Атмосфера мест

Православная церковноприходская школа

В 1895 г. в д. Понарино, на своей родине, крестьянином, присоединившимся к православию из раскола, Петром Леонтьевичем Воробьёвым была открыта церковно-приходская школа. П.Л. Воробьёв был её попечителем и для её размещения отдал свой дом. В 1909 г. обучалось 25 человек. Заведовал школой священник Воскресенской церкви с. Ильинский Погост М.П. Преображенский.

П.Л. Воробьёв был заведующим ткацкой фабрикой в товариществе мануфактур А.В. Смирнова. Жена А.В. Смирнова Татьяна Яковлевна и Пётр Леонтьевич, ещё будучи в старообрядчестве, молились о одной моленной, потом неокружнические попы запретили молиться вместе с окружниками. Такой запрет от своего попа Петра из д. Титово получил и Пётр Леонтьевич. Татьяна Яковлевна за разрешением своих недоумений, вызванных «Окружным посланием» обратилась к о. Павлу Прусскому (Пётр Иванович Леднев, 1821-1895, архимандрит, религиозный публицист и один из самых известных миссионеров православной церкви, около 20 лет был настоятелем Никольского единоверческого монастыря, основанного в 1866 г. по настоянию московского митрополита Филарета в центре старообрядцев беспоповского федосеевского согласия - на московском Преображенском кладбище).

На её вопрос, в чём между окружниками и неокружниками различие, да такое, что и молиться вместе нельзя.

Отец Павел ответил: «Между тобою и Петром Леонтьевичем различие большое, более чем между тобою и татарином». Татьяна Яковлевна выразила изумление.

Отец Павел продолжал: «Ты признаешь, что Грекороссийская Церковь верует во Единого Бога, в Которого и ты веруешь?». Татьяна Яковлевна ответила: признаю. И татары, продолжал о. Павел, как ты, признают, что наша

Церковь верует во единого Бога, в которого и они веруют; а неокружники учат, что Грекороссийская Церковь верует в иного Бога...».

Пётр Леонтьевич Воробьёв присоединился к православию и стал великим ревнителем православной веры, был попечителем церковноприходской школы, почётным членом Гуслицкого отделения Епархиального Училищного Совета. За своё обращение в православие он претерпел гонения от фанатиков-раскольников, был даже избит родственниками-старообрядцами.

Когда распространилось австрийское священство, то со стороны беспоповцев стали выдвигаться возражения против нового священства, появился ряд сочинений, в которых проводилась мысль о наступившем уже царствовании антихриста и о прекращении благодати священства, из чего следовало, что если антихрист уже царствует и истинное священство вконец истреблено им, то и у старообрядцев его быть не может, следовательно, и белокриницкая (австрийская) иерархия ложная.

Защитником австрийского священства явился мирянин Иларион Егоров Ксенос, составивший по поручению духовного совета «Окружное послание истинныя, святыя, соборныя, апостольския, древле-православныя кафолическия церкве, в назидание и предостережение возлюбленных чад от некоторых вредных и нелепых сочинений». Послание было издано 24 февраля 1862 г. за подписями председателя совета Онуфрия, архиепископа Владимирского Антония, епископов Казанского Пафнутия и Балтского Варлаама, Посланию было присвоено значение обязательного исповедания веры для старообрядцев австрийского толка.

Автор говорит, что истинное священство Христово и приношение бескровной жертвы пребудет до дня судного, что это священство находится в церкви великороссийской и греческой, и у старообрядцев, так как источник священства заимствован ими у греков (Амвросий Белокриницкий). Беспоповцы, проповедуя о воцарении антихриста в церкви православной, знамение антихриста видят в имени Иисус, под которым разумеют другое лицо в сравнении с именем Исус, беспоповцы - против почитания четвероконечного креста, который считают крестом латинским - крыжом. Автор «Послания» высказывает иной взгляд на Церковь православную: «Она верует не во иного Бога, но во Единого с нами Творца небу и земли. Единого и того же исповедует с нами Христа...

Посему хотя мы произносим и пишем имя Спасителя Исус, но и пишемое и произносимое Иисус хулити не дерзаем, и не нарицаем его именем иного Иисуса, противника Христова, якоже неции беспопорвцы мудрствуют. Подобие и четвероконечный крест Христов образ есть креста Христова от дней апостольских и доныне приемлемый православно-кафолическою церковью... Поэтому мы не бесчестим и не хулим этого креста и всякое крестохуление и кресторугательство отметаем...», причины же «непоследования пастырям русской церкви... заключаются в клятвах собора 1667 г.», то есть в порицаниях, которые были сделаны на старые обряды. Таким образом, общий смысл «Послания» - неосновательность существующего раздора и необходимость примирения.

В д. Понарино Московской губернии Богородского уезда Дороховской волости на земле Михаила Селивертовича Воробьёва в начале XX в. был построен новый деревянный старообрядческий молитвенный дом.

В Понарине 9 марта 1938 г. арестован, 11 марта приговорён к расстрелу по обвинению «в повстанческих настроениях и призыве к населению организовать террор в отношении коммунистов» и 20 марта расстрелян уроженец д. Понарино, неграмотный сторож сельсовета, староста старообрядческой молельни, 62-летний Степан Петрович Пуков (1876-1938).

В тот же день и по тому же обвинению в Понарине был арестован верующий-старообрядец Григорий Захарович Урываев (1867-1938), родившийся и проживший здесь 71 год, как сказано в деле «малограмотный крестьянин без определённых занятий». Судим и расстрелян он был в один день со Степаном Луковым.

Рядом располагаются деревни Новое и Старое Титово, Селиваниха, Дорохово. Места были промышленные, и почти в каждом селении была фабрика. В Титове сохранилась фабрика.

В Селиванихе в начале XX в. Елисеевыми была выстроена старообрядческая церковь (разрушенная в советское время). В советское время в ней устроили колхозный склад, потом растащили на дачные домики. По словам местных жителей, церковь стояла в поле за каменным двухэтажным домом, напротив которого сохранились развалины фабрики, а к востоку от него - два каменных дома.

Фамилия Елисеевых идет от Елисея Мокеева, крестьянина. Под старость он постригся в монахи и принял схиму под именем Евфимия. Его сын Никита Елисеевич выкупился у помещика Зотова, открыл в деревне красильню и стал богородским купцом. Когда записывался в купечество, принял фамилию Елисеев.

В 1823 г. местный земле- и душевладелец граф Зотов отпустил на волю своих крепостных крестьян, сыновей Никиты Елисеевича Елисеева - Симона и Алексея. При этом он дал письменное обязательство, что после освобождения от крепостной зависимости самого Никиты Елисеева даст ему и его сыновьям землю, числящуюся за ними по наделу, Зотов получил от Н. Елисеева выкупную сумму - 23 000 рублей, в которую входила и стоимость земли. Передачу земли Зотов и Елисеев должны были оформить как куплю-продажу. Но Зотов медлил с совершением сделки, и тогда Никита Елисеев, обретя волю и записавшись в купечество, подал на своего бывшего помещика в суд, требуя землю (по обязательству) или возвращения денег.

Судебные инстанции установили, что на имение графа Зотова наложен запрет, так как оно находится в залоге: Московский Опекунский совет выдал графу Зотову 339 100 рублей под залог имения, и теперь без ведома Совета никто не может распоряжаться землёй, формально принадлежащей Зотову. Увязнувшему в долгах графу суд предложил вернуть Елисееву часть суммы, полученной как выкуп из крепостного состояния, и Зотов согласился вернуть 10 000. Никита Елисеевич был этим настолько удовлетворён, что подарил бедному графу полторы тысячи, и дело завершилось.

При д. Селиванихе были усадьбы купца Фёдора Алексеевича Елисеева и мещанина Ивана Алексеевича Елисеева, которого потом убили в Мисцеве возле питейного дома. То ли драка была, то ли просто ударил его кто-то, неизвестно; когда сообщили, родственники сразу туда побежали (Мисцево в пяти километрах от Селиванихи), а там уже толпа, урядник и становой пристав. Голова у Ивана Алексеевича была в крови, урядник опрашивал людей, но никто ничего толком не мог рассказать. Разрешили взять тело домой, и кто-то из знакомых Ивана Алексеевича дал лошадь. На следующий день пришёл урядник и сказал, что поскольку Иван Алексеевич умер от пьянства (а это приравнивалось к самоубийству), отпевать его в церкви и хоронить на кладбище запрещается.

Отпели его дома, а похоронили за кладбищенской оградой. Было это в 1906 г. Анастасия Евдокимовна (жена) гостила в это время в своей родной деревне Климове. За ней сразу послали, и она быстро приехала вместе с сестрой; Девичья фамилия её - Политова.

В д. Титово старообрядческая моленная (разрушена в советское время) существовала с 1842 г., в 1860-х гг. она стала ок-ружнической. д. В1905 г. в Титово Дорховской волости была построена фабрика Черкасова.

В 1916 г. на бумаготкацкой и красильно-аппретурной фабрике Торгового дома И.М. Черкасова с сыновьями производились тик, сарпинка, камлот, миткаль. На фабрике было занято 215 рабочих; была установлена паровая машина.

В наше время в Титове сохранились и руины кирпичного корпуса фабрики, построенной Черкасовыми (фабрика обращена в руины в 1990-х гг.). Рядом с развалинами стоит дом владельца фабрики.

В наше время с помощью общины Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулёво построен Троицкий храм в пос. Мисцево. Посёлок новый, он был построен для рабочих торфопредприятия в 1930-х гг., храма здесь никогда не было.

Московская обл., д. Понарино

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Православная церковноприходская школа адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...