Атмосфера мест

Храм Воскресения Христова

В центре Павловского Посада, на берегу р. Вохны, одиноко стоит высокая колокольня. На ее верхнем, четвертом, ярусе установлены часы с боем. Это все, что осталось от трехпрестольного Воскресенского собора, с приделами Святого великомученика Димитрия Солунского и Преподобного Сергия Радонежского (в трапезной).

Он был построен в 1703 г., и в продолжение всего XIX в. достраивался и перестраивался, колокольня возведена в 1839 г. Рядом с колокольней - каменный столб-часовенка, обозначающий место, где находился алтарь первой деревянной церкви, возведенной еще святым благоверным князем Димитрием Донским. Деревянные храмы, сменяя друг друга, стояли здесь почти шесть веков.

По писцовым книгам Московского уезда в Вохонской волости в 1577-1578 гг. находилась «вотчина Троице-Сергиева монастыря погост Дмитровский на р. Вохне, а на погосте церковь Дмитрия Солунского».

1623-1624 гг.: «На погосте церковь Дмитрия Солунского, да теплая церковь, а в ней два престола святого великомученика Георгия Победоносца и преподобного Сергия, а в них образы и книги, и свечи, и колокола тож Вохонские волости все мирское строение; да на церковной земле во дворе поп Иван, во дворе поп Антон, да во дворе дьячек Федка Карпов, пономарь Герасимко Ерофеев, во дворе просвирница Ирина, да на церковной земле 5 келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией... да при том же погосте сельцо Павлово на р. Вохоне, а в нем крестьян и бобылей 26 дворов, да в селе торжок, торгуют по воскресеньям, а на том же Торжку 30 лавок рубленных... а в тех лавках торгуют Вохонской волости крестьяне, а оброк с тех лавок платят в монастырскую казну на год по 2 руб. 5 алтын с деньгою. А из монастыря платят на Москве в государеву казну, в Большом Приходе на год по 30 руб.». 1646 г.: «В Павлове церковь великомученика Дмитрия, да Великомученика Георгия, да Парасковеи нарицаемой Пятницы, у церквей во дворе поп Иван, во дворе другом поп Иван же, во дворе дьячек Федка Остафьев, во дворе пономарь Данил ка Тиханов, во дворе просвирница Ирина, на церковной земле 3 двора бобыльских, да крестьянских и бобыльских 44 двора».

По дозорной книге Патриаршего приказа, в 1680 г. в с. Павлове «на погосте церковь Святого Дмитрия Солунского деревянная, а у церкви во дворе поп Патрикей Шитов, во дворе поп Яков Иванов, во дворе дьячек Алешка Ильин, во дворе пономарь Илюшка Иванов, во дворе просвирница...». 1686 г. в с. Павлове «церковь Воскресения да в приделе св. Дмитрий Солунский».

1703 г. июня в 12 день, выдан антиминс в новопостроенную в с. Павлове «церковь Воскресения да в приделе св. Дмитрия Солунского, тояж церкви попу Игнатию Патрикееву».

В 1704 г. (переписная книга) - в с. Павлове церковь Воскресения Христова каменная. 1710 г., 9 августа, отпущен антиминс для освящения церкви во имя Воскресения Христова. В Воскресенской церкви с. Павлово служили священники: Игнатий Патрикеев, с 1704 по 1710 г., Семен Игнатьев, с 1704 по 1722 г., Алексей (1704), Петр Яковлев, с 1700 по 1715 г.; диакон Григорий Игнатьев, с 1704 по 1722 г., дьячки: Семен Ильин, с 1704 по 1709 г., Иван Степанов, с 1715 по 1722 г.; пономарь Нестор Андреев, с 1715 по 1722 г.

В 1768 г. в Воскресенском храме служили четыре священника: Петр Нестеров, Петр Иванов, Егор Иванов и Никита Васильев.

В 1796 г. было уже 3 священника: Димитрий Иванович (в 1824 г. - протоиерей), Петр Иванович и Петр Нестерович.

Ныне существующий в Павловском Посаде храм был каменным с 1703 г. Вначале он был очень небольшой и невысокий; вот его описание в сравнении с расширенным в XIX в.: «...там, где в настоящее время находится купол с 5-ю главами, была острая четырехскатная крыша с одною малою главкою и одноярусная невысокая колокольня. С западной стороны трапеза храма оканчивалась у того столба, где после расширения храма находился свечной ящик церковного старосты; придельные алтари были на том месте, где в настоящее время начинаются боковые своды трапезы, в первом окне к востоку. Наружный вид этого храма в первый раз изменился в 1838-1839 гг., когда при церковных старостах Аниките Петровиче Нырнове и Андрее Семеновиче Лабзине (был церковным старостой Воскресенского храма с 1832 по 1845 г.) трапеза храма была удлинена пристройкою к западу и вновь построена стоящая и ныне колокольня. Кирпич для этой постройки доставлялся с двух церковных заводов, нарочито для того устроенных, и частию приобретался покупкою. Кроме кирпича на постройку употреблено большое количество белого мячковского камня.

В Павловском Посаде легковерные люди рассказывали, что для бута под колокольню был привезен народом из Ямского леса громадный камень «с хорошую избу» и что при перевозке его был насмерть раздавлен один из участвующих. Подрядчиком каменной кладки был крестьянин Владимир Ромзанов, который взял за прикладку трапезы и постройку колокольни 16,400 руб. ассигнациями. За устройство и постановку главы и креста на колокольню и за 12 пудов листовой меди, за золочение червонным, через огонь, золотом павловопосадский купец Давыд Широков (1790-1849) уплатил 1285 руб. 71 коп. на серебро.

В 1-й половине XIX в. Д.И. Широков был крупнейшим в Богородском уезде текстильным фабрикантом. За благотворительную деятельность Д.И. Широков был награжден двумя золотыми медалями «За усердие» на Аннинской ленте. Давыд Широков имел склонность к староверию.

В 1825 г. он ходатайствовал, в числе прочих прихожан Воскресенского собора, перед церковными и гражданскими властями о переводе служб в Павловопосадском храме на старый обряд, по образцу единоверческих церквей.

В 1850 г., при церковном старосте Аниките Петровиче Нырнове, Воскресенский собор был возвышен накладкою стен и перекладкой свода, на котором устроено 5 глав.

Большая перемена в наружном и внутреннем виде храма произошла в 1860 г., когда при церковном старосте Василие Ивановиче Грязнове на месте малого прежнего Воскресенского алтаря построен более обширный, а придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим и расширен храм в южную и северную стороны по , 15 аршин.

В 1875 г. при церковном старосте Якове Ивановиче Лабзине был устроен второй купол на трапезе с изменением типа ее крыши. Внутреннее благоустройство и украшение храма шло также последовательно, как и внешнее. Воскресенский храм по своему благоустройству и благолепию мог считаться одним из лучших храмов в Московской губернии, за пределами г. Москвы.

При церковном старосте Василие Никитиче Грязнове церковный капитал значительно увеличился и благодаря этому храм продолжал еще более украшаться. С 1899 г. начались работы по реставрации стенной живописи. Живопись вновь заменяется дорогою художественною и исполняется известным художником Я.Е. Епанешниковым. В храме находятся следующие древнейшие иконы: Сошествия во ад Воскресшего Спасителя, в серебряной ризе, на которой вычеканена надпись, что образ сей поставил Василий Елизаров, сын Дмитриев, из д. Игнатьева, в 1552 г.; Живоначальная Троицы; Казанской Божией Матери; Тихвинской Божией Матери; Святителя Николая Чудотворца; святого Пророка Ильи; Покрова Пресвятой Богородицы; Всех скорбящих радосте; Великомученика Димитрия; Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Последние девять икон, по преданию, были принесены из Сергиево-Троицкой Лавры в то время, когда с. Павлово принадлежало монастырю. На вышеупомянутую икону Покрова Пресвятой Богородицы в 1813 г. прихожане соорудили серебряную ризу в память избавления Российского Государства от нашествия 1812 г. полчищ Наполеона, на которой сделаны две дощицы с надписью, которая между прочим гласит «за. отражение кары Божией должны мы праздновать во все века, служить молебны со акафисты ежегодно в сей день Покрова Пресвятой Богородицы». Завещание это еще исполняется, но едва ли все прихожане j знают о нем. Павловцы исстари отличались своею набожностью, любили церковное благолепие и на это не жалели своих собственных средств. Эта характерная черта прежних Павловцев по наследию переходила ко всем прихожанам храма, которые еще с большим усердием продолжали дело их предков».

Клировая ведомость Воскресенской церкви сообщает, что церковь построена тщанием прихожан. «Зданием каменна, с таковою же колокольнею, крепка.

В 1860 г. придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим алтарем и распространена средняя часть храма тщанием доброхотных прихожан. Престолов в церкви три: в настоящей во имя Воскресения Христова, в приделах справа - во имя Великомученика Димитрия Селунского, на левой - во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Церковь вся теплая. Церковной утварью достаточна. Причта издавна положено - три священника, два диакона и шесть псаломщиков, один из них в 1873 г. произведен во диакона. Земли при сей церкви 104 десятины 2011 кв. саж.: под постройкой церкви, погостом, домами священноцерковнослужителей, их усадьбами, под рекой Вохонкой, пашней и сенокосом 44 десят. 615 кв. саж. Дома у священноцерковнослужителей на церковной земле собственные, деревянные, а у диакона Иоанна Смирнова каменный. Содержание трехкомплектного причта достаточное. Здания, принадлежащие сей церкви: каменная, сторожка, деревянные, построенные на обывательской земле Павловского Посада, церковные лавки - 21, с означенных лавок получается каждогодно в пользу церкви 1675 руб., 2 деревянных сарая для поклажи разных церковных материалов. У храма имеется приписная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище Павловского Посада, построенная в 1874 г. Потомственным почетным гражданином Павловского Посада гильдии купцом Яковом Ивановым Лабзи-ным и Павловского Посада купцами Никифором и Иваном Ивановыми Грязновыми».

В 1803 г. в Воскресенском соборе служили священники: Димитрий Иоаннов (Куняев, умерший протоиереем в 1835 г., 11 февраля, в 66 лет), Иаков Петров, Петр Гаврилов. Диаконы: Антип Гаврилов, Павел Яковлев. Дьячки: Антон Алексеев, Петр Павлов, Матвей Логинов. Пономари: Дмитрий Егоров, Козьма Абрамов и Парфен Петров. Такой состав причта: настоятель, протоиерей и два священника, два диакона, три дьячка и три пономаря, существовал без изменения до 1888 г.

В клировой ведомости за 1887 год сообщается: «Благочинный священник Павел Петрович Доброклонский, 59 лет, родился в Москве в 1828 г., из духовного звания, сын диакона. Обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским, физико-математическим, сельскому хозяйству, медицине и словесным языкам -латинскому и греческому. По окончании курса наук в 1850 г. с аттестатом 2 разряда уволен в Епархиальное ведомство и определен во священника в 1853 г. на настоящее место в Воскресенский храм Павловского Посада. Епархиальным начальством поручено исправлять должность благочинного в Павловском благочинии на 1879 г.

В 1879 г. утвержден в должности благочинного. Исполнял должность благочинного до 14 апреля 1895 г. Имеет бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память Севастопольской войны 1853-1856 гг. В 1868 г. награжден набедренником, с 1871 по 1880 г. определен духовником в Павловском благочинии, преподавал Закон Божий нижним чинам 1 артиллерийской бригады 3 батареи с 1869 по 1873 г., в 1871 г. определен законоучителем в Павловской женской прогимназии, в 1884 г. определен законоучителем в народном начальном училище, устроенном в Павловском Посаде Потомственным почетным гражданином Яковом Ивановичем Лабзиным. За приращение церковной прибыльной суммы в 1861-1863 гг. объявлена признательность Епархиального начальства.

В 1872 г. награжден бархатной фиолетовой скуфьею. За усердное прохождение должности законоучителя в Павловской прогимназии награжден бархатной фиолетовой камилавкой в 1876 г.

В 1878 г. назначен для исполнения обязанности привода к присяге при судебных заседаниях съезда Мировых судей Богородского судебного мирового округа в Павловском Посаде. За честное служение в священстве в 1882 г. награжден наперсным крестом. Утвержден быть наблюдателем за церковноприходскими школами в Павловском благочинии.

В 1888 г. посвящен в сан протоиерея. По случаю 35-летней службы в священстве по прошению прихожан Павловского посада о. Павлу Доброклонскому разрешено носить поднесенный ему в дар прихожанами наперсный крест с украшениями в 1888 г.

В 1880, 1881, 1882, 1890 гг. удостоен Благословения Епархиального начальства за труды и пожертвования в пользу Братства Св. равноапостольной Марии. Утвержден наблюдателем за церковно-приходскими школами в Павловском благочинии. Назначен увещателем для привода к присяге свидетелей в Богородском уездном съезде.

Дочь Вера, 32 лет, читать, писать и Закон Божий знает, осталась при родителях; сыновья: Александр, 31 года, преподаватель в Рязанской духовной семинарии, Василий, 30 лет, закончил образование в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге с званием врача и получил звание доктора медицины, Виктор, 29 лет, состоит врачом при Московской духовной семинарии, Николай, 24 лет, окончил курс наук в Московской духовной семинарии с званием студента, определен законоучителем в начальном народном училище, устроенном в Павловском Посаде Я. Лабзиным, Сергий, 22 лет, окончил курс наук в Московской духовной семинарии со званием студента, определен законоучителем в двухклассном образцовом мужском училище в Павловском Посаде.

В 1850 г. в Воскресенском храме Павловского Посада служили священники: Матвей Александров, Никанор Соколов, Антоний Лебеданцев (ум. 1871); диаконы Михаил Розанов, Иоанн Алексеевич Смирнов; дьячки Михаил Петров Батурлинский (умер в заштате в 1872 г., 98 лет), Иаков Кедров (ум. 1852), Александр Иванович Смирнов (ум. 1866); пономари Иван Никитич Дмитриевский, Иоанн Козмич Воскресенский (ум. 1867), Димитрий Егорович Отрадинский (определен в 1848 г., ум. 1898).

С 1853 г. служил в соборе протоиерей и кавалер ордена Св. Владимира 4-й ст. Павел Петрович Доброклонский; с 1861 г. - диакон Михаил Иванович Беляев, определен во священника в 1871 г. (ум. 1887), диакон Николай Леонтиевич Цветков - с 1853 г. (ум. 1897). С1852 г. в Воскресенском соборе служил дьячок Иоанн Иаковлевич Кедров (ум. 1899). В семье Иоанна Кедрова 7 сентября 1870 г. родился сын Иван. Иван Иванович Кедров окончил в 1891 г. Московскую духовную семинарию, с 1891 по 1894 г. преподавал в церковно-приходской школе при Воскресенском соборе Павловского Посада! Иван Иванович женился на Анастасии Ключа! ревой. В их семействе родилось 12 детей.

В 1894 г. Иван Иванович Кедров был рукоположен во диакона и служил в церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Бахрушинской больнице в Москве.

В 1900 г. диакон Иоанн Кедров рукоположен во иерея.

В 1905-1906 гг. о. Иоанн - активный деятель Предсоборной комиссии от общества любителей духовного просвещения.

До 1907 г. о. Иоанн продолжал служение в церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Бахрушинской больнице. Он вскоре стал одним из почитаемых священников Москвы, был инициатором сбора средств на сооружение в Сокольниках храма Воскресения Христова.

С 1907 по 1910 г. о. Иоанн служил в храме Николы на Студенце, но продолжал в то же время строить храм в Сокольниках.

В 1909 г. в Сокольниках был окончен строительством временный храм, и о. Иоанн служил и там. С 1913 г. он - настоятель Воскресенского храма в Сокольниках. Храм был освящен 22 декабря 1913 г.

В 1918 г. о. Иоанн выпустил листовку против празднования 1-го мая (в 1918 г. 1-е мая пришлось на Великую субботу). Отца Иоанна арестовали, но поднятая этим арестом среди москвичей и особенно среди жителей Сокольников буря возмущения заставила власти отпустить священника на поруки, 26 октября того же года его дело признано «не имеющим состава преступления». В Воскресенский храм в Сокольниках в это время приезжал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России.

В 1920 г. о. Иоанн был снова арестован, у него в доме был произведен тщательный, продолжительный обыск, и без предъявления обвинения его увезли в Бутырскую тюрьму. Из Бутырской тюрьмы он был переведен в Таганскую, из Таганской - в Сокольническую. В тюрьме о. Иоанн заболел туберкулезом, и в 1921 г. освобожден.

В 1922 г. Иоанн Кедров был арестован по обучению в сопротивлении изъятию Церковных ценностей, в 1923 г. освобожден в болезненном состоянии, служил уже не настоятелем, а требным священником.

В 1930 г. о. Иоанн был выселен из квартиры. Сначала он переехал к сыну, здесь же в Сокольниках, потом в с. Алабино, где и умер 29 ноября 1932 г. Отец Иоанн Кедров был похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Протоиерей Сергий Стефанович Цветков (благочинный и кавалер) служил в Воскресенском соборе с 1858 г. (ум. 1878). Диакон Иоанн Петрович Смирнов служил в соборе с 1871 г. (ум. 1898). 16 сентября 1888 г. в семье диакона Иоанна Смирнова родился сын Петр, окончивший в 1905 г. Перервинское духовное училище и в 1912 г. Московскую духовную семинарию. Псаломщик-диакон Георгий Иоаннович Воскресенский служил в Воскресенском соборе с 1867 г.

В 1890-х гг. он был помощником законоучителя в Евсеевской школе грамоты. Скончался в 1898 г. Дьячок Михаил Михайлович Троицкий - с 1855 г. (ум. 1871). Псаломщик Василий Федорович Любимов - с 1861 г., псаломщик Алексей Иванович Щеглов служил в павловопосадском соборе с 1865 г.

Священник Петр Петрович Соколов - с 1878 г. 1 января 1891 г. в семье о. Петра Соколова родился сын Евгений, в 1905 г. окончивший Заиконоспасское духовное училище в Москве и в 191* г. - Московскую духовную семинарию. Священник Николай Михайлович Ансеров в Воскресенском соборе служил с 1886 г.

В 1888 г. открыта 4-я штатная священническая вакансия, на каковую переведен из с. Трахонеева Московского уезда священник, бывший благочинный, Иоанн Иоаннович Кроткое.

Псаломщик Тихон Михайлович Троицкий служил в Воскресенском соборе с 1871 г. Псаломщик Василий Васильевич Смирнов служил в Воскресенском соборе с 1897 г. (ум. 1898). В его семье были сыновья Александр (род. 1889, в 1904 г. окончил Перервинское духовное училище и в 1910 г. - Московскую духовную семинарию) и Петр (род. 22 августа 1895 г., в 1909 г. окончил Заиконоспасское духовное училище и в 1916 г. - Московскую духовную семинарию). Содержание даже одного сына во время обучения в Московской семинарии было не под силу многим священникам сельских и городских храмов Московской губернии, не говоря уж о псаломщиках. Они отдавали своих детей в Вифанскую семинарию, где средств на обучение требовалось гораздо меньше.

Диакон Николай Иоаннович Русинов в Воскресенском соборе служил с 1893 г., диакон Николай Димитриевич Сокольский - с 1898г.

Псаломщик Василий Стефанович Холин служил в Воскресенском храме с 1898 г. Псаломщик Василий Егорович Воскресенский - с 1898 г.

В 1905 г. Василий Егорович был учителем мужского церковно-приходского училища при фабрике Товарищества Я. Лабзина и В. Грязнова.

Церковные старосты: Андрей Семенович Лабзин - 1832-1845 гг., Аникита Петрович Нырнов – по 1851 г.; Корнилий Иванович Быковский - 1851-1860 гг.

Еремей Семенович Лабзин был церковным старостой Воскресенского собора с 1845 по 1847 г.; Василий Иоаннович Грязное с 1860-1869 г.; Иаков Иванович Лабзин с 1869-1892 г. и Василий Никифорович Грязнов с декабря 1891 г.

В 1842 г. на средства павловопосадского купца 2-й гильдии, почетного гражданина Давыда Ивановича Широкова (1790-1849) отлит большой колокол, весу в котором 973 пуда 20 фунтов.

В 1936 г. этот колокол был сброшен с колокольни и его обломки увезены на переплавку.

В 1848-1849 гг. построены ограда и святые ворота храма. Ограда была устроена на высоком каменном фундаменте. Между кирпичными столбами были укреплены ажурные железные решетки. Углы ограды были отмечены башенками. В советское время врата и ограда разрушены.

В течение XIX в. Воскресенский храм неоднократно перестраивался и украшался. Церковными старостами были самые уважаемые в городе люди, творцы знаменитых павловских платков Василий Иванович Грязное и Яков Иванович Лабзин.

С 1860 по 1864 г. старостой Воскресенского собора в Павловском Посаде был святой праведный Василий Грязнов (у коренных павловопосадцев сохранялись литографии с изображением Василия Грязнова: «Видение Василию Грязнову преп. Сергия», «Видение Василию Грязнову св. мучч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии» и т.п.). Его попечением Воскресенский храм был расширен и украшен. На месте малого Воскресенского алтаря был построен новый, обширный алтарь, придельные алтари были перенесены в одну линию с главным, и весь храм был расширен в южную и северную стороны. Труды Василия Ивановича были отмечены епархиальным начальством. В 1862 г. он был награжден золотой медалью.

В 1860 г. устроены в первый раз духовые печи в подвалах Воскресенского храма. В 1887 г. в главном храме появился новый иконостас, в 1891 г. заработали башенные часы на колокольне. 10 апреля 1892 г. Устроены новые киоты для двух местных икон: Великомученика Димитрия и Преподобного Сергия. В этом же году сооружены иконы с иконостасом, в память чудесного спасения Царской семьи 17 октября 1888 г.

В 1896 г. выписана со Святой Горы Афон икона Великомученика Пантелеймона.

В 1898 г. к празднику Пасхи устроена дорогая, из кованого серебра, одежда на главный престол, весом 5 пудов. В этом же году вызолочены 2 главы на куполах храма. Все это устроено на доброхотные пожертвования от прихожан, как отдельных лиц, так и по подписке.

С 1873 г. ежегодно из г. Бронниц в Павловский Посад приносили чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери.

Часы на колокольне Воскресенского собора напоминают о протоиерее Павле Петровиче Доброкпонском (1828-1909), который в течение 56 лет служил в Воскресенском храме Павловского Посада. Эти часы установлены его усердием.

В 1927 г. в Павловский Посад приезжал епископ Серафим (Силичев Леонид Кузьмич, 1892-1937). Он родился 16 мая 1892 г. в Воронежской губернии в г. Бирюч. Он происходил из купеческой семьи, в раннем детстве уехал с родителями в Донбасс, где его отец служил конторщиком, а позднее бухгалтером.

12 марта 1922 г. рукоположен во епископа Павлоградского, викария Екатеринославской епархии, временно управлял Ростовской (на Дону) епархией. В том же году уклонился в обновленчество и был епископом Павлоградской обновленческой епархии.

2 июня 1924 г., после покаяния, принят в лоно Русской Православной Церкви, арестован в Екатеринославе, в 1924-1925 гг. - епископ Сызранский, управлявший Симбирской епархией.

В 1925-1926 гг. Серафим - епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии.

С 15 июня 1926 г. по 5 июля 1927 г. - епископ Подольский, викарий Московской епархии. Определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) епископу Подольскому Серафиму поручена управление Богородским, Бронницким, Звенигородским и Орехово-Зуевским викариатствами.

В 1927 г. епископ Серафим жил в Богородске, по другим источникам - находился там в ссылке.

В июле 1927 г. епископ Серафим отбыл из Богородска.

С 5 июля 1927 г. он исполнял должность епископа Азовского, викария Ростовской (на Дону) епархии, с 1927 по 1929 г. - епископ Ростовский и Таганрогский.

С 24 апреля 1929 г. - архиепископ.

5 января 1932 г. осужден на 3 года исправительных или, как говорили в народе, - «истребительно»-трудовых лагерей с конфискацией имущества по обвинению в «участии в церковно-монашеской нелегальной группе, распускавшей провокационные слухи».

С 1934 по 1935 г. - архиепископ Свердловский, с 1935 по 1936 г. - архиепископ Саратовский.

28 марта 1936 г. арестован, приговорен к 7 годам заключения в лагере, 15 сентября 1937 г. расстрелян в Саратове.

С епископом Серафимом в Павловский Посад приезжал известный всей Москве протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870-1951). Его запечатлел художник Павел Дмитриевич Корин в картине «Русь уходящая». Михаил Кузьмич родился в с. Гребнево в семье священника. Окончил семинарию в 1891 г., а также вокальные курсы при филармонии.

С 1910 по 1929 г. служил диаконом в Никитской церкви на Басманной в Москве.

С 1934 г. до своего ареста в 1938 г. (с 1939 г. в ссылке) он служил в храме Св. Духа в с. Пушкино.

С 1943 г. по 1951 г. служил в церкви апостола Филиппа на Арбате в Москве.

В ноябре 1930 г. настоятелем Воскресенского собора был назначен будущий священномученик Алексей Воробьев. Он родился в 1888 г. в Вятской губернии, был послушником в Иоанно-Предтеченском монастыре в Казани, был под духовным попечением великого подвижника и молитвенника схиархимандрита Гавриила (Зырянова).

В 1911 г. Алексея призвали на военную службу. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии.

В 1920 г. Алексей приехал в Москву, где служил кладовщиком. Живя в Москве, он окончил пастырские богословские курсы и 26 июня 1921 г. был рукоположен во священника в Московский Александро-Невский храм, через год назначен в с. Селинское Клинского уезда.

В 1922 г. епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления, о. Алексию предлагали присоединиться к обновленцам, но он оставался верен законному главе Русской Православной Церкви - Святейшему Патриарху Тихону.

13 марта 1923 г. обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении и запрещении в служении о. Алексия. В с. Селинское был назначен Другой священник.

В 1924 г. о. Алексий был арестован по обвинению в том, что без разрешения власти устроил в церкви г. Клина собрание верующих, на котором произносились агитационные речи о гонении советской властью православия. После пребывания под следствием в Бутырской тюрьме в Москве о. Алексий был приговорен к заключению на два года в концлагерь. После освобождения служил некоторое время в села под Уфой, а в 1930 г. был назначен в Воскресенский собор Павловского Посада.

В 1931 г. возведен в сан протоиерея, в 1935 г. назначен благочинным Павловопосадского округа. В том же году Воскресенский собор был передан обновленцам, о. Алексий переведен в Троицкий храм с. Хотеичи (Орехово-Зуевского района) и в августе 1936 г. - в Вознесенскую церковь с. Городок. Его духовными чадами стали монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. На новом месте служения он организовал церковный хор из молодежи.

8 августа 1937 г. о. Алексий Воробьев был арестован и 20 августа того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

19 февраля 1938 г. в церковной сторожке, где жил, при Воскресенском соборе Павловского Посада, был арестован обновленческий священник павловопосадского собора протоиерей Владимир Андреевич Горский (1875-1938). В то время улица, протянувшаяся от моста и мимо собора, называлась улицей Сталина. Владимир Горский родился в с. Митино Муромского района, в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию в 1896 г. В том же году был назначен псаломщиком в храм Рождества Богородицы в с. Орехово Покровского уезда) (ныне г. Орехово-Зуево). Обновленческий епископ Орехово-Зуевский, потом митрополит Тихон (Попов Тихон Дмитриевич) писал: «Протоиерей Горский в Павлово-Посаде боролся своим красноречием с местным Горсоветом в деле отстаивания существования собора в Павлово-Посаде.

22 марта 1938 г. протоиерей Владимир Горский расстрелян на Бутовском полигоне.

По ходатайству Павлово-Посадского РИКа, постановлением Президиума Мособлисполкома от 17 сентября 1935 г. № 2140 собор был закрыт.

У стен собора были похоронены многие именитые павловопосадцы, некоторые из них были церковными старостами собора. В советское время все надгробные памятники вокруг стен собора были уничтожены.

В 1944 г. верующие Павловского Посада подавали прошение о возвращении им собора и разрешении восстановить в нем богослужений, но власти им отказали. Здание храма использовалось как склад зерна, позднее как склад завода Экситон. После взрыва баллонов с кислородом, своды храма обвалились, в трапезной своды остались неповрежденными. В конце 1950-х гг. были разобраны и стены собора.

До нашего времени дошла только соборная колокольня. В ней в советское время размещался краеведческий музей. В 1998 г. усилиями настоятеля и насельников Покровско-Васильевского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви, в колокольне причт монастырских храмов стал совершать богослужения.

В 2002 г. оборудованная в колокольне церковь стала отдельным приходом.

Один из домов священнослужителей Воскресенского собора сохранился на улице 1 мая (бывшая Купеческая). Возможно, это дом протоиерея Илии Попова (священника Воскресенского собора, в 1913 г. - законоучителя в женской гимназии), купленный им в 1908 г. На Купеческой улице стоял также дом протоиерея Иоанна Кроткова.

Сын протоиерея Иоанна Кроткова, Михаил Иванович Кроткое получил образование в Московской духовной семинарии, почетный гражданин, имел чин губернского секретаря.

В 1899 г. он был учителем при школе Товарищества мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова.

В 1905 г. преподавал в школе грамоты при Павловском детском приюте Ведомства учреждений императрицы Марии.

В 1907 г., 15 июня, Михаил Иванович Кроткое венчался с Екатериной Петровной Лебеданцевой, в 1905 г. начальница павловской женской прогимназии, позднее преобразованной в гимназию.

В 1908 г. рукоположен во священника, законоучитель в Павловской одноклассной мужской школе.

В 1913 г. - учитель в школе грамоты.

В 1927 г. о. Михаил Кротков участвовал в богослужении, совершенном епископом Серафимом в Павловском Посаде.

Купеческая улица соединяет Павловский Посад с д. Филимоново. Купеческая улица почти вся состоит из особняков, в основном здесь жили павловские купцы. Дом № 7 по улице 1 мая был построен в 1861 г., принадлежал купеческой семье Щепетильниковых. Неподалеку стоит дом купца Ширина.

С восточной стороны собора сохранилась улочка, на которой стоят лицом к собору деревянные дома причта, в которых жили многолюдные семьи павловопосадских священников, диаконов и причетников. С Соборной горы улочка красиво спускается к р. Вохне. На противоположной стороне Вохны прямо в створе улицы стоит Казанская церковь на Павловской улице.

Московская обл., Павловский Посад

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Храм Воскресения Христова адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда