком. В 1910-х гг. рукоположен во иерея. Служил во многих московских храмах, был возведен в сан протоиерея, удостоен права ношения митры. 22 марта 1938 г. о. Василий был арестован и 1 июля расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

Церковь в с. Казанском не была закрыта официально, богослужения не проводились из-за отсутствия священника, и только в течение нескольких лет во время Великой Отечественной войны, поив этому ее внутреннее убранство сохранилось (трехъярусные иконостасы 1890-х гг., роспись 2-й половины XX в.).

В селе много каменных и добротных деревянных домов, одни из них принадлежали самому богатому семейству села, купцам Салтыковым, и в каждом втором из них стояли ткацкие станки. За одним домом сохранилось каменное здание фабрики. На парчовой фабрике Филиппа Егоровича Рудакова (существовала уже в 1869 г.) работало 25 человек, парчу вырабатывали также на фабриках Салтыковых, Антона Ивановича Горшкова и Василия Бокова. Получали призы на выставках, даже в Париже.

В 1881 г. Филипп Егорович Рудаков, которому в то время было 59 лет, числился по списку купцов. Его жене, Пелагее Сидоровне - 47 лет. Они вырастили четверых сыновей: Алексея (род. 1858), Сергея (род. 1860), Николая (род. 1862) и Василия.

В 1886 г. Ф.Е. Рудаков, вместе с семейством, числился среди крестьян с. Казанского. Сыновья Филиппа Рудакова для развития производства на фабрике и увеличения сбыта продукции в 1893 г. открыли Торговый дом.

В 1905 г. парчовой фабрикой в с. Казанском заведовал Алексей Филиппович Рудаков. В Казанском в 1869-1870 гг. уже работали фабрики Филиппа Егоровича и Семена Салтыковых.

В 1905 г. в Казанском имели парчовые фабрики: Яков Дмитриевич Салтыков, Иван Филиппович Салтыков (в 1899 г попечитель земского училища в с. Казанском) и Григорий Дмитриевич Салтыков, имевший дома в с. Казанском и в Павловском Посаде. Общественной жизнью в селе руководил сельский староста. Он был председателем сельского схода, ответственным перед начальством за порядок в селе и исполнение повинностей. Должность сельского старосты была выборной.

В с. Казанском в 1911 г. сельским старостой был крестьянин Афанасий Семенович Разумовский. На восточном конце деревни стоят каменный дом кузнеца и каменный пожарный сарай. В с. Казанском образовалась добровольная пожарная дружина. Ею руководил Арсений Макарович Вшивкин. В построенном каменном пожарном сарае помещались две повозки с бочками и лошадь.

В 1887 г. в селе открыта церковно-приходская школа, для которой фабрикант Вшивкин выделил нижний этаж принадлежавшего ему здания.

В 1870 г. в с. Казанском парчовой фабрикой владел Марк Вшивкин. Братья Вшивкины: Макар, Василий, Кондратий и Давид, основали в 1893 г. торговый дом с целью производства парчи и торговли ею. Они владели в Казанском парчовой фабрикой. Крестьянин Кондратий Алексеевич Вшивкин в 1895 г. был гласным уездного земского собрания. Гласный - выборный член всесословного представительного, распорядительного органа местного самоуправления - земского собрания.

Казанское было богатым торговым и промышленным селом, и в наше время еще сохранились остатки старой дореволюционной застройки села - добротные, крепкие каменные, полукаменные и деревянные дома.

Означенная Казанская церковь построена в 1863 г. старанием проживающих в с. Казанском купцов Павловского Посада Филиппа Егорова Рудакова и Семена Салтыкова. У алтарей церкви сохранились искореженные безбожниками надмогильные памятники строителей храма.

Церковь зданием каменная, с таковою же колокольней, построенной в 1882 г. Престолов в ней три, в одну линию: средний в честь Казанской иконы Божией Матери, боковые - справа во имя Святителя и Чудотворца Николая, слева во имя Преподобного Сергия. Церковь вся теплая. «Причт состоит из священника, диакона на псаломщицкой вакансии и псаломщика.

Дома у священника и диакона церковные, у псаломщика собственный. Дом причта стоит в северо-западном углу церковного двора. Содержание священноцерковнослужителей довольно посредственное. Земли при церкви усадебной и сенокосной удобной 33 десятины, а неудобной 1 десятина 2123 кв. сажен. Пользуются ею сами священноцерковнослужители, кроме 5 десятин, отданных в аренду. Здания, принадлежащие церкви -дом для просвирни, сторожка и сарай -деревянные». В начале XX в. в с. Казанском раскольников было 169 мужчин, 156 женщин.

Священник Василий Егорович Виноградов родился в Московской губернии в 1855 г., из духовного звания, сын диакона. Обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским, историческим, словесным, физико-математическим и педагогике, языкам латинскому и греческому. По окончании семинарского курса с аттестатом 2 разряда, по определению Богородского училищного совета, состоял учителем в Карповском народном училище с 1874 по 1878 г. За успешное и усердное прохождение должности получал от Министерства народного просвещения денежные награды.

С 1878 по 1880 г. состоял надзирателем за учениками в Московском Заиконоспасском Духовном училище.

В 1880 г., вследствие его прошения, произведен во священника, на настоящее место. На 1887 г. состоял законоучителем в Народном при с. Казанском училище.

В 1888 г. ему объявлена благодарность Богородского училищного совета за усердие и отличные успехи в оном училище.

В 1889 г. он был награжден набедренником. Состоял наблюдателем за церковно-приходскими школами.

В семействе у него жена Мария Андреева, дети - Антонина, Зинаида, Василий, обучался в 1 классе Московской духовной семинарии, Антоний, обучался в народном при с. Казанском училище, Александра, Евгения. У его родителя имелся деревянный одноэтажный дом с надворными пристройками.

Диакон на причетной вакансии Иоанн Васильевич Воскресенский, 43 лет, сын диакона, обучался в Спасо-Вифанской семинарии. Псаломщик Михаил Иванович Ильинский, 45 лет. Просвирня Вера Александровна Лебедева, 45 лет. «Заштатные и сиротствующие. Вдова Варвара Антоновна Лебедева, 73 лет, жена умершего диакона села Спасского, Михнево тож, Бронницкого уезда Александра Лебедева. Живет в квартире дочери просвирни Веры Лебедевой, получая пенсию за службу сына, умершего капитана Сергия Лебедева в размере 108 руб. в год; вдова Ксения Иванова Лебедева, 75 лет, жена умершего заштатного дьячка Бронницкого уезда Ильинской, села Бураши, церкви Никиты Стефановича Лебедева. Живет у зятя своего диакона Иоанна Воскресенского, пользуясь пособием Попечительства о бедных духовного звания в размере 15 руб. в год. Дети ее - Александр Никитич Лебедев, 52 лет, Петр Никитич Лебедев, 38 лет, состоят в заштате».

В 1888 г. на сходе было решено построить новую школу рядом с храмом. Его настоятель, священник Василий Виноградов вел в школе Закон Божий. Его сын Василий Васильевич Виноградов (род. 12 декабря 1887 г., в 1901 г. окончил Заиконоспасское духовное училище и в 1907 г. - Московскую духовную семинарию) также стал священником. Во время гонений работал счетоводом. В 1937 г. арестован и 21 октября расстрелян.

С 1931 по 1935 г. в храме с. Казанское служил священномученик Александр (Воздвиженский, 1876-1937). Юлия Михайловна Савельева (1864-1943) преподавала в земской школе с. Казанского церковно-славянский и русский язык, арифметику, церковное пение. Ее отец был генерал, все четыре его дочери окончили учительские курсы при Московском университете, а Юлия Михайловна затем еще и медицинские, поскольку в селе не было врача. Она много ездила по России и за границу, ее семья была знакома с Л.Н. Толстым.

В 1899 г. она организовала в с. Казанском первую на павловопосадской земле библиотеку.

В 1909 г. к школе пристроили два класса и квартиру для учителей. 56 лет проработала Юлия Михайловна в селе, умерла во время Великой Отечественной войны и похоронена в церковной ограде, вместе с сестрой Маргаритой Михайловной Савельевой, учительницей той же школы.

В советское время церковь лишилась церковной ограды, которую заменил низенький заборчик из штакетника. В период богоборчества часть надмогильных памятников была уничтожена (памятники на могилах духовенства), часть повреждена. Памятники на могилах духовенства советского периода сохранились. У алтаря южного придела похоронен настоятель храма в с. Казанском протоиерей Петр Сергеевич Патокин. Он скончался 30 апреля 1958 г. в возрасте 68 лет.

Поблизости стоит памятник над могилой настоятеля Казанской церкви протоиерея Николая Степановича Соломевича (1939-1987). После кончины протоиерея Николая Соломевича настоятелем Казанского храма был назначен протоиерей Михаил Сергеевич Пуц (1926-1993). Он родился на Украине в Хмельницкой области в с. Варваровка. Сын крестьянина, к 1941 г. он окончил 7 классов школы. В 1942 г. был вывезен на работу в Германию.

В 1945 г. был возвращен и СССР и отправлен на лесоповал до 1947 г. Михаил Пуц окончил курс Волынской духовной семинари в г. Луцке. Поступил в Московскую духовную академию и после 2 лет обучения, в 1954 г., был рукоположен во священника (до этого уже 3 года служил диаконом). И первым местом его служения (временное исполнение пастырских обязанностей с 6 апреля по 26 мая 1955 г.) была Алексеевская церковь Егорьевска. Позднее Михаил Пуц поступил на заочное отделение Московской духовной академии и окончил курс в 1968 г.

В 1964 г. Н.С. Хрущев, хотевший показать народу последнего попа, был сам снят с должности, и в конце 1960-х гг. гонения на Церковь принимали уже более мягкие формы. Священник, лишенный, по мнению священноначалия, без достаточных оснований, регистрации, назначался в какой-нибудь другой храм и снова регистрировался государственными органами, что не означало, что на новом месте он долго задержится, если чиновники им были недовольны.

В конце 1968 г. протоиерей Михаил Пуц был переведен в Никольскую церковь г. Лосино-Петровска. Но уже 10 мая 1969 г. исполнительный орган храма расторг с протоиереем Михаилом Пуцем договор.

Михаилом Пуц был переведен митрополитом Пименом в церковь с. Нестерово, Орехово-Зуевского р-на.

В Нестерово протоиерей Михаил Пуц служил довольно долго и в ограде нестеровского храма был похоронен, несмотря на то, что последние годы своей жизни служил в храме с. Казанского.

Новые условия жизни призывали к деятельности. В 1990 г. открывается после долгих лет запустения храм в с. Рахманово, и уже пожилому настоятелю храма с. Казанского протоиерею Михаилу Пуцу «поручаются реставрационные работы и пастырское попечение о храме св. вмч. Екатерины с. Рахманово».

В наше время храм отремонтирован, строится церковная ограда (кирпичные столбы с металлическими решетками).

Поблизости от Казанского (Меря), на старой Носовихинской дороге находится д. Грибаново. По словам местных жителей, деревня в старину называлась Старая Меря.

В 2002 г. в Грибаново по проекту архитекторов Андрея Анисимова и Татьяны Ефимовой построена очень красивая часовня Казанской иконы Божией Матери.

От Казанского по дороге, ведущей в глубь леса, можно попасть во Власово, где до сих пор стоит часовня, построенная в 1909 г., верхняя ее часть восстановлена в 1990-х гг.

В 2004 г. в Криулино построена новая часовня по проекту архитекторов А.А. Королёва и Г.Е. Лапенкова.

В 2003 г. в д. Игнатово была построена каменная часовня Илии Пророка.

В д. Сонино в 2000-х гг. построена каменная часовня.

Московская обл., с. Казанское

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Казанской иконы Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...