Атмосфера мест

Церковь Св. великомученика Димитрия Солунского

Село Пласкинино образовалось от слияния дер. Пласкинино (Удельного ведомства) и погоста Дорков.

Построенная на погосте Дорки в 1704 г. деревянная церковь Святого великомученика Димитрия Солунского сгорела в 1845 г. В том же году был построен молитвенный дом для отпрпавления в нём утреннего и вечернего богослужения, и деревянная на столпах колокольня.

В 1847 г., «по указу Московской Духовной Консистории, заложена новая каменная церковь в то же именование с Ильинским приделом и колокольней. В 1848 г. церковь и трапеза вчерне сделаны, колокольня не сооружена».

К 1850 г. построена колокольня.

При храме причт церковный издавна: священник, дьячек, пономарь.

В 1848 г. в храме погоста Дорков служил священник Илия Иванович Садковский, в то время ему было 66 лет. Он родился в Московской губернии, в семье священника. По увольнении из риторики Московской Академии в 1802 г. посвящен Радонежской десятины в с. Иевлево к Рождественской церкви во диакона.

В 1805 г. посвящен в с. Семеновское к Спасской церкви во священника, откуда был переведен в с. Бутурлине из Бутурлине к Димитриевской церкви на погосте Дорки. В приходе у о. Илии было 57 дворов крестьян православных и 51 двор раскольников беглопоповцев.

В семье священника Михайло-Архангельской церкви погоста Дорки Николая Степановича Лебедева в 1888,1893 и 1896 гг. родились сыновья Борис, Виктор и Николай, окончившие соответственно в 1902 г., 1908 и 1911 гг. Донское училище, и в 1908,1914 и 1917 гг. - Московскую Духовную семинарию.

В погосте Дорки Селунские церковно-приходская школа открыта в 1892 г. трудами приходского священника о. Н. А. Протопопова по желанно и на средства прихожан, не имевших до тех пор в своем районе никакой школы. Школа помещалась в построенном ко дню её открытия здании.

В 1905 г., для удобства учащихся школа была перенесена в приход д. Бисерово, отчего и известна была под названием Бисеровской.

К 1 января 1909 г. в школе учащихся состояло 45 человек. Заведующим школой со дня её открытия состоял о. Протопопов, а попечителем с 1893 г. крестьянин Рязанской губернии В. А. Голованов.

В семье священника Дмитриевской церкви Погоста Дорки Николая Протопопова в 1893 г. родился сын Николай, окончивший Коломенское Духовное училище в 1908 г. и в 1914 г. Московскую Духовную семинарию.

В д. Плоскинино, Дорковско-Селунского прихода, в 1904 г., трудами священника Н. А. Протопопова, была открыта церковно-приходская школа. Отец Николай состоял заведующим школой. Нужда в школе ощущалась большая, так как ближайшая Бисеровская школа находилась от Плоскинина на расстоянии 3-4 верст и притом сообщение между ними неудобное и затруднительное по причине болотистой почвы. Школа помещалась в собственном, очень хорошем здании, выстроенном на земле Удельного Ведомства на личные о. Протопопова средства, при пособии Училищного Совета в размере 1000 рублей.

Число учащихся - более 50 человек.

Школа посылала на последнюю Всероссийскую Выставку два фотографических снимка. Попечителя в школе не было.

В д. Плоскинино было много старообрядцев. В 1882 г. в Пласкинино был построен молитвенный дом старообрядцев неокружников. Неокружники были часть старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, они устроили раскол в расколе из-за неприятия Окружного послания. Их учители - Давыд Антипов из Гуслиц, Прокоп Лаврентьевич Божанов (он же Лаврентьев) из молдавского г. Формоса, москвич Ефим Федорович Крючков (он же Степнухин) и пр. проповедовали учение о том, что господствующая церковь верует не в Иисуса Христа, а в иного Бога -Иисуса, который родился на восемь лет позже и был распят на двусоставном (четырехконечном кресте). По их учению выходило, что это - никто иной, как антихрист. По сути дела это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено Окружное послание. Суть разногласий была отчетливо выявлена на московском собеседовании 1866 г., когда в присутствии всего российского старообрядческого епископата проходили продолжительные прения между приемлющими и не приемлющими Окружное послание.

Со стороны окружников выступал Семен Семенович (1830-1867, бывший крепостной крестьянин графа Орлова-Давыдова, секретарь старообрядческого архиепископа Антония, защитник Окружного послания, по некоторым сведениях он участвовал в его создании), с противоположной стороны — Давыд Антипов при участии Ефима Крючкова. Семен Семенович доказывал, что все пункты Послания изложены в строгом соответствии с писанием святых отец и должны быть признаны справедливыми, не подлежащими пререканию. Давыд Антипов, напротив, утверждал, что пункты о имени Исусовом, о четырехконечном кресте, о приношении пятой просфоры за властей предержащих, о пришествии пророков Илии и Еноха и пр. суть ложные, и христианам их слушать не подобает.

Речь Давыда Антипова показала, что неокружники отвергают все доводы как еретические, даже не входя в их рассмотрение. Неокружники утверждали, что сторонники «Послания» являются еретиками третьего чина, и общение с ними возможно не иначе как после соответствующего чиноприема.

В 1910-х гг. к старообрядческому молитвенному дому в Пласкинино была пристроена колокольня. Молитвенный дом сгорел в 1930-х гг., колокольня разобрана в 1950-х.

Служить православному свящейнику в храме на погосте в Дорках Селунских было не легко.

В советское время храм был закрыт и разрушен, осталась одна колокольня.

Московская обл., с. Пласкинино (погост Дорки)

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Св. великомученика Димитрия Солунского адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда