Атмосфера мест

Церковь Покрова Божией Матери

Покровский Погост - при р. Сеньге, впадающей в оз. Сеньго. Вся прилегающая местность с многочисленными деревнями была известна под именем Сенежской волости и принадлежала Московским митрополитам, а затем и патриархам.


Когда в первый раз построена церковь на месте нынешнего Покровского погоста, сведений не сохранилось.

Церковь с таким престолом отмечалась до конца XVII столетия. До 1930-х годов с северной стороны Покровского храма, примерно посередине фасада, находилась деревянная часовня, называемая Никольской, здесь же заметны следы бывшего кладбища. Очевидно, эта часовня построена на месте бывшей Никольской церкви.

Во 2-й половине XVII в. с. Старый Покров было в вотчинном владении Юрия Алексеевича Блудова (в 1663-1664 гг. - дьяк приказа Денежного сбора, в 1675-1676 - приказа Каменных дел, в 1676-1677 и 1679 - Ямского приказа). В конце же XVII столетия, в 7196 (1688) г., здесь была построена церковь во имя Святых мучеников Флора и Лавра: из патриаршего дворцового приказа выданы были в эту церковь «оловянные потир и дискос да два блюдца резные» - весом в 3 фунта. В 1703 г. церковь была расширена, устроены приделы во имя Николая Чудотворца и Святого великомученика Димитрия.

В начале XVIII столетия на погосте появляется церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Как можно видеть из переписных книг 1705 г., при церкви в то время было четыре священника, два дьячка, два пономаря и просвирница. В 1741 г. Покровская церковь сгорела и вместо неё возведена была новая деревянная церковь в честь того же праздника.

В 1845 г. вместо деревянной церкви начат постройкою существующий ныне каменный пятиглавый храм с колокольней. Престолов в нём три: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящён в 1862 г.), приделы тёплые во имя Святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери (освящён в 1851 г.) Утварью, иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Особенно почиталась в приходе и в окрестных деревнях, как явленная и чудотворная, Ахтырская икона Божией Матери. Как особо чтимая святыня в церкви сохранялся также крест с частицами святых мощей Антония и Феодосия.

В храме причт был, как тогда называли «двухкомплектный», то есть при каждом священнике состоял свой дьячок, а при настоятеле ещё и диакон с пономарём.

В клировой ведомости за 1850 г. написано: «священник Михаил Васильевич Благовестов, пономарский сын, по окончании курса Владимирской семинарии был уволен с аттестатом 1-го разряда 1829 г. апреля 1-го дня. Преосвященнейшим епископом Владимирским и Суздальским посвящен к церкви Покрова Пресвятой Богородицы во священника. В 1839 г. проходил должность наставника крестьянских детей.

В 1849 г. июня 14 дня от Его Высокопреосвященства Архиепископа Парфения Владимирского и Суздальского получил признательность за обращение раскольников к православию. Семья о. Михаила состояла их жены Агафьи Васильевны, и детей: Анны, Александры, Екатерины, Евдокии, Василия и Марьи.

Диаконом в это время служил Ксенофонт Иванович Сарментов, священнический сын. По окончании курса Владимирской семинарии был уволен с аттестатом 2-го разряда в 1847 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением посвящен к оной церкви во диакона, по указу из Владимирской Духовной консистории от 12 ноября 1848 года проходит должность ризничего. Жена его Дарья Петровна, дети: Иван, Пелагея, Пётр (помер)».

В клировой ведомости 1854 г. записано: «Дьячок Яков Тимофеев Лебедев, дьяческий сын. По исключении из среднего отделения Владимирской семинарии 1850 года мая 16 дня преосвященнейшим Иустином Епископом Владимирским и Суздальским определён исправлять отцовскую дьяческую должность и в 1853 г. октября 23-го дня определён на отцовское место действительным дьячком, до утверждения штата исправляет должность при указе.

В должности пономаря находящийся ученик, исключённый из высшего отделения Владимирского уездного училища, Михаил Иванов Соколов, пономарский сын, с 1853 года сентября 19-го дня преосвященнейшим Иустином определён исправлять пономарскую должность, которую и исправляет при указе».

При священнике Федоре Солярском состоял дьячок Яков Федоров Веселовский дьяческий сын. «По исключении из 2-го класса Владимирского приходского училища 1843 года генваря 13 дня Преосвященнейшим Парфением определён на отцовское дьяческое место...»

В клировой ведомости 1857 г. записано: «Дьячок Василий Герасимович Покровский, пономарский сын. По исключении из высшего отделения Владимирского уездного училища, в 1857 г. определён на отцовское дьяческое место» к церкви Покрова Пресвятой Богородицы».

Об его отце читаем в ведомости 1854 г.: «Пономарь Герасим Федоров Тимофеев, священнический сын, по исключении из высшего отделения Владимирского Духовного уездного училища в 1819 г. Преосвященнейшим Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским на сие место определён и в стихарь посвящен, грамоту имеет. Жена его Елена Михайлова». В ведомости за 1856 г. добавлено «в 1855 г. ноября 8-го дня Преосвященнейшим Иустином Епископом Владимирским и Суздальским переименован в дьячки».

В ведомости 1857 г.: «Пономарь Егор Фёдорович Виноградов, священнический сын. По исключении из высшего отделения Владимирского Духовного уездного училища в 1855 г., определён в пономаря Владимирского уезда в село Баскаки и в стихарь посвящен, а в 1856 г. переведён в с. Старый Покров».

2-м священником в этот период был Фёдор Павлович Солярский, «дьяческий сын, по окончании Владимирской Духовной семинарии с аттестатом 1-го разряда в 1840 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением был посвящен к церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В семействе у него: жена Агафья Сергеевна, дети: Александра, Ольга, Марья, Анна, Пётр, Марья (померла), Прасковья».

По ведомости 1854 г.: «Просвирня девица Степанида Тимофеева Сновицкая в должность просвирницы поступила 1852 года ноября 11 дня, указ на исправление должности имеет.

Заштатные и сиротствующие: Погоста Покрова заштатный священник Сергей Сергеевич Ремезов живёт на содержании священника Солярского.

Того же погоста вдовая диаконица Прасковья Егорова Богоявленская, живёт на содержании диакона Сарментова. После умершего в том же погосте дьячка Тимофея Иванова вдова Евдокия Иванова Сеньговская, дочь её Елена, живут на содержании дьячка Якова Лебедева.

После умершего в том же погосте пономаря Федора Тимофеева дети: Марья, Матвей Покровский в нынешнем 1854 г. исключен из низшего отделения Суздальского Духовного уездного училища. Александр Покровский в сем 1854 г. поступил в низший класс Владимирского Духовного училища, все сии сироты живут в собственном доме с родною теткою просвирницею Степанидою Тимофеевной и пользуются половинным количеством доходов от исправляющего пономарскую должность исключённого ученика Михаила Соколова.

Того же погоста вдовая дьячиха Анна Егорова Мстерская, дочь её Александра Васильева живут на средства попечительства 5 рублей серебром в год».

В середине XIX в. в приходе Покровского храма была огромная территория отд. Сеньго-озеро (ныне во Владимирской области, в 1940 г. жители с. Сеньго-озеро были переселены при устройстве полигона, а деревянная церковь с. Сеньго-озеро - разрушена) до д. Губино и Язвищ. В клировой ведомости за 1857 г. записано: «В приходских означенной Покровской церкви деревнях: Филипове, Яковлеве, Щетинове, Федотове и Сенго-озере издавна имеются деревянные часовни, в которые крестьяне сих деревень для молитвословия не собираются, в деревне Губинской имеется деревянная же по раскольнической поповской секте часовня, в которую крестьяне сей деревни каждодневно собираются и исправляют там какие-то Богослужения».

В приходе Покровского храма преобладало православное население.

В клировой ведомости за 1857 г. приводится подворная роспись деревень прихода: «По части 1-го священника. В том же погосте ведомства Государственных имуществ крестьян 2 двора, мужчин - 9, женщин-13. В деревне Мануйлове господина Козлянинова: крестьян 21 двор, 79 мужского пола, 92 - женского. В д. Филипове госпожи Беловой, крестьян 3 двора, 9 - мужского, 8 - женского. В д. Савинской госпожи Наумовой, крестьян 14 дворов, 69 мужчин, 75 женщин. В д. Николаевской госпожи Шиловской, крестьян 13 дворов, 49 мужчин, 62 женщины. В д. Щетинове разных помещиков, крестьян 22 двора, 110 мужчин, 123 женщины. В д. Яковлеве мещан и разных помещиков крестьян 5 дворов, 15 мужчин, 21 женщина. В д. Федотове мещан и разных помещиков крестьян 33 двора, 134 мужского пола, 181 - женского. В д. Тимонине ведомства Государственных имуществ крестьян 35 дворов, 126 мужчин и 141 женщина. В д. Язвищах ведомства Государственных имуществ крестьян 10 дворов, 38 мужчин, 41 женщина (православных), раскольников разного толка 18 дворов, мужчин - 63, женщин - 59. В д. Губинской ведомства Государственных имуществ крестьян 2 двора, 6 мужчин, 5 женщин, раскольников 59 дворов, 226 мужчин, 220 женщин. Итого: православных- 160 дворов, 644 мужчины и 762 женщины, раскольников 77 дворов, 226 мужчин, 220 женщин.

По части 2-го священника. На погосте (запись обрезана). В д. Яковлево разных помещиков крестьян 41 двор, 149 мужчин и 158 женщин. В д. Сенго-озеро ведомства Государственных имуществ, крестьян 32 двора, 110 мужчин и 131 женщина. В д. Щетинове госпожи Максимовой крестьян 5 дворов, 20 мужчин, 14 женщин. В сельце Власове госпожи Архиповой крестьян 15 дворов, мужчин 47, женщин 64. В д. Язвищах крестьян 14 дворов, 56 мужчин и 55 женщин, раскольников разных толков: 13 дворов, 39 мужчин, 42 женщины. В д. Губинской ведомства Государственных имуществ крестьян 4 двора, 21 мужчина и 16 женщин. Раскольников разных толков того же ведомства и госпожи Поморцевой - 54 двора, 189 мужчин, 187 - женщин. Итого: православных 137 дворов, мужчин - 493, женщин - 542, раскольников 67 дворов, мужчин - 228, женщин - 229». Всего в приходе было 297 дворов православных и 144 двора раскольников разных толков.

«Ведомость о Церкви Покровской, Покровского уезда Погоста Покрова - что в Сеньгу за 1856 год (почти дословно повторяет ведомость за 1854 г.): «Построена в 1799 г. тщанием прихожан, зданием деревянная, крыта железом, крепка, Престол в ней один, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, холодный. Утварью достаточна. Причта положено по штату издавна: священников двое, дьякон один, дьячков и пономарей четверо.

Земли при церкви находится 320 десятин из числа которой священноцерковнослужители нашего погоста и Рязанской епархии Егорьевского уезда села Новопокровского священно-церковнослужители владеют по равной части, а именно: по 120 десятин, а крестьяне Казенного ведомства нашего Погоста владеют четвертою частью, а именно 80 десятинами. Усадебной земли, принадлежащей церкви 3 десятины, пахотной 20 десятин, сенокосной -18, под лесными зарослями, соснового и елового произрастания 30 десятин, неудобной - 49 десятин. На землю сию план и межевые книги в 1831 г. взяты чином Покровского Земского суда Сельским заседателем Власовым по производившемуся о сей земле делу с крестьянами. Всею означенной землёй владеют священноцерковнослужители сами.

Дома священноцерковнослужителей собственные, построены на церковной земле. Церкви принадлежит ветхая деревянная сторожка.

Опись церковного имущества сделана в 1808 г. скреплена бывшим оной церкви благочинным священником Василием Кудрявцевым».

В советское время церковь не была закрыта и разорена, поэтому сохранились иконостасы (главного храма-Покрова Пресвятой Богородицы, и приделов Никольского и Ахтырской иконы Божией Матери). Сохранилась и храмовая роспись, выполненная в XIX в. (частично поновленная в советское время и совсем недавно).

Сохранилась церковная ограда с каменными башнями, святыми вратами и даже каменной кружкой для сбора пожертвований. Сохранилось и звено деревянной ограды 1-й половины XX в.

Причта по штату полагалось: священник, диакон и псаломщик. Приход состоял из Покровского погоста и деревень: Николаевской (2 версты от церкви), Мануйлово (2 версты), в коих по клировым ведомостям числилось 1632 души мужского пола и 1887 женского, из них раскольников 28 душ обоего пола. В д. Жехово имелась церковноприходская школа; учащихся в 1895 г. было 50 человек.

С 1871 г., в течение 36 лет, настоятелем Покровского храма был протоиерей Иоанн Рудаков. Со своей матушкой Марией он вырастил шестерых детей, все они так или иначе служили Церкви: сыновья Пётр, Ефим, Сергий стали священниками, Василий протодиаконом, Дмитрий псаломщиком. Но все они несли послушание вдали от родного храма. Отец Иоанн в последний год своей жизни (1907) просил епархиальное начальство определить к Покровскому приходу рукоположенного в том же году иерея, священника Порфирия Доброхотова, женатого на дочери о. Иоанна - Екатерине.

Отец Порфирий Доброхотов служил в Покровском храме с 1907 по 1919 г, когда умер от тифа. Отец Порфирий, как и о. Иоанн Рудаков, похоронены у стен храма. Матушка о. Порфирия, Екатерина Ивановна, в заботе о родном храме просила прислать священника на место о. Порфирия. (У него был сын Пётр, но он не хотел посвящать себя служению Церкви, хотя некоторое время прислуживал в храме). Уже на склоне лет сын о. Порфирия Пётр Порфирьевич Доброхотов (1909-1961) был председателем ревизионной комиссии Покровского храма и похоронен у его стен.

С 1919 по 1925 г., в период гонений и церковной смуты, на приходе сменилось несколько священников. По воспоминаниям местных жителей, в 1920-х гг. диаконом был о. Фитининский, псаломщиками (в разное время) Леонов и Виноградов.

Дом Виноградовых, если идти от Пашнева, - первый направо, Фитининских - налево. В Старом Покрове была трёхклассная приходская школа.

В 1925 г. настоятелем стал о. Александр Успенский (в 1924-1925 гг. он служил диаконом в соседнем Покровском храме с. Пашнево). В Старом Покрове он построил собственный дом (по дороге на Ново-Николаевку) и был настоятелем Покровского храма по 1937 г. Как рассказывал Серафим Александрович Успенский, сын настоятеля храма, о. Александр всегда трудился. При доме была земля, 40 соток, - половина сад, половина огород. На огороде работали жена и дети, в саду о. Александр делал всё сам. После службы он ходил в лес, приносил сушняк - заготавливал дрова на зиму. У семьи было полное крестьянское хозяйство: лошадь, корова, овцы. До 1930 г. им выделяли луг, и вся семья косила, заготавливала сено. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. непосильное бремя налогов разорило семью. Приход Покровской церкви и так был бедным, а тут народ обнищал вконец. Сначала продали лошадь, корову, овец. Верующие помогали, кто чем мог, члены церковного совета собирали деньги для поддержания церкви. К о. Александру несколько раз приходили описывать имущество за долги по налогам, но описывать было нечего: из одежды только то, что на нём, а стулья, стол - всё ветхое. «Посидят и уйдут», - говорит Серафим Александрович.

К 1937 г. остался один дом, но и его пришлось продать. Решили переехать в с. Кабаново, где после ареста о. Василия Максимова не было священника. В церковной сторожке поселилась вся семья, трое в одной комнате (один сын уже вырос и жил отдельно).

6 ноября 1937 г., в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сыновья о. Александра уехали в Орехово. Вернувшись вечером, узнали, что отец арестован. От него пришло несколько писем. Сын и сейчас помнит странный адрес, по какому отправляли передачи и деньги: «Красноярский край, Подконвойный городок, свиноферма». Весной 1938 г. посланные деньги вернулись с пометой о невручении в связи со смертью адресата, без объяснения, когда и от чего умер. А спросить боялись.

После о. Александра священников в Старый Покров не присылали, церковь стояла в сохранности, но служить было некому. Когда же в 1944 г. местный житель Василий Яковлевич Решетов поехал хлопотать об открытии храма, то ему сказали, что храм числится действующим. За все годы вынужденного бездействия храма налоги платил церковный староста Феодор Пискарёв из собственных средств (у него в Новониколаевке была пасека).

Внутреннее убранство храма и роспись, частично сохранились. Напротив храма вероятно уже последние свои дни стоит дом, в котором и в старые времена помещались священники.

В 1945 г. в храме возобновились богослужения. По воспоминаниям старожилов, с 1945 по 1946 г. в храме села служил о. Николай Троицкий: «сначала был о. Николай, старенький, хроменький». С 1946 по 1947 г. - о. Михаил Розанов: «потом служил старец о. Михаил».

В 1948 г. настоятелем храма стал о. Александр Нечаев.

С 1948 по 1951 г. в храме с. Старый Покров служил о. Алексей Сокольский: «в самом конце 1940-х в храме служил о. Алексей Сокольский. Он был из репрессированных, после освобождения из лагеря направлен в Старый Покров».

В 1951-1952 гг. настоятелем храма был священник Феодор Степанович Марухин.

С 1952 по 1957 г. настоятелем Покровского храма был священник Пётр Николаевич Рыбицкий. Он родился в 1928 г. в крестьянской семье на Украине, в Каменец-Подольской области, Словутском районе, в с. Цветохи. Окончил 8 классов школы и поступил в Саратовскую семинарию, которую окончил в 1951 г. В ноябре - декабре 1951 г. работал на электростанции в г. Шепетовка.

В 1952 г. венчался в г. Зарайске, в том же году 15 июня рукоположен во священника, 30 июня назначен настоятелем Покровского храма в Старом Покрове. В послужном списке приведена характеристика о. Петра: «поведения отличного, к пастырским обязанностям относится с любовью и усердием. Заботится об украшении храма и умело ведёт церковное хозяйство».

Священник Пётр Рыбицкий был переведён в с. Нестерово, а оттуда перешёл священник Николай Алексеевич Предтеченский, который с 1957 г. был настоятелем храма. Он родился в 1895 г. в с. Поэлово Юрьевского уезда Владимирской губернии, в семье священника. Николай Предтеченский окончил Переславское Духовное училище, выдержал экзамен на звание учителя церковноприходских школ.

В 1918 г. венчался с Анной Ивановной Морозовой. В том же году был определён псаломщиком к церкви с. Кубаево Юрьев-Польского уезда, в 1919 г. переведён в с. Новофетинино Покровского уезда Владимирской губернии. В 1922 г. рукоположен во диакона. С 1927 по 1937 г. - диакон церкви Рождества Пресвятой Богородицы г. Загорска Московской области. С 1937 по 1951 г. - диакон Богородицерождественской церкви с. Нестерово Орехово-Зуевского района.

В 1951 г. рукоположен во священника, с 1951 по 1957 г. - настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Нестерово. В характеристике, данной благочинным Орехово-Зуевского округа, и записанной в послужном списке о. Николая сообщается, что «священник Предтеченский о. Николай в поведении своем не всегда бывает исправен. Страдает пристрастием к винопитию. В деловой переписке медлителен. По отзывам некоторых прихожан, иногда бывает груб в обращении».

В 1961 г. советским правительством Церкви была навязана реформа органов приходского управления. Вся власть в приходе переходила к Исполнительному органу церковного совета. Священник был устранен от участия в хозяйственной деятельности прихода. Он как бы «нанимался» церковным советом данного храма для совершения богослужений. Целью реформы было разрушение приходской жизни изнутри, путем внедрения в органы приходского управления чуждых Церкви лиц, и противопоставления органов приходского управления священству. Цель реформы иногда достигалась в городах, где исполкомам удавалось провести в состав «двадцатки» и в церковные старосты своих людей, но в селе это сделать было трудно.

5 декабря 1961 г. был избран «Исполнительный орган церковного совета Старо-Покровской церкви Орехово-Зуевского района Московской области». Церковным старостой стал Михаил Петрович Костров (р. 1904), пенсионер из Новониколаевки, его помощником - Александр Гаврилович Иванов (р. 1885(, из Старого Покрова, казначеем - Василий Родионович Бугров (р. 1882) изд. Савинская). Последним протокол подписал священник Н. Предтеченский.

Более 30 лет (с 1962 по 1994 г.) настоятелем Покровского храма был о. Владимир Кошечкин, его жена Людмила Вячеславовна Кошечкина-Елпидифорова умерла в 1970-х гг., похоронена у алтаря церкви. Она запомнилась жителям тем, что «как белка, лазила на крышу храма и сама красила купола». В 1950-е гг. псаломщиком в храме был Иван Терентьевич Лебедев из с. Пашнево. После о. Владимира настоятелем храма был иеромонах Тихон

К западу от колокольни, стояла часовня (сломана в конце 1930-х гг.) Она указывала место расположения древнего деревянного храма Святителя Николая перенесенного в Пашнево. Лесная тропинка, проложенная вдоль восточной стороны ограды храма, ведёт к святому источнику.

В 2005 г. во главе общины храма священноначалием был поставлен священник Антоний Рыжаков, в детстве и юности алтарник в Иоанно-Богословском храме г. Ликино-Дулёво, выпускник Свято-Тихоновского Богословского института.

Московская обл., с. Старый Покров

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Покрова Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда