Атмосфера мест

Церковь Преображения Господня

В начале XVII в. в дворцовой Борисовской волости была пустошь Сивково, по челобитью рейтара Ивана Петровича Савелова (1652), отмеренная ему в поместье. Защищая Можайск в 1618 г., погибли его братья Акиндин и Тихон. Он построил для себя дом и поселил дворовых людей. После его смерти селом владел его брат Тимофей Петрович, думный дворянин, брат Патриарха Иоакима, который в 1685 г. по дороге в Колоцкий монастырь побывал в Сивкове и благословил Тимофея Петровича создать каменную церковь. Особенностью конструкции было устройство ложи для патриарха в толще западной стены и патриаршей палатки над западной частью придела. Т.П. Савелов (ум. 1699) был патриаршим боярином. Святейший Патриарх Иоаким заботился о возводимой по его благословению церкви Преображения Господня с приделом Великомученицы Екатерины, патриаршие мастера делали престол и киоты к иконам местного ряда.

20 мая 1687 г. Патриарх освятил храм, слушал всенощную и служил Божественную литургию в новопостроенной церкви. Патриарх Иоаким (в миру Иоанн) происходил из известной дворянской фамилии Савеловых. Он родился в 1621 г. Как дворянин он в молодости был военным, служил на южных рубежах. Был женат, имел четырех детей, но, овдовев в возрасте около 35 лет и потеряв детей, Иоанн Савелов принял монашеский постриг с именем Иоаким в Межигорском монастыре под Киевом. Знакомство с жизнью малороссийских монастырей сделало его искренним поборником реформ Патриарха Никона: Иоаким видел в них действенное средство для грядущего воссоединения двух половин Русской Церкви - Московского Патриархата и Киевской митрополии.

В 1657 г. Иоаким по приглашению Патриарха Никона покинул Малороссию и перебрался в патриарший Иверский монастырь. Затем стал строителем Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Властный и жесткий характер Никона был Иоакиму не по душе, и он отпросился у Патриарха в Межигорский монастырь. Но в Киев Иоаким так и не вернулся, встретившись в Москве с Феодором Михайловичем Ртищевым, с которым впоследствии был очень близок - обоих объединяла любовь к школьному делу и симпатия к киевской учености. Иоаким перешел в братию Московского Новоспасского монастыря, где подвизался и отец Ртищева Михаил. Во время ухода Никона с патриаршества, Иоаким примыкает к противникам опального патриарха. Это было вполне естественным, ведь своим жестким, крутым и властным характером Никон создал себе много недругов.

В 1663 г. Иоаким переходит в Чудов монастырь и вскоре становится его архимандритом. Начинается его стремительное возвышение.

В 1672 г., после избрания на патриаршество Питирима, Иоаким поставлен митрополитом Новгородским. В Новгород он, однако, так и не смог уехать. В связи с болезнью Патриарха Питирима, Иоаким вынужден был остаться в Москве. На нем фактически лежала обязанность управления Русской Церковью при тяжело больном Патриархе. Поэтому вполне естественно, что после кончины Патриарха Питирима, Иоаким, получивший опыт управления Церковью, был избран Патриархом Московским и всея Руси. Став патриархом, Иоаким продолжает тот курс, который был выработан при Никоне: он понимал важность богослужебных реформ, как средства укрепления православного единства. Именно при Иоакиме произошло воссоединение Малороссии с Московским государством. Иоаким продолжает и линию Никона на усиление позиций Церкви и ограждения ее от посягательств государства.

В это же время раскол уже полностью оформился и стал трагической реальностью жизни русского общества. Попытки примирить старообрядцев с Церковью были тщетны, а отрицательные последствия их деятельности для Русской Церкви и Русского государства - все более явственными. Отсюда та, столь близкая по своему масштабу к никоновским преобразованиям, деятельность патриарха Иоакима, направленная против старообрядческого раскола. Иоаким решительно стремился не допустить попыток давления на Церковь со стороны государства и покушений на ее судебные и имущественные права.

В 1675 г. при Иоакиме был созван Собор, который напомнил царю о его данном на Соборе 1666-1667 гг. обещании упразднить Монастырский приказ. Итогом этого соборного решения стало упразднение последнего в 1677 г.

При преемнике царя Алексея Михайловича Патриарх Иоаким добился также отмены ограничений, наложенных государством, на рост церковного землевладения. Эта мера, безусловно, имела не какой-то корыстный характер, а была результатом того, что патриарх и епископат Русской Церкви видели в имущественно-земельном богатстве единственное средство противодействия все возрастающему давлению государства на Церковь и достичь их реальной симфонии.

Еще одной попыткой такого рода нажима властей на священноначалие стало предложение царя Феодора Алексеевича провести в 1682 г. Собор с целью принятия решения об увеличении числа епархий Московского Патриархата. Такое предложение впервые прозвучало из уст греков на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Данная мера предлагалась царской властью как средство улучшения управления Церковью. Однако это было возможно лишь в условиях полного невмешательства государства в дела церковные. Напротив, в пору, когда светская власть все более явно выказывала стремление доминировать над священноначалием, разукрупнение епархий становилось мерой, с помощью которой государство могло с легкостью ослабить русский епископат и достичь желанной цели. Это прекрасно понимали Патриарх Иоаким и русские архиереи.

Поэтому, несмотря на предложение Боярской думы создать в России 12 митрополий, которым по греческому образцу подчинялись бы 72 епископии, Собор признал возможным увеличить число епархий лишь до 34, затем число было понижено до 22, а потом до 14. В результате было открыто только 4 новых епархии (Холмогорская, Великоустюжская, Воронежская и Тамбовская). А структура управления Церковью через митрополии, объединяющие епископии, так никогда и не была введена в Русской церкви.

Патриарх Иоаким заботился об укреплении российской государственности. После кончины бездетного царя Феодора Алексеевича, видя, что старший из оставшихся сыновей царя Алексея Михайловича не способен царствовать по слабости здоровья, патриарх поддержал младшего - Петра. Патриарх надеялся на то, что именно этот здоровый и умный сын Алексея Михайловича будет более способным к делам управления государством. Увы, именно царь Петр, поддержанный патриархом в трудную минуту, ответит Русской Церкви черной неблагодарностью, упразднив патриаршество и фактически подчинив церковные дела контролю государственно-чиновничьего аппарата.

Династический кризис 1682 г., несмотря на достигнутый между сторонниками Нарышкиных и приверженцами Милославских компромисс и установление совместного правления царей Петра и Иоанна, привел к стрелецкому мятежу. Этим незамедлительно воспользовались лидеры старообрядчества, сеявшие смуту среди стрельцов и московского люда. Патриарху Иоакиму в условиях бунта пришлось дать согласие на проведение 5 июля 1682 г. в Грановитой палате Московского Кремля диспута с ревнителями «старой веры». Последних возглавил Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят. Но никакого диспута о вере не получилось. Старообрядцы не слушали увещевавшего их Патриарха Иоакима.

Когда же слово взял архиепископ Афанасий Холмогорский (в прошлом сам бывший старовером), раскольники оказались посрамлены неопровержимыми доводами православного иерарха. В бессильной ярости Никита Пустосвят бросился на Афанасия и стал бить его, вырвав у архиерея полбороды. Подобные действия были расценены как оскорбление государя и Церкви. И хотя изгнанные из Кремля раскольники вопили о своей победе над «никонианами», вскоре мятеж был подавлен, а Никита Пустосвят казнен за учинение смуты и оскорбление царственных особ.

После июльской смуты Патриарх Иоаким принимает решительные меры для борьбы с распространением старообрядческого раскола. Новый Собор, состоявшийся втом же 1682 году после пресечения мятежа, разработал широкую программу оздоровления церковной жизни, которая должна была способствовать ослаблению раскольничьей пропаганды. Видя, сколь пагубно отражается деятельность раскольников на жизни Церкви и государства, ведя к новым смутам, Собор обратился к государственной власти с просьбой о применении к раскольникам мер принуждения и наказания вплоть до смертной казни наиболее упорствующих и опасных для общества лиц. Эти меры были направлены против изуверов расколоучителей, которые увлекали множество людей на самосожжения и уморение голодом.

Заботой патриарха стала борьба с западными влияниями, чуждыми Православию, которые в это время начинают активно просачиваться на Русь. Несмотря на то, что сам Первосвятитель многое взял от киевской учености, он умел прекрасно распознавать те вредные латино-католические заимствования, которые нередко проникали в православное богословие через могилянскую школу. В то же время Патриарх Иоаким высоко ценил тех ученых киевлян, которые способствовали возрождению восточного святоотеческого наследия. В этой связи особенно показательна богословская дискуссия, развернувшаяся в Москве между представителями двух направлений киево-могилянской традиции: приверженцем латинства Симеоном Полоцким, с одной стороны, и сторонником греческой традиции Епифанием Славинецким - с другой. В дальнейшем этот спор был продолжен между учеником Симеона Сильвестром Медведевым и последователем Епифания иноком Евфимием Чудовским. К последнему позднее присоединились и знаменитые братья Лихуды. Итог этой дискуссии подвел Собор 1690 г., последний из числа созванных Патриархом Иоакимом. На нем были осуждены латинские мудрования приверженцев школы Симеона Полоцкого.

Чтобы ослабить пагубное западное влияние на состояние православного богословия, Патриарх Иоаким много заботился об устроении в Москве высшей богословской школы. Но опасаясь, что здесь могут утвердиться латино-мудрствующие, Предстоятель Русской Церкви очень осторожно реализует свой школьный проект, стремясь не допустить к нему влиятельных сторонников Симеона (последний был воспитателем царя Феодора, а Сильвестр Медведев был близок к царевне Софье и ее фавориту князю В.В. Голицыну). Наконец, с прибытием в Москву ученых греков - Иоанникия и Софрония Лихудов - в столице была открыта высшая школа при Заиконоспасском монастыре.

Говоря о времени патриаршества Иоакима, необходимо отметить еще одно замечательное событие, имевшее место при этом Первосвятителе, - речь идет о долгожданном воссоединении Киевской митрополии с Московским Патриархатом. Это случилось в 1684 г., когда в Москве был поставлен на Киевскую митрополию епископ Луцкий Гедеон (князь Святополк-Четвертинский). В1686 Г. московским дипломатам удалось добиться признания турецким султаном и Константинопольским Патриархом прав Московской Патриархии на Киевскую митрополию.

Патриарх Иоаким скончался в 1690 г. Перед кончиной он изведал горькое чувство: молодой царь Петр, для восшествия на престол которого патриарх приложил столько усилий, успел продемонстрировать явное пренебрежение православной культурой русского народа. И если царь ещё считался со старым патриархом, которому многим был обязан, то было ясно, что новому патриарху будет трудно совладать с западным влиянием и обмирщением русского общества, которые исходили от самого царя.

В 1704 г. сыновья Тимофея Петровича, Петр и Тимофей, разделили имение отца. Сивково осталось во владении Тимофея Тимофеевича Савелова. Он был стольником у царицы Прасковьи Феодоровны, статским советником, членом Оружейной палаты. Погребен в Лужецком монастыре.

В 1828 г., согласно завещанию владельца села, князя Петра Николаевича Кропоткина, по проекту архитектора Афанасия Григорьевича Григорьева (1782-1868), бывшего крепостного, ученика Д. Жилярди, была сооружена колокольня.

В 1877 г., на средства г-жи Савеловой, в церкви с. Сивково был устроен придел во имя иконы Божией Матери Казанская, отделявшийся от трапезной деревянным иконостасом.

Причт церкви с. Сивково издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Вакансия диакона с 1819 г. закрыта. Церковной землей пользовался помещик. За землю священник получал от помещика 250 рублей, а сенокосом пользовался сам. Дьячок и пономарь владели частью церковной земли. Дома священноцерковнослужителей были их собственными, деревянными и стояли на господской земле.

В 1840 г. в храме с. Сивково служил священник Михаил Иванович Поспелов, пономарский сын. Он был уволен из среднего отделения Вифанской семинарии по собственному желанию.

В 1824 г. посвящен во диакона в с. Милино Бронницкой округи. В том же году переведен диаконом к Вознесенской церкви Можайска.

В 1840 г. рукоположен во священника к храму с. Сивкова. В семье о. Михаила и его жены Надежды Дмитриевны было пятеро детей: Вера, Мария, Анна, Елизавета, Александр. Дьячком был Петр Иванович Любимов, пономарем - Федор Федорович Смирнов.

В начале XX в. в Сивково было земское училище, жители объединились в добровольную пожарную дружину. В селе было 2 чайных, 2 мелочных и казенная винная лавка. При с. Сивково была усадьба И.Н. Халютина.

В 1889 г. в Сивково, в семье священника Александра Запольского родился сын Николай, будущий священномученик.

В 1907 г. Николай окончил духовное училище и в 1910 г. поступил псаломщиком в храм с. Лисицино (ныне в Наро-Фоминском районе). Тогда же он женился на дочери священника Марии, у них родилось шестеро детей. В1920 г. Николай Александрович был рукоположен во диакона к тому же храму.

В 1925 г. он был переведен в Преображенскую церковь с. Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии.

В 1929 г. диакон Николай был обвинен в порубке леса и приговорен судом к двум годам ссылки, но приговор был заменен на штраф в 300 рублей.

В 1930 г. диакон Николай был арестован за невыполнение государственных древозаготовок и приговорен к шести месяцам принудительных работ.

В феврале 1938 г. следователи допросили «дежурных свидетелей», которые подписали нужные следствию показания.

21 марта 1938 г. диакон Николай был арестован и заключен в тюрьму в Москве. Допросы длились полтора месяца.

2 июня «тройка» НКВД приговорила диакона к расстрелу. Диакон Николай Запольский был расстрелян 27 июня 1938 г.

В 1939 г. все работники Звенигородского управления НКВД были арестованы и решением Военного Трибунала войск НКВД приговорены к разным срокам лишения свободы за фальсификацию следственных дел. Дело диакона Николая Запольского было приобщено как вещественное доказательство такой фальсификации, и на основании решения Военного трибунала требовался пересмотр постановления «тройки» НКВД. Однако, «учитывая социальное лицо осужденного», то есть то, что он служил в храме диаконом, решение «тройки» было сочтено тогда правильным.

В советское время храм был закрыт. Но многое изменила Великая Отечественная война. Духовный подъем народа заставил безбожное правительство хоть и временно, но пойти на уступки.

13 октября 1948 г. председателю церковного совета Порывкину Сергею Дмитриевичу (священник -?), старосте церкви Тарасовой Дарье Константиновне, казначею Морозовой Александре Ивановне было выдано свидетельство о регистрации церковного прихода Преображенской церкви с. Сивково.

Был оформлен и охранный договор, потому что сивковский храм охранялся государством как памятник архитектуры.

Затем курс вновь переменился - начались хрущевские гонения на Церковь.

2 июня 1961 г. Исполнительный комитет Мособлсовета принял решение о переоборудовании церковных зданий в селениях Сивково и Холм под сельские клубы.

Усадьба Спасское-Сивково известна с XVII в. Ее обустроил Тимофей Петрович Савелов. В XIX в. усадьбой владели Кропоткины.

В 1890-х гг. селом владел коллежский регистратор Иван Иванович Вяжлинский. Усадебный дом не сохранился, уцелела единственная постройка усадьбы - хозяйственный корпус, построенный в начале XX в.

В 1911 г. усадьбой владел И.Н. Халютин.

В приход с. Сивково входили д. Юдинки, Авксентьево и Маланьино. В д. Юдинках церковно-приходская школа была преобразована в одноклассную из существовавшей здесь школы грамоты в 1898 г.

В д. Авксентьево церковно-приходская школа была открыта в 1903 г. священником с. Сивкова В. Протопоповым, который и состоял ее заведующим. До 1908 г. она была школой грамоты, а в тот год была преобразована в одноклассную. Помещалась школа в наемном здании; за наем помещения, прислугу и отопление сельское общество жертвовало ежегодно 50 рублей. Попечительницей школы состояла местная землевладелица-дворянка Евдокия Васильевна Армфельдт.

В д. Маланьино школа грамоты была открыта в 1905 г., тем же священником с. Сивкова В.П. Протопоповым, который и состоял ее заведующим. Среднее число учащихся было 20 человек. Школа помещалась в наемном здании и содержалась на средства сельского общества (15 р.) и попечительницы (25 р.), каковой состояла местная землевладелица дворянка Ольга Александровна Федченко (урожденная Армфельд, 1845-1921, российский ботаник, с 1906 г членкор Петербургской академии наук).

В 1867 г. Ольга Александровна вышла замуж за путешественника и исследователя Средней Азии А.П. Федченко.

Московская обл., с. Сивково

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Преображения Господня адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...