Атмосфера мест

Церковь Вознесения Господня (на Городке)

Храм Вознесения Господня с приделами Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Димитрия Ростовского был построен в 1909 г. на пожертвования фабриканта Василия Ивановича Кудина.

Храм был освящен 30 августа 1909 г. Главный престол храма Вознесения на Городке освятил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). Возглавлял священнический чин протоиерей Константин Голубев, в будущем священномученик. Богослужение было очень торжественным.

В 1910 г. были освящены приделы Святителя Димитрия и Преподобного Сергия, все тем же владыкой Трифоном. Епископ Дмитровский Трифон (князь Туркестанов(1861— 1934), рукоположен во епископа Дмитровского в 1901 г., в Первую мировую войну был на передовой полковым священником, в 1915 г. награжден панагией на Георгиевской ленте, с 1916 г. по болезни на покое, с 1923 г. - архиепископ, с 1931 г. - митрополит). В юго-западном углу церковного двора стояла деревянная колокольня, построенная одновременно с храмом (в наше время разрушена, и на ее месте строится каменная). Ограда храма и святые ворота были деревянными и не сохранились.

В 1913 г. с миссионерским визитом Павловский Посад посетил митрополит Московский и Коломенский Макарий: «В субботу, 10 августа, Литургия была совершена сопровождающим Владыку архимандритом и 4 протоиереями и иереями в Вознесенской церкви соседнего с. Городок, прихода с. Уполозь. К началу Литургии - в 7 часов утра прибыл в храм Владыка митрополит. Боголюбивые строители и благоукрасители храма братья Алексей и Иван Никитичи Кудины приостановили работы на своей фабрике с целью дать народу возможность помолиться с Владыкой и получить благословение. Посему и храм и паперть церковная были полны богомольцев.

За Литургией Владыка проповедовал сам, разъясняя своим простым и понятным языком истины веры и жизни. В этот день празднуется память св. архидиакона Лаврентия. У Владыки был брат иерей Лаврентий, об упокоении коего он сам совершил панихиду.

В 1873 г. в д. Городок начал свое дело, с раздаточной конторы, местный крестьянин Никита Кудин. Его сыновья Иван и Алексей позже поблизости от нее основали фабрику (в 1895 г. они ходатайствовали о «разрешении им содержать шелко-красильную фабрику при означенной деревне на собственной земле при р. Клязьме». Сами Кудины на своей фабрике были и заведующими, и мастерами, и колористами.

В 1897 г. Иван и Алексей Кудины учредили Торговый дом. Платки кавказские, фуляровые и полушерстяные продавались на Нижегородской и других ярмарках. Фабрика вырабатывала продукции на 54 570 руб.

В 1905 г. Шерстоткацкой и шелкоткацкой платочно-набивной фабрикой братьев И. и А. Кудиных в д. Городок, управлял А.Н. Кудин. Колористами на фабрике были В.И. Кудин и И.А. Ку-дин. Врачом при фабричной больнице состоял А.Л. Вознесенский, фельдшером - М.А. Лейкин.

В 1907 г. было решено расширить производство. В д. Городок на берегу Клязьмы были выстроены кирпичные трехэтажные корпуса шерстоткацкой и шелкоткацкой фабрик, и платочно-набивной фабрики. На фабрике количество рабочих увеличилось до 1000 человек.

В 1908 г. Правление Товарищества мануфактур Братья И. и А. Кудины состояло из директоров: Ивана Никитича Кудина, Алексея Никитича Кудина, Василия Ивановича Кудина младшего (В.И. Кудин руководил городской пожарной дружиной). Кандидатом был избран Сергей Алексеевич Кудин. Правление собиралось один раз в месяц, а собрания пайщиков проходили один раз в год - утверждались отчеты, баланс за год и план производства на следующий год. Обветшавшие строения фабрики сохранились до нашего времени. Вокруг фабрики вырос целый городок; сохранились деревянные здания казарм, больница.

Надгробия Василия Кудина (ум. 1937) и членов его семьи - ряд белых крестов в ограде храма. Даты смерти на них свидетельствуют, как новые отношения и новые люди выталкивали из жизни старых хозяев, строителей храма и фабрики. Большая семья вымерла за 10 лет: Борис Васильевич в 1922 г., Прасковья Герасимовна и Алексей Никитич в 1923, Анна Яковлевна в 1924, Иван Никитич в 1925, Семен Алексеевич в 1929 г.

В августе 1936 г. в Вознесенскую церковь с. Городок из Троицкого храма в с. Хотеичи (ныне в Орехово-Зуевском районе) был переведен протоиерей Алексей Воробьев (1888-1937, на фотографии с сестрой), будущий священномученик. Его духовными чадами во время служения в Вознесенской церкви на Городке стали монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. На новом месте служения о. Алексей организовал церковный хор из молодёжи.

8 августа 1937 г. Алексий Воробьев был арестован и 20 августа того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

В 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил его клику новомучеников и исповедников Российских.

9 сентября 1937 г. был арестован священник Вознесенского храма на Городке Николай Васильевич Покровский. Он родился в 1876 г. в с. Осташево Бронницкого уезда (ныне в Воскресенском района Московской области), в семье дьячка. Окончил духовную семинарию. Был рукоположен во священника. В с. Городок проживал при Вознесенской церкви в церковной сторожке, здесь он и был арестован 9 сентября 1937 г. по обвинению в систематической антисоветской агитации, сочувствии «врагам народа» и одобрении их деятельности. 17 октября того же года о. Николай приговорен к расстрелу и 21 октября - расстрелян.

27 марта 1938 г. по месту жительства, во Городок, был арестован по обвинению в «шпионской деятельности, активной антисоветской агитации и контрреволюционной систематической пропаганде» диакон Сергий Андреевич Обуховский. 7 июня 1938 г. он был приговорен к растре лу и 4 июля того же года - расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

С 1 января 1944 г. настоятелем Вознесенского храма в г. Павловский Посад являлся архимандрит Нектарий, будущий митрополит Кишиневский и Молдавский Нектарий (Николай Константинович Григорьев, 1903-1969). Николай Григорьев родился в 1903 г. в с. Хохлово в семье акцизного чиновника. Окончил Казанскую гимназию, два курса историко-филологического факультета Казанского университета и Высший казанский богословский институт (реформированный из духовной академии).

С 1920 по 1923 г. отбывал воинскую обязанность, совмещая одновременно занятия в университете и Богословском институте, а в праздничные и воскресные дни иподиаконствовал при епископе Андронике, настоятеле Иоанно-Предтеченского монастыря в г. Казани.

В октябре 1923 г. в том же монастыре пострижен в монашество с именем Нектарий и рукоположен во иеродиакона, а в феврале следующего года - во иеромонаха. В монастыре был ризничим и казначеем.

С 1929 г. о. Нектарий служил в Московской епархии. Он был настоятелем Екатерининской пустыни (близ ст. Расторгуево), Казанской и Введенской церкви в Москве, собора в Кашире и благочинным православных приходов Каширского благочиния; священником, а затем настоятелем церкви Святых мучеников Адриана и Наталии и настоятелем церкви Ризоположения в Москве.

В 1941 г. о. Нектарий назначен помощником наместника Успенской Почаевской Лавры, а в следующем году направлен на пастырское служение в г. Брагин (Белоруссия). В том же году он был настоятелем храма Введенского монастыря в г. Киеве, а затем Вознесенского храма в г. Нежине Черниговской епархии, с 1943 г. - настоятелем Вознесенского храма в г. Городке, в Павловском Посаде Московской епархии.

В 1946 г. состоял в числе братии Троице-Сергиевой Лавры и исполнял обязанности казначея, а затем благочинного. В том же году назначен наместником Псково-Печерского монастыря.

12 мая 1947 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода ему определено быть епископом Петрозаводским и Олонецким.

29 июня того же года Святейшим Патриархом Алексием, архиепископом Дмитровским Виталием и епископом Ивановским и Кинешемским Паисием в храме Всех Святых в Москве хиротонисан во епископа Петрозаводского и Олонецкого.

С 1948 г. преосвященный Нектарий - епископ Тираспольский, управляющий Кишиневской епархией, а с 1949 г. - епископ Кишиневский и Молдавский. Трудной была его деятельность на Кишиневской кафедре.

В июне 1949 г. в Молдавскую АССР вошла Бессарабия, захваченная в 1918 г. румынскими войсками. В течение 20 с лишним лет здесь усиленно насаждались националистические настроения, искоренялось все, что было связано с Русской Православной Церковью. Большинство бессарабского духовенства в год освобождения Бессарабии бросило свою паству и бежало в Румынию, остались немногие священнослужители, верные своей пастве. Начало формированию Кишиневской епархии положили предшественники Владыки Нектария по кафедре - епископы Иероним и Венедикт. Но их архипастырское служение было очень коротким - всего 3 года. Основная организаторская деятельность по епархии выпала на долю преосвященного Нектария. Необходимо было в первую очередь определить священнослужителей на многочисленные приходы. В послевоенные годы, когда еще только начинали открываться духовные учебные заведения, кандидатов в священнослужители, имевших духовно-богословскую подготовку, не хватало.

В связи с этим под руководством преосвященного Нектария были организованы пастырские курсы и экзаменационные комиссии. В результате большинство приходов было обеспечено священнослужителями. Владыка Нектарий не оставлял без внимания их деятельность. В его характере сочетались строгость, дисциплинированность и доброта. Этим он снискал уважение и любовь всего клира.

В 1954 г. Владыка Нектарий был в составе делегации Русской Православной Церкви на юбилее 50-летия епископского служения Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Александра III. За усердное и беспорочное служение Церкви Христовой преосвященный Нектарий был удостоен в 1956 г. сана архиепископа, а в 1958 г. - права ношения креста на клобуке. За общественно-патриотическую деятельность он в 1959 г. был награжден почетной грамотой Советского комитета мира.

В 1963 г. Святейший Патриарх Алексий I пожаловал Владыке Нектарию орден Святого равноапостольного князя Владимира 1 ст. (в ознаменование 50-летия епископского служения Его Святейшества). В том же году архиепископ Нектарий был возведен в сан митрополита. Это высокое внимание было следствием его ревностного архипастырского служения и благотворного управления епархией. У него хватало времени и сил на молитву и богослужение, которое он очень любил и совершал с глубоким умилением и в строго уставном порядке. Он очень много читал как церковную, так и светскую литературу и создал свою личную ценную библиотеку. Все это не препятствовало ему интересоваться и хозяйственными делами и умело вести их. На последнем году жизни тяжелая болезнь заставила Владыку слечь в постель. Но он не оставлял своих служебных обязанностей, будучи даже в Москве на лечении, до последней минуты заботился о вверенной ему епархии. 9 марта 1969 г. митрополит Нектарий скончался в Москве на 69-м году жизни после продолжительной тяжелой болезни.

С 1946 г. настоятелем в Вознесенском храме был архимандрит Софроний (ум. 1958). Затем был период, когда настоятели сменялись один за другим. Достаточно долго в храме служил протоиерей Александр Померанцев. Настоятель, игумен Иларион (Костюк) служил в храме до 1979 г. (в том же году скончался). Он похоронен за алтарем храма, возле придела Преподобного Сергия Радонежского.

Перед Великой Отечественной войной церковь закрыли. Вновь она была открыта после многих хлопот в 1940-х гг. Возле нее похоронены ее настоятели: протоиерей Александр Петрович Померанцев (1878-1953), архимандрит Софроний (Орлов), игумен Иларион (1913-1972).

24 года служил в Вознесенском храме протоиерей Василий Бащук (1929-2003). Более 50 лет нес служение в священном сане церковный труженик. Родился он в 1929 г. в с. Подцирье (ныне в черте г. Камень Каширский Волынской области на Украине) в простой крестьянской семье. Родители - Родион и Мария привили сыну любовь к труду и молитве. С ранних лет вместе с матерью Василий посещал церковные службы и с 7 лет пономарил в Ильинском храме в Камене Каширском.

В 1947 г. Василий поступил в Волынскую духовную семинарию.

В 1949 г. состоялась судьбоносная встреча - с дочерью псаломщика Преображенского храма в с. Тучине Ровенской области - Ольгой Николаевной Джум, которая стала верным и надежным спутником Василия Бащука на протяжении всей жизни, матерью четверых детей.

В 1950 г. Василий и Ольга повенчались, а 5 февраля того же года Василий был рукоположен епископом Волынским и Ровенским Панкратием (Кашперуком) во диакона. Через два месяца вместе с другими семинаристами был призван в армию, где прослужил три с половиной года. После окончании службы осенью 1953 г. был принят в 4-й класс Волынской духовной семинарии, а 28 февраля 1954 г. епископ Волынский и Ровенский Палладий (Каминский) рукоположил диакона Василия Бащука в сан священника. После окончания Волынской духовной семинарии о. Василий поступил в Московскую духовную академию.

С 1955 г. иерей Василий - штатный священник церкви во имя Святых Флора и Лавра в Кашире Московской области.

В 1959 г. о. Василий переведен в Александро-Невский храм Егорьевска Московской области.

С 1961 по 1979 г. - благочинный храмов Егорьевского округа. В течение ряда лет был одновременно и благочинным храмов Коломенского округа.

С 1968 по 1979 г. - настоятель Александро-Невского храма. Отец Василий заботился о благоукрашении храма, о церковном благолепии. Его трудами был отреставрирован Александро-Невский храм, возведена церковная ограда, престолы церкви облачены в металлический и мраморные оклады.

В 1979 г. определено о. Василию новое послушание - настоятеля Вознесенской церкви в Павловском Посаде. Отец Василий 24 года нес крест пастырского служения в Вознесенском храме Павловского Посада.

В советское время служение настоятелем храма требовало затраты больших душевных сил. Церковь была отделена от государства, но атеистическое государство в каждой церкви следило за каждым шагом священнослужителей и церковных работников. Сложилась система проверки квитанций оплаты за требы. Эта мера вроде бы финансового контроля на самом деле была средством воздействия на души людей. Квитанции просмативрались компетентными органами, и если крестился взрослый, если детей крестили молодые родители, комсомольцы, коммунисты, преподаватели, военные, научные сотрудники и т.п., то им на работу, к сведению начальства, приходила бумага, в которой предлагалось усилить атеистическое воспитание, о принятых мерах сообщить. Тогда начинались индивидуальные беседы начальника с провинившимся подчиненным.

Поход в церковь мог повлиять на повышение по службе, улучшение жилищных условий и т.п.

Приносили крестить детей бабушки, но и тут, бдительное государство стояло на страже - крестить можно только с согласия родителей, в их присутствии или с письменного разрешения. Поэтому многие просили «покрестить без квитанции».

Практика подобных крещений и была выявлена в 1981 г. в Вознесенском храме.

Для Павловопосадского района церковь Вознесения на Городке была одним из тех огоньков веры, от которых, по словам умершего в 1929 г. от тифа, полученного на этапе, архиепископа Илариона (Троицкого), «когда-нибудь всё пойдёт вновь».

В этом храме псаломщиком был будущий настоятель и восстановитель Покровско-Васильевского монастыря игумен Андрей (Тонков).

Храм был обновлен снаружи и внутри.

В августе 2006 г. был заменен купол, который находился в аварийном состоянии. Новый купол был разработан и установлен специалистами предприятия «Покров» из города Переславль-Залесский. На данный момент полностью завершена внешняя шлифовка стен и замена оконных проемов. Работа проведена также внутри храма: установлен обновленный витраж на горнем месте, заново отштукатурены стены, заменена настенная роспись всего храма.

Велись работы по строительству новой колокольни.

Под праздник обретения мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского, в 2008 г. были установлены мозаичные изображения херувимов.

14 ноября 2007 г., в праздник Покрова Божией Матери была освящена часовня недалеко от Павлова Посада, в поселке им. Калинина, приписанная к Храму Вознесения на Городке. Часовня освящена в честь праздника Покрова Божией Матери.

Московская обл., Павловский Посад



Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Вознесения Господня (на Городке) адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...