Атмосфера мест

Церковь Святой Троицы

Село Троицкое-Александрово на р. Катыше в XVII в. принадлежало Юрию Игнатьевичу Татищеву. В 1627 г. селом владела его вдова Ульяна с сыном Михаилом. В Троицком тогда стояла деревянная церковь Святой Троицы с приделами святых благоверных князей Бориса и Глеба и святого мученика Игнатия Богоносца. Во 2-й половине XVII в. селом владел стольник Михаил Юрьевич Татищев (умер в 1701 г. боярином). В 1672 г. в Троицком уже была каменная церковь Святой Троицы. Михаил Юрьевич завещал село сыну Ивану, окольничему. В 1712 г. Александровом принадлежало его вдове Василисе Любимовне (вышла второй раз замуж за Ивана Отяева) и их сыну Алексею Ивановичу Татищеву.


В 1760-1770-х гг. селом владели А.Г. Раевская и Е.И. Чернецова.

В конце XVIII в. Троицкое-Александрово приобрёл генерал И.Е. Кислинский.

К 1800 г. он выстроил в усадьбе каменный двухэтажный дом и (в 1794 г.) круглую в плане церковь. Она закрыта в 1930-х гг., разрушена в 1950-х, остались трапезная храма и первый ярус колокольни (были ещё два яруса).

В сохранившейся части в 1970 г. была устроена стеклодувная мастерская, с 1976 г. развалины брошены.

С 1812 г. селом владели князья Енгалычевы. В 1830-х гг. построен усадебный дом, который сгорел в 1993 г.

В 1852 г. село принадлежало Елизавете Яковлевне Мячковой. Потом инженеру Вознесенскому. В 1890 г. здесь была усадьба госпожи Лаврентьевой. Последним владельцем усадьбы был московский врач К.С. Снегирёв.

По дороге из Троицкого в Клин на берегу р. Катыш, напротив друг друга, стояли усадьбы Игрищево (князей Енгалычевых) и Стрелково, обе уничтожены в советское время.

В 1875 г. усадьбу Стрелково купил известный художник, один из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок Василий Григорьевич Перов (1834-1882). Он родился в Тобольске (внебрачный сын барона Г. К. Криденера, тобольского прокурора). Прозвище Перов, ставшее фамилией, было дано ему в детстве за необыкновенные успехи в каллиграфии. Интерес к искусству проявился у него очень рано. Учился в Арзамасе, в известной художественной школе А. Ступина. В 1853 г. поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1856 г. за представленный в Академию художеств этюд мальчика удостоился серебряной медали, затем ещё неоднократно получал награды Академии и, наконец, в 1861 г. Большую золотую медаль за «Проповедь в селе».

Она, а также «Сцена на могиле» и «Чаепитие в Мытищах», выставленные в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на зрителей и свидетельствовали о том, что художник сформировался как жанрист. Однако творчество Перова явно не укладывалось в традиционные границы бытового жанра, оно превращалось в жанр социально-обличительный.

В 1862 г., получив благодаря Большой золотой медали право путешествовать за казённый счет, Перов отправился в Германию, затем во Францию. В Париже он провёл полтора года. Пребывание за рубежом не удовлетворило художника. Он считал, что не может писать идейные картины, не зная жизни страны, и работал над техникой письма. Тем не менее созданные здесь наброски, в том числе картина «Савояр» (1863-1864), изображающая маленького бродягу с обезьянкой, свидетельствовали о возросшем мастерстве.

В 1864 г. Перов возвратился домой раньше срока, мотивировав это необходимостью отображать русскую действительность. 2-я половина 1860-х и 1870-е - пора творческой зрелости. С 1865 по 1871 г., живя в Москве, он создал ряд произведений, поставивших его во главе набиравшего силу художественного течения, позднее получившего название «передвижничество».

Это картины «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы» и другие. В 1870 г. В.Г. Перов стал одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, которому предстояло сыграть громадную роль в русском искусстве. Оно позволило вошедшим в него единомышленникам стать материально независимыми от официального центра русского искусства - Академии художеств. Многие образы картин Перова возникали на страницах рассказов художника. Так, в коротенькой новелле «Тетушка Марья» (1875) говорится о судьбе мальчика, изображённого в центре картины «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866). Он писал также воспоминания. Картины Перова демонстрировались с большим успехом на Всемирной выставке в Париже.

В 1866 г. он получил звание академика, а в 1870 г. за картину «Птицелов» - звание профессора. С 1871 г. Перов преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, И.И. Левитан, братья С. и К. Коровины и другие. Василий Григорьевич писал много портретов. Они открыли собой пору расцвета психологического портрета последней четверти XIX в. В последние годы жизни в творчестве Перова преобладают картины на темы Евангелия: «Христос в Гефсиманском саду», «Снятие с креста», «Распятие», «Весна». Он умер от чахотки в с. Кузьминки неподалёку от Москвы.

В Стрелково к Василию Григорьевичу приезжали М.В. Нестеров, А.К. Саврасов, П.М. Третьяков, Л.Н. Толстой. После смерти художника в усадьбе жила его вторая жена (первая, Е.Э. Шайс, умерла в 1868 г.) Елизавета Егоровна Драгунова (ум. 1902).

Несмотря на то, что в Стрелково в 1918 г. побывала группа членов комиссии по охране памятников искусства и старины (в протоколе комиссии было записано: «Имеет исключительную художественную и научную ценность имущество усадьбы Стрелково художника Перова В.Г., которое подлежит сохранению и охране как достояние народа, республики», - дом и имущество усадьбы были проданы Троицким волисполкомом, дом перевезён в д. Радовань, за четыре километра. В наше время в Стрелкове остаются фундамент дома, заросший пруд и часть одичавшего парка. Рядом со Стрелковом, в Михайловском, сохранился заброшенный парк усадьбы Сомовых. Михайловское приобрёл в конце XVIII в. вышедший в отставку капитан флота Иван Осипович Сомов. Из 14 детей Ивана Осиповича и Таисии Петровны Сомовых больше других получил известность Иосиф Иванович (1815-1876), даровитый профессор и академик, деятельно и плодотворно трудившийся на поприще чистой и прикладной математики.

Окончив в 1835 г. курс физико-математического факультета Московского университета со степенью кандидата, Иосиф Сомов принялся за труд, задуманный ещё в университете - «Теория определенных алгебраических уравнений высших степеней» (напечатан в 1838 г. и удостоен Академией наук Демидовской премии). Сомов поступил учителем математики в московское коммерческое училище и в Дворянский институт. В 1841 г. он защитил диссертацию «Об интегралах алгебраических иррациональных дифференциалов с одной переменной» на степень магистра философии. Петербургский университет пригласил его на вакансию адъюнкт-профессора.

Там он читал сначала высшую алгебру, затем все другие отрасли чистой математики, за исключением теории вероятностей и теории чисел.

В 1847 г., защитив диссертацию «О распространении световых волн в средах, не имеющих двойного преломления, получил степень доктора математики и астрономии, затем избран в экстраординарные профессора; Академия наук за эту работу присудила ему вторую Демидовскую премию. В 1850 г. напечатал «Основания теории эллиптических функций», за что награждён в третий раз Демидовской премией. В 1856 г. он был сделан ординарным, а в 1866 г. заслуженным профессором.

В 1862 г. Сомов был избран в Академию наук. С 1864 г. он читал в Петербургском университете теоретическую механику, напечатал свой курс механики: в 1872 г. 1-ю часть (кинематика), в 1874 г. 2-ю (введение в статику и динамику и две главы статики; оставшееся в рукописи окончание было издано после смерти автора). Эти два тома в 1878 г. переведены на немецкий язык. При преподавании разных частей математики в различных учебных заведениях Сомов нашёл нужным составить руководства по начальной алгебре, аналитической геометрии на плоскости, аналитической геометрии в пространстве, начертательной геометрии.

В середине XIX в. усадьбой владел Василий Александрович Карцев.

В 1890 г. в Михайловском были усадьбы Скрябина и Бружевец, в 1911 г. - В.П. Иванова, Баталиной и Елтовской.

В советское время усадьбы разрушены.

Московская обл., с. Троицкое-Александрово

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Святой Троицы адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...