Атмосфера мест

Церковь Рождества Божией Матери

На погосте Уполозы у р. Клязьмы деревянная церковь стояла исстари. С 1577 г. она - в вотчине Троице-Сергиева монастыря в Вохонской волости. В 1704 г. построена новая, тоже деревянная.


Ныне существующая каменная церковь (главный престол Рождества Божией Матери, другие престолы - Пророка Божия Илии и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в котором совершается Таинство Крещения) возведена в 1830 г.

Клировая ведомость Богородицерождественской церкви с. Саурово, Уполозы тож, за 1887 г. Церковь построена в 1830 г. тщанием прихожан. Зданием каменная, с такой же колокольней, крепка. Престолов три: в настоящей холодной - Рождества Богородицы, в приделе теплом справа - Пророка Илии, слева - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковной утварью достаточна.

В 1871 г. дьячок произведен во диакона на дьяческой вакансии, а в 1884 г. по ходатайству Епархиального начальства, с разрешения Св. Синода, последовало открытие второй священнической вакансии на правах помощника настоятеля, в следующем, 1885 г., согласно определению Епархиального начальства, оба священника в правах уравнены. Земли при церкви усадебной, пахотной и сенокосной 73 десятины. Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле. Содержание священноцерковнослужителей достаточное. Здания, принадлежащие церкви: двухэтажный дом - низ каменный, верх деревянный, в верхнем этаже помещалась церковно-приходская школа, открытая в 1885 г. с разрешения Епархиального начальства, а в нижнем - просвирня с сторожами; сарай бревенчатый для склада разного церковного материала; отхожее место.

Священник Петр Иосифович Соколов, 72 лет, родился в Москве, сын священника, обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским, физико-математическим, словесным, всеобщей церковной и гражданской истории, языкам латинскому, греческому, французскому и еврейскому. Посвящен в стихарь в 1836 г. По окончании курса наук в 1838 г. с аттестатом 2 разряда был уволен в Епархиальное ведомство, в 1840 г. был произведен к Николаевской, в с. Никульском Коломенского уезда, церкви во священника, от сей церкви в 1877 г. переведен Богородского уезда к Гребневской, в с. Гребневе, церкви во священника же, отсей церкви в 1881 г. перемещен на настоящее место. Имеет бронзовый наперсный, на Владимирской ленте, крест в память войны 1853-1856 гг.

В 1867 г. определен в должность благочинного по Никульскому благочинию Коломенского уезда, в 1868 г. награжден набедренником, в 1870 г. утвержден полным благочинным.

В 1871 г. награжден бархатной фиолетовой скуфьею, за особенную деятельность по отправлению духовных треб во время свирепствовавшей в 1871-1872 гг. эпидемии холеры, получил благословение Святейшего Синода, в 1875 г. награжден камилавкой, за прохождение благочиннической должности непрерывно двенадцать лет сопричислен к ордену Св. Анны 3 ст. в 1880 г., в 1885 г. пожалован от Св. Синода наперсным крестом. С открытия при означенной церкви церковно-приходской школы в 1885 г состоял заведующим оной и законоучителем безмездно. Жена Любовь Феодорова, 66 лет.

Дети - Петр Петров Соколов, 46 лет, вдов, состоит при Московской Троицкой на Воробьевых горах церкви священником, Иван Петров Соколов, 31 года, состоит при Московском Ивановском женском монастыре диаконом, Николай Петров Соколов, 25 лет, окончивший курс в Вифанской семинарии, состоит учителем церковно-приходской школы при означенной церкви.

Священник Александр Николаевич Львов, 32 лет, из Московской губернии, сын священника, обучался в Вифанской семинарии наукам богословию основному, догматическому и нравственному, изъяснению Священного Писания, истории церковной и гражданской - всеобщей и русской, литургике и гомилетике, обзору философских учений, психологии, логике и педагогике, словесности, математике и языкам греческому, латинскому и немецкому.

В стихарь посвящен в 1876 г. По окончании семинарии причислен к 1 разряду воспитанников семинарии и уволен в Епархиальное ведомство со степенью студента в 1876 г.

С 1877 по 1879 г. в Судниковском народном училище Рузского уезда проходил должность учителя и законоучителя.

В 1879 г. определен к Московской Седьмовселенской церкви во псаломщика. От нее в 1882 г. переведен к Николаевской на Берсеневке церкви во псаломщика.

В 1884 г. рукоположен во священника на настоящее место. С открытия в 1885 г. при сей церкви церковно-приходской школы и до определения особого учителя обучал детей церковно-славянскому и русскому чтению и арифметике безвозмездно. С утверждения Епархиального начальства состоит законоучителем в двух земских школах, находящихся в приходе сей церкви – в Назарьевской с 1885 г. и Демидовской с 1884 г. Жена Клавдия Петрова, 26 лет, дети - Сергий, 4 лет, Борис, 1,5 года. Диакон Константин Павлович Лебедев, 65 лет, сын диакона, учился в Московской духовной семинарии. Диакон на псаломщицкой вакансии Николай Семенович Никольский, вдов, сын пономаря. Псаломщик Алексий Васильевич Кудрявцев, 46 лет. Просвирня Елизавета Иванова Лебедева, 58 лет, вдова. Заштатные и сиротствующие. Александра Петрова Загорская, 33 лет, вдова диакона Димитрия Загорского, бывшего в Покровском Василия Блаженного соборе на вакансии псаломщика. Живет у отца своего родного, священника Петра Соколова, на его пропитании. Дети ее - Любовь, 14л., Алексей, 12л. В 1887 г. раскольников в приходе - 349 мужчин, 371 женщин.

Храм окружен оградой на каменных столбах и фундаменте с железными решетками. В одном стиле с главным иконостасом храма выдержаны святые врата. Сохранившиеся северные и западные врата практически идентичны.

В 1890-х гг. местный уроженец Иван Петрович Абрамов, хозяин платочной фабрики в Корнево, заново отделал церковь (вероятно к этому времени относится и роспись стен храма, тогда, в 1890 г., были установлены и новые иконостасы в приделах, главный иконостас - 1830-х гг. - трёхъярусный, выдержан в стиле ампир) и построил земскую школу.

В 1902 г. с южной стороны храма между трапезной и колокольней был пристроен крестильный храм во имя св. апостолов Петра и Павла.

В начале XX в. колокольня, соединенная со зданием храма небольшим переходом, была окружена открытой террасой с широкими лестницами на три стороны света.

С конца 1880-х гг. до начала XX в. настоятелем храма был священник, позднее протоиерей, Сергий Владыченский (1866-1932), направленный сюда после окончания Московской духовной семинарии в 1888 г., служил здесь до 1900 г., когда был переведен в храм с. Алешино Коломенского уезда Московской губернии (ныне в Воскресенском р-не Московской обл.)

В 1930 г. арестован и приговорен к трем годам ссылки. 28 ноября 1932 г. он умер в больнице с. Пинега Архангельской области.

С 1922 г. псаломщиком в храме Рождества Пресвятой Богородицы служил Сергей Васильевич Архангельский. Род Архангельских происходил из Коломенской земли. В древней Иоанно-Предтеченской церкви г. Коломны (храм стоял на площади у Коломенского кремля, в 1929 г. снесен безбожниками) служил псаломщиком Дмитрий Иванович Архангельский. После его кончины его вдова Пелагея Ивановна переехала на жительство ко храму Погоста Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии, к месту службы сына, священника Василия Димитриевича Архангельского.

В 1916 г. о. Василию Архангельскому было 53 года.

В 1903 г. о. Василий был награжден набедренником, в 1907 г. - бархатной фиолетовой скуфьей, в 1912 г. - камилавкой, в 1916 г. - наперсным крестом. Отец Василий кончил полный курс в Московской духовной семинарии с аттестатом 2 разряда в 1891 г.

В 1892 г. высокопреосвященнейшим Леонтием, митрополитом Московским и Коломенским, определен во священника к Феодоро-Стратилатской церкви с. Колычева Коломенского уезда. Состоял законоучителем в Протопоповской сельской школе с 1894 по 1896 г.

В 1896 г. переведен к церкви Погоста Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии. Был законоучителем: в Юркинской церковно-приходской школе с1899 по 1900 г., в Савостьяновской земской школе с 1900 по 1902 г. Вел религиозно-нравственные чтения с народом в той же школе в 1900 г. Состоял председателем строительной комиссии и наблюдателем по сооружению нового храма в с. Савостьянове Богородского уезда. Состоял заведующим и законоучителем в Бяльковской церковноприходской школе с 1902 по 1918 г., законоучителем при фабрике Товарищества Зимина школы с 1904 по 1906 и с 1907 по 1913 г., законоучителем в школе для малолетних рабочих при той же фабрике с 1907 по 1912 г. Построил здание для Бяльковской церковно-приходской школы на пожертвованные суммы. Имел на церковной земле деревянный дом с пристройками. Дом был построен из приобретенного на свои средства материала в 1897 г. Вдов. Отец Василий Архангельский вырастил двоих сыновей: старший - Павел, родился в 1893 г., окончил курс в Московской духовной семинарии в 1915 г., состоял священником церкви с. Петровского Кпинского уезда в 1918 г., уволился из духовного ведомства и состоял учителем в советской народной школе, в 1919 г. взят на военную службу. Младший сын о. Василия Архангельского -Сергей Васильевич Архангельский - родился 4 сентября 1898 г. на Погосте Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии.

В 1910 г. Сергей окончил сельскую школу, а в 1915 г. - Перервинское духовное училище. В 1916 г. он поступил в Московскую духовную семинарию, но окончить ее уже не успел, так как произошла безбожная революция и все духовные учебные заведения были большевиками закрыты.

В 1919 г. Сергей Васильевич был призван в Красную армию и исполнял обязанности экспедитора.

С 1922 г. и до дня ареста он служил псаломщиком в храме Рождества Богородицы в с. Саурово-Уползы Павловопосадского района.

Сергей Васильевич был арестован 27 ноября 1937 г. и заключен в тюрьму в городе Ногинске.

3 декабря 1937 г. «тройка» НКВД приговорила псаломщика Сергея Васильевича Архангельского к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Псаломщик Сергий Архангельский умер в заключении 7 мая 1938 г.

В д. Саурово уже в наше время была построена каменная часовня Успения Пресвятой Богородицы.

В Саурове с 1880 по 1890 г. изготавливали различные изделия из глины и кирпич из белой глины 6-ю рабочими на одном заведении. В 1890 г. сообщалось, что в сельце Уползы работает земская школа, попечитель ее - Павловопосадский купец П. Шевелкин, законоучитель-диакон Сергей Владычинский, учитель, окончивший курс в духовной семинарии, - Н.Соколов, учитель пения - диакон Н. Никольский.

В приход храма с. Саурово-Уполозы входила д. Ковригино.

В 1901 г. в д. Ковригиной был построен каменный часовенный столб, эта часовня была разрушена в советское время. Уже в наше время в д. Ковригино была построена каменная часовня.

Впервые в документах д. Ковригино упоминается под 1576 г.: деревня «на речке Сыковне... крестьян в ней 9 дворов, 5 дворов бобыльских». Почти два столетия д. Ковригино принадлежала Троице-Сергиеву монастырю (с 1744 г. - Троице-Сергиевская Лавра).

В 1744 г. в д. Ковригино - 81 душа.

В 1764 г., при Екатерине II, монастырские земли были конфискованы, и д. Ковригино была передала ведомству Коллегии экономии. В1770-х гг. в д. Ковригино было 16 дворов, жителей - 174 человека (мужчин 78, женщин 96). В 1770 г. Коллегией экономии производилась выдача билетов, разрешающих крестьянам заниматься различными промыслами. В д. Ковригино получили билеты на производство шелковых лент, платков и шелковых материй крестьяне: Иванов Никита - на 2-х станах, Алексеев Антон - на 2 станах; Савельев Иван - на 1-м стане; на производство позумента: Федоров Андрей - на 2-х станах; Никифоров Афанасий - на 2-х станах.

В 1838 г. в Ковригино была основана бумаготкацкая фабрика Федора Алексеевича Лейкина.

В 1872 г. фабрика имела 40 станов. На фабрике работали 35 мужчин, 4 женщины, 2 подростка, они вырабатывали в год 50 000 аршин платков, оборот составлял 40 500 рублей.

В 1845 г. в деревне была шелковая и полушелковая фабрика Богородского 3-й гильдии купца Алексея Андреевича Лейкина. На фабрике было 35 станов, работали 35 рабочих, которые вырабатывали термоламу и бухарку на сумму 7503 руб.

В Ковригино в 1845 г. было химическое заведение крестьянина Василия Андреевича Лейкина, которое производило 240 пудов «царской водки» (смесь соляной и азотной кислоты, растворяющая золото и некоторые др. металлы, нерастворимые в других кислотах), по 4 руб. 30 коп. за пуд, и соляной кислоты 52 пуда, по 2 руб. за пуд, рабочих было 3 человека.

В 1853 г. в этом же заведении было 4 рабочих, 1 печь, производили квасцы (двойная сернокислая соль железа - применялась в строительстве и технике, как дезинфицирующее средство, от плесени, грибков), купорос и купоросное масло. Сумма годового производства составляла 1500 руб. серебром.

В 1852 г. в Ковригино было 43 двора, 166 душ мужского пола и 188 женского. В 1892 г. в Ковригине открылась земская трехклассная школа.

Уже в наше время была построена каменная часовня Рождества Иоанна Предтечи в д. Демидове Вероятно, часовня была раньше и в Демидово, до разрушения в советское время часовен всех деревень, входивших в Зуевскую волость (практически в каждой деревне Зуевской волости до революции была часовня). По документам д. Демидово известна с XVI в., тогда она входила в состав Вохонской волости, в ней было 9 крестьянских дворов.

В 1770 г. в Демидове 13 дворов, жителей в деревне было 65 мужчин, 91 женщина.

В 1845 г. в деревне была шелковая и полушелковая фабрика крестьянина Григория Фадеева. На фабрике станов было 32 и рабочих - 32, сумма годового производства - 9133 рубля. Вырабатывались бухарка и гроденапль.

До административных реформ советского времени д. Демидово относилась к Зуевской волости Богородского уезда.

Каменная же часовня Боголюбовской иконы Божией Матери в д. Курово была построена в 2006-2007 гг.

В той деревне по последней в 1744 году бывшей ревизии крестьянских 32 души.

В 1770 г. в д. Курово было 5 дворов, в которых проживали 41 мужчина, 37 женщин.

В 1845 г. в д. Курово у крестьянина Балашова Максима Еремеева была бумаготкацкая фабрика, на которой на 20 станах работали 20 рабочих. Годовой оборот составлял 2250 руб.

Подгородняя д. Мишутино в советское время была включена в границы Павловского Посада. В конце XIX в. в Мишутино была построена часовня, разрушенная в советское время. В недавнее время в Мишутино была построена каменная часовня иконы Божией Матери «Троеручица».

За Мишутино, в д. Улитино дорога из Павловского Посада расходится - вправо на Новозагарье, влево на Козлово. Была раньше часовня и в Улитино, но в 1930-х гг. сломана.

В 2001 г. жителями деревни построена новая каменная часовня (по проекту архитектора А. Казначеева) на месте разрушенной.

Деревня Улитино входила в состав Вохонской волости. К концу XIX в. д.Улитино входила в состав уже Игнатьевской волости. Через Улитино и Щекутово проходила старая дорога на Бывалино и Козлово. Деревни Улитино и Щекутово вытягивались вдоль дороги, и наконец слились в длиннющую вереницу домов. Теперь только перекресток главной дороги и проезда местного значения указывает на то, что Улитино кончилось, и мы уже в Щекутово.

В Щекутово в 2000-х гг. построена каменная часовня.

Рядом с д. Щекутово и Улитино находится д. Гора, в ней стояла большая каменная часовня, в которую можно было входить, разрушенная в советское время.

Московская обл., с. Саурово-Уполозы

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Рождества Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда