Атмосфера мест

Церковь Рождества Божией Матери

Пустошь Махра при р. Дубне приложена была в Троице-Сергиев монастырь братьями Ловчиковыми в 1572 г. Монастырь поселил на пустоши крестьян. В писцовых книгах 1593 г. в Махре названы «церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Великого чудотворца Николы и другая церковь во имя Великомученика Егорья... деревянная... А в церквах двери и образы местные и свечи, и книги, и всякое церковное строение - монастырское, при церкви поп Прохор».


В 1678 г. в Махре также значится церковь Рождества Пресвятой Богородицы, при которой «поп Макарий, дьячок Андрюшка и просвирница Антонида», но другая церковь уже не упомянута. Деревянная церковь Рождества в с. Махре включена и в перечень церквей Переславской епархии, составленный по указу Суздальской духовной консистории в 1799 г.

С 1764 г село с деревнями перешло в ведомство экономии.

Вместо деревянной церкви в 1814 г. начато строительство ныне существующей каменной. За недостатком средств оно продолжалось 12 лет, церковь освящена в 1826 г. С того времени она существует без изменений.

Престолов в ней три: в холодной части - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и в тёплой трапезе - Живоначальной Троицы и Святого пророка Илии. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена в достатке, из икон особенное благоговение прихожане имели к запрестольному образу Смоленской иконы Божией Матери, именуемой ими Стрелецкой, и к образу Нерукотворённого Спаса. Образ отечества у царских врат древний, с надписью: «Писал Антипа Казаринов. 1718 год».

К церкви были приписаны каменная часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Зимняки, устроенная в 1866 г. усердием мещанина Петра Тугаринова, и деревянная, построенная в 1895 г. в деревне Ченцы (обе разрушены в советское время).

В 1887 г. была открыта церковноприходская школа в особом деревянном церковном доме. Её заведующим и законоучителем состоял священник Михаил Горский, учителем - вышедший из семинарии Феодор Сиротинский, учительницей - Александра Лебедева, окончившая курс в епархиальном женском училище. После смерти священника на его место заступил сын, священник Николай Горский, который стал также заведующим и законоучителем церковноприходской школы. Его жена Клавдия Ивановна окончила курс во Владимирском епархиальном женском училище. Учительницей была Клавдия Засыпкина, выпускница Александровской женской прогимназии. Согласно клиро-вой ведомости, все сиротствующие прихода (приведён поимённый список) находились на иждивении храма.

В 1790 г., в с. Махра Александровского уезда Владимирского наместничества в семье пономаря Анфима, не имевшего фамилии, впоследствии ставшего священником, родился сын Александр Анфимович Орлов (ум. 1840), автор сочинений для читателей из полуобразованной и простонародной среды. Воспитывался в семье деда (по матери), Н.А. Орлова, сельского священника, окончившего семинарию, который был первым его учителем.

В 1801— 1813 гг. Александр учился в семинарии Троице-Сергиевой Лавры (при определении взял фамилию деда); после окончания сдал экзамен на звание учителя французского языка. Позднее с самоиронией вспоминал о юношеских честолюбивых мечтах, заставивших его отказаться от духовного звания.

В 1814 г. Орлов поступил на словесное отделение Московского университета. Крайняя бедность заставила его (видимо, в 1816 г.) почти на год прервать занятия и уехать из Москвы домашним учителем в имение состоятельного помещика. Он окончил университет по этико-политическому отделению в 1821 г. со званием кандидата.

Некоторое время был мелким канцелярским служащим: с 1820 г. - во 2-м департаменте Московского магистрата, в 1922 г. - в Московской казённой и (с начала 1823 г.) уголовной палате 2-го департамента (губернский секретарь).

Уволен по прошению в 1826 г. (позднее получил чин коллежского секретаря). Давал частные уроки, жил литературным трудом.

Писать начал ещё студентом: в 1819 г. подавал в цензуру рукопись «Смерть купца, или Нынешний свет в собственном его виде», возвращённую «для исправления», в 1820 г. - «Смерть отца, или Наставник сыну». Первой публикацией Орлова была «Латинская азбука».

В 1827 г. он выпустил эпическую поэму «Димитрий Донской, или Начало российского величия», в 1828 г. - поэму «Александр Первый, или Поражение двадесяти язык», написанные тяжёлым, архаичным языком.

С 1830 г. печатал ориентированные преимущественно на традиции бытовой прозы XVIII в. нравоописательные и сатирические повести, снабжая их распространёнными в начале 1830-х гг. подзаголовками: «нравственно-сатирический роман», «нравственно-повествовательный роман», «критический роман», «нравоучительный роман», «аллегорическая повесть», - «Неколебимая дружба чухломских жителей Кручинина и Скудоумова...» (1830), «Верхогляды, приезжие за газетами, или Махнули рукой, да и поехали домой», «Вороньи перья, или Московская самодурка», «Карты, разговаривающие с девицами, вдовицами, молодыми молодицами и со всеми лицами...» (все - М., 1831), «Васильи Косые, или Оптическое путешествие по столам приказных» (М., 1834).

Орловым написано более 60 брошюр, что породило не вполне оправданное мнение о его необычайной плодовитости. Орлов изображал жизнь средних (купцы, мещане, мелкопоместные дворяне) и низших слоев общества, которым и было адресовано его творчество; среди читателей Орлова также образованные разночинцы, мастеровые, приказные, дворовые, грамотные оброчные крестьяне.

В их среде его книги пользовались большой популярностью благодаря доступности, занимательности содержания, хорошему знанию быта московских окраин и предместий, широкому введению в речь персонажей просторечия, русских пословиц и поговорок.

Кроме того, назидательные, схематически выстроенные, варьирующие одни и те же темы и положения книжки Орлова были обращены к православным верованиям и обычаям, открыто осуждали пороки: невежество, пренебрежение к труду, тщеславие, страсть к наживе, взяточничество и др., что отвечало традиционным народным представлениям и ценностям.

В письме Пушкину Орлов благодарил его за поддержку. Орлов не понял иронии пушкинских памфлетов, безукоризненная светская ирония Пушкина и не была рассчитана на восприимчивость Орлова, его самолюбие он не задевал. Орлов сделался своего рода литературным персонажем, которому приписывали абсурдные или претенциозные намерения. Критика отзывалась о произведениях Орлова неизменно иронически-пренебрежительно.

Всю жизнь он бедствовал, хотя на издании его произведений наживались книгопродавцы. О себе он сам говорил: «Олицетворённая нищета!» Не последнюю роль в этом играл распространённый порок - он пил. Стремление бесхитростно, но правдиво изобразить жизнь низов общества привлекло к творчеству Орлова внимание цензуры.

В 1834 г. министр просвещения и председатель Главного управления цензуры С.О. Уваров запретил к печатанию рукопись Орлова «Союз трёх братцев: голода, холода и во всём недостатка».

Уваров предписал «не позволять к печатанию произведений Орлова, которые по содержанию и направлению своему могут иметь вредное влияние на низший класс читателей». Московским цензурным комитетом запрещены были «Сказка о безносом купце», «Болящий купец на одре смертном, или Старообрядческие опекуны...» и другие произведения.

В 1835 г. Орлов в пространном прошении разъяснял Уварову, что «Болящий купец...» - произведение благонамеренное, что он, Орлов, в отличие от бесполезных «строгих мер» правительства, «преследовал раскольников сатирою», а это скорее «доведёт закоснелых до Истины».

В 1835 г. почти полностью прекратилась творческая деятельность Орлова.

В 1840 г. он умер в «нищете и болезни» в Мариинской больнице для бедных.

Храм был закрыт в 1941-1943 гг.

Разорение началось с 1943 г., когда хранительница ключей по какой-то надобности открыла церковь. Разграбили всё очень быстро: престол стал служить одному из жителей села обеденным столом, иконы разрубались и использовались на растопку, на ремонт полов... Позже, во времена строительства поселка ГАЭС, в храме была устроена мастерская по ремонту автомобилей.

В начале 1990-х гг. храм возвращён верующим.

Первый молебен служили в феврале 1991 г.

Реставрационные работы начались весной 1991 г., восстановлена колокольня, подняты кресты на главы храма и колокольни.

К восстановлению внутреннего убранства приложено много труда богородских резчиков по дереву, пол выложен мрамором, церковный двор обнесён металлической оградой.

Московская обл., с. Шахра

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Рождества Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда