Атмосфера мест

Церковь Сошествия Святого Духа

Никольское известно с XIV в., оно упомянуто в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты. В XVI в. в Московском уезде существовал Николаевский монастырь на р. Малой Пахре (р. Десне). В 1627 г. в монастыре была: «ограда деревянна, а на монастыре церковь Николая Чудотворца деревянна клецки (то есть прямоугольная, клетью, как изба). Келья строителя Нила, келья черного священника Иосифа да келья братская». Монастырские земли, вотчина вяземского Предтечева монастыря, в 1660 г. были променяны Фёдору Михайловичу Ртищеву.

Историк Ключевский писал: «В эти тяжелые годы стоял близко к царю человек, который добрым примером показал, как можно соединить частную благотворительность с общественной и на чувстве личного сострадания построить устойчивую систему благотворительных учреждений. Это был Ф.М. Ртищев, ближний постельничий, как бы сказать обер-гофмейстер при дворе царя Алексея Михайловича, а потом его дворецкий, т. е. министр двора. Этот человек - одно из лучших воспоминаний, завещанных нам древнерусской стариной. Один из первых насадителей научного образования в Москве XVII века, он принадлежал к числу крупных государственных умов Алексеева времени, столь обильного крупными умами. Ему приписывали и мысль упомянутой кредитной операции с медными деньгами, представлявшей небывалую новость в тогдашней финансовой политике, и не его вина, если опыт кончился неблагополучно.

Много занятый по службе, пользуясь полным доверием царя и царицы и большим уважением придворного общества, воспитатель царевича Алексея, Ртищев поставил задачей своей частной жизни служение страждущему и нуждающемуся человечеству. Помощь ближнему была постоянной потребностью его сердца, а его взгляд на себя и на ближнего сообщал этой потребности характер ответственного, но непритязательного нравственного долга. Ртищев принадлежал к числу тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия, по крайней мере, в простом ходячем смысле этого слова. Ртищев не понимал обиды, как иные не знают вкуса в вине, не считая этого за воздержание, а просто не понимая, как это можно пить такую неприятную и бесполезную вещь. Своему обидчику он первый шел навстречу с просьбой о прощении и примирении. С высоты своего общественного положения он не умел скользить высокомерным взглядом поверх. С осторожным и глубоко сострадательным вниманием останавливался Ртищев перед новым родом людей, нуждавшихся в сострадательном внимании, который во времена Иулиании только зарождался: в XVII в. сложилось крепостное состояние крестьян.

Личная свобода крестьян была одною из тех жертв, какие наше государство в XVII в. было вынуждено принести в борьбе за свою целость и внешнюю безопасность. Биограф Ртищева только двумя-тремя чертами обозначил его отношение к этому новому поприщу благотворения, но чертами, трогающими до глубины души. Будучи крупным землевладельцем, он однажды должен был, нуждаясь в деньгах, продать свое село Иль-инское. Сторговавшись с покупщиком, он сам добровольно уменьшил условленную цену, но при этом подвел нового владельца к образу и заставил его побожиться, что он не увеличит человеколюбиво рассчитанных повинностей, какие отбывали крестьяне села в пользу прежнего барина, - необычная и немного странная форма словесного векселя, взятого на совесть векселедателя.

Поддерживая щедрыми ссудами инвентарь своих крестьян, он больше всего боялся расстроить это хозяйство непосильными оброками и барщинными работами и недовольно хмурил брови всякий раз, когда в отчетах управляющих замечал приращение барского дохода. Известно, как заботился древнерусский человек о загробном устроении своей души помощию вкладов, посмертной молитвы и поминовения. Вотчины свои Ртищев завещал своей дочери и зятю, князю Одоевскому. Он заказал наследникам отпустить всех своих дворовых на волю. Тогда законодательство еще не выработало порядка увольнения крепостных крестьян с землей целыми обществами. «Вот как устройте мою душу, - говорил Ртищев перед смертью зятю и дочери, - в память по мне будьте добры к моим мужикам, которых я укрепил за вами, владейте ими льготно, не требуйте от них работ и оброков свыше силы-возможности, потому что они нам братья; это моя последняя и самая большая к вам просьба». Ртищев умел сострадать положению целых обществ или учреждений, как сострадают горю отдельных лиц. Современники, наблюдавшие двор царя Алексея Михайловича, свои и чужие, оставили очень мало известий о министре этого двора Ртищеве.

Один иностранный посол, приезжавший тогда в Москву, отозвался о Ртищеве, что, едва имея 40 лет от роду, он превосходил благоразумием многих стариков. Ртищев не выставлялся вперед. Это был один из тех скромных людей, которые не любят идти в первых рядах, но оставаясь назади и высоко подняв светочи над головами, освещают путь передовым людям. Особенно трудно было уследить за его благотворительной деятельностью. Но его понимали и помнили среди низшей братии, за которую он положил свою душу. Ртищев умер в 1673 г. всего 47 лет от роду. За два дня до его смерти жившая у него в доме девочка лет 12, которую он привечал за ее кроткий нрав, помолившись, как было заведено в этом доме, улеглась спать и, задремав, видит: сидит ее больной хозяин, такой веселый да нарядный, а на голове у него точно венец.

Вдруг, откуда ни возьмись, подходит к нему молодец, тоже нарядно одетый, и говорит: «Зовет тебя царевич Алексей», а этот царевич, воспитанник Ртищева, тогда был уже покойником. - Погоди немного, нельзя еще, - отвечал хозяин. Молодец ушел. Скоро пришли двое других таких же и опять говорят: «Зовет тебя царевич Алексей». Хозяин встал и пошел, а за ноги его уцепились две малютки, дочь его да племянница, и не хотят отстать от него. Он отстранил их, сказав: «Отойдите, не то возьму вас с собой». Вышел хозяин из палаты, а тут перед ним очутилась лестница от земли до самого неба, и полез он по этой лестнице, а там на выси небесной объявился юноша с золотыми крылышками, протянул хозяину руку и подхватил его. В этом сне девочки, рассказанном в девичьей Ртищева, отлились все благодарные слезы бедных людей, утертые хозяином. Много рассказывали и про самую смерть его.

В последние минуты, уже совсем приготовившись, он позвал к себе в спальню нищих, чтобы из своих рук раздать им последнюю милостыню, потом прилег и забылся. Вдруг его угасавшие глаза засветились, точно озаренные каким-то видением, лицо оживилось, и он весело улыбнулся: с таким видом он и замер. Всю жизнь страдать, благотворить и умереть с веселой улыбкой - вполне заслуженный конец такой жизни. Не осталось известий о том, нашло ли отголосок в землевладельческом обществе отношение Ртищева к крепостным крестьянам; но его благотворительная деятельность, по-видимому, не осталась без влияния на законодательство. Добрые идеи, поддержанные добрыми проводниками и примерами, легко облекаются в плоть и кровь своего рода, в обычаи, законы, учреждения. Нерасчетливая частная благотворительность древней Руси вскормила ремесло нищенства, стала средством питания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, в раздачу копеечек просящим вместо помощи нуждающимся.

Милостивцы, подобные Ртищеву, восстановляли истинное христианское значение милостыни, источник которой - теплое сострадательное чувство, а цель - уничтожение нужды, нищеты, страдания. В этом же направлении после Ртищева начинает действовать и законодательство. Со времени Алексеева преемника идет длинный ряд указов против праздного ремесленного нищенства и частной ручной милостыни. С другой стороны, государственная власть подает руку церковной для дружной работы над устройством благотворительных заведений. При царе Феодоре Алексеевиче произвели разборку московских нищих: действительно беспомощных велено содержать на казенный счет в особом приюте, а здоровым лентяям дать работу, может быть, в задуманных тогда же рабочих домах. Предположено было построить в Москве два благотворительных заведения, больницу и богадельню для болящих, бродящих и лежащих по улицам нищих, чтобы они там не бродили и не валялись: по-видимому, предполагались заведения, подобные тем, какие устроены были Ртищевым».

Вместо монастыря появилось с. Никольское. Церковь Святителя Николая была обращена в приходскую. После Фёдора Михайловича в 1675 г. селом владел его сын Михаил Фёдорович (комнатный стольник царя Петра, затем судья Расправной палаты при Сенате, умер в 1720-х гг.) с родной его тёткой Анной Михайловной Ртищевой, женой Вонифатия Кузьмича Вельяминова. Ныне существующая каменная церковь Святого Духа с приделом святителя Николая Мирликийского построена в 1709 г. От Михаила Фёдоровича село перешло к его сыну Василию Михайловичу (1683 - после 1743), комнатному стольнику царя Петра, служившему затем сержантом в Семёновском полку, адъютантом при князе А.Д. Меншикове, ставшему в 1730 г. обер-кригс-комиссаром (занимался снабжением армии), в отставку вышедшему в чине генерал-майора. В 1743 г. он отдал село сыновьям Фёдору и Михаилу. После Фёдора Васильевича Ртищева и его жены Анны Ипатовны половина села принадлежала в 1783 г. их дочери Варваре, жене Александра Сергеевича Чебышева по разделу с родной её сестрой Федосьей, женой Василия Лаврентьевича Львова, а другая половина по смерти Михаила Васильевича Ртищева, продана дочерью его Марьею Михайловной, по мужу Волчковой, жене князя Несвицкого Марье Ильиничне. В 1785 г. село находилось во владении Ивана Петровича Мусина-Пушкина.

Он построил сохранившиеся каменный главный дом усадьбы, флигели, ограду с воротами, в 1858-1864 гг. возвёл колокольню с приделом мученицы Иулиании. Потом, во 2-й половине XIX в., усадьба принадлежала его сыну Ивану Ивановичу Мусину-Пушкину. В конце века - К.И. Гудовичу и купцу А.Е. Крыгину. В начале XX в. частью владел Василий Павлович Берг, от его усадьбы сохранились два деревянных дома, каретный сарай, водонапорная башня, скотный двор и другие хозяйственные постройки.

В 1930-х гг. церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов закрыли. Настоятеля храма, священника Сергия Воздвиженского арестовали и 1 расстреляли 30 августа 1937 г. на Бутовском полигоне.

Храм возвращён верующим в 1991 г. и восстанавливается.

Московская обл., пос. Первомайское (Старое Никольское)

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Сошествия Святого Духа адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...