Атмосфера мест

Церковь Святителя Николая Мирликийского

Саввинская монастырская слобода на р. Москве, при впадении в неё р. Сторожки, или Развадни, в старину называлась Новое Сельцо, а потом Усть-Развадня (до нашего времени приток р. Сторожки называется Разварня). Она известна с начала XIV в. и принадлежала тогда великому князю Московскому Ивану Ивановичу Красному (ум. 1358), отцу Дмитрия Ивановича Донского, а потом его вдове великой княгине Александре.


В 1624 г. здесь было 12 дворов, в которых жили «монастырские детеныши».

В 1678 г в монастырской слободке 5 дворов подьяческих, людей в них 17 человек, 26 дворов служних, в них 72 человека, на конюшенном дворе 5 человек, 3 двора вдов служних жен, дворов конюховых (37 человек), 8 поварских, людей в них 19, 8 мастеровых с 23 жителями, 10 Кузнецовых (30 человек), 3 двора служебников. В монастырской Стрелецкой слободе на другой стороне р. Разварни в 1677 г. уже стояла деревянная церковь Святителя Николая Мирликийского.

Существовавшая до недавнего времени (с разрушенной в советское время верхней частью) деревянная Никольская церковь была построена в 1758 г. Деревянная церковь снаружи обшитая тесом, изнутри была обтянута парусиной.

В церкви сохранялся старинный тябловый иконостас, «поновленный или вновь выкрашенный с новой позолотой».

Прихожане сознавали необходимость построения нового каменного храма, так как древний деревянный был холодным в зимнее время и все более и более приходил в ветхость.

5 июля 1872 г, по благословению Митрополита Московского и Коломенского Иннокентия, была совершена закладка нового храма. Строительство было начато, но вскоре стало ясно, что для его завершения денег у прихода не хватит. Тогда прихожане обратились к Павлу Григорьевичу Цурикову, и в 1874 г. он взял строительство под свое по печение.

«В 1875 г. каменная кладка церкви при содействии Павла Григорьевича была окончена, крыши покрыты железом.

Как на церкви, так и на колокольне поставлены золоченые кресты.

В 1877 г. внутренность церкви оштукатурена, в окна поставлены колоды и сделаны рамы. Но 5 января 1878 г. Господу угодно было отозвать в вечность нашего доброго благотворителя», - писал священник Никольского храма Григорий Любимов.

После смерти П. Г. Цурикова строительство продолжает его жена Анна Сергеевна.

При распорядительности родственника почившего, Максима Ефимовича Попова, с мая месяца 1878 г. работы пошли быстро, насланы полы, обнесена кругом церкви каменная ограда, устроены три величественные иконостаса (иконостасы были исполнены по рисунку архитектора Дмитрия Николаевича Чичагова (1835-1894, в 1859 г он окончил Московское дворцовое архитектурное училище и получил звание архитекторского помощника, с 1866 по 1872 г. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1884 г. архитектор придворного ведомства, с 1885 г. архитектор Главного архива Министерства иностранных дел и член Строительного совета при городской управе, член-учредитель, а с 1894 г. председатель Московского архитектурного общества, с 1890 г. член-кореспондент Московского археологического общества) иконостасным мастером Н.А. Аханиным), написаны благолепно иконы по образцу древнего греческого письма (иконы написаны иконописцем Е.И. Ручкиным), и в сентябре месяце сего года все уже было готово к освящению храма. 29 сентября (1879 г.) в 6 часов вечера первый звон пожертвованного Анной Сергеевной колокола возвестил о начале всенощного бдения.

На следующий день, в 5 часов утра, настоятель храма священник Григоррий Любимов совершил освящение придела в честь преподобного Саввы Сторожевского, в 7 часов благочинный священник Вознесенской городской церкви о. Николай Фивейский освятил придел в честь святителя Николая, а в 9 часов, перед Божественной Литургией, освящение главного престола во имя Тихвинской иконы Божией Матери возглавил наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Галактион. А.С. Цурикова по болезни не могла присутствовать на освящении, и поэтому 3 октября прихожане во главе со священником отправляются на Ивановскую суконную фабрику, чтобы принести ей дань благодарности. Настоятель Никольского храма священник Григорий Любимов был законоучителем в Саввиновском земском училище.

В 1883 г. здесь учились 31 мальчик и 28 девочек. Училище содержалось на средства земства и попечителя - наместника Савинно-Сторожевского монастыря архимандрита Галактиона. Для училища был выстроен собственный дом.

После смерти о. Григория, его вдова, Анастасия Ивановна, переехала в Москву, где трудилась просвирней при церкви Сорока Мучеников. Сын, о. Григория, Пётр, родился в 1873 г., в 1887 г. окончил Звенигородское Духовное училище и в 1894 г. Вифанс-кую Духовную семинарию.

Большое влияние на жизнь села оказывал сельский староста, выборный председатель сельского схода. Сельский сход и сельский староста обладали дисциплинарно-полицейской властью. На сходе раскладывали все повинности, нанимались должностные лица, решались споры, условия пользования землей также решались сходом. Поэтому в сельские старосты попадали люди, которым верили.

В первые годы XX в. сельским старостой был Алексей Иванович Квардаков.

В 1906 г. на эту должность был избран Василий Иванович Калмыков. Он имел богатырское телосложение, по профессии, шил церковные облачения, был тесно связан с причтом церковным, пел на клиросе и помимо этого неустанно трудился для украшения церкви.

Священник Василий Державин был назначен настоятелем Никольской церкви Саввинской слободы в 1889 г. Отец Василий усердно трудился на поприще народного образования. Он состоял законоучителем в слободской начальной земской школе и в одноклассной церковно-приходской школе, был секретарем в Звенигородском отделении епархиального училищного совета, членом ревизионной комиссии при Звенигородском духовном училище и Звенигородском отделении Кирилло-Мефодиевского братства, неоднократно был отмечен как ревностно относящийся к своим обязанностям законоучитель. Интересно, что одно из писем А.П. Чехова 1898 г. адресовано писателем сестре М.П. Чеховой в «Саввинскую слободу, в дом священника Державина».

Весной 1918 г. на сходе населения Саввинской слободы о. Василий Державин, став на колени просил народ защитить от посягательств мощи преподобного Саввы, набатный звон саввиновского храма собрал крестьян к монастырю, вспыхнувшая драка закончилась убийством комиссара Макарова, вскоре в 28 селениях уезда были разогнаны сельские советы. За призыв к защите монастыря священник Василий Державин оказался в числе обвиняемых в контрреволюционном выступлении по «Звенигородскому делу», был приговорен к «бессрочному тюремному заключению с тягчайшими принудительными работами и без права свидания с родными».

Саввинская каменная Тихвинская церковь была разобрана, кирпич от нее пошел на строительство школы, которая сейчас не действует и встречает всех проезжающих через слободу пустыми глазницами окон.

Деревянная Никольская церковь, обезглавленная и лишенная колокольни, использовалась как склад. Ее обветшавший сруб стоял в селе до конца XX столетия, и в 2001 - 2002 гг. на его месте был сооружен новый деревянный храм в честь святителя Николая.

Московская обл., Саввинская слобода

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Святителя Николая Мирликийского адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда