Атмосфера мест

Церковь Сошествия Святого Духа

Никольское известно с XIV в., оно упомянуто в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты. В XVI в. в Московском уезде существовал Николаевский монастырь на р. Малой Пахре (р. Десне). В 1627 г. в монастыре была: «ограда деревянна, а на монастыре церковь Николая Чудотворца деревянна клецки (то есть прямоугольная, клетью, как изба). Келья строителя Нила, келья черного священника Иосифа да келья братская». Монастырские земли, вотчина вяземского Предтечева монастыря, в 1660 г. были променяны Фёдору Михайловичу Ртищеву.


Историк Ключевский писал: «В эти тяжелые годы стоял близко к царю человек, который добрым примером показал, как можно соединить частную благотворительность с общественной и на чувстве личного сострадания построить устойчивую систему благотворительных учреждений. Это был Ф.М. Ртищев, ближний постельничий, как бы сказать обер-гофмейстер при дворе царя Алексея Михайловича, а потом его дворецкий, т. е. министр двора. Этот человек - одно из лучших воспоминаний, завещанных нам древнерусской стариной. Один из первых насадителей научного образования в Москве XVII века, он принадлежал к числу крупных государственных умов Алексеева времени, столь обильного крупными умами. Ему приписывали и мысль упомянутой кредитной операции с медными деньгами, представлявшей небывалую новость в тогдашней финансовой политике, и не его вина, если опыт кончился неблагополучно.

Много занятый по службе, пользуясь полным доверием царя и царицы и большим уважением придворного общества, воспитатель царевича Алексея, Ртищев поставил задачей своей частной жизни служение страждущему и нуждающемуся человечеству. Помощь ближнему была постоянной потребностью его сердца, а его взгляд на себя и на ближнего сообщал этой потребности характер ответственного, но непритязательного нравственного долга. Ртищев принадлежал к числу тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия, по крайней мере, в простом ходячем смысле этого слова. Ртищев не понимал обиды, как иные не знают вкуса в вине, не считая этого за воздержание, а просто не понимая, как это можно пить такую неприятную и бесполезную вещь. Своему обидчику он первый шел навстречу с просьбой о прощении и примирении. С высоты своего общественного положения он не умел скользить высокомерным взглядом поверх. С осторожным и глубоко сострадательным вниманием останавливался Ртищев перед новым родом людей, нуждавшихся в сострадательном внимании, который во времена Иулиании только зарождался: в XVII в. сложилось крепостное состояние крестьян.

Личная свобода крестьян была одною из тех жертв, какие наше государство в XVII в. было вынуждено принести в борьбе за свою целость и внешнюю безопасность. Биограф Ртищева только двумя-тремя чертами обозначил его отношение к этому новому поприщу благотворения, но чертами, трогающими до глубины души. Будучи крупным землевладельцем, он однажды должен был, нуждаясь в деньгах, продать свое село Иль-инское. Сторговавшись с покупщиком, он сам добровольно уменьшил условленную цену, но при этом подвел нового владельца к образу и заставил его побожиться, что он не увеличит человеколюбиво рассчитанных повинностей, какие отбывали крестьяне села в пользу прежнего барина, - необычная и немного странная форма словесного векселя, взятого на совесть векселедателя.

Поддерживая щедрыми ссудами инвентарь своих крестьян, он больше всего боялся расстроить это хозяйство непосильными оброками и барщинными работами и недовольно хмурил брови всякий раз, когда в отчетах управляющих замечал приращение барского дохода. Известно, как заботился древнерусский человек о загробном устроении своей души помощию вкладов, посмертной молитвы и поминовения. Вотчины свои Ртищев завещал своей дочери и зятю, князю Одоевскому. Он заказал наследникам отпустить всех своих дворовых на волю. Тогда законодательство еще не выработало порядка увольнения крепостных крестьян с землей целыми обществами. «Вот как устройте мою душу, - говорил Ртищев перед смертью зятю и дочери, - в память по мне будьте добры к моим мужикам, которых я укрепил за вами, владейте ими льготно, не требуйте от них работ и оброков свыше силы-возможности, потому что они нам братья; это моя последняя и самая большая к вам просьба». Ртищев умел сострадать положению целых обществ или учреждений, как сострадают горю отдельных лиц. Современники, наблюдавшие двор царя Алексея Михайловича, свои и чужие, оставили очень мало известий о министре этого двора Ртищеве.

Один иностранный посол, приезжавший тогда в Москву, отозвался о Ртищеве, что, едва имея 40 лет от роду, он превосходил благоразумием многих стариков. Ртищев не выставлялся вперед. Это был один из тех скромных людей, которые не любят идти в первых рядах, но оставаясь назади и высоко подняв светочи над головами, освещают путь передовым людям. Особенно трудно было уследить за его благотворительной деятельностью. Но его понимали и помнили среди низшей братии, за которую он положил свою душу. Ртищев умер в 1673 г. всего 47 лет от роду. За два дня до его смерти жившая у него в доме девочка лет 12, которую он привечал за ее кроткий нрав, помолившись, как было заведено в этом доме, улеглась спать и, задремав, видит: сидит ее больной хозяин, такой веселый да нарядный, а на голове у него точно венец.

Вдруг, откуда ни возьмись, подходит к нему молодец, тоже нарядно одетый, и говорит: «Зовет тебя царевич Алексей», а этот царевич, воспитанник Ртищева, тогда был уже покойником. - Погоди немного, нельзя еще, - отвечал хозяин. Молодец ушел. Скоро пришли двое других таких же и опять говорят: «Зовет тебя царевич Алексей». Хозяин встал и пошел, а за ноги его уцепились две малютки, дочь его да племянница, и не хотят отстать от него. Он отстранил их, сказав: «Отойдите, не то возьму вас с собой». Вышел хозяин из палаты, а тут перед ним очутилась лестница от земли до самого неба, и полез он по этой лестнице, а там на выси небесной объявился юноша с золотыми крылышками, протянул хозяину руку и подхватил его. В этом сне девочки, рассказанном в девичьей Ртищева, отлились все благодарные слезы бедных людей, утертые хозяином. Много рассказывали и про самую смерть его.

В последние минуты, уже совсем приготовившись, он позвал к себе в спальню нищих, чтобы из своих рук раздать им последнюю милостыню, потом прилег и забылся. Вдруг его угасавшие глаза засветились, точно озаренные каким-то видением, лицо оживилось, и он весело улыбнулся: с таким видом он и замер. Всю жизнь страдать, благотворить и умереть с веселой улыбкой - вполне заслуженный конец такой жизни. Не осталось известий о том, нашло ли отголосок в землевладельческом обществе отношение Ртищева к крепостным крестьянам; но его благотворительная деятельность, по-видимому, не осталась без влияния на законодательство. Добрые идеи, поддержанные добрыми проводниками и примерами, легко облекаются в плоть и кровь своего рода, в обычаи, законы, учреждения. Нерасчетливая частная благотворительность древней Руси вскормила ремесло нищенства, стала средством питания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, в раздачу копеечек просящим вместо помощи нуждающимся.

Милостивцы, подобные Ртищеву, восстановляли истинное христианское значение милостыни, источник которой - теплое сострадательное чувство, а цель - уничтожение нужды, нищеты, страдания. В этом же направлении после Ртищева начинает действовать и законодательство. Со времени Алексеева преемника идет длинный ряд указов против праздного ремесленного нищенства и частной ручной милостыни. С другой стороны, государственная власть подает руку церковной для дружной работы над устройством благотворительных заведений. При царе Феодоре Алексеевиче произвели разборку московских нищих: действительно беспомощных велено содержать на казенный счет в особом приюте, а здоровым лентяям дать работу, может быть, в задуманных тогда же рабочих домах. Предположено было построить в Москве два благотворительных заведения, больницу и богадельню для болящих, бродящих и лежащих по улицам нищих, чтобы они там не бродили и не валялись: по-видимому, предполагались заведения, подобные тем, какие устроены были Ртищевым».

Вместо монастыря появилось с. Никольское. Церковь Святителя Николая была обращена в приходскую. После Фёдора Михайловича в 1675 г. селом владел его сын Михаил Фёдорович (комнатный стольник царя Петра, затем судья Расправной палаты при Сенате, умер в 1720-х гг.) с родной его тёткой Анной Михайловной Ртищевой, женой Вонифатия Кузьмича Вельяминова. Ныне существующая каменная церковь Святого Духа с приделом святителя Николая Мирликийского построена в 1709 г. От Михаила Фёдоровича село перешло к его сыну Василию Михайловичу (1683 - после 1743), комнатному стольнику царя Петра, служившему затем сержантом в Семёновском полку, адъютантом при князе А.Д. Меншикове, ставшему в 1730 г. обер-кригс-комиссаром (занимался снабжением армии), в отставку вышедшему в чине генерал-майора. В 1743 г. он отдал село сыновьям Фёдору и Михаилу. После Фёдора Васильевича Ртищева и его жены Анны Ипатовны половина села принадлежала в 1783 г. их дочери Варваре, жене Александра Сергеевича Чебышева по разделу с родной её сестрой Федосьей, женой Василия Лаврентьевича Львова, а другая половина по смерти Михаила Васильевича Ртищева, продана дочерью его Марьею Михайловной, по мужу Волчковой, жене князя Несвицкого Марье Ильиничне. В 1785 г. село находилось во владении Ивана Петровича Мусина-Пушкина.

Он построил сохранившиеся каменный главный дом усадьбы, флигели, ограду с воротами, в 1858-1864 гг. возвёл колокольню с приделом мученицы Иулиании. Потом, во 2-й половине XIX в., усадьба принадлежала его сыну Ивану Ивановичу Мусину-Пушкину. В конце века - К.И. Гудовичу и купцу А.Е. Крыгину. В начале XX в. частью владел Василий Павлович Берг, от его усадьбы сохранились два деревянных дома, каретный сарай, водонапорная башня, скотный двор и другие хозяйственные постройки.

В 1930-х гг. церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов закрыли. Настоятеля храма, священника Сергия Воздвиженского арестовали и 1 расстреляли 30 августа 1937 г. на Бутовском полигоне.

Храм возвращён верующим в 1991 г. и восстанавливается.

Московская обл., пос. Первомайское (Старое Никольское)

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Сошествия Святого Духа адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда